Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Темы практических занятий. Практическое занятие №1



Темы практических занятий

1. Жанр рассказа в творчестве И.А. Бунина. Поэтика бунинского рассказа.

2. Новелла в творчестве А. Куприна и ее многоликий характер. Основные темы, образы, стиль.

3. Пути обновления жанра рассказа в литературе неореализма. Замятин-новеллист. Синтез реализма и модернизма в структуре его произведений.

4.  «Записки юного врача» М. Булгакова и особенности его сатиры.

5. М. Зощенко – мастер короткого юмористического рассказа. Приемы комического. Комический сказ в творчестве М. Зощенко. («Аристократка», «История болезни», «Нервные люди», «Баня», «Кризис»)

6. Малый эпический жанр в творчестве А. Платонова. Рассказ «Возвращение»: проблемы, герои, поэтика.

7.  «Судьба человека» М. Шолохова как «малая эпопея».

8. Новеллистика в литературе русского зарубежья. Рассказ И.С. Шмелева «Про одну старуху» в контексте его творчества.

9. Импрессионизм в новеллистике Б. Зайцева. Модернистский характер его произведений (рассказ «Авдотья-смерть)

10. Рассказ в творчестве В. Набокова как сложный синтез чеховской традиции и модернизма («Звонок», «Облако, озеро, башня», «Письмо в Россию», «Сказка»)

11. Феномен лирико-философской прозы Ю. Казакова («Свечечка», «Во сне ты горько плакал», «Трали-вали»)

12. Герой и мир в новеллистике В. Шукшина. Образ чудика. («Чудик», «Срезал», «Алеша Бесконвойный», «Осенью»).

13. Философские и социальные проблемы в рассказах В. Распутина.

14.  «Новый реализм» в русской литературе 21 века. Рассказы З. Прилепина.

 

Практическое занятие №1

Жанр рассказа в творчестве И.А. Бунина. Поэтика бунинского рассказа.

 

 1. Сюжет рассказа «Солнечный удар» и особенности его развития.

 2. Образы главных героев, основные приемы их создания (портрет, речь, деталь, пейзаж, авторская характеристика)

 3. Образ солнца в рассказе, его значение.

 4. Роль детали в рассказе.

 5. Характер финала, его значение.

 6. Язык рассказа. Поэтические приемы. Особенности синтаксиса и интонации.

 7. Смысл названия.

 8. Концепция любви в творчестве И.А. Бунина (см. рассказы «Темные аллеи», «Чистый понедельник»)

Литература

1. Смирнова Л.А. И.А. Бунин. Жизнь и творчество: Книга для учителя. М., 1991.

2. Мальцев И. Иван Бунин: 1870-1953. М., 1994.

3. Колобаева Л.А. Проза И.А. Бунина М., МГУ, 2000.

5. Бунин И.А. Pro et contra. Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. Спб., 2001.

 

Практическое занятие №2

 

       Новелла в творчестве А. Куприна и ее многоликий характер. Основные темы, образы, стиль.

  1. Рассказ «Чудесный доктор» как пример раннего творчества А.И. Куприна. Простота сюжета и характеров, мелодраматизм, точность и выразительность языка.
  2. Рассказ «Штабс-капитан Рыбников» - один из лучших рассказов писателя. Сложность психологического рисунка образа Рыбникова. Приемы создания образа, построенного на противоречиях внешнего и внутреннего (портрет, речь, поведение героя).
  3. Рассказ «Анафема». Особенности и смысл сюжета. Цельность образа дьякона. Идея любви как смысла человеческой жизни.

Литература

1. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975 (С.91-99).

2. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе XIX-XX века. М., 1990.

3. Михайлов О.Н. Куприн. М.,1997.

4. Михайлов О.Н. Жизнь Куприна: «Настоящий художник – громадный талант». М.,2001.

5. Хван А.А. Метафизика любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина. М., 2003.

Практическое занятие №3

Литература

1. Скобелев В. Поэтика рассказа. - Воронеж, 1982.

2. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Сост. Н.Д.Тамарченко.- М., 1999.

3. Замятин Е. Завтра. Я боюсь. О синтетизме. О литературе, революции, энтропии и о прочем (любое издание).

4. Михайлов О. Гроссмейстер литературы // Замятин Евгений. Избранное. М., 1989.

5. Шайтанов И. Мастер // Вопросы литературы. 1988. №12.

6. Костылева И.А. Традиции и новаторство в творчестве Е.Замятина (синтез реализма и экспрессионизма) // Творческое наследие Е.Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов, 1994.

 

Практическое занятие №4

«Записки юного врача» М. Булгакова и особенности его сатиры.

1. История создания цикла « Записки юного врача». Черты автобиографизма в рассказах.

2. Рассмотрите пейзаж в начале рассказа «Полотенце с петухом» и соотнесите его с состоянием рассказчика. Как называется этот прием?

3. Какую роль играет «внутренний диалог-спор» главного героя в экспозиции рассказа? Найдите элементы иронии и объясните причины обращения М. Булгакова к ней?

4. Проанализируйте завязку сюжета. Объясните, какими художественными средствами достигается эмоциональная выразительность текста?  

5. Рассмотрите кульминационную сцену рассказа (ситуация операции). Как создается драматизм сцены? Присутствуют ли здесь элементы иронии? Какова ее роль?  

6. Финал рассказа, его многозначность. Смысл названия произведения.

7. Какая традиция русской литературы просматривается в «Записках юного врача»?

 

Литература

  1. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. – М., 1997.
  2. Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова. – М., 1988.
  3. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. – М., 2001.
  4. Воспоминания о Михаиле Булгакове. – М., 1988.
  5. Варламов А. Михаил Булгаков. – М., 2008.

 

Практическое занятие №5

Литература

 

  1. Воспоминания о Михаиле Зощенко. – СПб., 1995.
  2. Литературное обозрение. 1995. № 1 (юбилейный номер).
  3. Лицо и маска Михаила Зощенко // Составитель Ю.В. Томашевский. – М., 1994.
  4. Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии. Кн. 1 – СПб., 1997.
  5. Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии. Кн. 2. – СПб., 2002.
  6. Рубен Б. Зощенко. – М., 2005.
  7. Старков А.Н. Михаил Зощенко. Судьба художника. – М., 1990.
  8. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. – СПб.,1997.

 

Практическое занятие № 6

Литература

  1. Васильев В. Андрей Платонов. – М., 1990.
  2. Малыгина Н.М. Диалог героев А. Платонова и Ф. Достоевского // Литература в школе. 1998. № 7.
  3. Платонов Андрей. Воспоминания современников. Материалы к биографии. – М., 1994.
  4. «Страна философов» Андрея Платонова. – М.; 2000. Вып. 4, юбилейный.
  5. Варламов А. Андрей Платонов. – М., 2006.

 

Практическое занятие №7

Литература

 

  1. Осипов В. Шолохов. – М., 2005.
  2. Семенова С. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. – М., 2001.
  3. Шолохов и русское зарубежье. Сборник. – М., 2003.

4. Ларин Б.А. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (Опыт анализа формы) // Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. - Л.,1974.

 

Литература

1. Ильин И.А. Православная Русь // Ильин И.А. Одинокий художник. – М., 1993.

2. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин Ремизов. Шмелев. – М., 1991.

3. Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. – СПб., 2003.

4. Осьминина Е.А. Проблемы творческой эволюции И.С. Шмелева. – М., 1994.

5. Сорокина О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. – М., 2000.

6. Костылева И.А. Поэтика малой формы в творчестве И.С. Шмелева // Художественный текст и культура. Материалы международной научной конференции 2-4 октября 2003 года. – Владимир, 2004.

 

 

Литература

1. Адамович Г.Б. Зайцев // Адамович Г. Одиночество и свобода. – СПб., 1993.

2. Айхенвальд Ю. Борис Зайцев // Зайцев Б. Осенний свет. М., 1990. –

3. Зайцев Б.К. О себе // Зайцев Б.К. Сочинения в трех томах. Т. 1. – М., 1993.

4. Любомудров С.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. – СПб., 2003.

5. Михайлов О.Н. Борис Константинович Зайцев // Литература в школе. 1990, № 6.

6. Костылева И.А. Творчество Б.Зайцева как явление христианской культуры (рассказ «Авдотья-смерть») // Античность и христианство в литературах России и Запада. Материалы VII международной научной конференции «Художественный текст и культура» – Владимир, 2008.

 

Практическое занятие №10

Литература

1. Набоков В. Антон Чехов // Набоков В.В. Лекции по русской литературе.  - М., 1996.     

2. Адамович Г.В. Набоков // Октябрь. 1989. № 1.

3. Зверев Алексей. Набоков. – М., 2004.

4. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. – М., 2000.

5. Носик В. Мир и дар Набокова. – М., 1995.

6. Струве Г. Русская литература в изгнании (любое издание).

7. Шаховская 3. В поисках Набокова. – М., 1991.

 

Практическое занятие №11

Феномен лирико-философской прозы Ю. Казакова («Свечечка», «Во сне ты горько плакал», «Трали-вали»)

 

1. Назовите основных героев рассказа и дайте им краткие характеристики.

2. Роль пейзажа в раскрытии образов рассказа. Найдите примеры соответствий между картинами природы и психологическим состоянием личности.

3. Рассмотрите элементы цветописи и звукописи в изображении природы. Какое настроение создает пейзаж? Как оно связано с содержанием произведения?

5. Какое значение имеет образ ребенка в рассказах? Какими средствами создается этот образ?

6. Смысл названия рассказов.

7. Определите основную проблему рассказа.

 

Литература

 

1. Казаков Ю.П. Две ночи. Проза. Заметки. Наброски. - М., 1986.

2. Казаков Ю. П. Литературные заметки. - М., 1992.

3. Казаков Ю. Легкая жизнь: Рассказы. – СПб., 2003.

4. Шорохов. А. Ю. Казаков: Долгие крики на берегу Коцита. hrono.ru›Библиотека хроноса›lib_s/slovoo07.html

5. Павлов Ю. История мгновений. К 80-летию Юрия Казакова // Наш современник. 2007. №8.

6. Кузьмичев И. Ю. Казаков. – Л., 1986.

7. Недзвецкий В. Возврат к жизни // Литература в школе. 2001. № 2. 

Практическое занятие №12

Литература

1. Вертлиб Е. Русское от Загоскина до Шукшина. – СПб., 1992.

2. Горн В.Ф. Василий Шукшин. Штрихи к портрету. – М., 1993.

3. Варламов А. Шукшин. – М., 2015.

4. Карпова В.М. Талантливая жизнь. Василий Шукшин – прозаик. – М., 1986.

5. Козлова С.М. Поэтика рассказов В. Шукшина. – Барнаул, 1992.

6. Шукшин В. Вопросы к самому себе. – М., 1981.

 

Практическое занятие №13

Литература

 

1. Курбатов В. В. Распутин. Личность и творчество. – М., 1992.

2. Панкеев И.А. В.Распутин. По страницам произведений. – М., 1990.

3. Перевалова С.В. Автор и герои в прозе В.Г. Распутина 1990-2000-х годов // Русская словесность. 2006. № 8.

4. Семенова С.Г. Валентин Распутин. – М., 1987.

5. Дырдин А.А. В. Распутин: Национально-художественный стиль мышления // Литература в школе. 2007. № 11.

6. Костылева И.А. Метафизика и реальность в рассказах В.Распутина // Художественный текст и культура. Материалы шестой международной научной конференции. – Владимир, 2006.

Практическое занятие №14

«Новый реализм» в русской литературе 21 века. Рассказы З. Прилепина

1. Основные мотивы рассказа З. Прилепина «Жилка».

2. Образ главного героя в рассказе. Принципы психологической характеристики героя. Роль повествования от первого лица.

3. Герой и мир в рассказе. Враждебны ли они друг другу?

4. Почему уходит любовь из жизни главного героя?

5. Роль детали в рассказе. Смысл названия.

6. Особенности стиля рассказа. В чем проявляется принадлежность рассказа к «новому реализму»? Можно ли считать этот реализм принципиально новым?

7. Рассказ «Бабушка, осы, арбуз». Особенности сюжета, система образов, их краткие характеристики. Черты «старого» и «нового» реализма в рассказе.

 

Литература

1.См.: Сенчин Р. Питомцы стабильности или будущие бунтари? Дебютанты нулевых годов // Дружба народов. 2010. №1; Пустовая В. Пораженцы и преображенцы. О двух актуальных взглядах на реализм // Октябрь. 2010. № ; Беляков С. Новые белинские и гоголи на час // Вопросы литературы. 2007. № ; Ермолин Е. Случай нового реализма // Континент. 2006. № 128 и др.

2. Шаргунов С. Отрицание траура // Новый мир. 2001. №12.

3. Шаргунов С. Стратегически мы победили // Континент. 2005. №125.

4.Рудалев А. Второе дыхание «нового реализма» // http:// www.glfr.ru

5. Ермолин Е. Молодой «Континент». 2005. № 125.

6 http://www. zaharprilepin. ru - официальный сайт писателя Захара Прилепина.

7. Кокшенева К. Драйв и счастье Захара // http: glfr.ru/biblioteka/kapitolina-koksheneva.

 

Темы практических занятий

1. Жанр рассказа в творчестве И.А. Бунина. Поэтика бунинского рассказа.

2. Новелла в творчестве А. Куприна и ее многоликий характер. Основные темы, образы, стиль.

3. Пути обновления жанра рассказа в литературе неореализма. Замятин-новеллист. Синтез реализма и модернизма в структуре его произведений.

4.  «Записки юного врача» М. Булгакова и особенности его сатиры.

5. М. Зощенко – мастер короткого юмористического рассказа. Приемы комического. Комический сказ в творчестве М. Зощенко. («Аристократка», «История болезни», «Нервные люди», «Баня», «Кризис»)

6. Малый эпический жанр в творчестве А. Платонова. Рассказ «Возвращение»: проблемы, герои, поэтика.

7.  «Судьба человека» М. Шолохова как «малая эпопея».

8. Новеллистика в литературе русского зарубежья. Рассказ И.С. Шмелева «Про одну старуху» в контексте его творчества.

9. Импрессионизм в новеллистике Б. Зайцева. Модернистский характер его произведений (рассказ «Авдотья-смерть)

10. Рассказ в творчестве В. Набокова как сложный синтез чеховской традиции и модернизма («Звонок», «Облако, озеро, башня», «Письмо в Россию», «Сказка»)

11. Феномен лирико-философской прозы Ю. Казакова («Свечечка», «Во сне ты горько плакал», «Трали-вали»)

12. Герой и мир в новеллистике В. Шукшина. Образ чудика. («Чудик», «Срезал», «Алеша Бесконвойный», «Осенью»).

13. Философские и социальные проблемы в рассказах В. Распутина.

14.  «Новый реализм» в русской литературе 21 века. Рассказы З. Прилепина.

 

Практическое занятие №1


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь