Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исчерпан ли ресурс развития?



Может быть стоит посмотреть и на демократию (как вариант «светской теологии», знаменовавшей кризис веры), и на технический прогресс, сформировавший специфическую мораль «общества потребления», как на глубоко взаимосвязанные процессы, где все меньше места для веры и культуры (что закономерно, ибо вера и культура не относятся к тому, что можно «употреблять»).

Предвидя типичные обвинения в «пораженчестве» и утверждение, что европейская культура устойчиво лидировала в течение двух последних тысячелетий, хотя европейцы никогда не были популяционным большинством, следует добавить: мы лидировали и выигрывали технологически и экономически в условиях более высокой общественной морали[4], а также – в силу асинхронного развития других стран и народов, когда европейский научный и экономический прорыв долгое время «соседствовал» с феодальными и даже первобытно-общинными отношениями на значительной части территории планеты.

Сейчас, практически все высокие технологии становятся общедоступными, за исключением некоторых стратегических, которые нашим же (сверх-державным) решением запрещены к передаче третьим странам (что в ряде последних характеризуется как вариант «неоколониализма»).

Технологии – общедоступны, а популяционные ресурсы, впрочем, как и природные ресурсы – резко отличаются. Надо ли этого бояться? История – это не соревнование. Здесь требуется мыслить не узко-национальными, а историческими категориями, пытаясь охватить столетия и тысячелетия, которые для истории – не более, чем миг.

На вопрос: исчерпан ли ресурс развития – нет ответа. Как уже отмечалось, мы не знаем тех исторических законов, по которым развивается планетарная цивилизация.
Мы можем лишь констатировать: европейская популяция демонстрирует тенденцию к убыванию, национальной и территориальной замкнутости в своих исконных территориях, а афро-азиатская – к приросту и к «экспансии». Последняя также демонстрирует более активное и агрессивное (как в хорошем, так и не в лучшем смысле) поведение в политическом, экономическом, географическом и историческом пространстве.

Здесь легко найти множество объяснений или спрятаться в очередной раз за некими привнесенными толкованиями. Можно попенять на леность души и тела, на ненадежность будущего и т. д., и т. п. Но на самом деле – мы не знаем: почему так?


О приоритетах развития

Практически все развитые страны озабочены только одной проблемой – экономического роста. Верно ли избран этот приоритет? Забота о том, чтобы все были накормлены и согреты, грубо говоря, мало отличается от типичных задач, с которыми постоянно сталкиваются в животноводстве. А того, что в Христианстве получило наименование «окормления» - при таком подходе вообще не требуется.

Одновременно именно ненасыщаемое тело, на удовлетворение потребностей и комфорт которого ориентирован прогресс, сейчас играет злую шутку с Европой. Прогресс требует, хотя и много меньше, чем при строительстве пирамид, но, тем не менее, огромное количество рабочих рук. А начиная с 70-х годов ХХ века на нашем и Северо-американском континентах появилось множество профессий, которые лишь «по остаточному принципу» выбираются представителями титульных наций. Это строители, горные рабочие, дорожные рабочие, обслуживающий персонал гостиничного и ресторанного бизнеса, уборщики и т. д. Поэтому, все развитые страны вынуждены принимать мигрантов. И будут принимать.

И здесь возникает новая проблема: отношение к мигрантам и с мигрантами. Френсис Фукуяма в свое время описал, как этот процесс происходил в ХХ веке в США, когда белое большинство снисходительно согласилось принять в свои ряды немного темнокожих американцев, при условии, что те примут их идеалы и ценности. Этот проект оказался относительно удачным для экономически развитых США, где и белое большинство, и темнокожее меньшинство имели весьма специфическую историю. Но это вовсе не значит, что этот же сценарий удастся реализовать в современной Европе.

Обратимся еще раз к истории. Современные итальянцы – это уже не древние римляне, но и не варвары, которые разрушили Рим. Это новая идентичность. Если же действовать с позиций силы, предлагая «иным» «некоторые ограничения» на поселение или виды деятельности, как цивилизованный вариант гетто или резерваций, мы можем не заметить, как сами окажемся там же.

Поэтому уже сейчас, даже не зная – куда повернет колесо истории, надо начинать к другим относится так, как мы бы хотели, чтобы относились к нам, когда (или в случае, если) мы станем популяционным меньшинством на собственных исторических территориях. Не стоило бы забывать и о другом возможном варианте: если прогнозы глобального потепления подтвердятся, и значительная часть территории Скандинавии, Европы и частично - США окажется непригодной для жизни, кто примет население этих стран? Поведений наций в условиях катастрофы и борьба за сохранение национальной идентичности, которая является высочайшей ценностью для любой нации – это самостоятельный, слишком большой и очень болезненный вопрос, требующий обсуждения и анализа и в его краткосрочной, и в долговременной перспективе.

Заключение
Многое свидетельствует, что мы пришли к началу нового века с весьма противоречивым, достаточно аффективным и мало осмысленным багажом достижений и утрат предшествующих столетий и даже тысячелетий. Сейчас нам требуется не только развитие, но и переосмысление предшествующих этапов развития науки и социума.

Список литературы

Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. В сб.: Новые идеи в философии, № 1. - СПБ, 1912.

Кант И. Критика чистого разума. - Симферополь: Изд. «Реноме», 1998.

Решетников М.М. Психопатология героического прошлого и будущие поколения. - Журн. “Прикладная психология” № 4 `98. - М.: Магистр. - С. 36-42.

Решетнков М.М. Современная российская ментальность - М.: Российские вести, 1996. – 86 с.

Решетников М.М. «Психологические» аспекты локальных войн. – В кн. «Россия и Кавказ» - сквозь два столетия». - СПб.: Звезда, 2001. -С. 269-277.

Решетников М.М. Бедность в современной России: анализ проблемы. – М.: Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации РФ Федерального Собрания РФ, 2003. -С. 131-142.

Решетников М.М. «Глобализация – самый общий взгляд», «Исламское противостояние и проблема терроризма». В кн. Решетников М.М. «Психодинамика и психотерапия депрессий» - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа», 2003. – С. 107-155.

Решетников М.М. Клинический метод в изучении и разрешении межнациональных конфликтов (Социально-историческая психиатрия) / В кн.: «Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора». – Материалы 1-ой Всероссийской конференции. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2004. – стр. 37-64.

Решетников М.М. Общие закономерности в динамике состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой. Отделенные последствия и реабилитация пострадавших / Методическое пособие для врачей, психологов и педагогов. – СПб., 2004. – 26 с.

Решетников М.М. Современная демократия: тенденции, противоречия, исторические иллюзии. - В сб. Психология власти. Материалы международной конференции «Психология власти» / Под. ред. проф. А.И.Юрьева. – СПб.: Изд-во СПб.ГУ , 2004. – с. 68-76.

Решетников М.М. В кн. «Гуманитарно-правовой диалог в условиях глобализации». - М.: Совет Федерации Федерального Собрания РФ, 2005. с. 53-55.

Решетников М.М. О концепции и стратегии борьбы с наркоманиями в России – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005. –39 с.

Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». В кн. Зигмунд Фрейд «Я» и «Оно» - Труды разных лет. – Тбилиси: «Мерани», 1991. Т.1 стр. 71-85.

Ясперс К. Общая психопатология. Пер. с нем. Л.Акопяна. – М.: Практика, 1997. – С. 851

Apprey M. Heuristic steps for negotiating ethno-national conflicts: Vignettes from Estonia. - New Literary History: Journal of Theory and Interpretation, 1996, vol. 27: 199-212.

Fukuyama F. The End of History, Five Years Later. - J. History and Theory, vol. 34, 1995, n. 2, pp. 27-43

Twemlow S. W. and Sacco F. C. Reflection on the making of a terrorist // Terrorism and war, London - New York: Karnac, 2002, pp. 97-123.

Volkan V. Bloodlines: From Ethnic Pride to Ethnic Terrorism. – New-York: Farrar, Straus and Giroux, 1997.

Volkan V. Das Versagen der Diplomatie: Zur Psychoanalyse nationaler, etnischer und religioser Konflikte. – Giessen: Psycho-sozial Verlag, 1999.

Volkan V. Traumatized societies. / In: Violence or Dialogue? Psychoanalytic Insight on Terror and Terrorism. – London, International Psychoanalytic Association. 2003. –pp. 217-237

Vucho A. Beyond bombs and sanctions // Terrorism and war, London, New York, Karnac, 2002, pp. 51-70

[1] Решетников Михаил Михайлович – доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, ректор Восточно-Европейского Института Психоанализа, член Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации РФ, член Экспертного совета МЧС РФ, член Президиума РПО.
[2] Кратко суть этого феномена состоит в следующем: «Если я сам буду агрессором, ко мне не смогут применить агрессию».
[3] Под фертильностью понимается способность женского или мужского организма к участию в оплодотворении.
[4] Сейчас деньги стали настолько важными, что в ряде случаев позволяют относительно легко пренебрегать моралью, честью и честностью. Тотальная коммерциализация началась (предположительно) в середине 60-х годов ХХ века в спорте. Чуть позднее она охватила массовую культуру, когда гонорары поп-звезд начали превышать доходы «капитанов» крупного бизнеса, и одновременно с информационным взрывом началось активное «взаимодействие» политических элит и артистического бомонда, с существенно отличающимися от преобладающих в обществе нормами морали и нравственности. К концу ХХ века коммерциализация почти поглотила литературу, науку, образование, медицину и даже межличностные отношения – дружбы и привязанности все чаще определяются не образованием, не социальным статусом, а доходами. Уже почти не осталось философов и писателей в традиционном понимании этих слов – властителей дум целых поколений. Их сменило бесчисленное количество кандидатов и докторов наук и море литераторов. В свое время Зигмунд Фрейд обосновал, что каждый конкретный человек является врагом культуры, вкладывая в это выражение не всем понятный смысл, а именно: человек становится Человеком в высоком смысле этого слова не столько благодаря, сколько вопреки своей природе, и это возвышает его гораздо больше, чем пара-научный тезис о некой врожденной моральности. Массовый индивид общества потребления – уже не враг культуры. Он – вне культуры. При этом государственная мораль, идя на поводу безудержной демократии, категорически не желает принимать во внимание, что наряду с высокими, в обществе всегда существуют и активно действуют низменно-паразитические потребности, которые ни при каких условиях не должны удовлетворяться (в том числе путем законодательного запрета).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь