Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль газеты «Казах» и журнала «Айкап» в формировании национального самосознания казахского народа.



Газеты «Қазақ газеті», «Қазақстан» и журнал «Айқап» закрывались в основном из-за нехватки средств. О финансовой состоятельности газеты «Қазақ» свидетельствует хотя бы тот факт, что за период существования с февраля 1913 года по март 1918 года ее главный редактор Ахмет Байтурсынулы не раз подвергался различным наказаниям в виде денежных штрафов или ареста, из-под которого освобождался лишь под денежный залог в несколько тысяч царских рублей, на них в тот период можно было основать и издавать еще несколько подобных газет. Если за предыдущими изданиями стояли представители национально-религиозного движения, то газету «Қазақ» основали и издавали как раз «западники», во главе которых были Алихан Букейхан и его соратники по движению «Алаш» Ахмет Байтурсынулы и Миржакып Дулатулы (Дулатов).
Представители казахской интеллигенции, в середине - Миржакып Дулатулы.Издавая газету «Қазақ», ее основатели ставили перед собой цели и задачи не только научные, но и политические, которые были перечислены еще в «Каркаралинской петиции» 1905 года.
Одна из важных целей газеты, которая отсутствовала в петиции, — отстоять этническое имя народа. Эта цель была заложена в названии газеты «Қазақ».
Алихан Букейхан в своей серийной статье «Қазақ тарихы» («История казахов»), под псевдонимом «Түрік баласы» (буквально — «Потомок тюрков»), обозначил цель: «Мы должны стремиться к свету, просвещению и сохранить нашу самобытную национальную традицию; мы обязаны на основе прошлой традиции создать [современную] «казахскую культуру» и «казахскую» литературу». И тогда мы сможем сохранить свое настоящее имя, имя «қазақ».

В среднесрочные и долгосрочные задачи газеты и ее основателей входили:
 - восстановление отнятых законом от 3 июня 1907 года избирательных прав казахов;
 - противостояние переселенческой колонизации и возвращение казахам их исконных земель с дальнейшей передачей их в собственность;
 - противодействие скрытой и явной обрусительной политике путем «допушенія въ аульныхъ школахъ преподаванія казахской грамоты, преподаваніе въ этихъ школахъ на языке детей» и «введенія делопроизводства въ волостныхъ канцеляріяхъ и въ народныхъ судахъ на казахскомъ языке»;
 - законодательное внедрение и развитие земства (местного самоуправления) в Степном крае, что послужило бы началом строительства основ современного казахского государства;                                                                                                                      внедрение для казахов воинской повинности, что открывало казахам путь к современной военной науке и вооружению.

Конечной стратегической целью газеты «Қазақ» и ее основателей было восстановление казахской национальной государственности, при которой на основе самобытной национальной традиции должна была быть «претворена западная культура», о чем пишет в своем очерке «Казахи» Алихан Букейханов.

М. Сералин был первым, наладившим издание национального журнала демократического направле­ния в Казахстане. Журнал «Айкап» стал окном в просвещенный мир». Следует лишь доба­вить, что М. Сералину после казахского набата «Оян, қазақ!» М. Дулатова удалось на деле консолидировать демократическую интеллиген­цию, либерально-революционно настроенную студенческую молодежь, сконцентрировать их внимание и силы на решение общенациональ­ных проблем. «Айкап» будировал казахское об­щество после реакции царизма, газета «Қазақ», продолжая лучшие его традиции, поднялась на новую высоту.

А миссия и цель журнала, сформулированные Мухамеджаном Сералиным, – стать глазами и ушами масс, показать народу его путь – не потеряли актуальности и сегодня. В своих публикациях видный ученый Салык Зиманов неоднократно писал, что ни один исследователь культуры Казахстана не может обойти стороной журнал «Айкап» – письменный памятник, источник сведений о различных сторонах жизни казахского народа того времени.

В передовице, озаглавленной «Что нам делать?» («Бізге не істеу керек?»), «Айкап» так определил свою программу:

1. Переход к оседлости, возведение городов (речь идет об аулах деревенского типа), не отрываться от земли.

2. Открыть школы и медресе, стать образованными и культурными.

3. Взять религиозные дела в свои руки, избрать своего муфтия.

4. Иметь депутатов с тем, чтобы они могли отстаивать с трибуны Государственной Думы народные интересы и донести их до правительства.

5. Иметь постоянное представительство в Петербурге.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 2801; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь