Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СМИ на современном этапе развития



 

В XX в. "издательское дело, став большим бизнесом, приобретало все характерные формы современного индустриального и коммерческого производства и в борьбе за существование освобождалось от старомодных привычек и приемов. Два кризиса в циклическом развитии бизнеса — биржевая паника 1893 года и депрессия 1896-1897 годов -поставили издательское дело <...> под контроль финансового капитала, и отныне банки и инвестиционные компании снабжали издательства капиталом и требовали наибольшей эффективности производства с целью получения устойчивых прибылей" [156].

После бурного всплеска макрейкерства американская журналистика входит (в большинстве своем) в русло консерватизма. В издательской политике, как правило, главный акцент делался не столько на увеличение тиражей, сколько на привлечение рекламы, а для этого периодическому изданию необходимо избегать проявлений радикализма. Появились газетно-журнальные синдикаты, объединявшие и координировавшие деятельность нескольких периодических изданий.

Успешная работа периодического издания была невозможна без специализированной профессиональной подготовки его сотрудников. Время журналистов-универсалов уходило в прошлое, потребовались специалисты в различных областях (политика, экономика, криминальная хроника, спорт, театральная жизнь). В самостоятельные журналистские специальности, необходимые для работы в солидном периодическом издании, выделились фотографы, специалисты по дизайну, рекламе, менеджменту.

Поэтому уже в начале века возникла проблема подготовки журналистских кадров. Сложилось два противоположных подхода к данной проблеме. Одни считали, что лучшей школой для журналиста должна стать редакция газеты или журнала, где можно получить необходимый опыт. Другие были убеждены в необходимости создания специальных журналистских школ. Первая журналистская школа (по уровню обучения сопоставимая с университетскими стандартами) была в 1908 г. при университете штата Миссури. Джозеф Пулитцер передал 2 млн. долларов на создание журналистской школы в Колумбийском университете в Нью-Йорке, которая благодаря этому взносу была открыта в 1912 г. [157]. Аналогичные журналистские школы стали открываться в Германии, Англии, Италии и других странах.

Общее количество ежедневных газет в США к 1915 г. превысило 2200, однако после 1915 г. их количество стало снижаться ввиду ряда причин (для сравнения, в 1995 г. количество ежедневных газет составило 1586) [158]. Одна из причин — проявившаяся тенденция к слиянию периодических изданий. В 1916 г. Фрэнк Манси предпринял целую серию слияний старейших нью-йоркских газет. В результате его деятельности слиянию подверглись такие прославленные в прошлом издания, как "The New York Sun", "The New York Tribune", "The New York Herald".

Послевоенная идеологическая экспансия США привела к созданию глобальных периодических изданий, какими в настоящее время являются газеты "Financial Times" или "The International Herald Tribune". Любопытна в этом отношении судьба газеты "The International Herald Tribune", созданной на базе парижского издания "The New York Herald" в тот момент, когда нью-йоркское издание потерпело поражение в конкурентной борьбе с "The New York Times" [159].

Монополизация газетно-издательского бизнеса объективное следствие общих тенденций в мировой экономике, хотя наличие корпораций-монополистов не уничтожает возможность существования независимых изданий Другое дело — степень их влияния на идеологические и культурные процессы. В настоящее время крупнейшими монополиями издательского мира США являются кампания Ганнет, финансовая группа Руперта Мэрдока, газетный трест Ньюхауза, издательский трест Херста и несколько других корпораций, большинство которых не ограничиваются только газетно-журнальной продукцией, а активно используют радиостанции и телеканалы, системы кабельного телевидения. Газетное производство не прекратилось в результате активного внедрения в повседневную жизнь телевидения, видео или различных компьютерных технологий. Напротив, мировая статистика фиксирует следующие данные по периодической печати: в середине 1990-х гг. в мире издается около 9400 ежедневных газет, причем за последние десять лет их число и тиражи возросли приблизительно на 12%; около 20% всей газетной периодики приходится на США.

В функционировании современных СМИ можно выделить "две модели глобальных коммуникаций — "олигархическая" (господство групп монополизированного информационного капитала) и "партисипационная" (participatory democracy — совместное участие организованных групп лиц в общественных акциях). С первой <...> связывают вертикальный тип распространения информации и социально-политический подход к средствам массовой коммуникации, со второй горизонтальные, многоканальные диалоговые системы и прагматизм "западной концепции", ориентирующей на решение не идеологических, а утилитарных проблем, таких, как доступ к спутниковым связям, получение сведений о странах третьего мира, приобретение газетной бумаги по ценам, сулящим выгоды, и многие другие, возникающие при переводе информационных связей на рыночные отношения" [160].

В послевоенные годы газеты более успешно адаптировались к новым реальностям телевизионной эры, когда телевидение в определенной степени воздействует на концепцию подачи материала и дизайн периодического издания Например, газета "USA Today", созданная в 1982 г. издательской корпорацией Ганнет", была задумана как общенациональное издание нового типа. Слова Аллена Ньюхарта, произнесенные 15 сентября 1982 г., стали девизом газеты: "USA Today стремится стать форумом для лучшего взаимопонимания и объединения, чтобы США стали единой нацией". Модель этого издания (подхваченная многими газетами) соответствует специфике мышления нового телепоколения — запоминающаяся графика, многоцветная печать, деление газеты на несколько секций (новости политического и общего характера, финансовые новости, спорт, культура и отдых), ориентация на публикацию кратких статей, большое количество развлекательных материалов.

Журналам также необходимо было пойти на ряд шагов по адаптации к новым условиям. Вполне естественным шагом стало появление гибридных форм журнальной продукции, которые тяготели к газетной форме подачи новостей, а также уделяли большое внимание хроникально-документальному изобразительному ряду. В 1923 г. Генри Люс и Брайтон Хэдден предприняли издание еженедельнго журнала "Time", ставшим первым "журналом новостей" в истории американской прессы. В дальнейшем Люс приобрел журналы "Fortune", "Life", "Sports Illustrated", исповедовавшие тот же стиль подачи информации.

Журнал "Time" сохранил свое лидирующее положение в качестве "журнала новостей" в наши дни. К нему вплотную приблизились журналы "Newsweek" и "U.S. News and World Report", которые вместе с "Time" составляют ведущую тройку подобного рода изданий. Все они являются международными изданиями, что отразило тенденцию к глобализации периодических изданий.

Одним из лучших "журналов мнений" в американской журналистике XX в. стал журнал "The New Yorker". "Журнал мнений" традиционно обращается к более узкому, но и более устойчивому кругу читателей-интеллектуалов, желающих получать образцы серьезной литературно-критической продукции. Именно для этой аудитории был создан еженедельный журнал "The New Yorker", основанный в 1925 г. Гаролдом Россом. В первые годы своего существования "The New Yorker" удалось собрать сильный по литературному уровню круг авторов (Джеймс Тербер, Огден Нэш, Ринг Ларднер) и привлечь широкую читательскую аудиторию, создав особый орган "утонченного городского юмора" и новую эстетику качественного журнализма. Журнал смог сохранить верность избранному курсу и стать своеобразным стандартом хорошего вкуса. В американском литературоведении даже появился термин "проза журнала "The New Yorker", являющийся синонимом качественной прозы уровня Сэлинджера или Трумэна Капоте. Нынешний тираж этого издания составляет около 800000 экз., а это хороший показатель для такого рода издания. "Журналы мнений" смогли выжить в телевизионную эпоху частично благодаря тому, что смогли завоевать определенные аудитории, оставшиеся недоступными для телевидения ввиду их малочисленности или специфичности.

Своеобразной метажурналистикой можно считать появление в начале XX в. так называемых дайджестовых изданий, из которых самым известным стал созданный Де Виттом Уоллесом нью-йоркский "The Reader's Digest" (1922-), резюмирующий и печатающий фрагменты из других периодических изданий. Тираж этого издания в настоящее время исчисляется десятками миллионов, а сам журнал издается на многих языках, включая китайский. В целом журналы смогли сохранить свое место в структуре СМИ — в середине 1990-х гг. в США издается свыше 11000 журналов.

Развитие СМИ в 1980-гг. было дополнено появлением таких феноменов, как кабельное телевидение, спутниковое вещание, новые типы аудиовизуальной продукции (видеокассеты, различные типы СО), персональные компьютеры, компьютерные информационные сети (типа "Internet"), системы видеотекса. Это приводило к возникновению кратковременных "бумов" на тот или иной тип электронных технологий (например, "видеобум" рубежа 1980-х гг.). Проходило время, и новая технология занимала свое место в коммуникационной иерархии. Сосуществование (или сотрудничество) печатной и электронной культуры стало свершившимся фактом, тогда как большинство апокалиптических прогнозов о смерти того или иного типа СМИ в результате появления новой коммуникационной технологии так и остались в прошлом.

Помимо 5 основных телесетей (ABC, CBS, NBC, Fox, PBS) в США существуют около 500 каналов кабельного телевидения. Эти каналы дифференцируются, ориентрируясь на определенную зрительскую аудиторию. Существуют кабельные сети, специализирующие на показе старых художественных (Cinemax, Comedy или Movie Channel) и анимационных (Disney) фильмов, каналы последних достижений науки и техники (Discovery), цифровые музыкальные каналы (MTV), каналы спортивной классики с повтором лучших баскетбольных матчей или боксерских боев (Show-time), каналы научной фантастики и "фэнтази" (Sci-Fi), каналы заочного обучения (Learning), юридические (Court TV) и религиозные каналы (Faith), рекламные каналы и т.д. Информационным блокам отводится примерно четверть общего времени кабельного вещания.

Данные по американским СМИ на 1994 г. определяются следующими показателями — 5000 коммерческих радиостанций, работающих на УКВ, 5000 коммерческих радиостанций, вещающих на других частотах, 1550 радиостанций, носящих образовательный характер и работающих на УКВ, 1153 коммерческие телестанции, 363 общественно-образовательные телестанции.

Использование новых коммуникационных технологий может помочь завоевать уже устоявшийся рынок электронных СМИ. Так, кабельная телесеть CNN (центр — Атланта, штат Джорджия) была создана Тедом Тернером в 1980 г. Акцент в новой телекомпании был сделан на круглосуточном канале новостей. Причем новости CNN отличаются необыкновенной оперативностью, корреспонденты этой телекомпании работают в самых горячих точках планеты, практически мгновенно передавая информацию в очередной блок новостей CNN. "За этой кабельной сетью числится немало опережающих другие сети сообщений и подробных репортажей о крупных событиях: прямая трансляция слушаний в американском сенате, репортажи о покушениях на президента Рейгана и папу римского, о бракосочетании наследника британского престола и убийстве президента Египта Анвара Садата Си-Эн-Эн была единственной сетью, передавшей запуск шаттла "Челенджер", взорвавшегося через несколько секунд после старта" [162] После слияния корпорации Теда Тернера с теле- и кинокорпорацией Time Warner в октябре 1996 г., CNN вошла в состав нового объединения, финансовые возможности которого позволят компании выйти на новые рубежи в информационном бизнесе [163].

Активная экспансия американских электронных СМИ порождает ряд проблем, связанных с наступлением диктата американского стандарта масс-культуры и утраты национальной специфики (хотя этот вопрос далеко не однозначен). Примером музыкальной экспансии можно считать американский спутниковый музыкальный канал MTV (очень популярный в Европе), который недавно приобрел европейский канал "Super Channel". Сейчас 10 европейских спутниковых каналов принадлежат американским кампаниям.

Проблемы, возникшие в результате наступления эпохи новых электронных технологий, по всей видимости, требуют принципиально новых решений. В этом контексте важной представляется мысль, высказанная на международном симпозиуме "Новая эра компьютерной техники" (1992): "Новая эра компьютерной техники означает нечто более важное, нежели просто время изобретения новых машин, работающих скорее и эффективнее при решении проблемы, которые еще несколько десятилетий назад не могли рассматриваться людьми. Новая эра, если ее обещания исполнятся, может заставить признать тот коренной факт, что мир политики скован традиционными способами подсчетов и оценок, силами и влияниями в формах, которые для сегодняшнего дня оказываются слишком механическими и опирающимися на ценности XIX века. Наступила пора отхода от упрощенных и старомодных истин. И если США (и другие страны) стремятся осмыслить свое положение в мире сегодняшнего дня, они не могут просто ссылаться на страхи и ожидания, известные еще с прошлого столетия. Каждое современное государство должно осознать свои силы и слабости в контексте современности" [164].

Рекомендуемая литература

Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.

Андрунас Б.Ч., Голованова Г.А. Основные тенденции в развитии газетно-журнальной индустрии в 70-е -начале 80-х годов // Проблемы американистики. Вып. З. М., 1985. С. 296-316.

Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1984.

Вуд Д. Влияние телесети Си-Эн-Эн //Америка. 1991. № 420. С. 43-44.

Голованова Г.А, Вартанова Е.Л. Средства массовой информации США, стран Северной Европы в 1992 г. // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. 1993. № 6. С. 43-67.

Засурский Я.Н., Беглов С.И., Землянова Л.М. Средства массовой информации Великобритании, США в 1992 году // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. 1993. № 3. С. 43-67.

Землянова Л.М. К вопросу об атрибутах массовой культуры (по материалам массовой коммуникативистики) // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. 1993. № 5. С. 70-82.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

История США: В 4 т. М., 1983-1987. Т. 2-4.

Современные Соединенные Штаты Америки: Энциклопедический справочник. М., 1988.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980.

 

Примечания

 

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 35.

2 Там же. С. ЗЗ.

3 Там же. С. 49.

4 Платон. Собр. соч.: В 4т. М., 1994. Т.4. С. 115.

5 Там же. С. 115.

6 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.,1991. С. 127.

7 Платон. Указ. соч. Т.4. С. 507.

8 Там же. Т.З. С. 352.

9 Новгородцев П.И. Указ. соч. С. 99.

10 Эта концепция подробно изложена в двух основополагающих трудах Гарольда Инниса, давно ставших классикой коммуникативистики: Innis H. Empire and Communication.

11 Innis H. Media in Ancient Empires // Communication in History. Technology, Culture, Society. -N.Y.;L, 1991. P.29.

12 Аверинцев С. С. Слово и книга // Декоративное искусство СССР. 1977. № 3. С. 40.

13 Древние цивилизации / Под ред.Г.М.Бонгард-Левина. М., 1989. С. 305.

14 Desmond R.W. The Information Process: World News Reporting to the Thwentieth Century Iowa City: Univ. of Iowa Press, 1978. P.14.

15 Ораторы Греции. М., 1986. C.12.

16 В античные времена ораторская речь "делилась на пять частей: нахождение материала (inventio), расположение материала (dispositio), словесное выражение (elocutio), запоминание (memoria) и произнесение (actio). Риторическая наука стремилась к достижению трех целей: убедить, усладить, взволновать слушателя (и читателя). Расположение материала имело строгую схему, разработанную еще софистами: вступление (prooemium, exordium), изложение (narratio), разработка (tractatio), заключение (conclusio, peroratio). Иногда к изложению присоединялось изложение темы (propositio), доказательство (argumentatio, probatio, confirmatio), опровержение доказательства противника (refutatio, reprechensio). Главную заботу оратора составляло словесное выражение, которое должно отличаться правильностью, ясностью, уместностью и красотой" (Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994. С. 500).

17 Аверинцев С. С. Указ. соч. С. 42.

18 Мусейон был основан благодаря усилиям представителя школы перипатетиков - Деметрия Фалерского, ученика Теофраста.

19 По просьбе Деметрия Фалерского правитель Египта Птолемей Филадельф выкупил у наследников библиотеку Аристотеля. Его сын Птолемей III Эвергет взял во временное пользование под огромный залог подлинный экземпляр сочинений греческих трагиков, но не смог расстаться с книгой даже после снятия копии, отказался от залога и оставил себе драгоценный экземпляр.

20 В войне между Египтом и Пергамом соперничество носило не только военный, но и культурный характер. Александрийская и Пергамская библиотеки также соперничали друг с другом. Птолемей VIII Филолог ввел эмбарго на поставку папируса, что вынудило Пергам искать новый материал для письма. В результате в Пергаме изобрели пергамент, изготовлявшийся из бараньей кожи.

21 Боннар А. Греческая цивилизация. В 3 т. М., 1992. Т.З. С. 246.

22 Хранитель библиотеки, известный александрийский филолог Зенодот отмечал обелом (знаком в форме веретена) те фрагменты текста, которые он считал интерполяциями.

23 Aldington R. French Studies and Reviews. L., 1926. P. 186.

24 В 1592 г. известный французский ученый и издатель Исаак Казабон опубликовал перевод "Характеров" Теофраста и сопроводил его обширными комментариями. С этого издания начиналось знакомство с произведением Теофраста. Под влиянием "Характеров" Теофраста английский епископ Джозеф Холл выпустил книгу "Характеры пороков и добродетелей" (1608), во Франции в 1688 г. выходит первое издание "Характеров" Жана де Лабрюйера.

25 Древние цивилизации. С. 411.

26 Моммзен Т. История Рима. Спб., 1993. С. 255.

27 Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. Спб., 1994. С. 367.

28 Там же. С. 378.

29 Цицерон. Эстетика ... С. 260.

30 В римском государстве имелась выборная должность цензора — магистрата, в обязанности которого (помимо проведения ценза и ревизии списка сенаторов и всадников) входила и функция блюстителя нравственности. Некоторое время цензором служил Цицерон. В императорскую эпоху цензорские функции исполнялись самими императорами.

31 В данном эдикте говорилось: "Дошло до нас, что есть люди, которые завели науку нового рода, к ним в школы собирается юношество, они приняли имя латинских риторов, и там-то молодые люди бездельничают целыми днями. Предками нашими установлено, чему детей учить и в какие школы ходить; новшества же, творимые вопреки обычаю и нраву предков, представляются неправильными и нежелательными.

Поэтому считаем необходимым высказать наше мнение для тех, кто содержит школы, и для тех, кто приобык посещать их, что нам это не угодно" (Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1966. С. 230).

32 Гай Светоний Транквилл. Указ. соч. С. 10.

33 Там же. С. 23.

34 Там же. С. 23.

35 Подробно об античной эпистолографии см. в монографии: Ученова В.В. У истоковпублицистики. М., 1989. С. 56-68.

36 Корнелий Тацит. Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т.1. С. 328.

37 Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1977-1978. Т.2. С. 352.

38 Столяров А.А. Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение // Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 11.

39 Учениками Либания в области риторики были как император Юлиан, так и отцы церкви — Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Назианзин.

40 Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. С. 87.

41 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 552.

42 Неретина С. С. Абеляр и особенности средневекового философствования // Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995. С. 41.

43 Burke J. Communication in the Middle Ages // Communication in History... P.73.

44 Например, Альфонсо Великий, король неаполитанский, выступавший в качестве мецената и покровителя литературы, наградил Поджо Браччолини за латинский перевод "Киропедии" Ксенофонта огромной суммой в 500 дукатов.

45 Буркхарт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996. С. 96-97.

46 Там же. С. 151-152.

47 В настоящее время 42-строчная Библия является самой дорогой инкунабулой в мире.

48 Книжные сокровища мира. М., 1989. Вып.1. С. 29.

49 История Европы: В 8 т. М., 1993. Т.3. С. 472.

50 В 1485 г. Кэкстон издал шедевр английской средневековой прозы — роман Томаса Мэлори "Смерть Артура". Причем все редакционные правки Кэкстона — он разбил текст на 507 мелких параграфов ("рубрик") и предпослал каждому из них краткое содержание — стали неотъемлемой частью текста Т.Мэлори. В настоящее время это издание обычно воспроизводится в редакционной версии Кэкстона.

51 Немировский Е.П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М., 1991. С. 24.

52 McLuhan М. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographical Man. Toronto, 1962.

53 Обзор различных направлений в современной коммуникативистике можно найти в книге: Землянова Л М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

54 Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1992. С. 165.

54аЛютеровский перевод Библии издавался 430 раз в период с 1522 по 1546 г.

55 Лютер М. Указ. соч. С. 271.

56 История немецкой литературы: В 3 т. М., 1987.Т.1. С. 119.

57 Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия. М.; П., 1936. С. 373-374.

58 Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. М., 1978. Т.2. С. 49.

59 Stephens M. A History of News: From the Drum to the Satellite. N.Y., 1989. P. 152-154.

60 См.: Desmond R.W. The Information Process: World News Reporting ... P.32.; Emery E., Emery M. The Press and America. An Interpretive History of the Mass Media. N.J., 1984. P.4.

61 Первая российская газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти в Московском государстве и в иных окрестных странах" была создана по повелению Петра I в 1703 г.

62 Попов Ю.В. Теофраст Ренодо — основатель французской журналистики // Вестник МГУ. Сер.10: Журналистика. 1978. № 4. С. 39.

63 Demougin J., ed. Dictionnaire de la litterature francaise et francophone: 3 vis. — Paris, 1988. Vol. 3. P. 1187.

64 Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. М., 1959. С. 425-426.

65 История Европы: В 8 т. Т.З. С. 312.

66 Мильтон Дж. Ареопагитика // Корабли мысли: Зарубежные писатели о книге, чтении, библиофилах. Рассказы, памфлеты, эссе. М., 1980. С. 31.

67 Там же. С. 44

68 Bellanger С. et al., eds. Historie Generate de la Presse Francaise. Paris, 1969. Vol.l. P.64- 65.

69 Мильтон Дж. Указ. соч. С. 25-26.

70 Там же. С. 26-27.

71 В России полный перевод "Ареопагитики" был выполнен и опубликован в 1907 г. литературоведом-марксистом П.С. Коганом. В советский период полный текст "Ареопагитики" не переиздавался.

72 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., 1995. С. 71.

73 Пек Р.С. Пресса под защитой конституции // Америка, 1992. № 425. С. 17.

74 Подробности дела Питера Зенгера см.: Rutherfurd L.A. John Peter Zenger, His Press, His Trial, and a Bibliography of Zenger Imprints. N.Y., 1904.

75 Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993. С 40.

78 ПекР.С. Указ. соч. С. 17.

77 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 479.

78 История США: В 4 т. М., 1984. Т.1. С. 417.

79 Там же. Т.2. С. 372

80 Friendly F.W. Minnesota Rag: The Story of the Landmark Supreme Court Case That Gave New Meaning to Freedom of the Press. N.Y., 1981.

81 Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. С. 299.

81а В энциклопедии "Encarta" (Microsoft, 1996) приводятся данные о существовании в период с 1663 по 1668 г. немецкого научного журнала 'Erbauliche Monaths-Unterredungen" ('Наставительные ежемесячные дискуссии").

82 Очевидно есть некая историческая закономерность в том, что у истоков создания первой французской газеты стоит Ришелье, а у истоков создания первого журнала - Кольбер.

83 Demougin J., ed. Dictionnaire de la litterature francaise ... Vol. 2. P.739.

84 Орловская Н.К. Итальянский журнал XVII века о грамматике Маджо // Вопросы литературных связей Грузии с Западом. Тбилиси, 1986. С. 86-93.

85 Геттнер Г. История всеобщей литературы XVIII века: В 3 т. Спб., 1866. Т.2. С. 34.

86 Бейль П. Исторический и критический словарь: В 2 т. М., 1967. Т.1. С. 14.

87 Расчет де Визе оказался верным. То, что раньше составляло тему разговоров салонов и двора, стало известным широкому кругу читателей, интересующихся информацией подобного рода. См.: Demougin J., ed. Dictionnaire de la litterature fran? aise... Vol.2. P.927.

88 История немецкой литературы: В 3 т. Т.1. С. 212.

89 Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1960. Т.2. С. 36.

90 Вольтер. Философские сочинения. М., 1988. С. 110.

91 Christophersen R.I. Portrait of Britain. Oslo, 1973. P.261.

92 Геттнер Г. Указ. соч. Т.1. С. 244.

93 Книжные сокровища мира. Вып.1. С. 165.

94 Теккерей У.М. Английские юмористы XVIII века // Собр. соч.: В 12 т. М., 1977. Т.7.С. 574-575.

95 Там же. С. 516.

96 Когда в прессе появилась статья, требующая запрета анонимности публикаций,Свифт резко возразил, утверждая, что "помимо того, что такая статья закона сделает невозможной деятельность благочестивых людей, которые, публикуя превосходные сочинения на благо религии, предпочитают в духе христианского смирения остаться неизвестными, не подлежит сомнению, что все, обладающие подлинным талантом и познаниями, наделены непреодолимой скромностью и не могут быть уверены в себе, впервые отдавая на суд людской плоды своего ума" (Цит. по: Теккерей У.М. Указ.соч. Т.7. С. 514).

97 По свидетельству У.М.Теккерея Свифт, перечитывая в старости памфлет "Сказка о бочке", воскликнул: "Господи, какой у меня был талант, когда я написал эту книгу!" (Цит. по: Теккерей У.М. Указ.соч. Т.7. С. 528).

98 Там же. С. 514.

99 Геттнер Г. Указ.соч. Т.1. С. 223.

100 Теккерей У.М. Указ. соч. Т.7. С. 576.

101 Там же. С. 577-578.

102 История английской литературы: В 5 т. М.; Л., 1945. Т.1. Вып.2. С. 328-329.

103 Лессинг Г.Э. Указ. соч. С. 6.

104 Некоторые исследователи, в частности Дж.Х.Пейн (History of Journalism in the United States. N.Y., 1920) и Томас Дж. Уэртенбейкер (The First Americans, 1607-1690. N.Y., 1927), относят это событие к 1639 г. В первом томе "Литературной истории Соединенных Штатов Америки" (М., 1977) на С. 55 упоминается 1613 г., но это явная неточность, так как заселение Новой Англии началось в 1620 г. 1638 г. приводится в последнем издании "Encyclopedia Americana", и, по всей видимости, этой дате и следует отдать предпочтение.

105 Цит по: Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М., 1993. С. 372.

106 Stephens М. A History of News ... P. 183-184.

107 Mott F.L. American Journalism: A History of Newspapers in the United States Through 250 Years. N.Y., 1941. P.11-14.

108 Van Doren C. Benjamin Franklin. N.Y., 1937. P. 27.

109 Ibid. P 99.

110 Бурстин Д. Указ. соч. С. 368.

111 Van Doren С. Op.cit. P.119.

112 Апенко Е.М., Лазарева Е.В. Роль сатирических серий и нравоописательных эссе XVIII века в формировании художественной прозы США // Истоки и формирование американской национальной литературы XVII-XVIII вв. М., 1985. С. 283.

113 Бурстин Д. Указ.соч. С. 381.

114 Stephens M. Op.cit. P. 165.

115 Christophersen R.I. Op.cit. P.262.

116 Aspects of Britain and the USA. Oxford, 1994. P.44.

117 Алентьева Т.В. Х.Грили и американский фурьеризм в середине XIX века // Американский ежегодник. 1989. М., 1990. С. 190-209.

118 Литературная история Соединенных Штатов Америки. Т.1.С. 291.

119 Lee J.M. History of American Journalism. Boston, 1917. P.X-XIII.

120 В последнем значении этот термин получил широкое распространение во Франции, затем в Германии и России.

121 Allison J. Thiers and the French Monarchy. Boston; N.Y., 1926. P.262.

122 Demougin J., ed. Dictionnaire de la litterature franсaise ... Vol.2. P.631.

123 Dahl F. A Bibliography of English Corantos and Periodical Newsbooks, 1620-1642. L, P.125.

124 Уперов В.В. Реклама — ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы // ГермеС. Торговля и реклама. Сборник. — Спб., 1994. С. 398.

125 Там же. С. 399.

126 Там же. С. 414.

126а Например, агентство Палмера в Филадельфии, основанное в 1841 г.

127 Бейда П. Краткая история рекламы //Америка. 1991. № 419. С. 21.

128 Подборка данных о средствах массовой информации. Washington, 1996. С 2.

129 The New York World. 1883. May 11. Цит. по: Schlesinger A.M. The Rise of the City, 1878-1898. N.Y., 1956. P.188.

130 Schudson M. The New Journalism // Communication History ... P. 140.

130 Taft R. Photography and the American Scene. N.Y., 1942. P.428.

132 Juergens G. Joseph Pulitzer and the New York World. Princeton, 1966. P.56-57. Schudson M. Op.cit. P. 140.

133 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Дегуманизация искусства и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. М., 1991. Гл. VI-VIII.

134 Schlesinger A.M. Op.cit. P.191.

135 История США: В 4 т. Т.2. С. 168.

136 Bleyer W.M. Main Currents in the History of American Journalism. Boston, 1927. P.377.

137 Stephens M. Op. cit. P.211.

138 Ibid. P.143.

139 Профессиональные стандарты американских средств массовой информации. Washington, 1996. С. 9-10.

140 Aspects of Britain and the USA. P.44.

141 Schlesinger A.M. The Rise of the City, 1878-1898. N.Y., 1956. P. 110.

142 Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. Т.З. С. 59.

143 Lloyd H.D. Wealth Against Commonwealth // Free Government in Making. Readings in American Political Thought. Ed. by A.T.Mason. N.Y., 1956. P.644.

144 Nevins A.. John D.Rockefeller. N.Y., 1940. Vol.2. P.499-533.

145 "American News Company" — национальное агентство по доставке периодических изданий.

146 Madison С. А. Critics and Crusaders. A Century of American Protest. N.Y., 1959. P.357.

147 Stephens M. The Death of Reading // Los Angeles Times Magazine. 1991. Sept.22. P. 16.

148 Закон США о коммуникациях (1934) // Законодательство и практика средств массовой информации: Ежемесячный бюллетень. 1995. № 11. С. 22.

149 Чернова И.М. Становление и развитие жанра радиопьесы в Германии (1923-1933). Первый период расцвета // Вестник МГУ. Сер.10: Журналистика. 1989. № 3 С. 79.

150 Douglas S.J. Broadcasting Begins // Communication in History ... P.190.

151 McLuhan M. Understanding Radio//Communication in History ... P.209-210.

152 Stott W. Documenting Media // Communication in History ... P. 199.

153 Stephens M. Op.cit. P.276.

154 Колесник С. Г. Возникновение и становление американского телевидения. (Экспериментальное телевидение 20-30-х годов) // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. 1975. № 6. С. 83.

155 Современные Соединенные Штаты Америки: Энциклопедический справочник. М. 1988. С. 416.

156 Литературная история Соединенных Штатов Америки. Т.З. С. 35.

157 Birkhead D. Journalism Education // Gannett Center Journal. Spring-Summer. 1991. P.113-121.

158 Подборка данных о средствах массовой информации. С. 2.

159 Виниченко В.М. Газета "Интернэшнл Геральд Трибюн" (США) как тип глобального издания (1944-1995 гг.): Автореф. дис. ... канд.филол.наук. Ростов н/Д., 1995.

160 Землянова Л.М. Указ.соч. С. 179.

162 Вуд Д. Влияние телесети Си-Эн-Эн//Америка. 1991. № 420.С. 43.

163 USA Today, 1996. October 11.

164 Засурский Я.Н., Беглов С. И., Землянова Л.М. Средства массовой информации Великобритании, США в 1992 году // Вестник МГУ. Сер.10: Журналистика. 1993. № 3. С. 58.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.124 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь