Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии
Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Платон (428/427 - 348/347 г. до н.э.) в диалоге «Государство» считал, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Стабильным следует считать общество, поделённое на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих государство от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к классу обусловлена только происхождением. Каждый гражданин должен заниматься своим делом (разделение труда) и не вмешиваться в дела других классов (социальное разделение). У Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) («Политика») опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него существуют ещё два сословия: богатая плутократия и лишённые собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда бедняки не отстранены от участия в управлении; интересы богатых ограничены; а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других. Он считал, что частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, т.к. каждый занят своим делом. При коллективной собственности все или большинство бедны или озлоблены. При частной - появляются богатство и неравенство. Но только частная собственность даёт гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Никколо Макиавелли (1469 - 1527), итальянский философ, первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал свою теорию сильного государства, где в народе не развиты гражданские добродетели, акцент делается не на структуру общества, а на поведение политического лидера («Государь»). Макиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха. Первый закон: действиями людей правит честолюбие и стремление к власти. Для поддержания стабильности оправдана любая жестокость. Второй закон: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы удержать её, надо быть жестоким. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Томас Гоббс (1588 - 1679), английский философ, сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество? » - и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т.е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищённость от враждебных действий других. Джон Локк (1632-1704) — английский философ, в работе «Два трактата о правлении» рассматривал проблему природы человека, условия устойчивости либерального порядка и желаемое государственное устройство. В отличие от Гоббса Локк обосновывал человеческую склонность к координации совместных действий. Все прежние политические объединения, включая средневековые государства и абсолютные монархии, Локк именует «естественными государствами», поскольку они не гарантировали права человека на жизнь, свободу и частную собственность. Реакцией людей на данную ситуацию является общественный договор по поводу объединения в гражданское общество, в котором устанавливается государство нового типа, способное гарантировать эти права. Общественным идеалом Локка было интегрированное гражданское общество, порядок в котором поддерживается гражданским согласием и политической системой с разделением властей Жан-Жак Руссо (1712-1778) —французский философ, автор конфликтологический теории общества. Руссо рассматривал проблему природы человека, причины социальных конфликтов в ранних и в современных обществах и модель возможного общественного неравенства людей. Руссо не принял взгляда Гоббса, что в естественном состоянии люди агрессивны, по двум причинам: 1) гармоничности родового человека и среды вследствие примитивности желаний и достаточности внешних ресурсов; 2) наличие конвенциональных порядков, обычаев. Социальные конфликты между людьми возникают с появлением социального неравенства, которое в отличие от естественного неравенства узаконено в виде привилегий. Конфликты актуализируют потребность в коренном изменении социального порядка посредством нового общественного договора. Общественным идеалом Руссо полагал народный суверенитет и переход, через выражение общей воли, к гражданскому и имущественному равенству. Народ выступает хранителем обычаев и обеспечивает возвращение к естественной свободе человека от привилегий. Шарль Луи де Монтескье (1689—1755) особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках — «всего народа или части его» — находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т.д. Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и преобладания «чувства добродетели». Монархия более вероятна в странах со средней величиной территории и численности населения, она предполагает существование чинов, преимуществ сословного неравенства, предпочтений, что порождает преобладание «чувства чести». Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг перед другом. Клод Анри де Сен-Симон (1760—1825), французский философ, был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы