Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Смерть и жизнь. 1916 г. Частное собрание.



Большое место в творчестве Климта занимал портрет. Чаще все­го он писал женские образы, наделяя их то романтической мягкостью, то выразительной эмоциональностью. Одним из самых оригинальных стал «Портрет Адели Блох-Бауэр» (1907 г.). Находясь под огромным впечатлени­ем от путешествия в Италию в 1903 г. и от увиденных в Равенне византий­ских мозаик, художник поместил модель в золотисто-оранжевое про­странство, заполненное причудли­вым орнаментом. Лицо и платье ге­роини словно растворяются в нём, а обнажённые руки и плечи смотрят­ся несколько неестественно.

Не менее интересны пейзажи Климта, напоминающие изыскан­ные декоративные панно. В лучших из них — «Крестьянский сад с под­солнухами» (1905—1906 гг.), «Аллея в парке перед дворцом Каммер» (1912 г.) — живописец использует элементы пуантилизма (техники точечных мазков), что придаёт пей­зажу особую лёгкость.

Позднее творчество Климта отли­чает ещё большая напряжённость, доходящая до подлинного трагиз­ма. Он начал писать яркими крас­ками, возможно, благодаря влия­нию фовизма. В полотне «Смерть и жизнь» (1916 г.) явно отразились потрясения военных лет. Аллегории Жизни (клубок переплетённых тел) и Смерти (скелет в узорчатом си­нем плаще) расположены на стро­гом тёмно-коричневом фоне. Об­щая композиция предельно проста (Жизнь и Смерть противостоят друг другу) и глубоко эмоциональ­на. При этом сохраняется свойст­венная мастеру увлечённость деко­ративной красотой.

Творчеству Густава Климта при­сущи все характерные признаки стиля модерн: тяготение к симво­лике и сложным аллегорическим образам, стремление к необычным

447

декоративным эффектам, постоян­ное желание экспериментировать. Им всегда руководила вера в великое предназначение искусства, которое может создать особый мир, где жизнь человека будет строиться на основе красоты.

ФЕРДИНАНД ХОДЛЕР

(1853—1918)

Швейцарский художник Фердинанд Ходлер — один из самобытнейших мастеров модерна. Его творчество, обладая всеми характерными при­знаками этого стиля, несёт и целый ряд неповторимых черт — огром­ную внутреннюю силу, эпический размах, стремление отразить в сво­их работах историко-патриотические темы.

Выходец из бедной рабочей семьи (его отец был столяром), художник прожил большую часть жизни в нужде, постоянно борясь с необъективной критикой и непо­ниманием (широкая известность на родине пришла к Ходлеру только в конце 90-х гг.). Далеко не сразу ма­стер обрёл и творческий почерк, что было нелегко любому живописцу из Швейцарии, страны, чьё искусство испытывало постоянное сильное влияние соседей — Франции, Германии и Италии. Первые самостоятель­ные работы Ходлера датируются се­рединой 70-х гг. Тогда господствую­щим направлением в швейцарской живописи был бытовой реализм, пришедший из Германии. В этом русле проходило обучение молодо­го художника в Женевской школе изящных искусств.

На первый взгляд ранние карти­ны Ходлера следуют реалистиче­ской традиции. Они представляют собой, как правило, незатейливые сцены из жизни простых людей («Сапожник за работой», «В мастер­ской столяра», обе 1879 г.), однако манера письма художника далека от дотошного натурализма. Доста­точно взглянуть на два портрета 1875 г. — «Школьник» («Портрет брата») и «Студент» («Автопортрет»), чтобы почувствовать желание масте­ра создать обобщённые образы, присущие любой эпохе и стране. Лица мальчика и молодого челове­ка значительны и серьёзны, в них чувствуется большая сила характера. Эти работы обладают некоторым

Фердинанд Ходлер.

Студент (Автопортрет).

Г.

Музей искусств, Цюрих.

Фердинанд Ходлер.

Сапожник за работой.

Г.

Музей искусств, Цюрих.

448

сходством с портретами мастеров немецкого Возрождения.

Переломным моментом для Ходлера стало создание в 1884 г. карти­ны «Процессия швейцарских геро­ев-знаменосцев». После нескольких лет кризиса (мастер думал оставить живопись) он наконец нашёл свой путь в искусстве. Действие картины относится к XVI в., когда жители швейцарских кантонов радостно праздновали с трудом полученную независимость. На полотне изобра­жено триумфальное шествие воинов со знамёнами. Здесь оригинально соединились праздничный, эффект­ный колорит и жёсткий, чуть упро­щённый рисунок, улыбки на лицах героев и мужественная суровость общего настроения. Подчёркнуто объёмные фигуры людей напомина­ют скульптурный рельеф, создавая ощущение глубины пространства. Картина проникнута патриотиче­ским духом, есть в ней и обобщён­ность, присущая символу. На Все­мирной выставке 1889 г. в Париже работа получила высокую оценку лидера французского символизма Пьера Пюви де Шаванна.

В 80-х гг. Ходлер создал так назы­ваемую теорию параллелизма, позднее ставшую одной из основных в стиле модерн. Согласно этой тео­рии, контуры фигур в композиции должны сводиться к ритмическим повторениям немногих почти па­раллельных линий, что, по мнению художника, является главным источ­ником выразительности. Повторе­ния замедляют движение и тем са­мым помогают глубже погрузиться в созерцание.

В полном соответствии с теори­ей Ходлера написана его компози­ция «Эвритмия» (1895 г.). Название картины в переводе с греческого языка означает «соразмерность», «слаженность», «ритмичность». Абст­рактная идея ритмической гармонии выражена через изображение про­цессии старцев в белых одеждах. Их окружает пейзаж, написанный нежными жёлтыми и бледно-зелёны­ми красками. Лица старцев горест­ны, вся картина пронизана умиро­творённостью и светом. По остроте, с которой передано состояние про­светлённой скорби, эта работа Ходлера стоит в одном ряду с шедеврами символистской поэзии и драма­тургии. Не случайно некоторые ис­следователи говорят о воплощении в «Эвритмии» идей бельгийского

Фердинанд Ходлер.

Приобщение

К бесконечному. 1892 г.

Художественный музей,

Базель.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь