Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Й год обучения. Праздники русского народа (ознакомительный цикл)



ПОРТФОЛИО

Для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности

 

Составила:

Рыбакова Ирина Сергеевна

педагог дополнительного образования

Заявлена 12 квалификационная категория

 

 

Дата проведения экспертизы________________________________

(в соответствии с графиком)

 

Учебный год _______________

 


I. Пояснительная записка.

Многие педагоги и психологи много столетий поднимали один из самых важных вопросов: духовное воспитание подрастающего поколения. В наше время этот вопрос стал особенно актуален. Тоска безверия толкает молодежь на самоубийства, непоправимые поступки, употребление наркотиков, пьянство, бесцельные драки, унижение окружающих. В современной России назрела необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных и духовных ориентиров. Одним из путей решения этой проблемы является введение курса Основ Православной Культуры, призванного воспитать духовно развитую личность, человека-гражданина православного Отечества, любящего и знающего свою культуру и традиции. В школах Самарского региона уже введен курс «Основы православной культуры», данная же программа предназначена для использования в учреждениях дополнительного образования. Большое внимание в ней уделено воспитанию подрастающего поколения, а также рассмотрению православной культуры в контексте мировой. Конечно, процесс воспитания неразрывно связан с институтом семьи, поэтому данная программа уделяет большое внимание взаимодействию с родителями, которое осуществляется не только во время каких-либо мероприятий (праздники, экскурсии, паломнические поездки), но и на обычных, проводимых совместно занятиях, и дома.

Важным элементом данной программы является обширный краеведческий материал, который также призван сформировать у учащихся любовь к своему краю, повысить их общий кругозор. Для развития познавательной деятельности воспитанников и их духовного опыта в рамках данного курса организуются экскурсии, паломнические поездки по святым местам Самарского края и другие выездные мероприятия.

Данная образовательная программа рассчитана на учащихся младшего и среднего школьного возраста, как имеющих уже какие-то знания о православной культуре от родителей, бабушек, так и только с ней знакомящихся. Причем интересна она будет не только православным ребятам, но и далеким от веры учащимся, так как в программе большое внимание уделено изучению места православия в мире, его влияния на общемировую культуру (на живопись, литературу, историю и т.д.). В связи с возрастными особенностями воспитанников предполагается их активное участие в подготовке и проведении праздников, основанных на православном календаре.

Главная цель данного курса: познакомить учащихся с основами православной веры, культуры и нравственности и побудить воспитанников к духовному, интеллектуальному и эстетическому совершенствованию.

Задачи программы заключаются в следующем:

· приобщить учащихся к духовной культуре своего народа;

· дать им первичные знания православной культуры и православных традиций;

· научить понимать смысл церковной атрибутики, богослужения и церковного искусства;

· способствовать развитию творческих и познавательных способностей учащихся;

· способствовать формированию у воспитанников мировоззрения, основанного на высоком нравственном идеале;

· научить учеников основам православного восприятия мира и человека;

Кроме того, каждый год обучения также имеет свою цель, которая способствует достижению главной.

Цель первого года обучения: создать условия для формирования мотивации изучения Основ Православной Культуры.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

· вызвать интерес у воспитанников к изучению православной культуры, помочь им осознать важность и необходимость этого изучения;

· познакомить учащихся с основными событиями библейской истории;

· познакомить учащихся с житийной литературой и житиями своих святых покровителей;

· познакомить учащихся с историей и традициями важнейших православных праздников и их духовным содержанием;

· познакомить воспитанников со святыми местами Самары;

· научить учащихся узнавать основные иконы Спасителя, Божией Матери, Ангелов, святых и некоторых праздников;

· познакомить с самыми распространенными молитвами и раскрыть их содержание и смысл;

· научить обобщать полученные знания и применять их на практике, в конкретной жизненной ситуации;

· воспитать бережное отношение и интерес у детей к родному краю;

· привить воспитанникам осознание необходимости заботиться об окружающем мире, помогать другим людям;

· привить воспитанникам уважение друг к другу и к старшим.

Цель второго года обучения: создать условия для развития интереса к познанию Священного Писания и определения его роли в мировой культуре.

Задачи второго года обучения:

·  познакомить ребят с текстом Библии и другой православной литературой;

· познакомить учащихся с церковнославянским языком, научить церковному распевному чтению;

· познакомить со святыми местами Самарской губернии;

·  научить работать с текстом, выражать свои мысли и вести дискуссию;

· научить выделять главное и обобщать;

· способствовать осознанию важности жизни по библейским заповедям;

·  учить идеалам добра и милосердия;

Цель третьего года обучения: показать нравственный идеал Православия на конкретных примерах, познакомить с догматами и канонами Православия, показать роль Православия в контексте мировой истории и культуры.

Задачи, которые ставятся для достижения этой цели:

· познакомить воспитанников с устройством православного храма, богослужением, церковной иерархией;

· познакомить воспитанников со святынями Руси в паломнических поездках;

· раскрыть значение символики православного богослужения, основной последовательности служб и их смысл;

· познакомить учащихся с самыми известными храмами и монастырями Самары и Руси;

· познакомить учащихся с самыми известными и почитаемыми святыми и их иконами;

· познакомить учащихся с наследием церковного искусства своей страны;

· научить воспитанников самостоятельно получать знания и осмыслять их;

· повысить общекультурный уровень учащихся;

· раскрыть учащимся смысл церковных таинств и их роль в жизни православного человека;

· подготовить к осмыслению личного духовного опыта;

· создать условия для укрепления мотивации жизни по библейским заповедям.

Особое внимание в программе уделено развитию и обогащению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковнославянских слов и оборотов, а также объяснение смысла многих слов и понятий. Важно пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся.

Настоящая программа рассчитана на 3 года и построена по концентрическому принципу, суть которого в том, что основная идея является стержнем всего курса, раскрывается каждый год в новом аспекте. Эта идея заключается в том, что вся жизнь русского человека пронизана православной культурой, и невозможно жить в России и любить ее без знания ее родной культуры. Каждый год имеет свою тематику, но она обязательно связана с этой идеей:

1-й год. Праздники русского народа (ознакомительный цикл).

2-й год. Духовно-нравственный мир Библии и его влияние на мировую культуру.

3-й год. Нравственный идеал Православия на примере жизненного подвига конкретных людей и его роль в истории и жизни нашей страны. Обобщение полученных знаний.

Тема каждого занятия раскрывается через отдельные элементы, которые могут быть использованы для проведения любого занятия. Его компонентами могут являться одновременно страницы истории православной Руси либо истории христианства, обращение к евангельским текстам, образное восприятие православных истин, индивидуальные листы-карты, творческие задания, свободное общение учителя с учениками в диалоге, рефлексия как метод эмоционально-аналитического, подчас неосознанного постижения истины, иллюстративно-образный материал.

Образовательная программа призвана помочь воспитаннику дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования.

К концу первого года обучения воспитанники должны:

ü овладеть первичными знаниями православной культуры и традиций;

ü познакомиться с житийной литературой и знать жития своих святых покровителей;

ü познакомиться с устройством православного храма, уметь правильно вести себя в храме;

ü  знать историю и традиции важнейших православных праздников;

ü узнавать основные иконы Спасителя, Божией Матери, Ангелов, святых и некоторых праздников;

ü  знать и понимать самые распространенные молитвы и уметь раскрывать их содержание;

ü заботиться об окружающем мире, помогать другим людям;

ü научиться общаться друг с другом, уважать своих товарищей.

В течение первого года преподавание нацелено на вызов интереса у учащихся к православной культуре.

К концу второго года обучения воспитанники должны:

ü  уметь хорошо ориентироваться в текстах и событиях Библии;

ü  уметь работать с текстами Библии и другой православной литературы (летописи, жития святых, календари и т.п.);

ü  овладеть базовыми знаниями церковнославянского языка, научиться церковному распевному чтению;

ü знать о поведении христианина в миру как подражании Человеческому служению Христа;

ü осознать важность поста как приготовления к Празднику, участвовать в подготовке к Празднику;

ü обрести навыки православного образа жизни;

ü понять важность жизни по библейским заповедям.

     К концу третьего года обучения дети должны:

ü знать историю и традиции своего народа (страны) и их духовное содержание;

ü ознакомиться с наследием церковного искусства своей страны;

ü знать самые известные храмы и монастыри Руси;

ü различать образы Святых, знать их Жития;

ü ознакомиться с языком богослужения;

ü знать о символике православного богослужения, определять основную последовательность служб;

ü научиться осознанно участвовать в церковных таинствах;

ü развить внутреннюю потребность в самосовершенствовании и самопознании;

ü подготовиться к осмыслению личного духовного опыта.

Таким образом, в конце трехгодичного обучения в жизнь должна воплотиться главная цель данной образовательной программы – воспитанники должны познакомиться с основами православной культуры, веры и нравственности и осознать потребность в духовном, интеллектуальном и эстетическом развитии. Указанная цель достигается за счет комплексного изучения основ православных культуры, истории и вероучения.

II. Учебно-тематический план.


Подвига конкретных людей

Тема 1: «Православный храм»

       Экскурсия в храм. Повторение пройденного материала про храм. Храм, его происхождение, внешний вид, внутреннее устройство и убранство. Священные предметы: святой крест, святые иконы, святые сосуды, священные одежды. Икона иконописного канона. Отличия иконописи от светского искусства. Иконостас. Расположение икон в храме и на иконостасе. Роль православного храма в жизни христианина. Приход. Правила поведения в храме.

Тема 2: «Таинства Православной Церкви и православные обряды»

       Общие понятия о Таинствах. Обряд и Таинство. Рождение и крестины. Освящение рождения человека. Молитвы о рождающей матери, о новорожденном до его крещения.

Крещение ребенка на восьмой или сороковой день по рождению. Выбор родителями восприемников ребенка. Обязанности крестных родителей. Чин крещения младенца. Смысл и значение Таинства. Крещение в Евангелии.

       Христианские имена – какие они? Выбор и наречение имени. Традиция празднования именин. Крестинный стол.

       Миропомазание: смысл таинства, краткий разбор чинопоследования.

       Таинство брака в Православии. Христианский брак – таинственное «соединение двух личностей в одну плоть». Уподобление брачного союза духовному единению Христа с Церковью. Евангелие и апостольские послания о браке и обязанностях мужа и жены. Значение для брака церковного оглашения, благословление брака. Церемония венчания.

       Погребальные и поминальные обычаи. О смерти. Траурная атрибутика и символика. Обычаи поминальных дней.

       Таинство покаяния. Исповедь и подготовка к ней.

Тема 3: «Священство. Церковная иерархия. Монашество»

       Богоучрежденность священства. Установление ветхозаветного священства. Мелхиседек – иерей Бога. Иисус Христос – Великий Архиерей. Установление новозаветного священства Господом. Апостолы и их преемники. Таинство священства, или хиротония.

       Монашество – особый путь служения Богу. Ветхозаветные прообразы монашества. Монашеский постриг. Монашеские обеты.

Тема 4: «Церковное богослужение»

Годовой и суточный круг богослужения. Понятие о литургии и всенощном бдении. Церковнослужители и священнослужители. Облачение, его значение. Цвета священнических одежд.

Тема 5: «Божественная литургия»

       Теоретическое занятие. Восстановление падшего Адама – телесное, как и духовное действие. Евхаристия – даруемое нам Господом благо пребывания с ним. Божественная Литургия: Пресуществление даров и причащение верных. Христос присутствует в Святых Тайнах не Телом только, но всецело. Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн. Просмотр фрагмента фильма «Под благодатным покровом» о Проскомидии.

       Практическое занятие. Посещение Божественной Литургии.

Тема 6: «Архитектура и зодчество. Храмы и памятники»

       Канон, правила и символика зодчества и архитектуры. Уникальность русского зодчества и архитектуры и их преемственность от Греции. Известнейшие архитекторы. София Киевская и другие храмы-памятники.

       Храмы-памятники Самарской области: Покровский собор, Иверский монастырь, собор в честь апостолов Петра и Павла, Вознесенский собор, и др.

Тема 7: «Иконопись Руси»

       Канон, правила и символика иконы. Догматика в иконе. Известнейшие иконописцы (А. Рублев, Дионисий, Симон Ушаков и др.). Русские иконы. 

Тема 8: «Традиция благотворительности на Руси»

       Понятие на Руси христианской заповеди о любви к ближним. Личная милостыня. Развитие социальных учреждений Церкви (богадельни, убежища, приюты для «вдовицы, хромца, слепца»). Благотворительная деятельность. Нищий – лучший богомолец и молитвенный ходатай за благотворителя пред Богом. Благотворительная и просветительская деятельность императрицы Марии Федоровны. «Нищелюбие» св. Иоанна Кронштадтского. Благотворительная деятельность сестер милосердия: Никольская, Покровская, Александровская, Иверская и другие общины. Благотворительность Елизаветы Федоровны.

Тема 9: «Монастыри – источники благотворительности »

       Составление лечебников и развитие медицинской науки на Соловках и в других монастырях. Милосердное попечение о больных и сиротах. Монастырские больницы, богодельни, странноприимницы, приюты для сирот. Пюхтинская богодельня «Гефсиманский скит». Забота о сиротах преп. Амвросия Оптинского. Шамординская женская обитель вдов и сирот. Благотворительная деятельность о. Иоанна Кронштадтского и основанных им монастырей.

Тема 10: «Современная благотворительность. Работа православных братств»

       Благотворительность в наши дни. Современные благотворительные организации, их деятельность.

Тема 11: «Значение монастырей в истории России»

       Зарождение монашества на Руси. Преп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские – основоположники русского монашеского делания. Монастыри. Значение монастырей в истории России.

Тема 12: «Просветительская деятельность Киево-Печерской Лавры. Монастырские школы в Киевской Руси»

       Просветительская деятельность Киево-Печерской Лавры в наши дни. Монастырские школы в Киевской Руси, их роль в распространении знаний.

Тема 13: «Русское летописание»

       Самые известные летописи, их роль в истории Руси.

Тема 14: «Монастыри – духовно-нравственные объединители русских княжеств  ( XI- XV вв.)»

       Преодоление княжеских междоусобиц – миротворческая деятельность митр. Кирилла. Роль монашества в освобождении Руси от монголо-татарского ига. Куликовская битва. Подвиг преподобного Сергия Радонежского, монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Тема 15: «Монастыри и подъем духовных сил на Руси в XIV веке»

       Преп. Сергий Радонежский: его воспитательное руководство, умение тихо и коротко настраивать душу человека. Социальное возрождение – следствие нравственного возрождения.

Тема 16: «Противостояние монашества разгулу опричнины»

       Самоотверженность митр. Филиппа (Колычева) как обличителя злодеяний царя Иоанна IV. Мученическая кончина.

Тема 17: «Монастыри – защитники земли русской»

       Монастыри – мощные крепости на подступах к Москве. Строительство Даниловского и Спасо-Андроникова монастырей-защитников. Укрепление южной границы Москвы: Новодевичий, Донской монастыри. Героическая оборона Псково-Печерского монастыря против войск Стефана Батория в 1581 году. Оборонительная роль Новодевичьего монастыря в защите Москвы от орд Казы-Гирея в 1591 году. Безуспешная 16-месячная осада поляками Троице-Сергиевой Лавры в 1608-1610 годах.

Тем 18: «Знакомство с традицией старчества на Руси»

       Преп. Антоний Печерский – отец русского монашества. Преп. Феодосий Печерский – законодатель русского монашества. Монахи как наставники всех слоев общества, обличители неправды, миссионеры, благотворители, молитвенные заступники перед Богом за народ. Духовное влияние преп. Сергия Радонежского на жизнь русского народа. Троице-Сергиева Лавра – центр духовной жизни Руси.

       Скитское и общежительное монашество. Ревнитель «Устава общежительного монастыря» - Иосиф Волоцкий. Преп. Серафим Саровский: аскетический подвиг. Служение народу. Особый вид святости – юродство Христа ради (преп. Арсений, блаженный Максим, блаженный Николай, блаженная Ксения Петербургская и др.). Старцы Оптиной Пустыни – утешители и целители, исповедники и советодатели. Возрождение монастырей – пробуждение духовной жизни народа.

Тема 19: «Два направления в монашестве: скитское и общежительное»

       Два направления в монашестве. Преп. Нил Сорский – основатель скитского жительства, наставник созерцательной жизни, идеолог «нестяжателей». Преп. Иосиф Волоцкий – ревнитель «Устава общежительного монастыря», сторонник внешней строгости и внешнего возвышения монастырей.

Тема 20: «Смысл монашеского жизненного пути»

       Теоретическое занятие. Понятие о монашестве. Цель монашеской жизни, обеты, образ жизни. Возникновение монашества. Преп. Антоний Великий – основоположник отшельнической формы монашества. Преп. Пахомий Великий – устроитель общежительных монастырей. Своеобразный характер сирийского монашества. Столпничество – особая разновидность аскетического подвига.

       Практическое занятие. Просмотр фильма о Святой Горе Афон: «Остров в Житейском море»

Тема 21: «Духовное совершенствование»

       «Молитвенное делание», богослужение, воспитание в себе евангельских добродетелей.

Тема 22: «Уклад современной монастырской жизни»

       Устав монастыря. Образ жизни, традиции, особенности монастырской жизни.

Тема 23: «Современное возрождение русских монастырей как очагов духовности»

       Теоретическое занятие. Современное возрождение русских монастырей. Восхождение россиян к своему духовному обновлению.

       Практическое занятие. Посещение монастыря, работа в нем.

Тема 24: Подготовка к Рождеству

Тема 25: Рождественский праздник

Тема 26: «О святости. Церковное почитание святых»

       Кто такие святые люди. История Церкви – история святости. Почитание святых. Канонизация.

Тема 27: «Что такое грех?»

       Грех – проступок. Грех Адама и Евы. Невольные грехи. Греховность – скорее болезнь, чем вина. Необходимость искупления. Стадии развития греха (на примерах). Три источника греха. Перевод слов «грех», «греховность».

Тема 28: «Христианская добродетель (житие Алексия – человека Божия)»

       Необходимость усилий, самопринуждения у добру. Житие Алексия, Человека Божия. Рождение от благочестивых родителей. Брак по послушанию родителей и уход из родительского дома. Жизнь вдали от дома. Возвращение в дом отца под видом бездомного нищего. Указания Бога на святость Алексия. Его кончина. Ветхазаветные праведники (Авраам, Лот). Свидетельство правильного выбора Алексия – примирение и спрасение его родных и невесты.

Тема 29: «Смирение и правдолюбие (житие преподобного Сергия Радонежского)»

       Что такое смирение и правдолюбие. Житие преп. Сергия. Чудесные обстоятельства рождения, Отрок Варфоломей, его благочестие, послушание, незлобие. Уход из мира после смерти родителей. Начало иноческого подвига. Ожесточение брата и уход преподобного из обители. Примеры исполнения им всех заповедей. Преподобный Сергий – «земной Ангел и небесный человек», образец совершенного человека. Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию, ее обетование обители. Чудеса, прижизненные и посмертные Преподобного.

Тема 30: «Церковь – ковчег нашего спасения (житие святого праведного Иоанна Кронштадтского)»

       Церковь – тело Христово, вне которого невозможно спастись. Условия нашего вхождения в Церковь и пребывания в ней. Житие св. праведного Иоанна Кронштадтского. Полнота исполнения им евангельских заповедей. Непрестанная молитва. Учение о молитве. Чудеса св. Иоанна Кронштадтского – призыв к покаянию.

Тема 31: «Забота христианина о душе (житие святителя Димитрия Ростовского)»

       Способности человека – таланты, данные ему Богом для приумножения. Житие святителя Димитрия. Учение, успехи. Принятие монашества. Работа над составлением Миней Четьих. Творения святителя Димитрия. Примеры заботы и любви к духовным чадам, кротость, евангельское отношение к светской власти. Создание училища, любовь и забота об учениках. Противостояние расколоучителям. Преставление, прославление, чудеса.

Тема 32: «Развитие сердца христианина (житие преподобномученицы Великой княгини Елисаветы)»

       Сердце – центр духовной жизни человека. Очищение и воспитание сердца для Бога – христианский подвиг. Житие преподобномученицы Елисаветы – пример развития сердца христианина: ее серьезное отношение к вере, искание истинной веры; принятие Православия; восхождение к высоте Христовой любви – молитва за убийцу мужа; служение ближним; мученический венец.

Тема 33: «Христианская надежда (житие святого равноапостольного Кирилла, просветителя славян)»

       Надежда – одна из основных христианских добродетелей, «упокоение сердца в Боге». Житие св. равноапостольного Кирилла, примеры упования на помощь Божию и получения ее.

Тема 34: «Труд христианина (житие преподобного Серафима Саровского)»

       Труд – заповедь, данная человеку Богом в раю. Необходимость трудиться. Пример Господа и Его апостолов. Труды преп. Серафима. Труд телесный и душевный. Телесный труд без молитвы – напрасен. Молитва, борьба с греховными помыслами – труд. Крест как труд.

Тема 35: «Христианское бескорыстие (житие праведной Иулиании Лазаревской)»

       Бескорыстие как доверие Богу. Бескорыстие как любовь к ближним. Житие св. прав. Иулиании. Ее кротость, усердие в исполнении воли Божией, служении ближним. Тайные подвиги служение ближним. Молитва о ближних – духовная милостыня. Возможность достичь святости в миру, любым служением.

Тема 36: «Христианское милосердие (житие святителя Николая Мирликийского)»

       Милосердие – наше подражание Богу. Дела милосердия телесного и духовного. Житие свт. Николая. Милосердие ко всем. Помощь иноверным.

Тема 37: «Христианская семья (житие преподобных Кирилла и Марии Радонежских)»

       Семья – богоучрежденный, нерасторжимый союз. Семья – «малая Церковь». родители прп. Сергия. Их благочестие, нищелюбие. Их взаимная привязанность и единодушие. Плоды праведной жизни. Обязанности детей в отношении родителей.

Тема 38: «Христианская любовь к Отечеству (житие святого благоверного князя Александра Невского)»

       Любовь к земному отечеству ради Господа. Русская государственность - державность – ответственное служение Богу в соборности. Житие благоверного князя Александра Невского. Его благочестие, любовь к ближним.княжение как служение, власть как послушание. Победа над шведами, небесная помощь. Победа на Чудском озере. безуспешные попытки римского епископа склонить князя на свою сторону. Поездка в Орду. успешное отстаивание интересов Отечества дипломатическими путями. Создание православной епархии в Орде. Постриг и кончина. Чудо при погребении. Чудеса блгв. Александра Невского.

Тема 39: «Общественное служение христианина (житие преподобного Иосифа Волоцкого)»

       Необходимость деятельного служения ближнему как проявления любви. Житие преподобного Иосифа с чтением акафиста святому и пояснением свидетельствами жития.

Тема 40: «Жизнь святых в Боге. Святые, в земле Российской просиявшие»

       К святости призваны все. Плоды жизни в Боге: всецелое исполнение заповедей – совершенная добродетель – творение дел Божиих - Богосыновство. Святые, в земле Российской просиявшие. Виды святости: равноапостольные, мученики, святители, преподобные, праведные, блаженные. Соборы святых. Примеры особой дружбы и взаимной помощи между святыми (святитель Алексий и преподобный Сергий; святитель Макарий и преподобный Александр Свирский; равноапостольные Мефодий и Кирилл и др.). Служба российским святым, по Цветной Триоди.

Тема 41: «Новомученники Российские. Подвижники 20 века»

       Рассказ обо всех новомученников Российских, их икона. Новомученник Евгений.

Тема 42: «Святые Самарского края»

       Петр и Александр Чагринские, митр. Мануил (Лемешевский) и др.

Тема 43: «Христианская любовь»

       Дети готовят рассказы из житий их святых о любви к Богу и ближним.

Тема 44: Итоговое занятие по теме «Православия святые имена»

       Обобщающее занятие в форме игры-путешествия.

Тема 45: Беседа со священником

Тема 46: «Бог - Троица»

       Бог един по существу. Свидетельства Ветхого Завета. Свидетельства Нового Завета. Бог троичен в лицах, или ипостасях. Свидетельства троичности Бога в Ветхом Завете. Свидетельства в Новом Завете. Различное действование трех Лиц Святой Троицы в промысле о мире и человеке. Икона Троицы Андрея Рублева и Крещения. Образные объяснения Троицы Кирилла и святых отцов.

Тема 47: «Споры о вере. Вселенские соборы»

       Почему возникли споры и разногласия о вере. Соборы – способ утверждения истины. Вселенские соборы, их деяния. Никео-Цареградский Символ веры. Евангельский рассказ о слепом.

Тема 48: «Первый член Символа веры»

       Бог Отец как Отец Единородного Сына. Бог Вседержитель: Творец и Промыслитель. Чтение Евангелия: дети ищут, что Господь Иисус Христос сообщает нам о Боге Отце и как Он являет нам Отца чрез Себя.

       Бог – Творец невидимого и затем видимого мира.

Тема 49: «Второй и третий члены Символа веры»

       Единородный Сын – единственный. Отличие рождения от сотворения. Участие Бога Сына в творении мира.

       Бог – Спаситель мира. Пророчества о Боговоплощении. Приготовление человечества к Боговоплощению. Две природы, две воли и одна ипостась во Иисусе Христе. О поклонении Иисусу Христу.

       Обетование Бога первым людям о рождении Спасителя.пророчества и преобразования о Преблагословенной в Ветхом Завете. Дева Мария – истинная Богородица. исповедание святой Елисаветы. Пророчество Богоматери о Себе.

Тема 50: «Третий член Символа веры. Еретические учения об Иисусе Христе»

       Две группы еретических суждений о Господе Иисусе Христе: отрицающие Его Божество и отрицающие Его человечество ( евиониты, ариане, несториане, докеты, монофизиты, монофелиты ). Что такое секта, ересь.

Тема 51: «Четвертый член Символа веры»

       Преобразования Ветхого Завета о Кресте и Искупительной Жертве. Крест - всемирный жертвенник, орудие нашего примирения с Богом. Почему за грешных жертвой становится Единый Безгрешный. «И страдавша, и погребенна» - антиеретические определения.

Тема 52: «Пятый член Символа веры»

       Воскресение Христово – предмет знания Церкви и предмет веры. Вера в Воскресение Христа – вера в Воскресение всех. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Исполнение домостроительства Спасения от Адама до Христа. Продолжение дела Спасения в Церкви, в святых Божиих.

Тема 53: «Шестой, седьмой и восьмой члены Символа веры»

       Вознесение Господне – евангельское событие и восшествие на небеса – догмат Церкви. Второе пишествие и Страшный Суд – центральное событие человеческой истории: Господь явит полноту Своей славы. Святой Дух как Лицо Пресвятой Троицы.

Тема 54: «Девятый член Символа веры. Церковь – тело Христово»

       Отрывки из Священного Писания, подтверждающие девятый член Символа веры. Вечность Церкви. Ветхозаветная Церковь – приготовление человечества к пришествию Иисуса Христа. Новозаветная Церковь. Ее свойства: святость, единство и единственность, соборность, апостольство. Церковь – тело Христово. Икона Пятидесятницы.

Тема 55: «Десятый, одиннадцатый и двенадцатый члены Символа веры»

       Как мы входим в тело Христово – Церковь. Чтение по-церковнославянски отрывка из Евангелия (1 Петр. 3:21).

       Воскресение мертвых – что это значит. Жизнь будущего века – это жизнь в Боге. Для святых она уже наступила.

Тема 56: «Итоги 2000-летней истории Церкви Христовой»

       Осознание истин веры. Приятие и неприятие миром идеалов христианства. Опыт жизни в Духе Святом. Раскол церквей. Распространение христианства на Руси. Промыслительное значение крещения Руси.

       Современные опасные ереси, так называемое «харизматическое возрождение».

Служение мирян в жизни Церкви и богослужении. Первые служения соответствовали дарам Святого Духа; дар языков, пророчество учительства (дидаскалы), служение диаконисе, иподиаконствование, служители алтаря, чтецы, певцы. Участие детей в жизни церкви, в приходской жизни. Церковь – родной дом.

Тема 57: Подготовка к Пасхе

Тема 58: Празднование Пасхи Христовой

Тема 59: Итоговое обобщающее занятие

Тема 60: Праздник в честь окончания курса

       Проведение праздника в честь окончания курса. Выдача дипломов.

III. Методическое обеспечение ДОП.

Формы проведения занятий

Формы занятий, проводимых по той или иной теме, могут быть самыми разнообразными. Например, для реализации данной программы могут использоваться следующие формы:

1. лекция (проблемная, информационная);

2. комбинированный урок (лекция и диалог, лекция и анализ текста, диалог и рисование и т.д.);

3. анализ текста;

4. творческие письменные работы;

5. рисунки;

6. групповая и индивидуальная работа;

7. диалог (беседа);

8. экскурсии (в храмы, музеи и т.д.);

9. паломнические поездки по святым местам;

10. реферат и т.д.

Тема каждого занятия раскрывается через его различные элементы.

Систематический примерный перечень элементов занятия:

1. молитва перед началом занятия и после окончания урока;

2. чтение и разучивание молитв и церковных песнопений;

3. чтение и слушание Евангелия и других книг Священного Писания;

4. чтение и слушание жизнеописаний Святых (или фрагментов житийных текстов);

5. рассказы о православных святынях (иконах, храмах и т.д);

6. рассказы и беседы о Богослужении Православной Церкви;

7. рассказы и беседы о церковных праздниках, церковно-исторических событиях;

8. душеполезные рассказы из святоотеческих книг (христианское нравоучение);

9. рассказы и беседы о православных традициях и родной культуре;

10. практические занятия (рисование, игра, экскурсии);

11. выражение личного отношения к изучаемой теме преподавателя и учащихся.

Отдельно взятое занятие не обязательно будет содержать все эти элементы. Но их максимальное использование позволяет сделать занятие содержательным и интересным.

Кроме того, для проведения занятий привлекается широкий иллюстративный материал, музыкальные записи, книги духовного содержания, исторические и духовные фильмы.

Содержание обучения определяется исходя из возрастных особенностей учащихся, их мотивацией.

Так для детей младшей группы основными элементами занятия являются игра, беседа, рисование с большим привлечением наглядного материала (слайды, иконы, видеофильмы и аудиозаписи). Как известно, в этом возрасте основным видом деятельности, который проявляется также и в постижении окружающего мира, является игра, именно поэтому перед преподавателем стоит достаточно сложная проблема – раскрыть ту или иную тему, играя, но, не сводя ее на сказочный, мифологический, т. е. несуществующий лад. И именно поэтому используемый наглядный материал, кроме своего прямого назначения – привлечь внимание детей – выполняет и другую, более важную, роль – показать ребенку, что все то, что рассказывается, некогда существовало и имеет под собой реальную основу. Самым популярным на занятиях этой группы является бинарный урок, то есть занятие по Основам Православной Культуры комбинируется с уроком рисования, на котором ребята могут закрепить полученные знания. Исподволь, незаметно учитель направляет внимание ребят на проблему урока, форсируя познавательный интерес.

Младшие школьники уже способны внимательно слушать преподавателя, поэтому их занятия в основном проходят в форме лекций. Главная особенность этой возрастной группы – стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий. Именно поэтому основной упор в преподавании делается на историчность тех или иных событий, лиц; испытывается острая необходимость в показе героических образцов для подражания. И главная задача для преподавателей «зажечь» ребят подвигом святости, привить такую меру благоговения, которая не иссякает с годами.

Учащиеся среднего звена (10-12 лет) получают уже качественно новые знания. Этот возраст характеризуется усвоением понятий, решения задач. У детей появляется желание не только проживать церковное событие, но и понимать его более полно, т. е. устанавливать множественные причинно-следственные связи. Мотивом учебной деятельности выступает стремление применить полученные знания на практике. Ребята данной возрастной группы больше всех остальных любят обсуждать сюжеты Священного Писания, Жизни Святых, они легче пропускает все через жизненный опыт родителей, знакомых. Их занятия более интеллектуально нагружены, учащиеся, опираясь на полученные ранее знания, открывают для себя глубину Православия, для них предметы преподаются с догматическим уклоном: преподаватель, не иссушая заучиванием догматических определений чистого родника детской веры, ведет диалог, уже более серьезный и вдумчивый, приучая и самих детей вдумываться в процесс льющейся богословской мысли.

       Естественно на той мотивации, что свойственна каждой группе, успокаиваться нельзя. Серьезность тем, обращение к Слову Божию постепенно меняют мотивацию учебы: от мотивов ответственности перед своими близкими переходят к мотивам познавательным, от теоретического интереса – к мотиву постижения в себе Образа и Подобия Божия, к самопознанию, стремлению жить в соответствии с заповедями Господними.

Активное участие в проведении занятий принимают родители учащихся, которые являются частыми гостями и участниками на занятиях. Например, занятия ребят младшего школьного возраста всегда проходят совместно с родителями. Также ни один праздничный концерт, поездка, экскурсия не проходят без активного участия в них родителей. Помимо этого взрослые участвуют в проведении обобщающих занятий, а также наравне с их детьми слушают педагога, дискутируют, выполняют задания на совместных занятиях. Такое активное вовлечение родителей в образовательный процесс играет большую роль в воспитании учащихся, это дает им дополнительный стимул, помогает взрослым и детям лучше понять друг друга и укрепить свои взаимоотношения.

       4.2 Формы проверки знаний      

Для проверки уровня усвоения знаний на занятиях, необходимо проводить диагностику. Весь процесс обучения основан на интересе и активном участии учащихся, это является главным условием достижения поставленных целей. Поэтому способы проверки знаний также должны быть радостными для детей. Их можно проводить следующим образом: в форме викторин, работы по группам, игр-путешествий, обсуждения нравственной проблемы на обобщающем занятии, открытых уроков, паломнических поездок. Для подведения итогов также можно организовать какие-либо учебно-исследовательские конференции, которые будут интересны и самим учащимся, и гостям. Такие обобщающие занятия должны завершать каждый раздел для полного закрепления знаний детей и выявления недопонятых моментов. Кроме того, в конце курса обучения проводится итоговое обобщающее занятие, но оно также проводится в нетрадиционной форме (игра-путешествие, учебно-исследовательская конференция и т. д.). Как на всех обобщающих занятиях, так и на итоговом, могут присутствовать помимо самих учащихся их родители, педагоги и все желающие.

На занятиях по Основам Православной Культуры педагог не ставит оценку учащемуся, по какой бы то ни было системе так, как это происходит в общеобразовательной школе. Дело в том, что обучение и воспитание на занятиях данного курса соединены воедино, поэтому трудно выделить те критерии, по которым должно происходить оценивание. Несмотря на это педагог должен отмечать каждого ребенка, благодарить его за помощь на уроке и сообщать его достижения, свои пожелания или замечания, не ругая ученика, а мягко поправляя, так, чтобы он чувствовал доброжелательную теплую атмосферу. Тем не менее, на экзамене оценка ставится, но она не должна вызывать протеста: только «хорошо» или «отлично», реже «удовлетворительно». Критериями в этом случае служат: старание ученика, его работа в течение всего времени обучения, а также, несомненно, знания.

Помимо проведения обобщающих занятий в конце каждой темы педагог должен проводить диагностику проверки усвоения знаний на каждом уроке. Для этого можно использовать различные формы, такие, как:

· беседа;

· наблюдение;

· анкетирование;

· тестирование и т.д.

Эти формы могут применяться и на обобщающих или итоговых занятиях, а также для проведения других диагностических исследований, которые также являются важным элементом организации учебного процесса. К таким исследованиям, помимо проверки уровня усвоения знаний, относятся:

· социологическое диагностическое исследование (определение семейных проблем, общей атмосферы в коллективе, положения в нем каждого ученика и т.д.);

· психологическое диагностическое исследование для определения и укрепления психических и психологических процессов каждого ученика. Оно должно проводиться совместно с психологом.

· диагностики интересов воспитанников объединения и их мотивации, также являются одними из важнейших компонентов исследования.

Исследования должны проводиться регулярно для выявления каких-то возможных проблем в преподавании, коррекции образовательного процесса и для адаптации программы к каждой конкретной группе. Ориентировочный план проведения диагностик представлен в следующей таблице.

диагностика 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Знания, умения, навыки октябрь, декабрь, март, май октябрь, декабрь, март, май октябрь, декабрь, март, май
социологическая сентябрь    
психологическая апрель апрель апрель
интересов декабрь апрель ноябрь
мотивации сентябрь, май декабрь  
Выставки рисунков и литературных работ апрель апрель апрель

Результаты диагностических исследований влияют на корректировку методов обучения, подвижку в изучении текущего материала, на организацию воспитательной работы и т.д.

Особенности воспитательной работы.

Главная задача педагога на занятиях по основам православной культуры – это создать условия для духовно-нравственного воспитания личности. Это задача непростая, но неторопливая последовательность, системность и разнообразие приемов, постоянный акцент на собеседовании, на диалоге создают благоприятную почву для воспитательного процесса. Также можно выделить следующие особенности воспитательной работы:

· каждый момент урока должен иметь воспитательное значение;

· привлечение на занятии, прежде всего средств чувственно-эмоционального постижения материала;

· творческие задания;

· создание особой атмосферы доверительности, открытости на уроке;

· присутствие эстетического фактора – духовной поэзии, духовной музыки и прозы;

· педагог должен соединять образование с воспитанием, поэтому на занятии он должен воздействовать на учащихся своей личностью, вкладывать душу в преподавание.

Вообще процесс воспитания – явление непрерывное на занятиях данного курса, поэтому все средства, которыми пользуется педагог на уроке, подчиняются одной цели – становление, формирование каких-то качеств православного человека, осуществление его как гражданина Православной России.

Список литературы.

Список рекомендуемой литературы для воспитанников.

1. Артемий свящ. Владимиров. Учебник жизни. М., 1997.

2. Асмус В. Православие: Учебное пособие по истории религии. Волгоград, 1996

3. Бахметьева А. И. История церкви для детей.

4. Библия для детей.

5. Брянчанинов Игнатий, епископ. О существенном деянии монаха // Памятники Отечества. 1992. № 2-3.

6. Быков В. П. Тихие приюты. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1993.

7. Игумнов Платон Архиеп. Монашество. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Сб. ст. М., 1991.

8. Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским. М., 1990.

9. Оптинские старцы. М., 1990.

10. Осипов А. И. Основное богословие. М., 1994.

11. Островский К. Жития святых в кратком изложении для детей (по святителю Димитрию Ростовскому): по месяцам. М., 1996.

12. Посалянин Е. Идеалы христианской жизни. СПб., 1994.

13. Православные святые. СПб., 1996.

14. Рукова С. А. Ветхозаветная история для детей. М., 1996.

15. Спасский Сергий архиеп. О святой православной вере. СПб., 1995.

16. Сурова Л. В. Православная школа сегодня: Книга для учащихся и учащих. Владимир, 1996.

17. Тальберг Н. История русской церкви. 1991.

18. Философия русского религиозного искусства. М., 1993.

19. Царевский А. А. Значение Православия в жизни и исторической судьбе России. М., 1991.

20. Чиганов Л. М. (митр. Серафим). Что служит основанием каждой науки? М., 1996.

21. Чупахина Н. Л. Духовно-нравственный мир Библии. Орел, 1997.

Список используемой литературы

1. Газеты и сборники газет “Воскресная школа”.

2. Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М., Фонд “Благовест”, 1997.

3. Жития святых (в 6-ти книгах). М., Сретенский монастырь, 1997.

4. Законоучитель: Сборник материалов в помощь преподавателю. Вып.1. (Из истории преподавания Закона Божия в России). - М., Православная книга, 1993 г.

5. Культурология и религиоведение в школе. - Вып. 1. (Диакон Андрей Кураев. Детская психология и религиозность; д.ф.н. Шохин В.К. Изучение религии в школе и миссионерская деятельность. М., 1995.

6. Опыты православной педагогики. Литературная учеба. Кн.5. - М., 1993.

7. О религиозном воспитании детей. (Беседы святого Иоанна Златоуста и священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого). - М., МП "Экостром", 1993.

8. О семье и воспитании: В 2-х т. - СПб., Благовест, Общество святителя Василия Великого, 1996.

9. Рукова С. А. Ветхозаветная история для детей. М., 1996.

10. С.Слободского прот. Закон Божий, 4-е издания. СПб.1998

11. Сурова Л. В. Православная школа сегодня: Книга для учащихся и учащих. Владимир,

1996.

Приложение

Примерный перечень предлагаемых тем и используемых дидактических материалов

  1. анализ текстов Библии, молитвослова, художественной и исторической литературы

1 год обучения

§ тропарь и кондак празднику Рождества Пресвятой Богородицы (тема 4)

§ А. Пушкин: «Отцы пустынники и жены непорочны…», М. Лермонтов: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», Ф. Тютчев: «Вот иду я вдоль большой дороги…», А. Вознесенский: «Молитва» (тема 6)

§ Молитва «Отче наш…» (тема 6)

§ Молитва всем святым (тема 9)

§ Молитва «Пресвятая Троице» (тема 10)

§ Тропарь и кондак Рождетсва Христова (тема 16)

§ Тропарь и кондак Благовещения (тема 25)

§ Тропарь Пасхи

2 год обучения

§ Алфавит церковнославянского языка (темы 2-4)

§ Быт. 1, 2 (тема 4)

§ Быт. 3 (тема 5)

§ Быт. гл. 4-9 (тема 6)

§ Быт 11:1-11:9, 18:17-19:29 (тема 7)

§ Быт. 11:10-19:30, 21-24 (тема 8)

§ Быт. 37-49 (тема 9)

§ Исх. 1-12, 14-40; Числ. 21:5-9, Нав. 1-13 (тема 10)

§ Исх. 20:1-17; Мф. 5:34-36; Евр. 6:16-17; Гал. 1-10 (тема 11)

§ 1 и 2 книги Царств; 3 Цар. 1-11 (тема 12)

§ 3 Царств 17; 4 Царств 2-4,13; книга Ионы; Дан.3:1-23, 91-97; 1 Ездры; Пс.136 (тема 13)

§ Быт. 3:15; Ис. 7:14; Иез. 44:1-3 (тема 16)

§ Утреннее правило (темы 16-18)

§ Тропари и кондаки праздникам Рождества Богородицы и Ведения во храм на старославянском языке (тема 16)

§ Лк. 1:5-23; 39-56; тропарь и кондак Благовещения (тема 17)

§ Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-21 (тема 18)

§ Мф. 2:1-12; Лк. 2:22-40 (тема 21)

§ Вечернее правило (темы 21-22)

§ Тропарь и кондак Сретенью (тема 21)

§ Мф. 2:13-23; 3; Лк. 3:1-22; Мк. 1:2-11 (тема 22)

§ Тропарь и кондак Крещению (тема 22)

§ Мф. 1-12; 7-21; 16:26; 19:21; Лк. 6:46; Пс. 16:15; 26:13; Рим. 3:22-25; 2Кор. 7:10; Исх.20:1-17 (тема 23)

§ Пс. 1 (тема 23)

§ Ин. 2:1-11 (тема 24)

§ Пс.2 (тема 24)

§ Мф. 14:14-36; Мк. 6:34-56, 8:1-9; Ин.6:3-21 (тема 25)

§ Пс. 103 (тема 25)

§ Мф. 8:23-27; 9:18-26; 15:21-28; 18:1-10; 15-17; 19:13-15; Мк. 4:35-41; 5:21-43; 7:24-30; Лк.7:11-17; 8:41-56; Быт 1:28 (тема 26)

§ Пс. 50 (темы 26-28)

§ Лк. 11:2-13; 18:10-14; Мф.6:9-15 (тема 27)

§ Лк. 15:11-32; Мф. 11:28-30 (тема 28)

§ Мф. 18:11-35; Лк. 10:25-37 (тема 29)

§ Пс. 145 (тема 29)

§ Мф. 25:14-30 (тема 30)

§ Пс. 90 (тема 30)

§ Акафист Иисусу Сладчайшему (тема 31)

§ Ин. 19-21 (чтение по-церковнославянски) (тема 34)

§ Деян. 2:5 и далее (тема 35)

§ Молитвы Кресту (тема 36)

3 год обучения

§ Александро-Невская летопись, Вологодско-Пермская летопись, Воскресенская летопись, Двинской летописец, Мазуринская летопись, Новгородская летопись, Пискаревский летописец, Постниковский летописец, Псковская летопись, летопись Нестора (тема 13)

§ Рим. 7; 1 Ин. 3:8-11; 5:16-19; Иак. 4:1-12; 2 Петр. 2 (тема 27)

§ Лк. 9: 59-62; Ин. 6:45 (тема 28)

§ Мф. 5:3-12; Рим. 5:18; 1 Ин. 2:29; 3:7; 1 Петр. 3:14; Иак. 3:18; 2 Кор. 6:7; 9:10 (тема 29)

§ Ин. 15:1-10; 26-27; 16:7-13; 17:3; Мк. 16:6; Еф. 1:22-23; 2-4; Рим. 12:5; 1 Кор. 12; Фил. 2:13; Кол. 1:18025; 1 Тим. 3:15 (тема 30)

§ Еккл. 1:13; Мф. 15:18-19; Лк. 8:15; Дан. 1:8; Втор. 11:18; Рим. 2 :29 (тема 32)

§ Быт. 2:15 и 18; Исх. 20:9; Мф. 10:10; Деян. 20:34-35; 1 Сол. 2:9; 4:11; 2 Сол. 3:10; Откр. 14:13 (тема 34)

§ Мф. 5:7; 43-48; 6:1-4; 19-21; 24-36; Лк. 6:27:36; Гал. 5:13-26; Кол. 3:12; 2 Кор. 9:7 (тема 35)

§ Ис. 58:6-11; Притч. 16:6; 14:21; Дан. 4:24; Лк. 6:36; 12:33; Иак. 2:13 (тема 36)

§ Еф. 5:25-34; Быт. 2:24; Мк. 10:8; 1 Петр. 3:1-7; 1 Кор. 7; 1 Тим. 5:8 (тема 37)

§ Ин. 15:13; Евр. 11:10-25; Откр. 21:2-23; Фил. 3:20 (тема 38)

§ Мф. 9:2; 25:34-40; Лк. 3:10-14; Иак. 1-27; 2:20-26; 1 Ин. 2:3-6 (тема 39)

§ Акафист Иосифу Волоцкому (тема 39)

§ Ин. 15:14-15; 2 Фес. 1:10-12; 1 Кор. 3:21-4:5; Евр. 2 и 12; Откр. 14:13 (тема 40)

§ Откр. 7:9-17; Евр. 11:32-40 (тема 41)

§ Быт 1:26; 11:7; Втор. 6:4; Пс. 32:6; 138:7-12; Мф. 28:19; Ин. 16:13-16; Ефес. 4:6; 1 Ин. 5:7 (тема 46)

§ Деян. 1:15-26; 6:1-5; 15 (тема 47)

§ Символ веры (темы 48-55)

§ Быт 1; Иак. 1:17; Откр. 1:18; 4:8; Мф. 19:4; Ин. 17:1-3; Рим. 1:4; Еф. 4:6 (тема 48)

§ Мф. 1:18-25; Лк. 1:26-38; 41-55; 11:27; Ин. 1:3; 2:3-5; 3:13; 3:16; 4:51; 8:12; 16:28; 25; 10:30; 17:1 и 5; Иез. 44:1-3; Ис. 7:14; 9:6; Откр. 12:1; Пс. 44: 10-16 (тема 49)

§ Мф. 12:40; 16 и 17; Мк. 14 и 15; Лк. 22 и 23; Ин. 18 и 19; Шетр. 3: 18-19; Евр. 10: 8-10 (тема 51)

§ Мф. 28; Мр. 16; Лк. 24; Ин. 20; 1 Кор. 15:1-23; Откр. 1:17-18 (тема 52)

§ Мф. 12:31-32; 24:27; 25:31-32; 46; Лк. 17:24; 22:69; Ин. 4:6-26; 5:28-29; 15:26; 14:16-17; 16:28; Деян. 5:3-4; 10: 42-43; Евр. 8:1; Еф. 4:10; 2 Кор. 5:10; 1 Петр. 1:17; 3:18; Галл. 6:5-7; Рим. 2:5-6; 4:7-8; 14:12 (тема 53)

§ Мф. 16:18; 28:20; Еф. 4:3-6; Галл. 3:9; 2 Сол. 2:15; Деян. 20:28; Еф. 2:19-20; 5:11-12; 1 Петр. 1:2; 1 Кор. 12:21 (тема 54)

§ Мф 28; Ин. 3:5; Евр. 12:22-23; 2 Петр. 1:11; 1 Петр. 3:21; Рим. 6:3-11; Еф. 1:13; 4:11; 4:22-24; Деян. 2: 38; 10:38; 14:23; 1 Тим. 4:14; Гал. 3:27;Мф. 27:52; Лк. 20:34-38; Ин. 5:25; 6:54; 1 Кор. 15:12-14; 19-20; 15:47-49; 1 Кол. 1:18-23; Иез. 36:26 (тема 55)

  1. темы творческих письменных работ

2 год обучения

§ «Основные нравственные ценности Ветхого Завета» (тема 14)

§ «Основные духовные ценности Нового Завета»(тема 32)

3 год обучения

§ «Христианская любовь на примере житий святых»(тема 44)

§ «Чтение иконы своего святого» (тема 7)

  1. темы рисунков

1 год обучения

§ «Наш храм» (тема 3)

§ Рисунок в иконописных тонах (тема 7)

§ Рисунок Рождественской открытки (тема 16)

§ Рисунок окружающего мира, по дням творения (тема 20)

  1. темы рефератов

1 год обучения

§  реферат о каком-либо храме или иконе по выбору учащихся (примерные темы: «Державная икона Божией Матери», «Тихвинская икона», «Икона «Утоли моя печали»» и др.)(тема 19)

2 год обучения

§ «Рассказ о каком-либо событии Ветхого Завета»

§ «Рассказ о каком-либо событии Нового завета» (о эпизоде из жизни Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и т.д.)

3 год обучения

§ «Христианская любовь на примере своего святого» (тема 43)

§ «Каноны и правила архитектуры храма» (тема 6)

§ «История какого-либо храма-памятника» (тема 6)

  1. музыкальные записи

1 год обучения

§ «Сокровенный путь»: кондак Рождества Христова, «Ангел вопияше», «Честнейшую»(тема 7)

3 год обучения

§ сборник песнопений «Се жених грядет»: «Благослови, душе моя, Господа», «Херувимская песнь»(тема 1)

§ погребальные стихиры (тема 2)

§ служебные песнопения: «Свете тихий», «Достойно есть», «Блажен муж» и др. (тема 4)

§ «Божественная литургия Данилова монастыря» (тема 5)

  1. книги духовного содержания

1 год обучения

§ Священное Писание Ветхого и Нового Завета, синодальный перевод. М., 1999

2 год обучения

§ Священное Писание Ветхого и Нового Завета, синодальный перевод. М., 1999

3 год обучения

§ Священное Писание Ветхого и Нового Завета, синодальный перевод. М., 1999

§ Киево-Печерский Патерик. М., 1991 (тема 18)

§ Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. СПб., 2000 (тема 28, 37)

§  Свт. Димитрий Ростовский. Четьи Минеи. М., 2003 (тема 28)

§ св. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского. М., 1996 (тема 29)

§ Святой Иоанн Кронштадтский. Священнику. М., 2006 (тема 30)

§ Московский Патерик. М., 1991 (тема 32)

§ Игумен Аристарх (Лоханов). Жития святых. М.,2004 (темы 34, 35, 36, 38, 39, 41)

  1. фильмы

1 год обучения

§ «Троице-Сергиева Лавра» (тема 10)

2 год обучения

§ «Иисус» (тема 31)

§ «Плащаница. Евангелие Страстей Господних» (тема 33)

3 год обучения

§ «Под благодатным покровом» (тема 5)

§ «Афон – остров в Житейском море» (тема 20)

  1. иллюстративный материал

1 год обучения

§ иллюстрации храмов (тема 3)

§ Владимирская икона Божией Матери (тема 7)

§ Икона Покрова Пресвятой Богородицы (тема 8)

§ Икона Святой Троицы А. Рублева (тема 10)

§ Казанская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери (тема 11)

§ Икона «Спас Нерукотворный» (тема 13)

§ Икона «Рождество Христово» (тема 16)

§ Иконы «Сретенья Господня», «Крещения», «Преображения» (тема 21)

§ Икона Благовещения (тема 25)

§ Икона «Вход Господень в Иерусалим» (тема 26)

§ Икона Пасхи (тема 27)

2 год обучения

§ С. Иванов «Христиане и язычники», В. Верещагин «Закладка десятинной церкви в Киеве в 989 г.» В. Васнецов «Крещение Руси» (тема 2)

§ «Троица» А. Рублева (тема 8)

§ Икона Рождества Богородицы, Введения во храм (тема 16)

§ Икона Благовещения (тема 17)

§ Икона Рождества Христова (тема 18)

§ Икона Сретенья (тема 21)

§ Икона Богоявления (тема 22)

3 год обучения

§ Иллюстрации храмов (тема 1)

§  Изображения храма Софии Киевской, Десятинной церкви в Киеве, храма Софии Новгородской, Киево-Печерской Лавры, Покрова на Нерли, Успенского собора во Владимире, церкви Спаса на-Ильине-улице, церкви Спаса на Нередеце, соборов Московского Кремля, Димитриевский Собор в Суздале, храма Рождества Богородицы в Ферохонтовом монастыре, храма Василия Блаженного (храма Покрова на рву), церкви Вознесения в Царском Селе Коломенском, церкви Святого Лазаря (тема 6);

§ мозаики Софии Киевской: Божия Матерь Оранта; иконы: Спас Вседержитель, Тайная Вечеря, Великая Панагия (ярославская Оранта), Владимирская, Казанская, Смоленская, Почаевская и др. иконы Божией Матери, Спас Понтакратор, Троица А. Рублева, иконы праотцов, икона Благовещения, Деисусный чин в иконостасе храма Спаса на-Ильине-улице (XIV век), икона «Насаждение государского Российского» (темы 6,7)

§ иллюстрация Киево-Печерской Лавры (тема 12)

§ картины С. Ефошкина «Преподобный Сергий. Благословение князя Димитрия Иоанновича со дружиною на Битву. 1380 г.», «Преподобный Сергий. Чудо о птицах», «За святую Русь. Поединок воина-схимонаха А. Пересвета с Темирмурза-Челубеем. 1380 г.» (тема 21)

§ икона Алексия, Человека Божия (тема 28)

§ житийная икона преп. Сергия Радонежского (тема 29)

§ икона прав. Иоанна Кронштадтского (тема 30)

§ икона свт. Димитрия Ростовского (тема 31)

§ икона Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (тема 32)

§ икона Кирилла и Мефодия (тема 33)

§ житийная икона Серафима Саровского (тема 34)

§ икона Александра Невского (тема 38)

§ икона Новомученников Российских (тема 41)

§ «Троица» А. Рублева (тема 46)

ПОРТФОЛИО

Для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности

 

Составила:

Рыбакова Ирина Сергеевна

педагог дополнительного образования

Заявлена 12 квалификационная категория

 

 

Дата проведения экспертизы________________________________

(в соответствии с графиком)

 

Учебный год _______________

 


I. Пояснительная записка.

Многие педагоги и психологи много столетий поднимали один из самых важных вопросов: духовное воспитание подрастающего поколения. В наше время этот вопрос стал особенно актуален. Тоска безверия толкает молодежь на самоубийства, непоправимые поступки, употребление наркотиков, пьянство, бесцельные драки, унижение окружающих. В современной России назрела необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных и духовных ориентиров. Одним из путей решения этой проблемы является введение курса Основ Православной Культуры, призванного воспитать духовно развитую личность, человека-гражданина православного Отечества, любящего и знающего свою культуру и традиции. В школах Самарского региона уже введен курс «Основы православной культуры», данная же программа предназначена для использования в учреждениях дополнительного образования. Большое внимание в ней уделено воспитанию подрастающего поколения, а также рассмотрению православной культуры в контексте мировой. Конечно, процесс воспитания неразрывно связан с институтом семьи, поэтому данная программа уделяет большое внимание взаимодействию с родителями, которое осуществляется не только во время каких-либо мероприятий (праздники, экскурсии, паломнические поездки), но и на обычных, проводимых совместно занятиях, и дома.

Важным элементом данной программы является обширный краеведческий материал, который также призван сформировать у учащихся любовь к своему краю, повысить их общий кругозор. Для развития познавательной деятельности воспитанников и их духовного опыта в рамках данного курса организуются экскурсии, паломнические поездки по святым местам Самарского края и другие выездные мероприятия.

Данная образовательная программа рассчитана на учащихся младшего и среднего школьного возраста, как имеющих уже какие-то знания о православной культуре от родителей, бабушек, так и только с ней знакомящихся. Причем интересна она будет не только православным ребятам, но и далеким от веры учащимся, так как в программе большое внимание уделено изучению места православия в мире, его влияния на общемировую культуру (на живопись, литературу, историю и т.д.). В связи с возрастными особенностями воспитанников предполагается их активное участие в подготовке и проведении праздников, основанных на православном календаре.

Главная цель данного курса: познакомить учащихся с основами православной веры, культуры и нравственности и побудить воспитанников к духовному, интеллектуальному и эстетическому совершенствованию.

Задачи программы заключаются в следующем:

· приобщить учащихся к духовной культуре своего народа;

· дать им первичные знания православной культуры и православных традиций;

· научить понимать смысл церковной атрибутики, богослужения и церковного искусства;

· способствовать развитию творческих и познавательных способностей учащихся;

· способствовать формированию у воспитанников мировоззрения, основанного на высоком нравственном идеале;

· научить учеников основам православного восприятия мира и человека;

Кроме того, каждый год обучения также имеет свою цель, которая способствует достижению главной.

Цель первого года обучения: создать условия для формирования мотивации изучения Основ Православной Культуры.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

· вызвать интерес у воспитанников к изучению православной культуры, помочь им осознать важность и необходимость этого изучения;

· познакомить учащихся с основными событиями библейской истории;

· познакомить учащихся с житийной литературой и житиями своих святых покровителей;

· познакомить учащихся с историей и традициями важнейших православных праздников и их духовным содержанием;

· познакомить воспитанников со святыми местами Самары;

· научить учащихся узнавать основные иконы Спасителя, Божией Матери, Ангелов, святых и некоторых праздников;

· познакомить с самыми распространенными молитвами и раскрыть их содержание и смысл;

· научить обобщать полученные знания и применять их на практике, в конкретной жизненной ситуации;

· воспитать бережное отношение и интерес у детей к родному краю;

· привить воспитанникам осознание необходимости заботиться об окружающем мире, помогать другим людям;

· привить воспитанникам уважение друг к другу и к старшим.

Цель второго года обучения: создать условия для развития интереса к познанию Священного Писания и определения его роли в мировой культуре.

Задачи второго года обучения:

·  познакомить ребят с текстом Библии и другой православной литературой;

· познакомить учащихся с церковнославянским языком, научить церковному распевному чтению;

· познакомить со святыми местами Самарской губернии;

·  научить работать с текстом, выражать свои мысли и вести дискуссию;

· научить выделять главное и обобщать;

· способствовать осознанию важности жизни по библейским заповедям;

·  учить идеалам добра и милосердия;

Цель третьего года обучения: показать нравственный идеал Православия на конкретных примерах, познакомить с догматами и канонами Православия, показать роль Православия в контексте мировой истории и культуры.

Задачи, которые ставятся для достижения этой цели:

· познакомить воспитанников с устройством православного храма, богослужением, церковной иерархией;

· познакомить воспитанников со святынями Руси в паломнических поездках;

· раскрыть значение символики православного богослужения, основной последовательности служб и их смысл;

· познакомить учащихся с самыми известными храмами и монастырями Самары и Руси;

· познакомить учащихся с самыми известными и почитаемыми святыми и их иконами;

· познакомить учащихся с наследием церковного искусства своей страны;

· научить воспитанников самостоятельно получать знания и осмыслять их;

· повысить общекультурный уровень учащихся;

· раскрыть учащимся смысл церковных таинств и их роль в жизни православного человека;

· подготовить к осмыслению личного духовного опыта;

· создать условия для укрепления мотивации жизни по библейским заповедям.

Особое внимание в программе уделено развитию и обогащению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковнославянских слов и оборотов, а также объяснение смысла многих слов и понятий. Важно пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся.

Настоящая программа рассчитана на 3 года и построена по концентрическому принципу, суть которого в том, что основная идея является стержнем всего курса, раскрывается каждый год в новом аспекте. Эта идея заключается в том, что вся жизнь русского человека пронизана православной культурой, и невозможно жить в России и любить ее без знания ее родной культуры. Каждый год имеет свою тематику, но она обязательно связана с этой идеей:

1-й год. Праздники русского народа (ознакомительный цикл).

2-й год. Духовно-нравственный мир Библии и его влияние на мировую культуру.

3-й год. Нравственный идеал Православия на примере жизненного подвига конкретных людей и его роль в истории и жизни нашей страны. Обобщение полученных знаний.

Тема каждого занятия раскрывается через отдельные элементы, которые могут быть использованы для проведения любого занятия. Его компонентами могут являться одновременно страницы истории православной Руси либо истории христианства, обращение к евангельским текстам, образное восприятие православных истин, индивидуальные листы-карты, творческие задания, свободное общение учителя с учениками в диалоге, рефлексия как метод эмоционально-аналитического, подчас неосознанного постижения истины, иллюстративно-образный материал.

Образовательная программа призвана помочь воспитаннику дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования.

К концу первого года обучения воспитанники должны:

ü овладеть первичными знаниями православной культуры и традиций;

ü познакомиться с житийной литературой и знать жития своих святых покровителей;

ü познакомиться с устройством православного храма, уметь правильно вести себя в храме;

ü  знать историю и традиции важнейших православных праздников;

ü узнавать основные иконы Спасителя, Божией Матери, Ангелов, святых и некоторых праздников;

ü  знать и понимать самые распространенные молитвы и уметь раскрывать их содержание;

ü заботиться об окружающем мире, помогать другим людям;

ü научиться общаться друг с другом, уважать своих товарищей.

В течение первого года преподавание нацелено на вызов интереса у учащихся к православной культуре.

К концу второго года обучения воспитанники должны:

ü  уметь хорошо ориентироваться в текстах и событиях Библии;

ü  уметь работать с текстами Библии и другой православной литературы (летописи, жития святых, календари и т.п.);

ü  овладеть базовыми знаниями церковнославянского языка, научиться церковному распевному чтению;

ü знать о поведении христианина в миру как подражании Человеческому служению Христа;

ü осознать важность поста как приготовления к Празднику, участвовать в подготовке к Празднику;

ü обрести навыки православного образа жизни;

ü понять важность жизни по библейским заповедям.

     К концу третьего года обучения дети должны:

ü знать историю и традиции своего народа (страны) и их духовное содержание;

ü ознакомиться с наследием церковного искусства своей страны;

ü знать самые известные храмы и монастыри Руси;

ü различать образы Святых, знать их Жития;

ü ознакомиться с языком богослужения;

ü знать о символике православного богослужения, определять основную последовательность служб;

ü научиться осознанно участвовать в церковных таинствах;

ü развить внутреннюю потребность в самосовершенствовании и самопознании;

ü подготовиться к осмыслению личного духовного опыта.

Таким образом, в конце трехгодичного обучения в жизнь должна воплотиться главная цель данной образовательной программы – воспитанники должны познакомиться с основами православной культуры, веры и нравственности и осознать потребность в духовном, интеллектуальном и эстетическом развитии. Указанная цель достигается за счет комплексного изучения основ православных культуры, истории и вероучения.

II. Учебно-тематический план.


й год обучения. Праздники русского народа (ознакомительный цикл)

№ пп разделы Общее кол-во часов Теоретич. занятия Практич. занятия
1 Твое святое имя. Первичное представление об ангельском мире. Именины 1 0 1
2 Место православной культуры в общемировой культуре 3 1 2
3 Наш храм. Престольный праздник 3 1 2
4 Рождество Пресвятой Богородицы 1 1 0
5 Крест – главный символ христианства 2 1 1
6 Православный день матери 2 1 1
7 Праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2 1 1
8 Понятие об иконе. Чудотворные иконы Божией Матери 3 1 2
9 Наше святое имя (повторение). Святые угодники Божии. 2 1 1
10 Поминовение усопших для православного христианина. Димитриевская родительская суббота 1 1 0
11 День народного единства. Роль Церкви в истории государства Российского 2 0 2
12 Молитва в жизни православного христианина 2 1 1
13 Мир невидимый. Ангелы. Ангел-хранитель 2 1 1
14 Рождественский пост. Пост в жизни православного человека 2 1 1
15 Введение во храм Пресвятой Богородицы 2 1 1
16 Троица. Молитва, икона. Троице-Сергиева Лавра 2 1 1
14 Понятие о Боге и Его свойствах. 1 1 0
15 Рождественский пост. Пост в жизни православного человека. 1 1 0
16 Церковные праздники. Икона праздника Рождества. 1 1 0
17 Учебно-исследовательская конференция по теме «Иконы и храмы России». прослушивание духовной музыки 2 0 2
18 Праздник Рождества Христова 2 1 1
19 Подготовка к Празднику Рождества Христова 1 0 1
20 Празднование Рождества Христова 1 0 1
21 Крещение Господне 1 1 0
22 Сретение Господне 1 1 0
23 Ветхозаветные истории. Сотворение мира 2 0 2
24 Первородный грех. Каин и Авель. 2 1 1
25 Узловые моменты жизни Христа 1 0 1
26 Сударыня-Масленица 2 1 1
27 Прощение – великий дар Божий. 2 1 1
28 Великий пост 2 1 1
29 Святитель Алексий, митрополит Московский 2 1 1
30 Торжество Православия 2 1 1
31 Благовещение Пресвятой Богородицы 1 0 1
32 Лазарева суббота. Вход Господень в Иерусалим. 2 1 1
33 Страстная неделя 1 0 1
34 Пасха – светлое Христово Воскресение. Смысл Праздника. 1 1 0
35 Подготовка к Пасхе 1 0 1
36 Празднование Пасхи Христовой 1 0 1
37 Красная Горка 1 0 1
38 Фомина неделя. Радоница 1 1 0
39 Православный женский день 2 1 1
40 Сошествие Святого Духа 1 1 0
31 Подведение итогов года 2 0 2
  Всего 72 31 41

 

2 год обучения.Духовно-нравственный мир Библии и его влияние на мировую культуру

 

№ пп разделы Общее кол-во часов Теоретич. занятия Практич. занятия
1 Сущность православного учения (урок-повторение). 1 0 1
2 Принятие Православия Русью как духовное самоопределение русского народа. 4 2 2
  Письменность на Руси 2 0 2
3 Священное Писание и Предание. Откуда мы знаем о Боге. 1 0 1
4 Красота и целесообразность окружающего мира. Сотворение мира. Жизнь в Раю. 2 0 2
5 Совесть как естественный нравственный закон (грехопадение). 1 0 1
6 Всемирный потоп как пример безнравственного отношения к миру. 2 1 1
7 Нравственные нормы Декалога. (Содом и Гоморра, Вавилонская башня). 2 1 1
8 Совесть – голос Божий в человеке. (Призвание Авраама, Исаак, дети Исаака). 2 1 1
9 Любовь – необходимое условие жизни семьи. (Иосиф). 2 2 0
10 Любовь как условие естественного, непринужденного исполнения закона. 4 2 2
11 Десятословие 2 1 1
  Господь не оставляет свой народ (судьи) 1 1 0
12 Нравственный смысл послушания и своеволия в Священной истории. (Давид. Царь Соломон.) 2 2 0
13 Пророки 3 3 0
14 Обобщение по теме «Ветхий завет и его нравственные ценности» 1 0 1
         
16 Рождество Пресвятой Девы Марии. Ведение во храм. Благовещение (раздел Православные праздники) 1 1 0
         
18 Рождество Христово 2 1 1
19 Подготовка к Рождеству 1 0 1
20 Рождественский праздник 1 0 1
21 Детство Иисуса Христа 1 1 0
22 Иоанн Креститель. Крещение Господне (раздел Православные праздники) 1 1 0
  Искушение в пустыне. Призвание первых учеников 2 0 2
23 Заповеди Блаженства 3 2 1
24 Брак в Канне Галилейской 2 1 1
25   1 1 0
26 Благословение детей 1 1 0  
27 Мытарь и фарисей. Молитва Господня 1 1 0
28 Притча о блудном сыне 1 1 1
29 Злой должник. Милосердный самарянин 1 1 1
30 Притча от талантах. Добро как результат труда 1 1 1
31 Жизнь Иисуса Христа – подвиг любви и добра 13 12 1
32 Обобщение по теме «Основные духовные ценности Нового Завета» 1 0 1
33 Плащаница 1 0 1
34 Успение Пресвятой Богородицы 1 1 0
35 Проповедь апостолов 2 1 1
36 Воздвижение Креста Господня 1 1 0
37 Подготовка к Пасхе 1 0 1
38 Празднование Пасхи Христовой 1 0 1
39 Святость 1 1 0
40 Жены-мироносицы. 1 1 0
41 Обобщающее занятие 1 0 1
  Всего 72 48 24

3 год обучения. Нравственный идеал Православия на примере жизненного


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.533 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь