Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


М. Зощенко – мастер короткого юмористического рассказа. Приемы комического. Комический сказ в творчестве М. Зощенко. («Аристократка», «История болезни», «Нервные люди», «Баня», «Кризис»)



  1. М. Зощенко о причинах обращения к жанру рассказа, о теме мещанства как основной, об особенностях своего стиля.
  2. Особенности структуры короткого рассказа М. Зощенко. Специфика сюжета и композиции. Роль диалога. Динамизм сюжета. Характер финала. Дидактизм зощенковского рассказа. Образ наивного рассказчика и его роль в рассказе.
  3. Юмор в рассказах М. Зощенко и приемы его создания. Приемы комического с точки зрения В.Я. Проппа.
  4. Комический сказ в рассказах М. Зощенко.

Литература

 

  1. Воспоминания о Михаиле Зощенко. – СПб., 1995.
  2. Литературное обозрение. 1995. № 1 (юбилейный номер).
  3. Лицо и маска Михаила Зощенко // Составитель Ю.В. Томашевский. – М., 1994.
  4. Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии. Кн. 1 – СПб., 1997.
  5. Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии. Кн. 2. – СПб., 2002.
  6. Рубен Б. Зощенко. – М., 2005.
  7. Старков А.Н. Михаил Зощенко. Судьба художника. – М., 1990.
  8. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. – СПб.,1997.

 

Практическое занятие № 6

Малый эпический жанр в творчестве А. Платонова. Рассказ «Возвращение»: проблемы, герои, поэтика.

 

1. Характер и роль экспозиции в рассказе. Какое значение имеет образ Маши? Особенности портретной характеристики Иванова и Маши.

2. Эпизод встречи Иванова с детьми и с Любой. Какие чувства испытывает каждый из них?

3. Образ Петрушки: портрет, речь, поведение, отношение к родным. Проанализируйте сцену обеда.

4. Образ Любы, приемы его создания. Какое значение имеет ее исповедь?

5. Образ Иванова. Сложность психологического рисунка его характера. 

6. Смысл названия рассказа. О каком возвращении идет речь? В чем заключается необычность воплощения военной темы в этом произведении? Почему этот рассказ был назван клеветническим?

7. Рассмотрите черты платоновского стиля, позволяющего совместить обыденное и экзистенциальное, приведите примеры нетипичного словоупотребления.

Литература

  1. Васильев В. Андрей Платонов. – М., 1990.
  2. Малыгина Н.М. Диалог героев А. Платонова и Ф. Достоевского // Литература в школе. 1998. № 7.
  3. Платонов Андрей. Воспоминания современников. Материалы к биографии. – М., 1994.
  4. «Страна философов» Андрея Платонова. – М.; 2000. Вып. 4, юбилейный.
  5. Варламов А. Андрей Платонов. – М., 2006.

 

Практическое занятие №7

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» как «малая эпопея»

 

  1. Особенности сюжета и композиции рассказа. Роль и характер пейзажа в начале рассказа.
  2. Образ главного героя рассказа А. Соколова. Приемы создания образа. Роль портретной характеристики. Речь героя и ее своеобразие.
  3.  Проанализируйте основные эпизоды рассказа (прощание с женой, сцена в церкви, похороны сына, встреча с Ванюшкой). Характер и роль кульминации рассказа (эпизод с Мюллером). Найдите речевые средства, противопоставляющие персонажей.
  4. Смысл финала рассказа и его названия.

Литература

 

  1. Осипов В. Шолохов. – М., 2005.
  2. Семенова С. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. – М., 2001.
  3. Шолохов и русское зарубежье. Сборник. – М., 2003.

4. Ларин Б.А. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (Опыт анализа формы) // Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. - Л.,1974.

 

Практическое занятие № 8.   

Новеллистика в литературе русского зарубежья. Рассказ И.С. Шмелева «Про одну старуху» в контексте его творчества.

1. Ранние рассказы И. С. Шмелева. Владимирский период творчества. Рассказы «К солнцу», «Вахмистр».

2. Рассказ «Про одну старуху». Историко-биографический контекст. Отношение автора к историческим событиям.

3. Роль рассказчика. Особенности сказа. Причины обращения к сказу.

4. Сюжет и основные этапы его развития. Характер кульминации.

5. Образ главной героини. Приемы создания образа (портрет, речь, поведение, авторская характеристика).

6. Другие персонажи рассказа. Образ сына, его роль в воплощении авторского замысла.

7. Детали-символы в рассказе, их функция.

8. Смысл финала.

9. И.А. Ильин о символике названия рассказа «Про одну старуху».

Литература

1. Ильин И.А. Православная Русь // Ильин И.А. Одинокий художник. – М., 1993.

2. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин Ремизов. Шмелев. – М., 1991.

3. Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. – СПб., 2003.

4. Осьминина Е.А. Проблемы творческой эволюции И.С. Шмелева. – М., 1994.

5. Сорокина О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. – М., 2000.

6. Костылева И.А. Поэтика малой формы в творчестве И.С. Шмелева // Художественный текст и культура. Материалы международной научной конференции 2-4 октября 2003 года. – Владимир, 2004.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь