Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Арх. памятники эпохи Киевской Руси



Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчи­ми систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, рас­члененный четырьмя опорами на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой. Как первый большой храм Киева Десятинная церковь имела вместительное поме­щение для готовящихся к крещению (оглашенных), нартекс, или, как его стали на­зывать на Руси, притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлиненный притвор делал храм вытянутым. С трех сторон его окружали галереи-гульбища - дань прежней языческой традиции. Как первый памятник монументальной архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-символ нового мира, в котором предстояло жить русскому человеку.

Снаружи прямоугольный объем членился на фасадах «лопатками» на от­дельные вертикальные части - прясла, которые позже по традиции стали за­вершаться полукружиями закомар, повторяя линию внутренних сводов - под-пружных арок.

После смерти Владимира Великого в Киеве стал княжить Ярослав Мудрый, расширивший территорию города в несколько раз.

Композиционным центром города Ярослава являлся грандиозный Софий­ский собор, посвященный Божественной Премудрости, с ансамблем сооруже­ний, куда входили митрополичьи палаты и княжеский дворец. Софийский со­бор самый выдающийся памятник древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христиан­ской стране. Софийский собор - также крестово-купольным храм, но увеличен­ный в ширину двумя нефами и в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с севера, запада и юга двойным рядом галерей-гульбищ и увенчанный 25 куполами. Такое многоку­польное завершение - явление чисто русское, берущее свое начало еще в гран­диозных языческих капищах.

София Киевская не возносилась над землей, она гармонично разрасталась и вширь, и ввысь, и в длину. Общим обликом она меньше походила на твердыню, нежели София Константинопольская. Вся эта сложная конструкция создавала и снаружи, и внутри уходящую вверх пирамидальную композицию, одинаково торжественно воспринимающуюся со всех четырех сторон.

Изнутри храм был украшен мозаикой - «мерцающей живописью», значитель­ная часть которой сохранилась. В истории византийского искусства знаменитые

мозаики Киевской Софии фигурируют как уникальный по своему значению па­мятник эпохи Македонской династии, поскольку создавались они константино­польскими мастерами. Со свода высокой алтарной арки до сих пор смотрит на входящих строгий и скорбный лик Богородицы с воздетыми руками - Оранты, покровительницы и охранительницы Киева (см. цв. вкл.). На том же уровне на подпружных алтарных столбах - мозаичные изображения Архангела Гавриила и Девы Марии. На «парусах» - образы четырех евангелистов, поведавших миру об Иисусе Христе.

Кроме «мерцающей живописи» храм украшен фресками, прославляющими царскую власть. Сам термин «фреска» (роспись по сырой штукатурке) появился в Италии только в XIII в., все виды стенной живописи в древнерусском искусстве обозначались до этого времени как «стенное письмо».

 

 

Чернигов и Полоцк
Вторым центром монументального зодчества Киевской Руси был Чернигов. Из восьми известных по летописям черниговских храмов уцелело пять, причем сохранились они лучше киевских.
             Древнейшим из черниговских памятников этой эпохи является Спасо-Преображенский собор, сооруженный Мстиславом Храбрым во второй четверти XI века. План собора прямоугольный трехнефный с тремя абсидами на алтарной стороне. В древности собор имел покрытие по закомарам и увенчивался пятью куполами. Собор сильно искажен.. В частности, на юго-западном углу появилась вторая башня и надстроена северо-западная.
             В Чернигове сохранились также собор Елецкого монастыря (1069), Борисоглебский собор (1090; слева), Пятницкая церковь(справа). Несколько позднее киевского Софийского собора был сооружен храм Софии в Полоцке (1044-1066) "о семи верхах". По своему плану и архитектуре - это упрощенный тип киевской Софии.

121.Арх-план. Решения многоэтажных секционных домов

Многосекционные дома.

Рядовые секции (в том числе с торцевыми окончаниями) по форме плана могут быть прямолинейными или со сдвигом в плане, а также сложной формы (в том числе криволинейной, Т-образной и т.д.).

Поворотные секции (в том числе угловые) позволяют проектировать здание с развитием:

1) в двух направлениях (секции с углами поворота на 90°, 135° и др. - угловые секции);

2) в трех направлениях (секции с углами поворота на 90°, 120° и др.).

Угловые секции имеют следующие разновидности:

- с размещением лестничной клетки (или лестнично-лифтового узла) в центральной части секции с ориентацией на внутреннюю (или внешнюю) сторону секции;

- с размещением лестничной клетки (или лестнично-лифтового узла во внутреннем (или внешнем) углу секции;

- с ориентацией лестничной клетки и лифтового узла на противоположные стороны секции.

По условиям ориентации по сторонам света и обеспечения инсоляции квартир секции многосекционных жилых зданий проектируются:

- универсальной (неограниченной) ориентации;

- частично ограниченной ориентации (широтные);

- ограниченной ориентации (меридиональные).

Обычно проекты многоэтажных многосекционных жилых домов разрабатывают в составе группы жилых домов, жилого комплекса или района. При этом объемно-планировочное решение дома формируют на основе принятых для данного климатического региона типовых серий блок-секций. Объектами индивидуального проектирования многоэтажные многосекционные дома становятся относительно редко: в случаях, когда они играют роль градостроительных акцентов, имеют большую по сравнению с типовыми зданиями этажность, а иногда и отличное конструктивное решение.

Серия типовых проектов обычно содержит ограниченное число проектов секционных домов с наиболее массовыми типами квартир, набор блок-секций, блокировочных вставок и один-два проекта односекционных домов.

Проектирование многосекционного здания заключается в компоновке его из типовых блок-секций, выбранных в соответствии с градостроительными требованиями к этажности здания и ориентации квартир, демографическими — к составу квартир, художествен­ными и градостроительными — к форме здания, цвету и фактуре наружных стен и функционально-декоративных элементов. И все это с учетом особен­ностей общей композиции застройки, которая может вызвать необходимость устройства открытых, замкнутых или полузамкнутых дворовых пространств. Одно из основных экономических требований к объемно-планировочному решению секций многоэтажных домов — целесообразное использование дорогих вертикальных коммуникаций (незадымляемых лестниц и лифтов) путем об­служивания ими наибольшего числа квартир. В зданиях выше 9 этажей, секции которых оборудованы двумя-тремя лифтами, относительное сниже­ние стоимости общей площади в 8-квар­тирной секции по сравнению с 4-квар­тирной достигает 8—10% (с учетом затрат на эксплуатацию лифтов).

Возможности увеличения квартир­ности меридиональных секций также не беспредельны: нормативное ограничение общей площади квартир этажа секции 500 м2 не позволяет увеличить свыше 12 м длину полутемных тупиковых ко­ридоров, ведущих от лестнично-лифтового узла к квартирам. Практически это позволяет разрабатывать секции не более чем с 6—7 1-, 2- и 3- комнатны­ми квартирами или с 8—10 квартирами для малосемейных.

Для увеличения квартирности и по­вышения компактности горизонталь­ных коммуникаций вводят световые карманы для естественного освещения тупиковых коридоров, усложняют кон­фигурацию секции, используют прием диагонально-лучевого расположения квартир (рис. 24, а).

Усложнение формы плана секции не всегда эффективно, так как, способ­ствуя удешевлению за счет большей квартирности секции и компактности горизонтальных коммуникаций, может одновременно приводить к удорожанию из-за увеличения периметра наружных стен. Поэтому целесообразность при­менения непрямоугольной формы сек­ции должна проверяться экономическим расчетом.

Односекционные дома.

Односекционные жилые здания различаются по форме плана:

- с компактным планом - квадратной, прямоугольной , круглой или эллипсовидной конфигурации;

- с расчлененным планом - Т-образной, трехлучевой, крестообразной и другой конфигурации.

В композицию застройки жило­го комплекса обычно включают много­секционные дома различной протяжен­ности и этажности в разнообразных сочетаниях с односекционными дома­ми2 большей этажности (рис. 25). Динамичные вертикали односекционных домов формируют активный силуэт застройки, создавая крупные метри­ческие членения застройки вдоль маги­страли или выявляя композиционный центр планировочного района. Однако не только композиционные преимущест­ва определяют широкое применение односекционных домов.

Преимущества связаны с тем, что при сопоставимых по общей площади решениях рядовой секции и односекционного дома последний имеет большую площадь наружных стен. Это позволяет придать большинству квартир в доме двухстороннюю ориентацию, что способствует универсальной примени­мости односекционного дома в любых условиях застройки, а также обеспе­чить эти квартиры угловым проветри­ванием.

Развитый световой фронт наружных стен односекционного дома позволяет варьировать комнатность квартир с образованием, например, на площади двухкомнатной квартиры рядовой сек­ции малой трехкомнатной квартиры, на площади трехкомнатной квартиры — малой четырехкомнатной и т. п.

Как и в многоэтажных протяжен­ных домах, с повышением этажности односекционных домов растет экономи­ческая целесообразность увеличения числа квартир на этаже, обслужива­емых общими вертикальными коммуни­кациями. Однако в пределы прямоуголь­ного очертания плана дома обычно впи­сывается только 4—8 квартир на этаж. Стремление увеличить число квартир с сохранением гигиенических преиму­ществ односекционного дома приводит к усложнению его объемно-простран­ственных форм. С этой целью приме­няют парноблочные, трехлучевые (три­листник), крестообразные и другие симметричные и несимметричные формы планов односекционных зданий.

Помимо решения функциональной задачи применение односекционных зда­ний сложной формы соответствует их композиционной роли архитектурных акцентов застройки. В связи с этим односекционные дома значительно чаще, чем многосекционные, становятся объектом индивидуального проектирования.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь