Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фердинанд Ходлер. Ночь. Фрагмент. 1890 г. Художественный музей, Берн.



*Кантон (франц. «округ») — федеративная единица в Швейцарии.

449

Фердинанд Ходлер.

Женщина в экстазе.

Г.

Музей искусства и истории,

Гент.

драматурга-символиста Мориса Метерлинка, считавшего, что таинст­венное для души человека важнее реального.

В последние два десятилетия жиз­ни Ходлеру наконец удалось создать образы, особенно близкие его твор­ческому темпераменту. Прежде все­го к ним относится композиция «Женщина в экстазе» (1911 г.) — этюд к большой картине «Эмоция». Крупная и сильная фигура моло­дой женщины напоминает работы итальянского мастера эпохи Воз­рождения Микеланджело Буонарроти; насыщенные красные и синие тона одежд, жёлтый цвет фона заво­раживают взгляд. Экстаз — достаточ­но условное определение состояния героини: её лицо выдаёт холодную ясность ума и одухотворённость. Живописец стремился показать со­зидательную энергию жизни, твор­ческое озарение.

Фрески Ходлера в полной мере отразили масштаб его дарования. Наиболее ранняя — «Отступление при Мариньяно» (1896—1900 гг.) — написана на исторический сюжет и по стилю во многом похожа на «Процессию швейцарских героев-

знаменосцев» (те же яркость цвета и неподвижность поз, чеканный рисунок и мужественное благород­ство настроения). Ещё более стро­го выполнена фреска «Выступле­ние йенских студентов в 1813 году» (1908 г.). Действующие лица распо­ложены в два яруса. Это позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по прин­ципу параллелизма.

Своеобразной иллюстрацией тео­рии параллелизма стала фреска «Единодушие» («Клятва жителей Ган­новера на верность Реформации», 1913 г.). Лес рук, вскинутых в клят­венном жесте, как выражение ду­ховного единения людей — приём достаточно традиционный (его ис­пользовал французский художник Жак Луи Давид в работе «Клятва в Зале для игры в мяч»). Здесь этот приём органично соединяет жи­вописную композицию с архитек­турным окружением. Страстная су­ровость и огромный энергетический заряд делают все монументальные композиции мастера необычайно притягательными.

Мастер видел в живописи преж­де всего средство выражения силь-

Фердинанд Ходлер.

Отступление при Мариньяно. 1896— 1900 гг.

Национальный швейцарский музей, Цюрих.

*В сражении близ итальянского города Мариньяно 13—14 сентября 1515 г. армия французского короля одержала победу над швейцарскими наёмниками герцога Миланского.

.** Реформация (от лат. reformatio — «преобразова­ние») — общественное дви­жение XVI столетия в Запад­ной и Центральной Европе, боровшееся с Католической Церковью.

450

ных чувств и мощной жизненной энергии. Его творчество парадок­сально сочетает духовный порыв и сильную земную страсть, аскетиче­скую строгость и огромную волю к наслаждению и радости. Именно в этом соединении противополож­ных начал заключено обаяние сти­ля Фердинанда Ходлера.

ЭДВАРД МУНК

(1863—1944)

Норвежский живописец и график Эдвард Мунк получил образование в Школе искусств и художественных ремёсел; посетив Париж в 1885 и 1889—1892 гг., испытал сильное вли­яние французского импрессионизма и символизма. Художник увлёкся философскими идеями Фридриха Ницше и особенно традициями скандинавского театра, в частности творчеством Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга с его повы­шенным вниманием к сложным пси­хологическим ситуациям.

«Болезнь, безумие и смерть — чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровож­дали меня всю жизнь» — эта запись в дневнике Мунка прекрасно пере­даёт атмосферу большинства его произведений. Долгие годы он не мог оправиться от потрясения, вызванного в детстве смертью мате­ри и пятнадцатилетней сестры. Эти воспоминания легли в основу одной из ранних работ — «Больная девоч­ка» (1885—1886 гг.). Среди струя­щихся мазков — синих, бледно-жёл­тых, серовато-коричневых — теряет определённость лицо полулежащей в кресле девочки-подростка, а стра­дальческое выражение лица сидя­щей возле неё матери смягчается. Кресло, другие предметы мебели, стена также написаны длинными тонкими мазками, лишающими вещи чётких очертаний и напоми­нающими потоки дождя на оконном стекле. В картине почти нет тёмных тонов (сказалось знакомство масте­ра с цветовой манерой импрессио­нистов), и это придаёт трагическому сюжету оттенок духовной про­светлённости, озарения через стра­дание.

Зрелое творчество Мунка раз­нообразно по темам и жанрам. Ху­дожник писал портреты, пейзажи, бытовые сцены и картины со слож­ным символистским подтекстом, создавал графические произведе­ния. Серьёзно изучив французскую живопись конца XIX в., он пришёл к выводу, что «интерьеры с вяжущи­ми женщинами и читающими муж­чинами», т. е. нарочитая отстранён­ность от психологических проблем, характерная для импрессионизма, не для него. В 1892 г. он уехал рабо­тать в Германию. Общение с немец­кими живописцами, близкими Мунку по духу, окончательно соединили его искусство с миром острых пере­живаний.

Мастер прежде всего стремился передать через живопись своё внут­реннее состояние — болезненную напряжённость, постоянный страх перед смертью, приводившие его к тяжёлым приступам депрессии.

 

Эдвард Мунк.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь