Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Наука, ее особенности. Рациональность научного познания.
№ 29 Познание является продолжением темы "сознание". Познание - высшая форма отражения действительности в голове человека. Разница в том, что когда мы говорим познание вместо сознания, то акцентируем внимание на процессуальной сущности сознания, динамике. Познание - это процесс накопления знаний. Неслучайно у них общий корень. Познание изучается философией и гносеологией (от греч. гнозис. - знание, логос - учение - учение о знании, познании). Гносеология - основная отрасль философии. Гносеология изучает процесс отражения человеком окружающей действительности. Процесс познания. Для процесса познания нужны 3 фактора:
Результат причинного воздействия объекта на субъект - знания. Исключение любого из них делает процесс познания невозможным. Если есть эти 3 фактора, то результатом возникает четвертый - знания. Не важно, истинное это знание или заблуждение - это результат. Специфика любой науки продиктована предметом, который она изучает. Специфика гносеологии в том, что она сделала своим предметом эту связку. С момента рождения человек начинает познавать мир. Этот процесс познания мира продолжается всю жизнь. На самих ранних этапах, как человек, так и человечество, познавали окружающий мир на обыденном, житейском уровне. Но позже они получили возможность познавать мир на научном (теоретическом уровне). В жизни отдельного человека эта смена происходит тогда, когда человек идёт в школу, а в развитии человечества - когда происходят зачатки наук. Житейские знания отличаются тем, что это знания явлений, а не их сущности. А теоретическое знание - знание - знание, которое имеет дело с законами и их сущностью, знание глубины предмета, а не блуждания по его поверхности. Гносеология - наука, которая, изучая связку получения знаний, берёт знания в общем виде (не различает процесс накопления знаний биологом, музыкантом, медиком и проч.), а изучает, как идёт этот процесс во всех науках вообще. Это подобно философии, изучающей всё с позиций всеобщего и глубинного. Гносеология осуществляет, таким образом, самый общий подход к процессу накопления знаний. Она выяснила, что этот процесс имеет общие закономерности. *Откуда же они возникают, если познания бывают разные (физика, химия, музыка…)? Ответ: познающий человек обладает определённой структурой, которая является общей с познавательной структурой всех людей. Все люди имеют 5 органов чувств. Эти элементы познавательных способностей задействованы одинаково. Они и диктуют общие законы познания, что схватывает гносеология. У всех людей существуют 2 ступени познания: 1. Чувственная ступень, имеющая 3 формы (от низшего к высшему):
Ощущения - самые первичные, примитивные сведения о предметах: вкус, цвет, запах, тактильные ощущения. Предмет как целостный предмет ещё не дан. Восприятие - более сложная форма - совокупность ощущений. Отрывочные впечатления соединяются в единство - целостно узнаваемый образ. Появляется отчленённость одного предмета от другого. Предмет адекватно предстаёт в восприятии. Образцы восприятия чётко прикованы к предмету (пример с зеркалом: тебя нет, отражения нет). Представление - переходная форма ко второй ступени (рациональной) - связующее звено между чувственной и рациональной ступенью. Т.к. это связующее звено, значит представление обладает и чувственной и рациональной ступенями. Плавный переход - взаимопроникновение ступеней. Особенности представления: Представление обладает особенностями восприятия, т.е. это тоже контурный образ (можно вспомнить лицо человека), но отличие в том, что представление уже не приковано к предмету как восприятие. Образ существует, когда предмета в наличии нет. Можно также представить предмет, который будет. Главное - впервые происходит отрыв образа от предмета. Отлёт мысли от действительности, возможность оперировать предметом без контакта с ним. Это огромное достижение в развитии интеллекта. Когда появились эти свободные образы, человек получил возможность этими образами оперировать. Оперирование образами есть воображение или фантазия. У Гегеля есть важные разграничения между видами воображения:
Две особенности представления, роднящие его с действительностью: 2. Рациональная ступень, включающая также 3 формы (но они располагаются на одном уровне):
Но этот процесс мышления (включающий эти три формы) был бы невозможен, если бы не было в рациональной ступени приёмов абстрактно-логического мышления, как: метод сравнения, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, абстрагизация. При помощи них строится понятие умозаключения. Понятие "человек" складывается из сравнения человека с другими живыми существами. Всё познаётся в сравнении - основной метод мыслительной деятельности. Анализ и синтез также важны, т.к. без них нельзя создать умозаключение. Эти 2 ступени познания (чувственная, рациональная) органично взаимосвязаны между собой и взаимопроникают друг в друга подобно диффузии жидкостей. Воздействие 1 ступени на 2. Чувства - не разум. Здесь заключено диалектическое противоречие. С одной стороны, разум получает информацию от чувственной ступени, от восприятия. Все идеи и мысли в голове - результат переработки разумом первичной информации. Но (с другой стороны), странным образом, основываясь на первичной информации, разум получает новую информацию, которой нет в этих ощущениях. Разум видит невидимое глазу, слышит неслышимое уху. Глаз видит падающие вещи, а мозг - закон всемирного тяготения. Каждый орган человека создан для восприятия ощущений, а вторая ступень познания, мышление, - чтоб схватить информацию. Это одна из причин, по которой учёные считают уникальность человека привнесённой извне, а не полученной путём эволюции животных.
№30 Главная цель познания — достижение научной истины. Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской. Что же такое истина? Истоки так называемой классической философской концепции истины восходят к эпохе античности. Например, Платон считал, что “тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”. Долгое время классическая концепция истины доминировала в теории познания. В главном она исходила из положения: что утверждается мыслью, действительно имеет место. И в этом смысле понятие соответствия мыслей действительности совпадает с понятием “адекватность”. Иными словами, истина — это свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными (доопытными) формами. Так, в частности, полагал И. Кант. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Августин развивал учение о врожденности истинных идей. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под действительностью, как воспринимать реальность или реальный мир? Материалисты и идеалисты понятие действительности, реальности отождествляют с понятием объективного мира, т.е. с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества. Однако и сам человек — часть объективного мира. Поэтому, не учитывая этого обстоятельства, прояснить вопрос об истине просто невозможно. С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины. Ведь если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос — каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру? Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии. И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Крайняя точка зрения сводится к полному отрицанию критерия истины, ибо, по мнению ее сторонников, истина либо отсутствует вообще, или же она свойственна, кратко говоря, всему и вся. Идеалисты — сторонники рационализма — в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет. Такие философы, как Декарт, Лейбниц исходили из представления о самоочевидности первоначальных истин, постигаемых с помощью интеллектуальной интуиции. Их доводы опирались на возможности математики объективно и беспристрастно в своих формулах отображать многообразие реального мира. Правда, при этом возникал другой вопрос: как, в свою очередь, убедиться в достоверности их ясности и отчетливости? На помощь здесь должна была прийти логика с ее строгостью доказательства и его неопровержимостью. Так, И. Кант допускал только формально-логический критерий истины, в соответствии с которым познание должно согласовываться со всеобщими формальными законами рассудка и разума. Но и опора на логику не избавила от трудностей в поисках критерия истины. Оказалось не так-то просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, выяснилось, что порой невозможно добиться и формально-логической согласованности суждений, выработанных наукой, с исходными или вновь вводимыми утверждениями (конвенциализм). Даже стремительное развитие логики, ее математизация и разделение на множество специальных направлений, а также попытки семантического (смыслового) и семиотического (знакового) объяснения природы истины не устранили противоречий в ее критерии. Субъективные идеалисты — сторонники сенсуализма — усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Впоследствии был введен принцип верифицируемости, получивший свое название от понятия верификация высказывания (проверка его истинности). В соответствии с этим принципом всякое высказывание (научное утверждение) только тогда является осмысленным или имеющим значение, если возможна его проверка. Главный упор при этом делается именно на логическую возможность уточнения, а не на фактическую. К примеру, в силу неразвитости науки и техники мы не можем наблюдать физические процессы, идущие в центре Земли. Но посредством предположений, опирающихся на законы логики, можно выдвинуть соответствующую гипотезу. И если ее положения окажутся логически непротиворечивы, то ее следует признать истинной. Нельзя не принять во внимание и другие попытки выявить критерий истины с помощью логики, характерные в особенности для философского направления, именуемого логическим позитивизмом. Сторонники ведущей роли активности человека в познании пытались преодолеть ограниченность логических методов в установлении критерия истины. Была обоснована прагматическая концепция истины, согласно которой сущность истины следует усматривать не в соответствии ее с реальностью, а в соответствии с так называемым “конечным критерием”. Его же предназначение — в установлении полезности истины для практических поступков и действий человека. Важно отметить, что с точки зрения прагматизма сама по себе полезность не является критерием истины, понимаемой как соответствие знаний действительности. Иными словами, реальность внешнего мира недоступна человеку, поскольку человек непосредственно имеет дело именно с результатами своей деятельности. Вот почему единственное, что он способен установить — не соответствие знаний действительности, а эффективность и практическая польза знаний. Именно последняя, выступая в качестве основной ценности человеческих знаний, достойна именоваться истиной. И все же философия, преодолевая крайности и избегая абсолютизации, приблизилась к более или менее верному пониманию критерия истины. Иначе и быть не могло: окажись человечество перед необходимостью поставить под сомнение не только последствия сиюминутной деятельности того или иного человека (в отдельных, и нередких, случаях весьма далеких от истины), но и отрицать собственную многовековую историю, жизнь невозможно было бы воспринимать иначе, как абсурд. Только понятие объективной истины, опирающееся на понятие объективной реальности, позволяет успешно развивать философскую концепцию истины. Подчеркнем еще раз, что объективный или реальный мир существует не просто сам по себе, но только когда речь идет о его познании. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы