Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Так называемая Капитолийская волчица. Работа этрусских мастеров, Около 500 г. до н. э. (Фигуры Ромула и Рема выполнены в эпоху Возрождения.)



Капитолийские музеи, Рим.

*Сохранилось несколько тысяч этрусских надписей на статуях, саркофагах и урнах для пепла. Они чита­ются, но состоят в основном из имён. Религиозные тексты и другие письменные творе­ния погибли. Некоторые римляне, например знаме­нитый покровитель искусств Гай Цильний Меценат, долго помнили о своих этрусских корнях, а император Клавдий, проведя исследова­тельскую работу, написал в I в. н. э. двенадцать томов, посвященных этрусской истории.

138

139

Искусство этрусков поражает своей необычностью и глубинной посвя­щённостью смерти. Этрусские горо­да плохо сохранились, поскольку до­ма в них возводили из непрочного материала — дерева или глины, и их место заняли поселения средневеко­вой, а затем ренессансной Италии. Нередко этрусские города строили на высоких скалистых плато. Бли­жайшим соседом каждого из них яв­лялся некрополь — город мёртвых. Оба города были связаны представ­лением о неразрывности жизни и смерти в едином цикле бытия. И если город живых сооружали из подверженного тлену материала, то город мёртвых был из камня, с высе­ченными в скале или сложенными на земле гробницами. В нём всё бы­ло прочным, выстроенным на века. В древности идея вечности пере­давалась формой круга, сферы. По­лусферическими насыпями покры­ты многие этрусские гробницы, в том числе знаменитая Гробница Флабелли в Популонии (около пяти метров в диаметре). Чтобы насыпь сохранила форму, её укрепили ка­менным цоколем с выступающим карнизом наверху. Форму тумулусов — гробниц с круглым цоколем и полусферической насыпью — име­ли и погребения в Бандитачча. Это самый знаменитый этрусский нек­рополь, принадлежавший древнему городу Цере. Вход в гробницы оформлен в виде прямоугольного проёма со ступенчатой вершиной. Внутри гробницы воспроизво­дили жилой дом. Иногда к покоям вёл длинный коридор — дро'мос, постепенно заглублявшийся в зем­лю. От него отходили прямоуголь­ные комнаты — одна, две, иногда несколько взаимосвязанных поме­щений. В комнатах стояли ложа, си­денья, троны и подставки для ног. В Гробнице щитов и тронов некро­поля Бандитачча кресла, ложа и

Гробница Флабеллиев. VI в. до н. э. Популония. Италия.

Интерьер этрусской гробницы с саркофагами в Цере.

VI в. до н. э.

Этрусские гробницы. Реконструкция.

140

скамейки неподвижны. Они высе­чены из камня. Над ними по стенам «развешаны» круглые щиты — мета­форическое воплощение вечности. Плоский потолок тоже сделан, как в жилом доме. По форме и устрой­ству комнат можно изучать несохранившуюся архитектуру жилищ этрусков.

В ранних гробницах VII в. до н. э. вместе с телами усопших помещали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия, прекрасные ча­ши и блюда из серебра, бронзовые треножники и котлы. В числе непре­менных даров было зеркало. Знаме­нитые этрусские зеркала из бронзы с одной стороны отполированы до блеска, а с другой украшены вели­колепной гравировкой. Темы изо­бражений всегда мифологические, тайно намекающие на судьбу покой­ного. Всё благодетельное, что совер­шается на изображениях, подаёт ему надежду на возрождение.

Одно из самых знаменитых зер­кал — а их известны тысячи — пред­ставляет прославленного прорицате­ля Калханта: его имя начертано перед фигурой. Калхант занимается гаруспицией: он гадает по печени жертвенной овцы. Держа печень в левой руке, бородатый и крылатый провидец пристально всматривается в её форму. По краю зеркала идёт ветвь цветущего плюща, а за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрас­ный точный рисунок пронизан внут­ренней динамикой. В склонённой фигуре, повторяющей скруглённую форму зеркала, как в сжатой пружи­не, заключена скрытая энергия. В древности люди полагали, что такие гадания могут показать им будущее.

Но где же те, для кого предназ­начены дары? В гробницах их ос­танки находят не всегда. Стоят вещи, готово ложе, устроен дом, но нет хо­зяина. Эту загадку пытались объяс­нять по-разному. Очевидно, тела покойников не обращались в прах, а просто отсутствовали. Гробницы могли быть символическими — кенотафами (от греч. «кенотафион» — «пустая гробница»). Возмож­но, некоторых людей хоронили в другом месте или иным образом от­правляли в потусторонний мир. Гробница оставалась памятником. Однако чаще «хозяева» в гробни­цах всё-таки присутствуют. Иногда их представляют большие террако­товые саркофаги, подобные знаме­нитому Саркофа1у супругов из Цере (VI в. до н. э.). Этот памятник изобра­жает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными локонами волос, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими улыб­ками» (см. статью «Искусство Древ­ней Эллады»). Одной рукой мужчи­на обнимает прислонившуюся к нему жену. Они оживлённо беседу­ют, устремив взоры на невидимого зрителя. Такие саркофаги, возможно, служили хранилищем для пепла.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь