Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Владимиро-суздальская арх.школа



При князе Владимире Мономахе начинается бурное строительство на северо-востоке Руси, в Залесье. В ре­зультате здесь был создан один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художе­ственных ансамблей.

При Юрии Долгоруком (сы­не Владимира Мономаха) сфор­мировался так называемый суз­дальский стиль - белокаменное зодчество. Первой церковью, родоначальницей стиля, сложен­ной из белого камня, блоки ко­торого были идеально подогна­ны один к другому, стала цер­ковь Бориса и Глеба в селе Ки-декше,  в 4 км от Суздаля, на том самом месте, где якобы оста­навливались святые князья Бо­рис и Глеб, когда они ходили из Ростова и Суздаля в Киев. Это был храм-крепость. Он представ­лял собой мощный куб с тремя массивными апсидами, щелевид-ными окнами, напоминающими бойницы, широкими лопатка­ми, шлемообразным куполом.

Сын Юрия Долгорукого Анд­рей Боголюбский окончатель­но перебрался во владимир­скую резиденцию. Он делал все,чтобы город Владимир (названный так в честь Владимира Мономаха) затмил Киев. В крепостной стене, окружавшей город, были сооружены ворота, глав­ные из которых традиционно именовались Золотыми. Золотые ворота Владимира венчала надвратная церковь, украшенная резным декором и золотым куполом.

Белокаменные фасады соборов украшали резьбой по камню. Наличие камен­ного декора представляет собой отголосок романского стиля и связано с тем, что Андрей Боголюбский созывал к себе во Владимир мастеров не только из Визан­тии, но со всех земель. Уже знаменитая церковь Покрова на Нерли несет на себе отпечаток этого стиля. Церковь посвящена празднику Покрова пресвятой Бого­родицы, установленному Андреем Боголюбским в ознаменование объединения Руси в 1164 г. Ее устремленность ввысь создается прежде всего гармо­ничными пропорциями, трехчастным делением фасадов, которое соответствует организации внутреннего пространства церкви, арочным завершением стен (так называемые закомары), ставшим лейтмотивом здания, пов торяющимся в рисунке оконных проемов, порталов, аркатурном поясе.

Стены храма украшены каменным орнаментом, составленным из тоненьких колонок, соединенных наверху полукруглыми арочками (ар-катурный пояс), тонкими ко­лоннами на «лопатках», при­дающими плотной массе сте­ны легкость и воздушность, зигзагом (косо положенными кирпичами) на барабане. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция рель­ефов. В центральных закома­рах помещена фигура библей­ского псалмопевца Давида. С двух сторон от Давида симметрично рас­положены два голубя, кото­рые воплощают идею мира, и под ними фигуры львов - по­бежденное зло. Намного ни­же - три женские маски с во­лосами, заплетенными в косы, как символы Девы Марии, помещавшиеся на всех храмах, посвященных ей. Такой каменный декор является отличительной стилевой особенностью владимиро-суздальского зодчества. Цер­ковь Покрова на Нерли самый лиричный памятник русского зодчества.

В 1185-1189 гг. во Владимире был возведен земельный собор во славу Бого­матери - Успенский.  Собор был воздвигнут в центре Вла­димира, на высоком берегу Клязьмы, возвышаясь над городом. Успенский был шестистолпным одноглавым крестово-купольным храмом с притвором. Расширенный при Всеволоде Большое гнездо, бра­те Андрея, собор приобрел более монументальный вид с протяженными фасада­ми, расчлененными на пять прясел, и пятью куполами.

Во времена Всеволода, чья слава и власть так поражали современников, Суз­дальская земля стала княжеством, господствующим над остальной Русью. В этот период во Владимире был возведен Дмитриевский собор, третий шедевр культо­вого зодчества.

Дмитриевский собор - это сравнительно небольшой одноглавый храм с хором, какие строились на феодальных дворах. В плане он представляет со­бой греческий крест без какого бы то ни было отступления от византийского канона. Уже не широкие и плоские «лопатки» членят стены на прясла, а длинные тонкие ко­лонны. В барельефах Дмитриев­ского собора мы видим элемен­ты византийского, романского, даже готического стилей и, ко­нечно, русского. Южный фасад украшает подчеркнуто плоская резьба, напоминающая резьбу по дереву, несомненно русских мастеров. И преоб­ладание растительного и зооморфного орнаментов также свидетельствует о тра­диционно русском стиле. Можно предположить, что строителем собора был зод­чий, хорошо знакомый с венецианским собором св. Марка, поскольку мотивы декора двух этих соборов абсолютно тождественны: невиданные львы, птицы и олени, цветы, листья, фантастические всадники, грифоны, кентавры и даже сцена восхождения Александра Македонского на небо заполняют плоскости стен.

Все здание по высоте делится на три яруса. Нижний - самый высокий, почти без украшений, его гладь оживляют лишь глубокое пятно портала и аркатурный пояс. «Колонки» пояса как бы свисают вниз, подобно тяжелым плетеным шнурам с массивными подвесками. На среднем ярусе, над аркатурным поясом, сосредото­чено все декоративное убранство собора. Третий пояс - это массивная глава хра­ма, поднятая на квадратном «постаменте».

В основе скульптурных композиций Дмитриевского собора лежит программа, связанная с идеей прославления княжеской власти. Центральным изображением на трех фасадах является фигура благословляющего Спасителя. Пестрая, фантастиче­ская масса зверей, птиц и растений, окружающая его фигуру, представляет собой единое, гармоничное целое. Обилием животных и растений художники показывали, что все живущее угодно Богу и радует сердце. По существу это гимн жизни.

Все три собора - Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский - украшены фресками, так как с закатом Киевской державы навсегда померкло в Древней Руси искусство «мерцающей живописи». Но, кроме того, техника фрески позволяла достичь более реалистического изображения.

Сюжетные композиции располагали так же, как это было в храмах Византии. Чем более значимым для христиан был смысл изображения, тем выше оно поме­щалось. На самом верху - на куполе, барабане, «парусах», в верхней части апси­ды изображали лиц, занимающих верхние ступени в иерархии христианских свя­тых: Христос, Богородица, ангелы, евангелисты. Ниже, в верхней части стен хра­ма, - эпизоды из жизни Иисуса Христа и близких ему людей: Благовещение, Рож­дество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Богоматери и т.п. Столбы и нижнюю часть стен расписывали фигурами великомучеников, святителей и пророков. Совер­шенно особое назначение имела западная стена храма, на которой традиционно размещали сцены Страшного суда, конца света. Краскам фресок вторили кра­сочные изразцовые ковры полов.

125. Регулярный и свободный генпланы

Регулярный и свободный генеральные планы

Регулярный стиль - характеризуется использованием правильных геометрических контуров, прямизны дорог, симметрии композиции, наличие скульптуры, водоемов в садово-парковом строительстве.

Регулярный генеральный план имеет четкую структуру : в виде расходящихся от центра лучей, или же в виде сетки перпендикулярных улиц.

В любом случае регулярный план подчинен какой-либо планировочной структуре, благодаря чему создается четкий, продуманный и систематизированный план.

Свободный же план развивается из центра города. От своеобразного ядра. Развивается хаотично и не подчиняется никаким законам централизованного городского планирования территории. Т.е районы и улицы растут хаотично и система устройства улиц видна лишь в каждом конкретном районе, но никак не в целом.

 

 

126.Арх.план. решения галерейных жилых домов

Галерейный дом, тип главным образом современного многоэтажного жилого дома, в котором открытые галереи, расположенные поэтажно с одной стороны здания, служат для входа в квартиры. Галереи соединяются лифтами и лестницами. Достоинства Г. д. — экономичность (ввиду сокращения числа лестничных клеток и лифтовых шахт) и двусторонняя ориентация квартир. Наиболее удобны для южных районов. Большие по протяжённости галереи, использование в их ограждении цветных панелей и фигурных решёток (а на юге и солнцезащитных устройств) существенно обогащают архитектурный облик здания.

У галерейных и коридорных домов есть общие черты. И тот, и другой тип дома в основе своей планировочной структуры имеют развитую горизонтальную коммуникацию, при помощи которой квартиры соединяются с лестницей. У галерейных и коридорных домов общие структура и конструктивное решение, идущие от блокированного дома. Галерейный тип дома предназначен в основном для тёплового климата. Коридорный тип дома более соответствует суровым климатическим условиям.

Галерейные дома отличаются разнообразием архитектурно-планировочных и объёмно-пространственных решений по конфигурации планов, по расположению галерей и по планировке квартир. Планировочные схемы галерейных домов можно свести к трём основным группам: линейным, сочленённым, пространственным.

К линейным схемам относятся дома, в основе конфигурации которых заложено линейное построение плана. Конфигурация домов может быть: прямоугольной, со сдвигом квартир и криволинейной. Применяют два способа устройства лестниц в галерейных домах: вынесенные из основного объёма здания лестницы и встроенные в основной габарит здания.

Сочленённые галерейные дома состоят из двух или нескольких прямоугольных блоков, объединённых узлом коммуникаций - лестницей. Форма планов таких домов довольно разнообразна - от простого сочетания в плане блоков со смещением их параллельно друг к другу до усложнённой конфигурации.

Пространственные схемы используются в основном при создании жилых комплексов. Формы их в плане самые разнообразные.

Для создания удобств и соблюдения необходимых санитарно-гигиенических условий в домах коридорного типа коридоры должны иметь соответствующую ширину, освещённость и проветриваемость. Все эти условия, естественно, накладывают отпечаток на формообразование коридорных домов. в основном это прямоугольные ил прямоугольные со сдвигом в плане дома. Сдвиги обычно делаются для деления дома на более короткие участки, для освещения и проветривания коридоров с торцов. Кроме сдвигов участки дома иногда располагаются под углом друг к другу. В компоновке планов коридорного дома важно расположение и число лестниц, которые обычно проектируются в местах сочленения отдельных участков дома, а при прямоугольном простом плане - в середине или торцах дома.

В домах коридорного типа применяют различные типы квартир: в одном, двух уровнях, с перебивкой уровней. Коридоры располагаются в каждом этаже, через этаж, через два.

 Жилые здания галерейного типа проектируются с входами в квартиры с галерей, ведущих к лестнично-лифтовым узлам (лестничным клеткам или открытым лестницам).


 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь