Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Музыкальная игра-драматизация:
-поддерживать желание участвовать в музыкальной игре-драматизации, решать игровые задачи, учить следить за развитием сюжета и вовремя включаться в действие, привлекать к изготовлению декораций и элементов костюмов; -предлагать воплощать каждый образ в движениях, обсуждать варианты исполнения (медведь — угрюмый, любопытный, задумчивый и т.д.), помогать выбрать вариант, в наибольшей степени соответствующий характеру образа и содержанию сказки, поддерживать каждую творческую находку ребенка; -поддерживать проявления индивидуальности и элементы импровизации в ролевом поведении, музыкальном движении, речевом интонировании. Театрализованная игра: -использовать в театрализованной игре элементы музыкальной игры-драматизации; -поощрять самостоятельные решения простых игровых задач, индивидуальное и творческое исполнение своей роли, выразительный ролевой диалог; -поддерживать инициативу участников, воспитателю оставлять за собой «режиссерскую» функцию; -поддерживать активное участие в кукольных представлениях, вождение некоторых кукол, освоение простых техник кукловождения; -помогать переносить элементы игровой драматизации в игры празднично-карнавального типа, а также в самостоятельные сюжетно-ролевые игры. Слушание музыки. Использование высокохудожественного и доступного детям музыкального репертуара. Регулярность специальных занятий по слушанию музыки и их методически правильное построение (простые произведения исполняются без предварительных объяснений, а дети говорят о том, что они услышали, более сложные - требуют сначала введения в их содержание, затем прослушивания, и лишь в том дети могут выразить свои впечатления в рисунках). Высокий профессионализм музыкального руководителя: исполнительское мастерство, хорошая теоретическая и методическая музыкальная подготовка, педагогические знания и такт. Проявление уважения к ребенку, его мнение о музыке, праву слышать и оценивать ее по-своему, культуры и деликатности в общении с ним. Использование на занятиях по слушанию музыки профессионально подобранных произведений других, более доступных ребенку видов искусства - изобразительного и художественной литературы. Музыкальное движение. Необходимо показать детям все многообразие музыки. Пьесы, используемые для движения, должны быть яркими в художественном отношении, «двигательными» и доступными детям по настроению. Музыкальные образы этих пьес — самые разнообразные; средства музыкальной выразительности — ярко контрастные сначала и менее контрастные в дальнейшем. Форма пьес - вначале одно -, двухчастная, к концу четвертого года и на пятом году - трехчастная. На занятиях как можно чаще нужно использовать образные движения, развивающие у детей эмоциональность и выразительность (ребенок изображает зайчика, котенка и других персонажей). Развивая основные движения, особое внимание следует уделять работе над пружинностью и легкостью в разнообразных видах ходьбы и бега, над свободой рук и всего плечевого пояса. Продолжать работу по развитию ориентировки в пространстве. Важно постоянно поощрять индивидуальные творческие проявления детей, побуждая их двигаться по-своему, по-разному, использовать метод сотворчество с воспитателем. Здесь также помогают игровые ситуации, в которых ребенок действует в роли какого-либо персонажа. Приоритетное направление работы с детьми пятого года жизни развитие основных движений. В этом возрасте усваиваются все виды ходьбы, бега, прыжков. Здесь уже меньшую роль играет прямой показ взрослого. Он важен на этапе разучивания, освоения движения, а затем достаточно только назвать его. Дети должны знать названия различных основных и танцевальных движений - высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, мягкий бег, подскок, прыжки, прямой галоп, качание рук и т.д. Для занятий по музыкальному движению необходимы: просторный светлый зал с нескользким теплым полом и минимумом украшений, хорошо настроенный музыкальный инструмент (пианино, аккордеон, баян), музыкальный центр с набором компакт-дисков с классической, народной и современной музыкой, набор разнообразных атрибутов для раздачи детям: ленты, султанчики, игрушки, погремушки, колокольчики и т.д. Пение. У каждого ребенка необходимо выявить, прежде всего, по тембру тип звучания певческого голоса, определить общий и примарный диапазоны и в соответствии с этими данными разделить детей на три группы: с высоким, средними и низкими голосами. В процессе специальных двигательных игровых упражнений развивать общую и специальную пластику, необходимую для резонансной настройки певческого аппарата. Использовать и укреплять в голосе ребенка примарный диапазон. Перед работой над песнями распевать детей по голосам. Формировать правильное, ненапряженное положение корпуса во время пения: спина прямая, грудь развернутая. Занятия с хором необходимо сочетать, работой по подгруппам голосов и индивидуальной работой. Вокальный репертуар должен позволять всем детям участвовать в хоровых занятиях и петь в удобной для них тесситуре. Организация такого репертуара предполагает транспонирование имеющихся песен в нужные тональности, использование песен, в которых запев и припев удобны детям с разными голосами. Игра на детских музыкальных инструментах. Первый оркестр, в котором играет ребенок, - ударный. В нем, как и во всех других видах оркестров и ансамблей, развивается вся система музыкальных способностей, но главным образом — тембровый слух и чувство ритма. Музыкальный репертуар, предлагаемый для игры в ударном оркестре, составлен с учетом возможности выбора парных инструментов, тембр которых соответствует звучанию пьесы. Параллельно решается задача воспроизведения равномерной метрической пульсации. Если с тембровыми задачами дети начинают справляться достаточно скоро, то для овладения метрической пульсацией им необходимо значительное время. Вся группа лишь к 5 годам начинает воспроизводить ее без ошибок, и этого нужно добиться обязательно, поскольку метрическая пульса - основа овладения ритмическим рисунком. Один из педагогических приемов — совместное музицирование взрослого и ребенка на фортепиано или каком-либо другом клавишном инструменте. Ребенок, воспроизводя в этих условиях метрическую пульсацию на одной клавише в нижнем или верхнем регистре, легче овладевает ею. Подбор по слуху способствует формированию импровизации, если ребенку регулярно предлагать творческие задачи, а овладение метрической пульсацией становится ее организующим началом. Важнейшее условие успешной работы с детским оркестром — наличие многообразных, разного тембра ударных инструментов и чисто настроенных звуковысотных. Музыкальная игра-драматизация, театрализованная игра. Возрастные возможности младших дошкольников определяют тип и степень сложности музыкальных игр-драматизаций, чаще всего сказок. Сюжет игры-драматизации должен быть несложным, понятным и интересным детям. Ее музыкальный текст, яркий и высокохудожественный, должен быть доступным для воплощения детьми в движении, оркестре, пении. Первые игры-драматизации либо совсем не включают песен, либо 1—2 для хорового исполнения (в удобной для детей тональности). Минимальным должен быть и исполняемый детьми словесный текст. Зато движения, несущие основную смысловую нагрузку и чаще всего имеющие коллективный характер, могут быть представлены в полной мере. В этих играх 1 —2 роли можно поручить взрослому, который организует детей, вдохновляет их своим примером на свободное и выразительное воплощение образов. Прежде чем приступить к работе с детьми над тем или иным спектаклем, необходимо составить общий план его мизансцен в конкретном помещении, продумать и начать готовить возможные декорации и костюмы. Хорошо, если они будут достаточно условными, оставляющими место для работы воображения, и легкими, чтобы дети хотя бы частично могли изготовить и установить их сами. Подготовкой к игре-драматизации является вся предлагаемая в программе система работы по музыкальному движению (в особенности над образным этюдами), пению и художественной речи. Кроме общей должна быть продумана и проведена специальная подготовка к конкретному спектаклю. Перед разучиванием музыкальной игры-драматизации надо дать детям прослушать ее от начала до конца. Воспитатель может проиграть музыку на фортепиано и пропеть вокальные партии, если они есть, сопровождая свой пока: небольшими комментариями. Приступая к работе над каким-либо образом, взрослый должен ясно представлять себе его характер, рисунок движений и их композицию. Часто дети сами подсказывают оригинальные решения тех или иных элементов образа. Самый сложный момент — сведение всех разученных сцен в одно целое. Это надо делать постепенно, а весь спектакль проигрывать перед показом не более 2—3 раз. Игра-драматизация не должна доводиться до состояния идеально отточенного спектакля, который готовится целый год, в этом случае она утрачивает качество импровизационности и успевает надоесть детям. Развивающая функция этого вида деятельности будет реализована в большей мере при постановке ежегодно 2—3 небольших спектаклей.
4.4 Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности группы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы