Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 114 Культовые здания и сооружения в архитектуре Древнего Рима



ЗДАНИЯ КУЛЬТОВЫЕ - здания, предназначенные для выполнения ритуалов различных религиозных культов. Возникли в различных государствах мира в эпоху ранних рабовладельческих обществ в связи с выделением в отдельное гражданское сословие служителей религиозных культов. С учётом религиозных особенностей и исторических условий З. к. существенно различаются по своей архитектуре.                                                                                                                                                                                                                                                                                        По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон — храм всех богов, построенный в 118—125 гг. Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный кругли храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в
зените купола (диаметр 9м).


Базилика - прямоугольное в плане здание, состоящее из трех или пяти продольных частей (нефов), отделенных друг от друга колоннадой или аркадой; при этом средний неф выше боковых настолько, что стены его выступают над крышей, и в них устраиваются окна для его освещения. Базилика получила распространение в гражданской архитектуре античного Рима и культовых сооружениях христианства. Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне проводили большую часть дня.

Базилика Максенция

Светотень.

 

Свет обеспечива­ет возможность восприятия зрите­лем объема (рис. 22), поверхности и пространства.

История искусства показывает, что свет всегда был важнейшим средством художественной вырази­тельности. Достаточно вспомнить живопись Ботичелли с четкой трак­товкой формы; свет помогает восп­риятию формы и в живописи Рембрандта, главное — световая сре­да, которая заполняет все поле картины.

Аналогию можно видеть, если сравнить предельно ясную трактов­ку формы в архитектуре Египта, Греции и мастеров Ренессанса (рис. 25) и певучую ускользающую форму архитектуры мастеров ба­рокко или работы архитектора Гауди (рис. 26). Неопределенность фор­мы, отсутствие четких границ эле­ментов формы определяет основную тему: игра светотени и разрушение геометрической определенности в построении формы.

Распределение светотени при восприятии объёмно-пространствен­ных форм может меняться от пол­ной затемненности до максималь­ной освещенности. Это может зави­сеть как от направления света, так и от силы источника света При предельных состояниях светотени восприятие формы за­труднено.

На характер светотени влияет также распределение отраженного света от окружающих форму повер­хностей.

Светотень, так же как и факту­ра, непосредственно связана с еще одним формообразующим свойством объемно-пространственных тел — цветом.

1 — собственная тень; 2 — полутон; 3 — рефлекс; 4 — свет; 5 — падающая тень

 

Вопрос 116 Принципы проектирования общественных зданий зального типа

 

Общественные здания имеют самую разнообразную объемно-планировочную композицию, зависимую в основном от функционального назначения и архитектурного решения. Тем не менее, из большого круга композиционных форм общественных зданий четко выделяются коридорные и зальные. Большую часть общественных зданий представляет «смешанная группа», получившая более широкое распространение при современном обслуживании населения городов, рабочих поселков и сельских населенных мест. Строятся здания по анфиладной схеме, в которой движение людского потока направляется из комнаты в комнату с расположением дверей по одной оси. Такая планировка характерна для помещений музеев, картинных галерей, некоторых типов выставок.
Для всех видов общественных зданий присущи основные планировочные элементы: помещения основного функционального назначения (в административных зданиях — рабочие кабинеты, комнаты; в зальных помещениях — залы, в торговых зданиях и зданиях общественного питания — торговые и обеденные залы, в библиотеках - читальные залы и книгохранилища и т. д.); входной узел — в составе тамбура, вестибюля и гардероба; узел вертикального транспорта — лестницы, лифты; помещения движения и распределения людских потоков в коридорных зданиях — коридоры и рекреации; в театральных – фойе и кулуары; санитарный узел – туалеты, умывальники, комнаты личной гигиены.
Взаимное расположение основных планировочных элементов в соответствии с функциональным назначением и лучшей организацией людских потоков указывает на качество планировки здания.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь