Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Природа и космос в философии Античности



– космологизм и онтологизм античной философии

– милетская школа, взгляды ее представителей на первооснову бытия

– онтологические и гносеологические идеи элеатов

– число как сущее пифагорейцев

– философские взгляды Гераклита

– «стихийный материализм» Демокрита

– «мир идей» Платона

3.  Проблемы нравственности, человека и общества в античной философии

– философия Сократа как коренной поворот в разработке мировоззренческой проблематики (проблема человека и его отношения к миру)

– этика Сократа (знание - добродетель)

– эвдемонизм Эпикура (проблема счастья)

– социально-философские взгляды Платона

– человек Аристотеля как «существо политическое»

– взгляды античных мыслителей на сущность войны

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое дао?

2. Каковы особенности восточного миропонимания по сравнению с античным?

3. В чем разница взглядов на общественное устройство конфуцианцев и легистов?

4. В чем своеобразие античной философии, какова ее основная проблематика?

5. В чем состоит принципиальное различие милетской и элеатской философских школ?

6. Что представляет собой число в концепции пифагорейцев?

7. Какая роль в истории философии отводится Платону, Демокриту, Гераклиту?

8. Каковы основания беспощадной критики софистов Сократом?

9. В чем сущность сократовского переворота в философии?

10. Какая связь между представлениями Платона о душе и его взглядами на государственное устройство?

11.  С чем связана фраза Аристотеля «Amicus Plato, sed magis amica veritas»?

Задания для подготовки к семинарскому занятию:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекций, письменно отразив подготовку по всем вопросам семинара.

3. Составить словарь ключевых терминов: «дао», «инь», «ян», «диалектика», «пантеизм», «апейрон», «бытие», «логос», «субстанция», «субъективизм», «релятивизм», «скептицизм», «майевтика», «софистика», «эйдос», «материализм», «идеализм», «объективный идеализм», «субъективный идеализм», «онтология», «гносеология», «агностицизм», «гносеологический оптимизм», «аксиология», «метод», «методология».

4. В каждой учебной группе подготовить:

 Доклад:

«Этический идеал Сократа: тождество знания, добродетели и счастья»

Фиксированные выступления:

1. «Веды как священное откровение и сокровищница мудрости».

2.  «Философия Пифагора, идея числа как первоосновы мира».

3. «Общественный идеал в концепции Платона».

Примечание. Каждый из подвопросов может служить темой фиксированного выступления на семинаре. Однако это не может служить основанием для освобождения кого-либо из обучаемых от самостоятельной проработки всех вопросов, выносимых на семинар.

Литература:

См. литературу к темам 1, 2

 

 

Тема № 3 Основные проблемы философии Средневековья

 

Занятие 3/1. Лекция:

«Средневековая философия: особенности, проблематика, основные этапы развития»

Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Ознакомить обучающихся с основными течениями Средневековой философии.

2. Показать особую роль религии и веры в философском осмыслении мира.

 

Вопросы лекции:

1. Средневековая философия как тип мышления

2. Патристика и схоластика: роль и место в истории философии.

 

 Методические рекомендации:

При рассмотрении первого учебного вопроса обратите внимание на следующее:

«Философия - служанка богословия»

теоцентризм философской мысли эпохи Средневековья - признание в качестве источника всего сущего Бога;

– принцип креационизма (творение мира Богом из «ничего» актом воли) в онтологии;

– принцип откровения в гносеологии;

– принцип антропологизма (человек – венец творения) в антропологии;

– принципы провиденциализма - мир развивается согласно промыслу Божию и эсхатологизма (конечность мира, искупительный смысл исторического процесса) в философии истории;

– принцип персонализма - признание того, что человек — «персона», сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью в этике

Основные проблемы, стоявшие перед мыслителями:

– Сотворен ли мир Богом или существует от века?

– Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир?

– Каково место человека в мире и какова роль его в истории?

– Как сочетаются свобода воли человека и божественное предопределение?

– Если Бог это истина, добро и красота, то откуда в мире зло и т.д.

Специфика философии Средневековья:

– Утверждение монотеизма (единобожия), идеи о единой сущности мира.

– Идея творения в онтологии, идея откровения в гносеологии (проблема соотношения веры и разума).

– Тенденция к сакрализации (сближению с религиозным учением) и морализации (сближению с этикой, направленность на обоснование правил поведения христианина в мире).

– Библейский традиционализм и ретроспективность. Среди ученых и в массовом сознании Библия - самое древнее, истинное и подлинное произведение в мире. Библия не просто книга, а боговдохновенное произведение.

· критерий истинности в соответствии букве и духу Библии.

· экзегетика - искусство правильного толкования текста Библии.

При рассмотрении второго учебного вопроса « Патристика и схоластика: роль и место в истории философии » обратите внимание на следующие положения:

· патристика[2] и схоластика[3] – два основных периода средневековой философии

В рамках патристики  мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику - Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.

На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 - 220), Ориген (185 - 254), Афанасий Великий (295 - 373), Григорий Богослов (330 - 390), Василий Великий (330 - 379), Григорий Нисский (335 - 394), Августин Блаженный (354 - 430) и др.

Идеи Августина Блаженного (354-430) (основные работы: «О троице», «О граде Божьем», «Исповедь»):

– Бог сотворил мир из ничего, т.е. он сотворил и саму субстанцию (первоматерию).

– Бог сотворил время, до него времени не существовало. Бог вне времени. Он имеет только «сегодня», а Человек имеет прошлое, настоящее, будущее.

– История определяется божественным провидением. Она движется от «земного града» к «граду Божьему».

– Человек — это разумная душа, которая пользуется земным телом. Человек стремится к Богу, т.к. в нем он находит любовь, покой, благодать.

– Разум — помогает вере, но сам истину найти не может.

– Человеческая свобода проявляется в выборе между добром и злом.

– Зло - недостаток добра, оно в человеческой природе.

Одной из важнейших проблем второго этапа средневековой философии, пришедшего на смену патристики - схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом.

Наиболее крупными представителями схоластики считаются Иоанн Скот Эриугена (810 - 877), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Фома Аквинский (1225 - 1274), Дунс Скот (1266 - 1308) и Уильям Оккам (1300 - 1349).

Идеи Фомы Аквинского (1213-1274) (основные работы: «Сумма против язычников», «О сущем и сущности», «Сумма теологии»)[4].

– Бог — создатель природы и всех форм бытия.

– Человека надо изучать в единстве души и тела, а не отдельно душу.

– Два пути познания истины:

а) короткий непосредственный путь, — вера, откровение

б) длинный путь со многими доказательствами — путь разума, науки

– Разум и наука, опирающаяся на факт природы, не противоречат церкви и вере, а теология не подменяет философию и науку.

– Бытие есть и оно есть истина. Вещи могут меняться, но сущее не меняется, оно приобретает другие формы (вода - пар - лед).

Пять доказательств существования Бога, в частности:

– Раз есть движение и стремление вещей к чему-то целому, значит есть цель. Но цель кто-то определил — это Бог.

– Раз вещи постоянно меняются, значит, они не полны, а являются частью чего-то полного, целого. Такая полнота - Бог - конечная реальность.

– Общее реально существует — это Бог. Моменты общего существуют в любой вещи. А единичные вещи и со­ставляют общее целое.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные принципы философских воззрений эпохи Средневековья?

2. В чем разница патристики и схоластики?

3. Что такое экзегетика?

4. Как Вы понимаете утверждение «зло – есть недостаток добра»?

5. Почему, на Ваш взгляд, труды Фомы Аквинского легли в основу доктрины римско-католической церкви?

6. В чем суть конфликта разума и веры?

 

 

Литература:

1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 

4. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.

5. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

 

Занятие 3/2. Семинар:

«Философия мысль эпохи Средневековья»

 Время – 2 часа.

Цели семинара:

1. Углубить и закрепить знания, полученные в ходе лекции.

2. Раскрыть возможности философской классики как фактора формирования мировоззренческой позиции, политической и общей культуры личности.

3. Показать специфику религиозного миропонимания и познакомить обучающихся с основными христианскими идеями в философском контексте

4. Осуществить контрольную проверку знаний изученного материала.

Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь