Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГАЗЕТА КРАСНОЯРСКОЙ КРАЕВОЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ «ДОМ ПОЛЬСКИЙ» декабрь 2000



ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС В РУКОПИСИ А.И. КЫТМАНОВА И ДРУГИХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ   Житель города Енисейска, бывшей Енисейской губернии (ныне Красноярский край) Кытманов Александр Игнатьевич (1858-1910 гг.) был историком, краеве­дом, почвоведом, ботаником, судовла­дельцем и золотопромышленником. По окончании Петербургского универси­тета вскоре возвратился в Енисейск. Был известным сибирским меценатом, в частности финансировал развитие судоходства на Енисее, одним из основателей Енисейского краевед-ческого музея, которым заведовал более 20 лет. А.И. Кытмановым опубликован целый ряд работ по краеведению, геологии, флоре, торговле в Енисейской губернии. Особую ценность представляет его «Краткая летопись Енисейского и Туруханского уездов за 1594-1893 гг.»,частично изданная в 1920 году (только до 1700 года, небольшим тиражом). Богата библиография «Краткой летописи…», это и доступные автору и тщательно им изученные архивные материалы богатейшего Енисейского музея и изданные материалы, сноски встречаются на каждой странице, от одной до десяти и более.

В 1994 году в Енисейске впервые прошли «Кытмановские чтения», приуроченные к 375-летнему юбилею Енисейска. Пожалуй, самое первое упоминание о поляках в «Краткой летописи…» относится к 1679 году, где говорится о поляках Казимире Моря и Александре Алковски, которые с мангазейскими стрельцами принимали участие в освоении Енисейского севера. В частности известно, что оба поляка дошли из Мангазеи до Хантайского зимовья (устье Хантайки, впадающей в Енисей). Следующая информация о поляках относится к 1680 году, где идет речь о ссылке в Сибирь «иноземцев – литовских, польских, немецких люди». Это были военнопленные, взятые в плен во время войны с Польшей еще в 1654-1667 гг., причем отмечено, что поляки «на родину возвращались из дальней Сибири, в том числе и из Енисейска те, кто не принял православия, не женился на русской и просто не захотел остаться в Сибири"». Стало быть, были и другие.

Итак, начиная с 1679 года, а летопись как и положено, расписана строго в хронологическом порядке, мы находим интереснейшую информацию о поляках: служилых и ссыльных. Это не безличное, обобщающее повествование, напротив, здесь десятки имен и названий мест поселения. Упоминаются интересные подробности их поведения, быта, взаимоотношений с местным населением и начальством, их занятий и развлечений.

Особенное внимание уделено полякам, сосланным в Сибирь после восстаний 1830, 1863 гг. Отмечено их благотворное влияние на местную культуру, а также их положительное морально-нравственное влияние на местное население. Летопись буквально пестрит конкретно-фактологическими моментами из истории поляков в Енисейской губернии. Изучение летописи в значительной мере восполнит пробел в существующей литературе о поляках в Сибири, где так мало уделено внимания вопросу «Поляки в Енисейской губернии».

Есть в «Краткой летописи…» А.И. Кытманова и подробное описание неких событий польской ссылки, которые очень любопытны и поучительны. Они в должной мере проливают свет на понятие – польский менталитет. По поводу менталитета хорошо сказал П.А. Кропоткин, знавший многих ссыльных поляков: «Польша никогда не потеряет своего национального характера: он слишком резко вычеканен…».

Среди других документов, рассказывающих о сосланных в Енисейскую губернию поляках, следует назвать «Дневник» жителя Енисейска Н.В. Скорнякова. Вот очень маленький отрывок из дневника: «Невольно вспоминаются изгнанники-поляки: все это были народ молодой, энергичный, живой, образованный, который сразу занял видное положение в городе, на всех поприщах жизни не гнушаясь и ремеслами, из которых они ввели новые, ранее не существовавшие, как, например, колбасные, кондитерские, переплетные и другие. Имея уроки, которые им запрещали, как социалистам, вели их под сурдинкой. Они много содействовали образованию юношества». По-моему, очень красноречивый отрывок.   Лалетина Нелли. __________________________________     Цикл стихов Николая Гайдука ПОД ПОЛЬСКИМ НЕБОМ В тарантасе. Старый пан приглашает по Старому Мясту Проскакать в тарантасе лихом, Обещает коней своих дымчатой масти Раскалить искрометным кнутом… А когда старый пан познакомится с гостем, То вздохнет, поправляя гужи… Ничего не стряслось между нами, а просто Старый пан знает старую жизнь. Знает он, как по шляхам кандальной Сибири Ямщики уносили народ – В рудниковые глуби, в таежные шири, Где кошмар да комар душу пьет! Енисей, заполярье – там шляхтичей одры, А еще старый пан подтвердит, Что вот здесь вот, на Висле, а там вот, на Одре – Сердце русское в Польше лежит… Все, что было, то было! Что горько, то горько! Лишь бы горше не стала стезя… Тарантас наш летит под веселую горку! А слеза?.. Да от ветра слеза!

Przyjaźń

7
3

       

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь