Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мусульманские благотворительные общества, их деятельность.
Благотворительные общества создавались также по признаку вероисповедания. Так, в городе Семипалатинске было создано Мусульманское благотворительное общество (1898). Последнее преследовало следующие цели: «доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных мусульман г.Семипалатинска и его окрестностей без различия пола, возраста и состояний мусульманского вероисповедания». Членами данного Общества могли быть лица всех званий и сословий, но исключительно магометанского вероисповедания. Они делились на почётных, действительных и соревнователей. В Общество не принимались лица несовершеннолетнего возраста, состоящие на действительной военной службе, нижние воинские чины, а также лица, подвергшиеся ограничениям по суду. Среди членов учредителей Семипалатинского благотворительного общества числилось 27 человек, среди них: Ахун и дворянин мулла мечети № 4 Амиров, купец Мухамет-Валий Хамитов, Тюменский бухарец Абдул-Кадир Мавлюкеевич Муртазин, Ибрагим Каримов, Нагийма Измаилова, Семипалатинский купец Мухамет-Софа Габдулжапаров, Габдулла Ишиев и другие. Общество оказывало помощь беднейшим мусульманам, выражавшуюся в снабжении одеждой, пищей, предоставлении приюта, в выдаче денежных пособий, поиске мест занятости, в выгодном сбыте изделий беднейших тружеников. Если человек нуждался в медицинской помощи, то общество могло предоставить ему медицинское пособие, обеспечить наблюдение врача на дому, а также, если того требовала ситуация, то больные помещались в больницы за счёт общества. Погребение умерших также могло быть заботой общества. Большое внимание уделялось старикам и детям. Престарелых помещали в богадельни, дома призрения, а детей — в сиротские дома, приюты, убежища, ремесленные и учебные заведения, причём с последующим их содержанием. Мусульманский местный комитет по оказанию помощи воинам и их семьям в г. Зайсане был организован с целью сбора средств в помощь Петроградской мусульманской организации по устройству передвижного лазарета. Первое совещание зайсанских мусульман, созванное указным муллою Ахмед-Закием Ахтямовым 1 февраля 1915 г. в помещении медресе «Гизатия» избрало в члены комитета «Ф.-А.Бабкина, Т.Бекченуаева, Ю.Абулханова, А-З.Ахтямова, А.Сыпрындина, В.Анварова, К.Мынгожина, А.Токсанбаева, Б.Оскенбаева и др., всего 132 человека». Председателем комитета был избран Тумар Девлеткильдиев. Разрешение об открытии данного комитета было выдано Семипалатинским губернатором, который в сопроводительном письме Зайсанскому уездному начальнику под грифом «совершенно секретно» предлагал «установить самое тщательное наблюдение за деятельностью лиц в составе означенного общества... чтобы в своей деятельности местный отдел руководствовался Положением о Временном Мусульманском Комитете, утверждённом Министерством Внутренних Дел 5 февраля 1915 г.». Такая озабоченность была вызвана тем обстоятельством, что представители русского консерватизма находили нежелательным всё, что может способствовать «обособлению мусульманского населения России». Каркаралинская петиция. Одной из самых всеобъемлющих и содержательных петиций, поданных в адрес колониальных властей, была Каркаралинская. В июне 1905 года на Кояндинско-Ботовской ярмарке (вблизи г. Каркаралинска) состоялся съезд представителей казахской знати. Здесь была выработана петиция к царю. Ее подписали 42 влиятельных казаха Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Позднее к ней присоединились казахи других уездов Семипалатинской и Акмолинской областей. Петиция была оформлена в виде телеграммы. Она была составлена в Омске и переправлена в г. Каркаралинск, откуда 22 июля 1905 года она была отправлена на имя царя через местную почтово-телеграфную контору. В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Бокейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов и другие. Основное содержание петиции состояло в том, чтобы допустить казахов к работе в Государственной Думе. В частности, здесь содержались следующие строки: «Почему занятие скотоводческой культурой должно лишать киргиза избирательного права, когда такового права не лишает занятия торговлей, земледелием, рыболовством и другими промыслами?». Государственные чиновники к составлению подобного рода документов относились крайне отрицательно. Об этом свидетельствует письмо военного губернатора Семипалатинской области степному генерал-губернатору от 19 июля 1905 года: «...Составление киргизскими обществами подобных выше приведенному приговором петиций ни в каком случае не может быть допускаемо». Существовали различные варианты текста Каркаралинской петиции, адресованные не только на имя российского царя. Копии ее были посланы в редакции центральных российских газет «Сын отечества» и «Русские ведомости» для публикации. Один из вариантов такой петиции в переводе на русский язык Темиргали Нурекенова был адресован и министру внутренних дел. Этот вариант петиции был более полный и состоял из 47 пунктов. Содержание этой петиции наиболее полно отражало насущные проблемы казахского общества начала XX века: вопросы организации выборов, решения земельного вопроса, урегулирования проблем в области религии, судоустройства, образования и так далее. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы