Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия и медицина о ценности жизни.



Согласно общепринятому определению философия — это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов, связанных с формированием целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Это специфический тип мышления, эмоциональный настрой, система мировоззрения.

Философия медицины начала формироваться в Древней Греции. Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая — душу. Ф. Бэкон, представитель эпохи Нового времени, писал, что медицина, не основанная на философии, не может быть надежной.

Современная философия медицины руководствуется критерием духовной ценности человеческой жизни. Роль такой философии состоит в том, что она определяет общие идеи медицины, являющиеся стержневыми не только в области медико-философской проблематики, но и в жизни человека вообще. Система ценностей, которая является предметом философского осмысления, выступает фактором влияния философии на медико-биологические науки и практическое здравоохранение. Она является основой выполнения лечебных манипуляций и веры пациента в свое выздоровление, становится духовным элементом терапевтического воздействия.

Философский и медицинский подходы к проблеме человека взаимодействовали и пересекались на протяжении веков. В настоящее время точкой такого пересечения становятся философская и медицинская антропологии, первая - как целостное учение о человеке, вторая - как теория, занимающаяся медицинскими проблемами во всей их целостности. Нашей задачей является рассмотрение тех феноменов человеческого бытия, которые философией могут быть исследованы только на основе данных медицины.

Философское понятие «бытие» шире, чем понятие «жизнь». В философии понятие «бытие» — это всеобщее понятие, это самоценность. Философская мысль рассматривает «жизнь», «смерть» и «бессмертие» как основные понятия человеческого бытия. Таким образом, понятия «болезнь», «здоровье», «эвтаназия», «самоубийство» философией могут быть рассмотрены только вместе с медициной.

Философская категория «бытие» - это фундаментальное, абстрактное, основополагающее и мировоззренческое понятие, которое охватывает все явления человеческого существования. В медицине понятие «бытие»

обозначает жизнь конкретного человека, который постоянно испытывает на прочность ее ценность. В медицине здоровье и болезнь рассматриваются как явления жизни, а эвтаназия и самоубийство как явления смерти. Общефилософское понятие бытия аксиологизирует медицинское понятие «жизнь», тем самым гуманизируя медицинскую деятельность. Таким образом, философская рефлексия бытия аккумулирует онтолого-антропологические ценности, которые реализуются в медицинской теории и практике.

Врач вынужден задаваться философскими вопросами, когда перед ним стоит решение проблемы: жить или не жить человеку. И когда происходит осознание проблемы бытия в пограничных ситуациях, то есть мевду жизнью и смертью, медицина вспоминает о философском понятии «бытие» и соотносит свои методы с общими представлениями.


Вопрос 37. Отличие научного познания от ценностного отношения к действительности.

Ценность – есть цель сама по себе., к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.
Классификация ценностей.1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспр-во сложившихся норм и целей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в О жизни).
2. Базовые (хар-ют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные.
3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном О средства достижения целей).
4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.
Ценностное познание -мировоззренческие представления, сформированные на базе ведущих ценностей. Сюда относятся религиозные, эстетические, художественные, этические и педагогические знания. Процесс познания всегда сопряжен с оценками. Оценка организует деятельность, в том числе познавательную.Оценки основываются на понятии ценность. Для ученых в качестве непосредственных внутренних ценностей выступают познавательная информация, истинное ее содержание, научная картина мира, стиль научного мышления, методы, методики проведения экспериментов и т.д. Ученым свойственны также социальные ценности - этические, политические, мировоззренческие, эстетические и др. В наше время возрастает роль социально-этического и гуманистического аспектов развития науки. Одни лишь методологические принципы нередко оказываются недостаточными для принятия конкретных решений в ходе научной деятельности. Важную роль в познании играет субъектно-ценностный компонент, связанный с тем, что для освоения реальности нужны воля, страсть, научная смелость, настойчивость, воодушевление, воображение, интуиция, логическое "чувство" и многие другие качества и способности творческой личности. Проблема ценностного познания состоит в том, какой должна быть такая ориентация познания!

Нормативное познание.Основа его – понятие научной рациональности, которое понимается как постоянная апелляция к доводам рассудка и разума, как максимальное исключение деформирующего влияния эмоций, страстей, личных мнений при принятии тех или иных решений, связанных с познанием. Предпосылкой научной рациональности является тот факт, что наука осваивает мир в понятиях. Оперирование понятиями позволяет науке выполнять основные познавательные функции: описание, объяснение, предсказание. В плане рациональности научное познание характеризуется еще двумя чертами - это доказательность и системность, что отличает научное познание от обыденного. Методы научного познания подразделяются на три группы: специальные методы, применимые в отдельных науках; общенаучные методы и универсальные, которые характеризуют человеческое мышление в целом. К приемам научного познания относятся анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, индукция, дедукция и аналогия, моделирование. К приемам, формам и методам научного познания относят также наблюдение, измерение, эксперимент, гипотезу.

Различия. 1.В литературе “ценностное познание” иногда резко противопоставляется научному. Данное противопоставление берет начало в философии Юма. В своем “Трактате о человеческой природе” Юм недвусмысленно выразил недоумение по поводу того, с какой легкостью многие авторитеты переходят от рассуждений о том, что есть на самом деле к рассуждениям о том, что должно быть. Он показал, что в то время как первые выражают отношение между объектами, вторые – “лишь чувства по поводу поведения человека или определенного возможного состояния дел и не имеют объективного основания”. Таким образом, если для научного познания, согласно данной концепции, характерны поиски истины, и оно может быть квалифицировано как истинное или ложное, то аксиологическое познание стремится к анализу явлений действительности в аспекте их значимости, ценности для субъекта. Поэтому суждениям ценности признак истинности или ложности не может быть приписан. 2. Ценностный подход более динамичен.

Сходства. И то, и другое познание исследует соц реальность.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 1447; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь