Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Год обучения. Библия в нашей жизни.



Тема 1: «Сущность православного учения (урок-повторение)»

       Православие как ветвь христианства. Учение о Святой Троице. Распятый и Воскресший Иисус Христос. Учение о спасении.

Тема 2: «Принятие Православия Русью как духовное самоопределение русского народа»

       Предпосылки принятия Русью православной веры. Выбор князя Владимира. Соответствие внутреннего мироощущуния русского человека православному переживанию Бога как Красоты, Гармонии и Добра. Приобщение русского народа к православной вере. Роль Православия в истории России. Главные добродетели православной христианской жизни: вера, надежда, любовь.

       Проникновение инославия и разнообразных сект в современную Россию как проявление духовного кризиса русского общества.

       Алфавит церковнославянского языка – 10 букв.

Тема 3: «Священное Писание и Предание. Откуда мы знаем о Боге»

       Библия – «Книга книг». Значение слова «Библия». Богодухновенность Библии. Книги канонические и неканонические. Ветхий и Новый Завет. Название книг Ветхого и Нового Завета. Перевод Библии на разные языки: «Перевод семидесяти», церковнославянский и русский переводы.

       Алфавит церковнославянского языка – 10 букв.

Тема 4: «Красота и целесообразность окружающего мира. Сотворение мира. Жизнь в Раю»

       Повторение пройденного материала. Творение мира. Дни творения. Современные теории о появлении жизни на Земле и происхождении человека. Адам и Ева. Их жизнь в Раю. Смысл воздержания от вкушения плодов.

       Алфавит церковнославянского языка, окончание. Обозначение цифр.

Тема 5: «Совесть как естественный нравственный закон (грехопадение)»

       Отпадение Денницы от Бога. Жизнь Адама и Евы. Грехопадение. Изгнание из рая.

       Сокращения в церковнославянском языке.

Тема 6: «Всемирный потоп как пример безнравственного отношения к миру»

       Каин и Авель: братоубийство. Допотопное человечество. Ной и его семья. Откровение о потопе. Строительство ковчега. Подготовка семьи Ноя к будущей жизни на обновленной земле. Плавание. Выход на землю. Завет Бога с Ноем. Современные свидетельства о Всемирном потопе. Сим, Хам, Иафет. Их потомки.

       Сокращения в церковнославянском языке. Слова под титлом.

Тема 7: «Нравственные нормы Декалога. (Содом и Гоморра, Вавилонская башня)»

       Вавилонское столпотворение – олицетворение гордыни. Начало наций. Содом и Гоморра.

       Грамматика церковнославянского языка: некоторые особенности склонения имен существительных.

Тема 8: «Совесть – голос Божий в человеке. (Призвание Авраама, Исаак, дети Исаака)»

       Теоретическое занятие. История праведного Авраама. Призвание Авраама. Рождение Исаака и испытание Богом верности Авраама. Обетование Божие об умножении потомства Авраамова.

       Практическое занятие. Беседа с детьми о поступке Авраама, размышления об истинной вере.

       Грамматика славянского языка. единственное, множественное, двойственное число существительных; спряжение глаголов при существительном в двойственном числе.

Тема 9: «Любовь – необходимое условие жизни семьи (Иосиф)»

       Детство Иосифа. Месть братьев. Жизнь Иосифа в Египте. Прощение Иосифом братьев. Воссоединение семьи Иосифа.

       Грамматика славянского языка. местоимения. Склонения.

Тема 10: «Любовь как условие естественного, непринужденного исполнения закона»

       Моисей. Выход из Египта. Земля обетованная. Ветхозаветная Троица. «Троица» А. Рублёва. Самсон.

       Грамматика славянского языка. знаки ударения и придыхания.

Тема 11: «Десятословие»

Десятословие. Разделение заповедей на две скрижали. Обсуждение каждой заповеди.

Грамматика славянского языка. спряжение глагола «быть». Примеры.

Тема 12: «Нравственный смысл послушания и своеволия в Священной истории. (Давид. Царь Соломон)»

       Давид и Голиаф. Давид и Авессалом. Царь Соломон.

       Грамматика славянского языка. Упражнения.

Тема 13: «Пророки»

       Отступление евреев от Завета и наказания. Илия. Елисей. Иона, покаяние Ниневии. Исайя, Иеремия, Иезекииль. Даниил, три пророка.

       Евреи в плену и хи возвращение. 136 псалом.

       Воссоздание храма, но уже без ковчега Завета.

       Грамматика славянского языка. Чтение надписей на иконах.

Тема 14: «Обобщение по теме «Ветхий Завет и его нравственные ценности»»

       Проведение обобщающего занятия в форме игры или сократической беседы с подведением итогов в зависимости от возраста учащихся.

Тема 15: Беседа со священником

       Занятие, которое проводится в свободной форме. Ребята могут задать любые, интересующие их вопросы у священника и получить хороший ответ.

Тема 16: «Рождество Пресвятой Девы Марии»

       Ожидание еврейским народом Спасителя. Праведные Иоаким и Анна, чудесное рождение Пресвятой Богородицы. Ее детство, Введение во храм.

Чтение и перевод молитв. Утреннее правило. Тропари праздникам Рождества Богородицы и Введения во храм.

Тема 17: «Благовещение»

       Воспитание Приснодевы в храме. Иосиф-обручник. Благовещение. Свидание с праведной Елисаветой. Пророчество Елисаветы. Пророчество Богородицы.

       Чтение и перевод молитв. Утреннее правило. Тропарь празднику Благовещения. 

Тема 18: «Рождество Христово»

       Рождение Спасителя. Волхвы и пастухи – олицетворение двух путей человека к Богу.

       Чтение и перевод молитв (продолжение). Тропарь Рождеству.

Тема 19: Подготовка к Рождеству

Тема 20: «Рождественский праздник»

Тема 21: «Детство Иисуса Христа»

       Сретенье. Рассказ о том, как маленький Спаситель заблудился.

       Чтение и перевод молитв вечернего правила. Тропарь Сретенью.

Тема 22: «Иоанн Креститель. Крещение»

Иоанн Креститель – предтеча Господа. Его жизнь в пустыне, его проповедь.

Продолжение чтения и перевода молитв. Тропарь Крещению. Икона Крещения.

Тема 23: «Заповеди Блаженства»

       Теоретическое занятие. Заповеди, данные Господом. Обсуждение каждой заповеди.

Практическое занятие. Сравнение строгих, категоричных заповедей Синайского законодательства и полных любви и милосердия Евангельских заповедей. Любовь по Евангелию – подвиг во имя ближнего.

Славянский язык. Чтение 1 псалма.

Тема 24: «Брак в Канне Галилейской»

       Приглашение Иисуса, Приснодевы и учеников на брак. Еврейские обычаи относительно брака. Затруднение хозяев и ходатайство Богоматери. Чудо, сотворенное Господом, и вера учеников.

       Богородица – ходатаица и заступница наша перед Богом. Отношение Господа и Его Церкви к земной жизни, радостям, праздникам. Освящение чудом Господним брака. Жених – Симон Кананит.

Славянский язык. Чтение 2 псалма.

Тема 25: «Чудесное насыщение»

       Чтение фрагментов из Евангелия о чудесном насыщении. Анализ чуда.

Славянский язык. Чтение 103 псалма.

Тема 26: «Благословение детей. Иисус Христос на море»

       Чтение Евангелий о том, как Христос благословляет детей и том, как Христос ходит по Морю. Обсуждение этих эпизодов.

Славянский язык. Чтение 50 псалма.

Тема 27: «Мытарь и фарисей. Молитва Господня»

       Христос учил притчами. Примеры. Отличие притчи от сказки. Притча о мытаре и фарисее. Молитва мытаря как образец правильной молитвы. Молитва Господня. Ее содержание, состав.

Славянский язык. Чтение 50 псалма. 

Тема 28: «Притча о блудном сыне»

       Чтение притчи. Сократическая беседа о прощении.

Славянский язык. Чтение 50 псалма.

Тема 29: «Злой должник. Милосердный самарянин»

       Чтение притч. Сократическая беседа о милосердии.

Славянский язык. Чтение 145 псалма.

Тема 30: «Притча о талантах. Добро как результат труда»

       Чтение притчи. Сократическая беседа о таланте и труде.

Славянский язык. Чтение 90 псалма.

Тема 31: «Жизнь Иисуса Христа – подвиг любви и добра»

       Теоретическое занятие. Просмотр фрагментов фильма «Иисус» и обсуждение ключевых моментов:

· Воскресение Лазаря.

· Вход в Иерусалим.

· Предательство Иуды.

· Тайная Вечеря.

· Моление Иисуса в саду Гефсиманском.

· Гибель Иуды.

· Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу.

· Распятие и смерть Иисуса Христа.

· Воскресение и вознесение Сына Божиего.

Практическое занятие. Подведение итогов жизни и деятельности Иисуса Христа в форме беседы.

Славянский язык. Акафист как пример гимнографии. Акафист Иисусу Сладчайшему.

Тема 32: «Обобщение по теме «Основные духовные ценности Нового Завета»»

       Сравнение заповедей, ценностей Ветхого Завета с Новым Заветом. Детям предлагается определить, в какое время живем мы.

Тема 33: «Плащаница»

       Просмотр фрагмента фильма «Плащаница. Евангелие Страстей Господних»

Тема 34: «Успение Пресвятой Богородицы»

       Жизнь Приснодевы в доме апостола Иоанна. Успение Богородицы. Погребение, чудеса. Празднование Успения.

       Славянский язык. Чтение Евангелия по-славянски.

Тема 35: «Проповедь апостолов»

       Начало распространения христианства среди язычников. Апостольский Собор в Иерусалиме. Проповедь Апостолов – устная и письменная. Сведения о книгах Нового Завета. Обращение Савла. Святые Первоверховные Апостолы Петр и Павел. Андрей Первозванный. Апостол Иоанн Богослов. Откровение.

       Славянский язык. Чтение Посланий Апостолов.

Тема 36: «Воздвижение Креста Господня»

Римская империя. Гонения на христиан. Первые мученики. Константин Великий, война, знамение Креста, победа. Царица Елена. Обретение Креста Господня, чудеса, совершившиеся при этом. Поклонение Кресту. Праздник Воздвижения Кресту, молитвы Кресту.

Тема 37: «Подготовка к Пасхе»

Тема 38: «Празднование в честь Пасхи Христовой»

Тема 39: «Святость»

       Церковь земная и небесная. Помощь, оказываемая небесной Церковью. Чины святых. История Церкви – история святости.

Тема 40: «Жены-мироносицы»

       Неделя жен-мироносиц. Православный вселенский женский день. Женское призвание и женское служение Богу. Именно жены за свою верность, жертвенность, бесстрашную любовь сподобились первыми увидеть воскресшего Христа.

Тема 41: «Обобщающее занятие»

       Обзор пройденного материала. Молебен об окончании учебного года.

3 год обучения. Нравственный идеал Православия на примере жизненного

Подвига конкретных людей

Тема 1: «Православный храм»

       Экскурсия в храм. Повторение пройденного материала про храм. Храм, его происхождение, внешний вид, внутреннее устройство и убранство. Священные предметы: святой крест, святые иконы, святые сосуды, священные одежды. Икона иконописного канона. Отличия иконописи от светского искусства. Иконостас. Расположение икон в храме и на иконостасе. Роль православного храма в жизни христианина. Приход. Правила поведения в храме.

Тема 2: «Таинства Православной Церкви и православные обряды»

       Общие понятия о Таинствах. Обряд и Таинство. Рождение и крестины. Освящение рождения человека. Молитвы о рождающей матери, о новорожденном до его крещения.

Крещение ребенка на восьмой или сороковой день по рождению. Выбор родителями восприемников ребенка. Обязанности крестных родителей. Чин крещения младенца. Смысл и значение Таинства. Крещение в Евангелии.

       Христианские имена – какие они? Выбор и наречение имени. Традиция празднования именин. Крестинный стол.

       Миропомазание: смысл таинства, краткий разбор чинопоследования.

       Таинство брака в Православии. Христианский брак – таинственное «соединение двух личностей в одну плоть». Уподобление брачного союза духовному единению Христа с Церковью. Евангелие и апостольские послания о браке и обязанностях мужа и жены. Значение для брака церковного оглашения, благословление брака. Церемония венчания.

       Погребальные и поминальные обычаи. О смерти. Траурная атрибутика и символика. Обычаи поминальных дней.

       Таинство покаяния. Исповедь и подготовка к ней.

Тема 3: «Священство. Церковная иерархия. Монашество»

       Богоучрежденность священства. Установление ветхозаветного священства. Мелхиседек – иерей Бога. Иисус Христос – Великий Архиерей. Установление новозаветного священства Господом. Апостолы и их преемники. Таинство священства, или хиротония.

       Монашество – особый путь служения Богу. Ветхозаветные прообразы монашества. Монашеский постриг. Монашеские обеты.

Тема 4: «Церковное богослужение»

Годовой и суточный круг богослужения. Понятие о литургии и всенощном бдении. Церковнослужители и священнослужители. Облачение, его значение. Цвета священнических одежд.

Тема 5: «Божественная литургия»

       Теоретическое занятие. Восстановление падшего Адама – телесное, как и духовное действие. Евхаристия – даруемое нам Господом благо пребывания с ним. Божественная Литургия: Пресуществление даров и причащение верных. Христос присутствует в Святых Тайнах не Телом только, но всецело. Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн. Просмотр фрагмента фильма «Под благодатным покровом» о Проскомидии.

       Практическое занятие. Посещение Божественной Литургии.

Тема 6: «Архитектура и зодчество. Храмы и памятники»

       Канон, правила и символика зодчества и архитектуры. Уникальность русского зодчества и архитектуры и их преемственность от Греции. Известнейшие архитекторы. София Киевская и другие храмы-памятники.

       Храмы-памятники Самарской области: Покровский собор, Иверский монастырь, собор в честь апостолов Петра и Павла, Вознесенский собор, и др.

Тема 7: «Иконопись Руси»

       Канон, правила и символика иконы. Догматика в иконе. Известнейшие иконописцы (А. Рублев, Дионисий, Симон Ушаков и др.). Русские иконы. 

Тема 8: «Традиция благотворительности на Руси»

       Понятие на Руси христианской заповеди о любви к ближним. Личная милостыня. Развитие социальных учреждений Церкви (богадельни, убежища, приюты для «вдовицы, хромца, слепца»). Благотворительная деятельность. Нищий – лучший богомолец и молитвенный ходатай за благотворителя пред Богом. Благотворительная и просветительская деятельность императрицы Марии Федоровны. «Нищелюбие» св. Иоанна Кронштадтского. Благотворительная деятельность сестер милосердия: Никольская, Покровская, Александровская, Иверская и другие общины. Благотворительность Елизаветы Федоровны.

Тема 9: «Монастыри – источники благотворительности »

       Составление лечебников и развитие медицинской науки на Соловках и в других монастырях. Милосердное попечение о больных и сиротах. Монастырские больницы, богодельни, странноприимницы, приюты для сирот. Пюхтинская богодельня «Гефсиманский скит». Забота о сиротах преп. Амвросия Оптинского. Шамординская женская обитель вдов и сирот. Благотворительная деятельность о. Иоанна Кронштадтского и основанных им монастырей.

Тема 10: «Современная благотворительность. Работа православных братств»

       Благотворительность в наши дни. Современные благотворительные организации, их деятельность.

Тема 11: «Значение монастырей в истории России»

       Зарождение монашества на Руси. Преп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские – основоположники русского монашеского делания. Монастыри. Значение монастырей в истории России.

Тема 12: «Просветительская деятельность Киево-Печерской Лавры. Монастырские школы в Киевской Руси»

       Просветительская деятельность Киево-Печерской Лавры в наши дни. Монастырские школы в Киевской Руси, их роль в распространении знаний.

Тема 13: «Русское летописание»

       Самые известные летописи, их роль в истории Руси.

Тема 14: «Монастыри – духовно-нравственные объединители русских княжеств  ( XI- XV вв.)»

       Преодоление княжеских междоусобиц – миротворческая деятельность митр. Кирилла. Роль монашества в освобождении Руси от монголо-татарского ига. Куликовская битва. Подвиг преподобного Сергия Радонежского, монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Тема 15: «Монастыри и подъем духовных сил на Руси в XIV веке»

       Преп. Сергий Радонежский: его воспитательное руководство, умение тихо и коротко настраивать душу человека. Социальное возрождение – следствие нравственного возрождения.

Тема 16: «Противостояние монашества разгулу опричнины»

       Самоотверженность митр. Филиппа (Колычева) как обличителя злодеяний царя Иоанна IV. Мученическая кончина.

Тема 17: «Монастыри – защитники земли русской»

       Монастыри – мощные крепости на подступах к Москве. Строительство Даниловского и Спасо-Андроникова монастырей-защитников. Укрепление южной границы Москвы: Новодевичий, Донской монастыри. Героическая оборона Псково-Печерского монастыря против войск Стефана Батория в 1581 году. Оборонительная роль Новодевичьего монастыря в защите Москвы от орд Казы-Гирея в 1591 году. Безуспешная 16-месячная осада поляками Троице-Сергиевой Лавры в 1608-1610 годах.

Тем 18: «Знакомство с традицией старчества на Руси»

       Преп. Антоний Печерский – отец русского монашества. Преп. Феодосий Печерский – законодатель русского монашества. Монахи как наставники всех слоев общества, обличители неправды, миссионеры, благотворители, молитвенные заступники перед Богом за народ. Духовное влияние преп. Сергия Радонежского на жизнь русского народа. Троице-Сергиева Лавра – центр духовной жизни Руси.

       Скитское и общежительное монашество. Ревнитель «Устава общежительного монастыря» - Иосиф Волоцкий. Преп. Серафим Саровский: аскетический подвиг. Служение народу. Особый вид святости – юродство Христа ради (преп. Арсений, блаженный Максим, блаженный Николай, блаженная Ксения Петербургская и др.). Старцы Оптиной Пустыни – утешители и целители, исповедники и советодатели. Возрождение монастырей – пробуждение духовной жизни народа.

Тема 19: «Два направления в монашестве: скитское и общежительное»

       Два направления в монашестве. Преп. Нил Сорский – основатель скитского жительства, наставник созерцательной жизни, идеолог «нестяжателей». Преп. Иосиф Волоцкий – ревнитель «Устава общежительного монастыря», сторонник внешней строгости и внешнего возвышения монастырей.

Тема 20: «Смысл монашеского жизненного пути»

       Теоретическое занятие. Понятие о монашестве. Цель монашеской жизни, обеты, образ жизни. Возникновение монашества. Преп. Антоний Великий – основоположник отшельнической формы монашества. Преп. Пахомий Великий – устроитель общежительных монастырей. Своеобразный характер сирийского монашества. Столпничество – особая разновидность аскетического подвига.

       Практическое занятие. Просмотр фильма о Святой Горе Афон: «Остров в Житейском море»

Тема 21: «Духовное совершенствование»

       «Молитвенное делание», богослужение, воспитание в себе евангельских добродетелей.

Тема 22: «Уклад современной монастырской жизни»

       Устав монастыря. Образ жизни, традиции, особенности монастырской жизни.

Тема 23: «Современное возрождение русских монастырей как очагов духовности»

       Теоретическое занятие. Современное возрождение русских монастырей. Восхождение россиян к своему духовному обновлению.

       Практическое занятие. Посещение монастыря, работа в нем.

Тема 24: Подготовка к Рождеству

Тема 25: Рождественский праздник

Тема 26: «О святости. Церковное почитание святых»

       Кто такие святые люди. История Церкви – история святости. Почитание святых. Канонизация.

Тема 27: «Что такое грех?»

       Грех – проступок. Грех Адама и Евы. Невольные грехи. Греховность – скорее болезнь, чем вина. Необходимость искупления. Стадии развития греха (на примерах). Три источника греха. Перевод слов «грех», «греховность».

Тема 28: «Христианская добродетель (житие Алексия – человека Божия)»

       Необходимость усилий, самопринуждения у добру. Житие Алексия, Человека Божия. Рождение от благочестивых родителей. Брак по послушанию родителей и уход из родительского дома. Жизнь вдали от дома. Возвращение в дом отца под видом бездомного нищего. Указания Бога на святость Алексия. Его кончина. Ветхазаветные праведники (Авраам, Лот). Свидетельство правильного выбора Алексия – примирение и спрасение его родных и невесты.

Тема 29: «Смирение и правдолюбие (житие преподобного Сергия Радонежского)»

       Что такое смирение и правдолюбие. Житие преп. Сергия. Чудесные обстоятельства рождения, Отрок Варфоломей, его благочестие, послушание, незлобие. Уход из мира после смерти родителей. Начало иноческого подвига. Ожесточение брата и уход преподобного из обители. Примеры исполнения им всех заповедей. Преподобный Сергий – «земной Ангел и небесный человек», образец совершенного человека. Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию, ее обетование обители. Чудеса, прижизненные и посмертные Преподобного.

Тема 30: «Церковь – ковчег нашего спасения (житие святого праведного Иоанна Кронштадтского)»

       Церковь – тело Христово, вне которого невозможно спастись. Условия нашего вхождения в Церковь и пребывания в ней. Житие св. праведного Иоанна Кронштадтского. Полнота исполнения им евангельских заповедей. Непрестанная молитва. Учение о молитве. Чудеса св. Иоанна Кронштадтского – призыв к покаянию.

Тема 31: «Забота христианина о душе (житие святителя Димитрия Ростовского)»

       Способности человека – таланты, данные ему Богом для приумножения. Житие святителя Димитрия. Учение, успехи. Принятие монашества. Работа над составлением Миней Четьих. Творения святителя Димитрия. Примеры заботы и любви к духовным чадам, кротость, евангельское отношение к светской власти. Создание училища, любовь и забота об учениках. Противостояние расколоучителям. Преставление, прославление, чудеса.

Тема 32: «Развитие сердца христианина (житие преподобномученицы Великой княгини Елисаветы)»

       Сердце – центр духовной жизни человека. Очищение и воспитание сердца для Бога – христианский подвиг. Житие преподобномученицы Елисаветы – пример развития сердца христианина: ее серьезное отношение к вере, искание истинной веры; принятие Православия; восхождение к высоте Христовой любви – молитва за убийцу мужа; служение ближним; мученический венец.

Тема 33: «Христианская надежда (житие святого равноапостольного Кирилла, просветителя славян)»

       Надежда – одна из основных христианских добродетелей, «упокоение сердца в Боге». Житие св. равноапостольного Кирилла, примеры упования на помощь Божию и получения ее.

Тема 34: «Труд христианина (житие преподобного Серафима Саровского)»

       Труд – заповедь, данная человеку Богом в раю. Необходимость трудиться. Пример Господа и Его апостолов. Труды преп. Серафима. Труд телесный и душевный. Телесный труд без молитвы – напрасен. Молитва, борьба с греховными помыслами – труд. Крест как труд.

Тема 35: «Христианское бескорыстие (житие праведной Иулиании Лазаревской)»

       Бескорыстие как доверие Богу. Бескорыстие как любовь к ближним. Житие св. прав. Иулиании. Ее кротость, усердие в исполнении воли Божией, служении ближним. Тайные подвиги служение ближним. Молитва о ближних – духовная милостыня. Возможность достичь святости в миру, любым служением.

Тема 36: «Христианское милосердие (житие святителя Николая Мирликийского)»

       Милосердие – наше подражание Богу. Дела милосердия телесного и духовного. Житие свт. Николая. Милосердие ко всем. Помощь иноверным.

Тема 37: «Христианская семья (житие преподобных Кирилла и Марии Радонежских)»

       Семья – богоучрежденный, нерасторжимый союз. Семья – «малая Церковь». родители прп. Сергия. Их благочестие, нищелюбие. Их взаимная привязанность и единодушие. Плоды праведной жизни. Обязанности детей в отношении родителей.

Тема 38: «Христианская любовь к Отечеству (житие святого благоверного князя Александра Невского)»

       Любовь к земному отечеству ради Господа. Русская государственность - державность – ответственное служение Богу в соборности. Житие благоверного князя Александра Невского. Его благочестие, любовь к ближним.княжение как служение, власть как послушание. Победа над шведами, небесная помощь. Победа на Чудском озере. безуспешные попытки римского епископа склонить князя на свою сторону. Поездка в Орду. успешное отстаивание интересов Отечества дипломатическими путями. Создание православной епархии в Орде. Постриг и кончина. Чудо при погребении. Чудеса блгв. Александра Невского.

Тема 39: «Общественное служение христианина (житие преподобного Иосифа Волоцкого)»

       Необходимость деятельного служения ближнему как проявления любви. Житие преподобного Иосифа с чтением акафиста святому и пояснением свидетельствами жития.

Тема 40: «Жизнь святых в Боге. Святые, в земле Российской просиявшие»

       К святости призваны все. Плоды жизни в Боге: всецелое исполнение заповедей – совершенная добродетель – творение дел Божиих - Богосыновство. Святые, в земле Российской просиявшие. Виды святости: равноапостольные, мученики, святители, преподобные, праведные, блаженные. Соборы святых. Примеры особой дружбы и взаимной помощи между святыми (святитель Алексий и преподобный Сергий; святитель Макарий и преподобный Александр Свирский; равноапостольные Мефодий и Кирилл и др.). Служба российским святым, по Цветной Триоди.

Тема 41: «Новомученники Российские. Подвижники 20 века»

       Рассказ обо всех новомученников Российских, их икона. Новомученник Евгений.

Тема 42: «Святые Самарского края»

       Петр и Александр Чагринские, митр. Мануил (Лемешевский) и др.

Тема 43: «Христианская любовь»

       Дети готовят рассказы из житий их святых о любви к Богу и ближним.

Тема 44: Итоговое занятие по теме «Православия святые имена»

       Обобщающее занятие в форме игры-путешествия.

Тема 45: Беседа со священником

Тема 46: «Бог - Троица»

       Бог един по существу. Свидетельства Ветхого Завета. Свидетельства Нового Завета. Бог троичен в лицах, или ипостасях. Свидетельства троичности Бога в Ветхом Завете. Свидетельства в Новом Завете. Различное действование трех Лиц Святой Троицы в промысле о мире и человеке. Икона Троицы Андрея Рублева и Крещения. Образные объяснения Троицы Кирилла и святых отцов.

Тема 47: «Споры о вере. Вселенские соборы»

       Почему возникли споры и разногласия о вере. Соборы – способ утверждения истины. Вселенские соборы, их деяния. Никео-Цареградский Символ веры. Евангельский рассказ о слепом.

Тема 48: «Первый член Символа веры»

       Бог Отец как Отец Единородного Сына. Бог Вседержитель: Творец и Промыслитель. Чтение Евангелия: дети ищут, что Господь Иисус Христос сообщает нам о Боге Отце и как Он являет нам Отца чрез Себя.

       Бог – Творец невидимого и затем видимого мира.

Тема 49: «Второй и третий члены Символа веры»

       Единородный Сын – единственный. Отличие рождения от сотворения. Участие Бога Сына в творении мира.

       Бог – Спаситель мира. Пророчества о Боговоплощении. Приготовление человечества к Боговоплощению. Две природы, две воли и одна ипостась во Иисусе Христе. О поклонении Иисусу Христу.

       Обетование Бога первым людям о рождении Спасителя.пророчества и преобразования о Преблагословенной в Ветхом Завете. Дева Мария – истинная Богородица. исповедание святой Елисаветы. Пророчество Богоматери о Себе.

Тема 50: «Третий член Символа веры. Еретические учения об Иисусе Христе»

       Две группы еретических суждений о Господе Иисусе Христе: отрицающие Его Божество и отрицающие Его человечество ( евиониты, ариане, несториане, докеты, монофизиты, монофелиты ). Что такое секта, ересь.

Тема 51: «Четвертый член Символа веры»

       Преобразования Ветхого Завета о Кресте и Искупительной Жертве. Крест - всемирный жертвенник, орудие нашего примирения с Богом. Почему за грешных жертвой становится Единый Безгрешный. «И страдавша, и погребенна» - антиеретические определения.

Тема 52: «Пятый член Символа веры»

       Воскресение Христово – предмет знания Церкви и предмет веры. Вера в Воскресение Христа – вера в Воскресение всех. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Исполнение домостроительства Спасения от Адама до Христа. Продолжение дела Спасения в Церкви, в святых Божиих.

Тема 53: «Шестой, седьмой и восьмой члены Символа веры»

       Вознесение Господне – евангельское событие и восшествие на небеса – догмат Церкви. Второе пишествие и Страшный Суд – центральное событие человеческой истории: Господь явит полноту Своей славы. Святой Дух как Лицо Пресвятой Троицы.

Тема 54: «Девятый член Символа веры. Церковь – тело Христово»

       Отрывки из Священного Писания, подтверждающие девятый член Символа веры. Вечность Церкви. Ветхозаветная Церковь – приготовление человечества к пришествию Иисуса Христа. Новозаветная Церковь. Ее свойства: святость, единство и единственность, соборность, апостольство. Церковь – тело Христово. Икона Пятидесятницы.

Тема 55: «Десятый, одиннадцатый и двенадцатый члены Символа веры»

       Как мы входим в тело Христово – Церковь. Чтение по-церковнославянски отрывка из Евангелия (1 Петр. 3:21).

       Воскресение мертвых – что это значит. Жизнь будущего века – это жизнь в Боге. Для святых она уже наступила.

Тема 56: «Итоги 2000-летней истории Церкви Христовой»

       Осознание истин веры. Приятие и неприятие миром идеалов христианства. Опыт жизни в Духе Святом. Раскол церквей. Распространение христианства на Руси. Промыслительное значение крещения Руси.

       Современные опасные ереси, так называемое «харизматическое возрождение».

Служение мирян в жизни Церкви и богослужении. Первые служения соответствовали дарам Святого Духа; дар языков, пророчество учительства (дидаскалы), служение диаконисе, иподиаконствование, служители алтаря, чтецы, певцы. Участие детей в жизни церкви, в приходской жизни. Церковь – родной дом.

Тема 57: Подготовка к Пасхе

Тема 58: Празднование Пасхи Христовой

Тема 59: Итоговое обобщающее занятие

Тема 60: Праздник в честь окончания курса

       Проведение праздника в честь окончания курса. Выдача дипломов.

III. Методическое обеспечение ДОП.

Формы проведения занятий

Формы занятий, проводимых по той или иной теме, могут быть самыми разнообразными. Например, для реализации данной программы могут использоваться следующие формы:

1. лекция (проблемная, информационная);

2. комбинированный урок (лекция и диалог, лекция и анализ текста, диалог и рисование и т.д.);

3. анализ текста;

4. творческие письменные работы;

5. рисунки;

6. групповая и индивидуальная работа;

7. диалог (беседа);

8. экскурсии (в храмы, музеи и т.д.);

9. паломнические поездки по святым местам;

10. реферат и т.д.

Тема каждого занятия раскрывается через его различные элементы.

Систематический примерный перечень элементов занятия:

1. молитва перед началом занятия и после окончания урока;

2. чтение и разучивание молитв и церковных песнопений;

3. чтение и слушание Евангелия и других книг Священного Писания;

4. чтение и слушание жизнеописаний Святых (или фрагментов житийных текстов);

5. рассказы о православных святынях (иконах, храмах и т.д);

6. рассказы и беседы о Богослужении Православной Церкви;

7. рассказы и беседы о церковных праздниках, церковно-исторических событиях;

8. душеполезные рассказы из святоотеческих книг (христианское нравоучение);

9. рассказы и беседы о православных традициях и родной культуре;

10. практические занятия (рисование, игра, экскурсии);

11. выражение личного отношения к изучаемой теме преподавателя и учащихся.

Отдельно взятое занятие не обязательно будет содержать все эти элементы. Но их максимальное использование позволяет сделать занятие содержательным и интересным.

Кроме того, для проведения занятий привлекается широкий иллюстративный материал, музыкальные записи, книги духовного содержания, исторические и духовные фильмы.

Содержание обучения определяется исходя из возрастных особенностей учащихся, их мотивацией.

Так для детей младшей группы основными элементами занятия являются игра, беседа, рисование с большим привлечением наглядного материала (слайды, иконы, видеофильмы и аудиозаписи). Как известно, в этом возрасте основным видом деятельности, который проявляется также и в постижении окружающего мира, является игра, именно поэтому перед преподавателем стоит достаточно сложная проблема – раскрыть ту или иную тему, играя, но, не сводя ее на сказочный, мифологический, т. е. несуществующий лад. И именно поэтому используемый наглядный материал, кроме своего прямого назначения – привлечь внимание детей – выполняет и другую, более важную, роль – показать ребенку, что все то, что рассказывается, некогда существовало и имеет под собой реальную основу. Самым популярным на занятиях этой группы является бинарный урок, то есть занятие по Основам Православной Культуры комбинируется с уроком рисования, на котором ребята могут закрепить полученные знания. Исподволь, незаметно учитель направляет внимание ребят на проблему урока, форсируя познавательный интерес.

Младшие школьники уже способны внимательно слушать преподавателя, поэтому их занятия в основном проходят в форме лекций. Главная особенность этой возрастной группы – стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий. Именно поэтому основной упор в преподавании делается на историчность тех или иных событий, лиц; испытывается острая необходимость в показе героических образцов для подражания. И главная задача для преподавателей «зажечь» ребят подвигом святости, привить такую меру благоговения, которая не иссякает с годами.

Учащиеся среднего звена (10-12 лет) получают уже качественно новые знания. Этот возраст характеризуется усвоением понятий, решения задач. У детей появляется желание не только проживать церковное событие, но и понимать его более полно, т. е. устанавливать множественные причинно-следственные связи. Мотивом учебной деятельности выступает стремление применить полученные знания на практике. Ребята данной возрастной группы больше всех остальных любят обсуждать сюжеты Священного Писания, Жизни Святых, они легче пропускает все через жизненный опыт родителей, знакомых. Их занятия более интеллектуально нагружены, учащиеся, опираясь на полученные ранее знания, открывают для себя глубину Православия, для них предметы преподаются с догматическим уклоном: преподаватель, не иссушая заучиванием догматических определений чистого родника детской веры, ведет диалог, уже более серьезный и вдумчивый, приучая и самих детей вдумываться в процесс льющейся богословской мысли.

       Естественно на той мотивации, что свойственна каждой группе, успокаиваться нельзя. Серьезность тем, обращение к Слову Божию постепенно меняют мотивацию учебы: от мотивов ответственности перед своими близкими переходят к мотивам познавательным, от теоретического интереса – к мотиву постижения в себе Образа и Подобия Божия, к самопознанию, стремлению жить в соответствии с заповедями Господними.

Активное участие в проведении занятий принимают родители учащихся, которые являются частыми гостями и участниками на занятиях. Например, занятия ребят младшего школьного возраста всегда проходят совместно с родителями. Также ни один праздничный концерт, поездка, экскурсия не проходят без активного участия в них родителей. Помимо этого взрослые участвуют в проведении обобщающих занятий, а также наравне с их детьми слушают педагога, дискутируют, выполняют задания на совместных занятиях. Такое активное вовлечение родителей в образовательный процесс играет большую роль в воспитании учащихся, это дает им дополнительный стимул, помогает взрослым и детям лучше понять друг друга и укрепить свои взаимоотношения.

       4.2 Формы проверки знаний      

Для проверки уровня усвоения знаний на занятиях, необходимо проводить диагностику. Весь процесс обучения основан на интересе и активном участии учащихся, это является главным условием достижения поставленных целей. Поэтому способы проверки знаний также должны быть радостными для детей. Их можно проводить следующим образом: в форме викторин, работы по группам, игр-путешествий, обсуждения нравственной проблемы на обобщающем занятии, открытых уроков, паломнических поездок. Для подведения итогов также можно организовать какие-либо учебно-исследовательские конференции, которые будут интересны и самим учащимся, и гостям. Такие обобщающие занятия должны завершать каждый раздел для полного закрепления знаний детей и выявления недопонятых моментов. Кроме того, в конце курса обучения проводится итоговое обобщающее занятие, но оно также проводится в нетрадиционной форме (игра-путешествие, учебно-исследовательская конференция и т. д.). Как на всех обобщающих занятиях, так и на итоговом, могут присутствовать помимо самих учащихся их родители, педагоги и все желающие.

На занятиях по Основам Православной Культуры педагог не ставит оценку учащемуся, по какой бы то ни было системе так, как это происходит в общеобразовательной школе. Дело в том, что обучение и воспитание на занятиях данного курса соединены воедино, поэтому трудно выделить те критерии, по которым должно происходить оценивание. Несмотря на это педагог должен отмечать каждого ребенка, благодарить его за помощь на уроке и сообщать его достижения, свои пожелания или замечания, не ругая ученика, а мягко поправляя, так, чтобы он чувствовал доброжелательную теплую атмосферу. Тем не менее, на экзамене оценка ставится, но она не должна вызывать протеста: только «хорошо» или «отлично», реже «удовлетворительно». Критериями в этом случае служат: старание ученика, его работа в течение всего времени обучения, а также, несомненно, знания.

Помимо проведения обобщающих занятий в конце каждой темы педагог должен проводить диагностику проверки усвоения знаний на каждом уроке. Для этого можно использовать различные формы, такие, как:

· беседа;

· наблюдение;

· анкетирование;

· тестирование и т.д.

Эти формы могут применяться и на обобщающих или итоговых занятиях, а также для проведения других диагностических исследований, которые также являются важным элементом организации учебного процесса. К таким исследованиям, помимо проверки уровня усвоения знаний, относятся:

· социологическое диагностическое исследование (определение семейных проблем, общей атмосферы в коллективе, положения в нем каждого ученика и т.д.);

· психологическое диагностическое исследование для определения и укрепления психических и психологических процессов каждого ученика. Оно должно проводиться совместно с психологом.

· диагностики интересов воспитанников объединения и их мотивации, также являются одними из важнейших компонентов исследования.

Исследования должны проводиться регулярно для выявления каких-то возможных проблем в преподавании, коррекции образовательного процесса и для адаптации программы к каждой конкретной группе. Ориентировочный план проведения диагностик представлен в следующей таблице.

диагностика 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Знания, умения, навыки октябрь, декабрь, март, май октябрь, декабрь, март, май октябрь, декабрь, март, май
социологическая сентябрь    
психологическая апрель апрель апрель
интересов декабрь апрель ноябрь
мотивации сентябрь, май декабрь  
Выставки рисунков и литературных работ апрель апрель апрель

Результаты диагностических исследований влияют на корректировку методов обучения, подвижку в изучении текущего материала, на организацию воспитательной работы и т.д.

Особенности воспитательной работы.

Главная задача педагога на занятиях по основам православной культуры – это создать условия для духовно-нравственного воспитания личности. Это задача непростая, но неторопливая последовательность, системность и разнообразие приемов, постоянный акцент на собеседовании, на диалоге создают благоприятную почву для воспитательного процесса. Также можно выделить следующие особенности воспитательной работы:

· каждый момент урока должен иметь воспитательное значение;

· привлечение на занятии, прежде всего средств чувственно-эмоционального постижения материала;

· творческие задания;

· создание особой атмосферы доверительности, открытости на уроке;

· присутствие эстетического фактора – духовной поэзии, духовной музыки и прозы;

· педагог должен соединять образование с воспитанием, поэтому на занятии он должен воздействовать на учащихся своей личностью, вкладывать душу в преподавание.

Вообще процесс воспитания – явление непрерывное на занятиях данного курса, поэтому все средства, которыми пользуется педагог на уроке, подчиняются одной цели – становление, формирование каких-то качеств православного человека, осуществление его как гражданина Православной России.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.15 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь