Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет музыкальной деятельности.
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать ее. Ребенок может сконструировать из лоскутков интересный по цветовым сочетаниям наряд для куклы, ухаживает за красивым цветком, чтобы он не завял, вносит свою лепту в интерьер комнаты, вешая на стенку свой лучший рисунок. Все более осознанно старший дошкольник строит свои отношения со сверстниками и взрослыми, стремится сделать их как можно более красивыми, соответствующим воспринятым этическим нормам. Художественное развитие в этом возрасте характеризуется высокой степенью овладения различными видами художественной деятельности и появлением сложных компонентов в системах художественных способностей. Так, формируется способность к восприятию и воспроизведению ритмического рисунка музыки, возникает интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, в музыкальных импровизациях появляются законченная мелодия и форма. В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания. Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара. Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет
5.3.1. Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 25 минут,в соответствиями с требованиями СанПина., используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка. Программа рассчитана на 72 занятия в год + развлечения и праздники. 72 занятия по 25 минут = 30 часов. Раз в месяц проводится развлечение совместно с воспитателями (9 занятий.) Календарные праздники и утренники (5 мероприятий) Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству детей 5 – 6 лет Образовательная область «Музыка» Образовательные задачи Слушание музыки: -поддерживать интерес к слушанию музыки, эмоциональный отклик ни нее, побуждать самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, вести разговор о музыке в форме диалога, побуждать к ее интерпретации; -дать понятие «жанра» музыкального искусства: инструментальная в вокальная музыка, марш, песня, танец (русская плясовая, вальс, полька и др.), учить определять его, узнавать звучание знакомых музыкальны инструментов, отгадывать пьесы, включенные в музыкальную викторину; -работать над развитием интонационно-мелодического слышания музыки, лежащего в основе понимания ее содержания. Музыкальное движение: -на основе слышания в музыке не только ее общего настроения, но и темпа, динамики, яркого ритмического рисунка, формы, поощрять ее выразительное воплощение в движениях; -формировать легкость, пружинность и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков); -продолжать развивать чувство музыкального ритма, ориентировку в пространстве; -работать над техникой исполнения танцевальных движений, покомпетентно отрабатывая их сложные варианты; -учить народным и бальным танцам (полька, галоп), продолжать работать над эмоциональным общением в них; -поддерживать индивидуальные творческие проявления в работе над музыкально-двигательными сюжетными этюдами. Пение: -учить петь выразительно, музыкально, интонационно чисто; -строить певческую работу с учетом природных типов голосов (высокий, средний, низкий), продолжать работать над голосом, главным образом в примарном диапазоне и нижнем регистре, постепенно и осторожно разширяя диапазон вверх; -петь звонко, легко, «проливать» дыхание, ощущать его резонирование, четко, но легко произносить слова в распевках и песнях; -следить за положением корпуса и головы ребенка во время пения, обращать внимание на свободу нижней челюсти; -слушать красиво звучащие сольные и хоровые вокальные произведения. Игра на детских музыкальных инструментах: -развивать звуковысотный слух, обучая подбору по слуху образцов-интонаций, построенных на интервальной основе, и мелодий на звуковысотных инструментах; -продолжать развивать тембровый и динамический слух в процессе игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах; -развивать чувство музыкального ритма, предлагая для освоения постепенно усложняющиеся ритмические структуры; -продолжать формировать детское инструментальное творчество, музыкальную импровизацию. Музыкальная игра-драматизация: -предлагать игры-драматизации с разнохарактерными персонажами, ролевая палитра которых включает не только движение, но и слово, пение, игру на детских музыкальных инструментах; -подготавливать музыкальную игру системой музыкально-двигательных этюдов; -вести от коллективных к индивидуальным действиям различных персонажей; -учить разбираться в особенностях персонажей игры и самостоятельно находить для них выразительные пантомимические, мимические и интонационные характеристики, развивать творческие способности; -развивать умение использовать в игре предметы-заместители, воображаемые предметы, входить в образ и оставаться в нем до конца игры. Театрализованная игра: -проводить театрализованную игру и как музыкальную игру-драматизацию, и как собственно театральную постановку; -помогать подчиняться замыслу воспитателя-режиссера, а также самостоятельно и выразительно вести свою роль (партию) в спектакле; -придавать игре форму художественной театральной деятельности (дети могут принимать участие в подготовке спектакля как актеры, оформители сцены), что повышает интерес к игре. Слушание музыки. Детям старшего дошкольного возраста предлагаются для прослушивания более сложные произведения. Усложнение музыкальных произведений идет от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам: доминированием выразительности, от небольших по объему, простых по форме и музыкальным образам ко все более развернутым и сложным, от содержащих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений. Дети определяют жанр музыкального произведения, анализируют его форму, могут назвать инструмент, на котором оно исполняется. С удовольствием отгадывают пьесы, включенные в музыкальную викторину. Уровень развития у детей речи и мышления позволяет воспитателю вести с ними разговор о музыке в форме диалога, побуждать к ее развернутой интерпретации. На занятиях по слушанию необходимо широко использовать музыку в аудиозаписи, стихи, художественную прозу, диафильмы, диапозитивы с произведениями живописи, архитектуры, скульптуры и народного декоративно-прикладного искусства, организовывать посещение доступных по содержанию оперных и балетных спектаклей, концертов, музейных экспозиций. Музыкальное движение. Занимаясь музыкальным движением с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо использовать высокохудожественную музыку, содержащую яркие образы, различные по настроению. Продолжая работу над основными движениями, предлагать детям музыку под которую могут быть воспроизведены: ходьба радостная, спокойная, торжественная, мягкая, пружинистая, осторожная, спортивный и танцевальный шаг бег легкий, сильный, мягкий, острый, осторожный, устремленный, прыжки мягкие, легкие, сильные, на одной ноге, на двух ногах, меняя ноги, движения рук, мягкие и жесткие, плавные и напряженные, широкие и мелкие и т.д. Музыкальный руководитель может больше работать над техникой исполнения основных и танцевальных движений, помня о покомпонентной отработке сложных движений. Полезно проводить на занятиях разминку с тренировкой мышечных ощущений, гимнастику жестов, танцевальную гимнастику, включат* игровые упражнения и этюды с использованием воображаемых предметов и ситуаций. В работе над музыкально-двигательными этюдами главными являются индивидуальные творческие проявления детей. Взрослый может обсудить с ними общий замысел и настроение этюда, а затем предложить задачу на его индивидуальную музыкально-двигательную интерпретацию. Лучшие варианты, отобранные самими детьми, могут стать основой групповых композиций. Музыкально-двигательная импровизация в сюжетных этюдах — один из наиболее доступных и интересных детям видов музыкального творчества. Пение. В процессе певческой работы необходимо развивать у детей не только вокальные, но и музыкальные и актерские способности. Продолжать работу над резонансной техникой пения, добиваясь с помощью специальных упражнений высокой певческой позиции. Организованный таким образом звук становится звонким, полетным, легким. Голос при этом не устает и позволяет ребенку решать художественные задачи. Степень чистоты интонирования мелодии значительно возрастает. Работать с хором с учетом природных типов голосов, распевать детей по голосам перед пением, использовать репертуар, соответствующий типам голосов. Работу над резонансной техникой пения нужно продолжать в примарном диапазоне. В распевках и песнях можно увеличить диапазон за счет хода вниз и осторожно вверх. Работая над артикуляцией, особое внимание следует обращать на свободу нижней челюсти и активность губ. Это поможет избежать напряжения гортани. Следить за положением корпуса в пении (прямая спина и развернутые плечи помогают организации дыхания). Игра на детских музыкальных инструментах. От преимущественно репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов, характерных для работы с предыдущей возрастной группой, следует постепенно переходить к поисковым, продуктивным методам обучения (например, дети могут самостоятельно предлагать варианты оркестровки того или иного произведения, которые тут же исполняются и выбирается лучший вариант). Воспитатель поощряет инициативу и творческие проявления в импровизации и подборе мелодий по слуху. Необходимо знакомить детей с разнообразными по жанру и характеру произведениями, тщательно отбирать музыкальный материал, включающий эталонные мелодические построения, небольшие, но выразительные, яркие мелодии. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы