Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основоположники социологии
Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, который считается основателем социологии, так как именно он ввёл в научный оборот сам термин «социология». Конт подчёркивал, что изучение общества должно быть научным, и настоятельно рекомендовал социологам использовать систематические наблюдения, эксперимент и сравнительный исторический анализ в качестве базовых социологических методов. Он создал свою «иерархию наук» (табл.1), в которой социологии отводилась роль «королевы». Конт подразделял социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает аспекты общественной жизни, связанные с порядком и стабильностью и позволяющие обществам существовать и переживать социальные катаклизмы. Социальная динамика занимается теми аспектами общественной жизни, которые связаны с социальными изменениями и составляют базу для развития социальных институтов. Социальная динамика использует исторический метод в изучении последовательных и необходимых этапов «интеллектуальной эволюции» человека и общества.
Таблица 1 Иерархия наук по О.Конту
Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три стадии политико-социальных форм организации: теологическая стадия - военное господство; метафизическая стадия - феодальное господство; позитивная стадия - промышленная цивилизация. Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство между социальными группами связано с определённым уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми. Герберт Спенсер (1820 - 1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Точно так же, как человеческое тело состоит из органов, например почек, лёгких и сердца, общество состоит из различных социальных институтов - семьи, религии, системы образования, государства и экономики. Подобно биологам, описывающим организм в виде его структур и функций, которые обеспечивают выживание организма, Спенсер так же описывал общество. Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч.Дарвина, Спенсер применил концепцию «выживания сильнейших» к социальному миру. Этот подход был определён как социальный дарвинизм. Спенсер пытался доказать, что правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» - вымирать. Карл Маркс (1818 - 1883) – немецкий политический деятель, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса - идея материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства (например, сельского хозяйства или промышленности). На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетённые классы. Маркс был убеждён в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обуславливает классовые конфликты. Марксистская концепция заключается в том, что развитие основывается на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Согласно взгляду Маркса на историю, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нём развиваются внутренние противоречия. Ни одна общественно-экономическая формация (определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии) не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, а новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования. Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественных институтов. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. По этой причине Маркс считал, что когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он изменит существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй - коммунизм. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог, считал, что исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими общественных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании». Структура общества была относительно простой, с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называет механической. В развитых обществах индивиды выполняют специальные функции в соответствии с разделением общественного труда, обусловливающего функциональную взаимозависимость и взаимообмен. Новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органический солидарностью. По Дюркгейму, предмет социологии - социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделённые принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». Социальные факты представлены двумя группами: социальными структурами и социальными институтами. Дюркгейм убедительно продемонстрировал значимую роль социальных фактов в поведении людей в своей книге «Самоубийство» (1897), которая стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки. Он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт. Дюркгейм исследовал уровень самоубийств у различных групп европейцев и в разные периоды жизни и пришёл к выводу, что различные показатели самоубийств (помимо тех, которые относятся к ведению психологии) являются следствиями вариаций социальной солидарности. Индивиды, имеющие целую сеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийств, чем индивиды, слабо связанные с жизнью группы. Ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция служит типичной социальной причиной самоубийства в современном обществе. Макс Вебер (1864 - 1920) - немецкий социолог, экономист, юрист, считал, что социология, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Ключевым аспектом является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Свою социологию Вебер назвал «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «причинно объяснить» их социальные действия. Именно социальное действие Вебер выводил в качестве предмета социологии. Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие идеального типа, который представляет собой теоретическую конструкцию, используемую для определения основных характеристик социального феномена. Он не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий, выполняя роль измерительной планки. Вебер выделили четыре «идеальных типа» социального действия: целерациональоне, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. В трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей рационализации общества. Рационализация, по Веберу, это результат воздействия нескольких феноменов: античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом, а затем и техникой; римское право; а также рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Фактором, который позволил синтезировать все эти элементы, явился протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, поскольку экономический успех был возведён протестантской этикой в религиозное призвание. Георг Зиммель (1858-1918) — немецкий философ, социолог, основоположник формальной социологии. Предметом социологии, по его мнению, являются формы социального, которое понимается как совокупность межиндивидуальных взаимодействий. 3иммель полагал, что можно отделить форму взаимодействия от содержания и показать наличие одной и той же формы у различных по содержанию и внешне отличных друг от друга взаимодействий. Наиболее важным является метод формальной социологии, анализ социальных взаимодействия и его оценка значения социального конфликта. 3иммель исследовал социальное развитие, социальную дифференциацию и возникновение денежной экономики. По его мнению, социология конституировалась как метод выделения особенного ряда факторов — форм обобществления; затем следуют их упорядочение, систематизация, психологическое обоснование и описание в развитии.
Лекция 3. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы