Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема №8. Общество как объект философского анализа
Занятие 8/1. Лекция: «Общество как целостная, саморазвивающаяся система» Время – 2 часа Цели занятия: 1. Ознакомить обучаемых с современными подходами социально- философского осмысления общественной жизни. 2. Осуществить анализ признаков, характеризующих общество как сложную саморазвивающуюся систему. 3. Раскрыть диалектику основных сфер жизни общества. Вопросы лекции: 1. Социальная философия как теория и методология познания общества. 2. Общество как система: диалектика основных сфер его жизни. Методические рекомендации: На протяжении многих тысяч лет общество объективно продолжает оставаться одним из самых сложных объектов познания. Различные аспекты состояния, функционирования и развития общества изучаются в рамках целого ряда наук. Социальная философия в этом ряду выступает как теория и методология системного осмысления общественной жизни. При изучении первого вопроса лекции важно отметить то, что социально-философский анализ позволяет: – исторически ретроспективно воссоздать объект; – отвлечься от случайностей и обнаружить необходимое, проникнуть за явление в сущность; – увидеть общество целостно, осуществив системный и структурный анализ общественной жизни; – исследовать объект глубоко и всесторонне, до выявления закономерностей его функционирования и развития; – обнаружить тенденции и перспективы социального развития; – выявить логико-историческую последовательность, а значит вскрыть причинно-следственные связи и отношения в общественном развитии. Социально-философский анализ общества сводится к следующему: · понимание общества как обособившейся от природы части материального мира, характеризующегося целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью людей и социальных институтов по воспроизводству человека, материальной и духовной культуры, системы норм и принципов жизни, общественных отношений; · сущность общества конкретизируется в его существенных признаках: – наличие людей, наделенных сознанием, как материально-духовных носителей организации и функционирования общества; – функционирование системы организации и управления (государственные и общественные институты); – нормы и принципы, поведения, общения и деятельности; – наличие общественных отношений; – мыслительная и практическая деятельность субъектов общества как их действительная жизнь и др. Общество относится к числу сложных, саморазвивающихся динамичных систем. Признаками общества как системы являются: – целостность; – способность сохранять себя под воздействием внутренних и внешних дестабилизирующих факторов; – субстратность, способность развиваться на своей собственной основе; – структурность; – функциональность; – действие объективных законов; – наличие подсистем и др. При изучении второго вопроса лекции «Общество как система: диалектика основных сфер его жизни» важно не упустить из поля зрения следующие аспекты: Общество – сложноорганизованная, иерархичная, многоуровневая система, каждый элемент которой может рассматриваться в качестве подсистемы или самостоятельной системы; · система – это упорядоченное организованное множество элементов, образующих определенную целостность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих её элементов; · в обществе как сложной социальной системе определяющим является не совокупность элементов ее составляющих, а сущностной характер связей и отношений между ними; · в зависимости от нацеленности жизни людей на удовлетворение их материально-физических (для «тела») или духовных (для «души») потребностей выделяют два уровня жизни общества: – материальная жизнь общества как первичный, естественно-необходимый уровень; – духовная жизнь общества как вторичный, но не менее важный уровень жизни; · в зависимости от существования необходимо-важных сфер жизнедеятельности общества в его структуре выделяются: – материально-производственная сфера жизни общества; – социальная сфера жизни общества; – политико-правовая сфера жизни общества; – духовная сфера жизни общества; · сфера (подсистема) жизни общества представляет собой разновидность социальной организации и деятельности, обладающая особым содержанием, закономерностями и объединением круга лиц, способами или средствами функционирования, определенными пределами распространенности; Сфера материально-производственной жизни общества: · это необходимая подсистема, содержание которой составляет воспроизводство, хранение и распределение материальных ценностей общества, удовлетворение материальных потребностей людей; · это преимущественно вещная и энергетическая сфера жизни, где действуют экономические законы и сами субъекты в системе экономики (хозяйства), где создаются материальные основы жизни людей, используется НТП, удовлетворяются материально-физические потребности. В структуре материально-производственной жизни можно выделить: – финансовую жизнь общества; – жизнедеятельность субъектов промышленности; – сельское хозяйство; – жизнедеятельность людей в сфере транспорта и связи; – материально-производственная индивидуальная трудовая деятельность; – жизнедеятельность субъектов в ремесленно-кустарном производстве; – научно-технический прогресс как направление материально-производственной деятельности; – функционирование экономического сознания субъектов в данной сфере; – система норм и принципов материально-производственной жизнедеятельности и управления экономикой страны; торговля; сфера хозяйственного сервиса; – система экономических отношений. Основными критериями материально-производственной сферы жизни общества выступают: – развитость орудий трудовой жизнедеятельности; – наличие новых, экологически безвредных технологий; – реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве; – внутренний валовой продукт; – способы организации воспроизводства материальной культуры в соотношении с формами собственности и принципами хозяйственной деятельности. Социальная сфера жизни общества : · необходимая подсистема, содержание которой составляет жизнедеятельность индивидов и других субъектов общества и отношений, характеризующая их положение в обществе с позиций социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, достойного уровня и качества жизни. Структура социальной сферы жизни общества может быть представлена по субъектам: а) в демографическом аспекте: положение в обществе младшего поколения (детей и молодежи), среднего и старшего поколений; мужчин и женщин; б) по профессиональной деятельности: положение в обществе различных профессиональных групп и специальностей; в) по социальному признаку: положение в обществе пенсионеров, инвалидов, бездомных, бедных, многосемейных и т. д. Вместе с тем, структуру социальной сферы можно представить также и по основным слагаемым статуса личности или социальной общности (права, свободы, обязанности и ответственность). Основными критериями социальной жизни общества выступают: – статус личности в обществе и его реальное воплощение в жизни; – положение демографических, этнических, профессиональных, конфессиональных и других общностей в гражданском обществе; – качество и уровень жизни людей. Политико-правовая сфера жизни общества: · подсистема, содержанием которой является установление имущественных отношений на основе форм собственности и осуществление власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти; · Структуру политико-правовой сферы жизни общества составляют: – общение, поведение и деятельность субъектов политической сферы (их действительная политическая жизнь); – система политико-правовых отношений общества; – совокупность функционирующих политических институтов; – политическая и правовая культура субъектов; – осуществление режима власти. Главными критериями политико-правовой жизни являются: – согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны; – наличие политических прав и свобод и их осуществление; – демократизм; – верховенство закона в политической деятельности субъектов общества, качество и степень правового регулирования активности общества, граждан и др. Духовная сфера жизни общества: · необходимая подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека; Духовная сфера жизни характеризуется: – производством идей, духовных ценностей, символов и знаков как идеальных образований; – развитием сознания и духовного мира различных социальных субъектов; – развитием нравственных, эстетических отношений, отношений свободы совести и др. В структуре духовной сферы жизни общества выделяются: – процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; – научная жизнь общества; – художественно-эстетическая жизнь общества; – образовательно-воспитательный процесс в обществе; – функционирование религии, свободомыслия и атеизма; – информационная жизнь общества; – нравственная жизнь общества. Основными критериями духовной сферы жизни общества являются: · развитость индивидуального сознания, мировоззрения и духовных качеств; · осознание человеком самого себя, своих отношений с природой и обществом; · гуманистическая направленность типа общественного мировоззрения; · состояние духовных ценностей и степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества; · мера развитости образования, науки, информационной жизни общества, искусства; · практическая реализация свободы совести граждан. Формы взаимодействия основных сфер жизни могут проявляться: · во взаимозависимости и взаимообогащении содержания сфер жизни через обмен деятельностью и ценностями; · в активном взаимном влиянии друг на друга (политика и экономика); · в приоритетности той или сферы жизни на различных исторических этапах функционирования общества; · в актуализации теоретико-идеологической или обыденно-практической сторон жизни общества; · в способности к интеграции как способа объединения возможностей основных сфер жизни при решении общесоциальных или общегосударственных задач. Вопросы для самоконтроля: 1. Что является объектом и предметом социально-философского познания? 2. Что является главной задачей и предназначением социальной философии? 3. Какие аспекты анализа общества раскрываются в его системных признаках? 4. Каковы сущностные характеристики материально-производственной сферы общественной жизни? 5. Политико-правовая сфера жизни общества: содержание, структура и критерии? 6. Каковы содержание, структура и критерии социальной сферы жизни общества? 7. В чем заключается специфика духовной сферы жизни общества? 8. Какова диалектика взаимодействия основных сфер жизни общества? Литература : 1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с. 2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 3. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет 1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.
Занятие 8/2. Лекция: «Смысл и направленность развития истории» Время – 2 часа Цели занятия: 1. Ознакомить обучаемых с современным философским пониманием смысла и направленности развития истории. 2. Раскрыть многообразие философских подходов к определению основных критериев общественного прогресса. 3. Выявить единство и различия формационного и цивилизационного подходов как способов анализа развития человеческой истории. Вопросы лекции: 1. Проблема общественного прогресса и его критериев. 2. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
Методические рекомендации: Вопросы смысла и направленности жизнедеятельности людей тесно связаны с проблемами общественного прогресса. Философски осмыслить общество - значит поставить и решить наиболее сложные его проблемы, объяснить источники, движущие силы и направленность его развития. При рассмотрении первого вопроса лекции важным представляется анализ основных идей к пониманию общественного прогресса в истории философской мысли: – человечество постоянно и непрерывно совершенствуется (Лукреций Кар); – сведение общественного прогресса к прогрессу человеческого разума (А.Тюрго); – при всей неравномерности развития разных стран и народов, мировая история представляет собой единый развивающийся процесс (И.Гердер); – общественный прогресс определяется исключительно степенью свободы человека (И.Кант); – развитие человечества не совершается без борьбы, существовали и периоды регресса (Г.Гегель); – идея прогресса имеет в своей основе религиозное обоснование (Н.Бердяев). · Общественный прогресс представляет собой переход от менее совершенных форм организации человеческой жизнедеятельности к более совершенным ее формам, включая поступательное развитие всей мировой истории. К наиболее важным существенным признакам общественного прогресса следует отнести: – поступательное, положительное продвижение жизнедеятельности людей во времени и пространстве в соответствии со смыслом жизни, их потребностями и интересами; – совокупность позитивных качественных изменений в социальной жизни людей и их культуре; – подготавливается всем ходом развития человеческой истории; – являясь универсальным законом развития общества, прогресс не имеет прямолинейной направленности, он всегда гибок и многообразен; – может проявляться в различных формах развития общества (эволюционной или в революционный); – социальный прогресс часто достигается ценой жизни сотен тысяч людей; – соотносится с регрессом как деструктивным социальным развитием. Одним из важнейших вопросов является выявление основных критериев общественного прогресса и требованиях, предъявляемых к ним. Среди основных требований, предъявляемых к критерию общественного прогресса можно выделить: – объективность; – научность; – единство объективного и субъективного; – всеобщий характер действия. Существует весьма широкий спектр подходов к определению основных критериев общественного прогресса. Основаниями для их выделения служит многообразие важнейших сторон социальной жизни: экономика, политика, право, наука, мораль, религия и др. Среди основных частных критериев общественного прогресса сегодня выделяются: – уровень развития производительных сил; – состояние демократизма, политических прав и свобод граждан; – уровень развития и использования научных знаний в интересах человека; – уровень развитости и значимости моральных норм; – правовой статус личности и уровень его реализации; – уровень развития религиозного сознания. Представляется, что данные частные критерии играют достаточно важную роль в жизни социума, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Существует острая необходимость в выработке общефилософского критерия общественного прогресса, где определяющим является положение человека в социуме, степень развития его духовных и физических сил, удовлетворение многообразных потребностей и интересов. В рамках общефилософского критерия наиболее важными сторонами жизни человека в социуме являются: – реальное положение человека в обществе; – его политико-правовой статус; – состояние демократизма и гуманизации отношений в обществе; – реальная степень свободы (светской и религиозной); – уровень и качество жизни; – уровень образованности и воспитанности; – особая значимость норм морали как регуляторов общественной жизни; – состояние научных знаний и открытий и их использование во благо человека; – наличие свободного времени; – возможность и полнота удовлетворения потребностей и интересов. При рассмотрении второго вопроса лекции «Формационный и цивилизационный подход к развитию общества» важно обратить внимание обучаемых на то, что из всего многообразия подходов, объясняющих развитие общества наиболее содержательными и актуальными являются формационная и цивилизационная концепции. Создателями формационной концепции общественного развития были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Основу их теории составляет материалистическое понимание истории: а) решающее значение в развитии общества принадлежит экономическому фактору (материальному производству); б) основой для периодизации всемирной истории выступают производственные отношения, определяющими из которых выступают отношения собственности; в) в научный оборот вводится категория общественно-экономическая формация, которая отражает конкретно-исторический тип общества, взятый в совокупности его материальных базисных и идеологических надстроечных отношений, функционирующий и развивающийся в соответствии с объективными законами; г) в структуре общественно-экономической формации выделяется базис и надстройка: где базис – это совокупность производственных отношений, а надстройка – это возникающие на основе базиса и соответствующие ему идеологические отношения, общественное сознание, а также соответствующие надстроечные институты; д) развитие человеческой истории представляется как естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций как качественно различных ступеней развития общества: от первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной и до коммунистической. При анализе цивилизационной концепции важно осмыслить, что категориальный смысл термина «цивилизация» начинает формироваться еще в античности, но в науку вводится лишь в середине XVIII века. Понятие «цивилизация» связывалось с особой социальной организацией общества, в границах которого, в противовес варварству, взаимоотношения между индивидами реализуются на основе развитых государственных структур, в условиях наличия высокой степени разделения труда. Содержание понятия «цивилизация» определяется достаточно многообразно: · цивилизация – способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной; · под цивилизацией также понимают такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными, когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе; · цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками. Автором цивилизационной концепции развития истории по праву является А. Тойнби (1889-1975). Основное содержание его концепции можно свести к следующим исходным положениям: – исторический процесс представляет собой совокупность локальных, замкнутых цивилизаций развивающихся на своей собственной основе; – неповторимый облик цивилизации определяется средой ее обитания; – рождение цивилизаций осуществляется из примитивных обществ, существование которых зависит всецело от природных условий; – существует четыре основные фазы становления и развития цивилизации (рождение, рост, надлом, распад); – возникновение цивилизации так же как и ее дальнейший прогресс определяется способностью людей давать адекватные ответы на «вызовы» природного или социального характера; – необходимое условие сохранение цивилизации – ее духовное единство на основе приобщения к вселенской религии. В рамках социально-философского анализа данной проблемы особый интерес представляет установление содержательной характеристики цивилизации как особой, специфической формы самореализации социальной общности, а также выявление и объяснение сущности цивилизации как социально-исторической целостности. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем состоит специфика философского понимания смысла и направленности развития истории? 2. Раскройте многообразие подходов в понимании идеи общественного прогресса в истории философской мысли. 3. Каково содержание частных критериев общественного прогресса? 4. Общефилософский критерий общественного прогресса и его содержание. 5. Формационная концепция и ее вклад объяснение процесса развития человеческой истории? 6. Цивилизационная концепция А. Тойнби и ее исходные положения. 7. В чем состоит единство и различия формационного и цивилизационного подходов к анализу развития общества? Литература : 1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с. 2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 3. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ Ресурсы, предоставляемые академической сетью Интранет 1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012. Занятие 8/3. Семинар: «Основные проблемы социальной философии» Время - 2 часа Цели семинара: 1. Углубление знаний обучаемых по основным проблемам социально-философского анализа общественной жизни. 2. Контроль за усвоением обучаемыми пройденного учебного материала. 3. Формирование философской культуры правильного мышления и речи будущих сотрудников МЧС. 4. Воспитание личной ответственности за высокие результаты учебы в академии. Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы