Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА III СОЗДАНИЕ ОБРАЗА В СТИЛЕ ШАКИРА
3.1. Образное содержание прически Одной из важнейших характеристик формы прически (может быть в конечном счете самой важной) является присущее этой форме образное содержание (образность формы). Действительно, даже непричесанный (лохматый, нестриженый, небритый и т. д.) человек несет некий образ ("дикарь", "хиппи", "колдунья" и т. п.), прическа же определенной формы, созданная средствами парикмахерской техники (с учетом формы одежды, времени и места использования и т. д.), в еще большей степени служит обозначению того или иного художественного образа. Правда, в большинстве случаев это выражается не столь прямолинейно, как в прическе дикаря. Часто художественный образ, выявлению которого служит форма прически, сам по себе совсем непрост, да и сама форма вызывает у зрителя различные эмоции, как правило, не напрямую, а по ассоциации, аналогии или контрасту, т. е. косвенно, опосредованно, поэтому все богатство художественно-смысловых, социально-психологических и эстетических оттенков образа, которое может обозначить та или иная форма прически, очень трудно выразить словами, тем не менее при восприятии формы прически мы все это улавливаем довольно точно. Чтобы познакомиться со способами выражения образного содержания непосредственно в форме прически, сделаем небольшой экскурс в историю прически и рассмотрим, как с развитием классовых отношений, с изменением культуры и быта общества менялись средства художественного выражения, характер и формы причесок, и проследим, как изменялась в связи с этим техника работы парикмахера. Иногда бывает достаточно одного взгляда на изображение исторической прически, чтобы профессионал с большой точностью определил время ее создания, социальное положение ее обладателя, его национальность и т. п. И это неудивительно, ибо парикмахер, работавший над прической, преследовал четкую цель - посредством ее формы придать привлекательность образу своего клиента, отражая эстетические воззрения, присущие социальной группе, к которой относится клиент, характерные для данного исторического времени. При этом он использует приемы работы, свойственные только его времени. С. П. Школьников в своей книге "Прически, головные уборы и украшения для сцены" (Минск, 1975) пишет, что, например, в Древнем Египте, начиная с периода Нового царства, основным видом прически для мужчин и женщин господствующих классов был парик из волос, бараньей шерсти, луба, хлопчатобумажной и льняной окрашенной ткани. Щеголи-аристократы иногда надевали особый двойной парик. Фараон в повседневной жизни носил округлый парик, слепленный из множества косичек, пропитанных душистыми маслами, а в торжественных случаях надевал специальные головные уборы. У принцев были такие же парики, но сбоку шапочки или парика у них прикреплялась накладная плетеная коса, иногда собранная золотым кольцом в пучок. Слуги, прислуживающие в храмах, усадьбах и при дворе, ходили в париках из простых материалов. У женщин наиболее типичными можно назвать два парика: плоский сверху на темени и формообразующий по бокам головы, снизу с ровно подстриженной массой волос и полукруглый шлемоподобный парик со сплетенными косичками, подчеркивающий шарообразность головы и слоисто спускающийся на уши двумя треугольными языками. Из этих описаний мы узнаем, что по виду прически, материалу парика, из которого тот изготовлен, по некоторым характерным деталям можно легко определить социальное положение человека. Кроме того, мы знаем, что для египетского искусства характерны прямые, малоизогнутые линии, поэтому и прически отличались статичностью и геометричностью линий и объемов. У господствующих классов (в особенности у фараона) это должно было отражать величавость и монументальность образа, незыблемость веками существующего порядка (точно так же это отражалось и в архитектуре: вспомним пирамиды). Древнеегипетский парикмахер должен был уметь чисто и аккуратно заплетать косы и косички и, что, вероятно, было еще важнее, виртуозно владеть иглой, выполняя разнообразные парики, а также окрашивать их, так что, с современной точки зрения, древнеегипетский парикмахер больше похож на портного, и с коллегой из XX в. его роднит, пожалуй, только умение заплетать косички... Однако пойдем дальше. Древняя Греция. Эстетика греков основывалась на гармонии и равновесии, чувстве меры и естественности, сочетании чувственной непосредственности и разумной конструктивности, поэтому париков в Древней Греции мы не найдем. При помощи "каламиса" греки создают как бы естественно вьющиеся прически. Мужские прически отличаются большим разнообразием фасонов стрижек. Из женских причесок следует отметить как наиболее характерную модель "коримбос" (так называемый греческий узел): волосы расчесаны на прямой пробор и на затылке собраны в пучок или узел, отдельные пряди, возможно завитые, могут быть спущены вниз вдоль щек, уши полузакрыты. Древние греки в различных видах искусств создали множество совершеннейших образцов, ставших классическими. И в парикмахерском искусстве прическа "коримбос" представляет такой же классический образец; эта прическа, не претерпев никаких изменений, дошла до нашего времени и получила широкое распространение у европейских народов. Говоря о техническом мастерстве древнегреческих парикмахеров, заметим, что кроме умения плести косы и узлы они уже делали горячую завивку и стрижку, причем стрижку в том смысле, который вкладывают в это понятие сейчас, т. е. не просто подрезание, укорачивание волос, а стрижку формообразующую, как основу для получения прически путем последующей завивки. В Древнем Риме были изобретены первые, еще очень несовершенные щипцы для завивки и вошел в обиход холодный способ укладки волос (как пальцами, так и при помощи уже появившихся к тому времени бигуди). Римлянам был уже известен метод осветления волос с помощью щелочного мыла, а также способ создания сложных причесок с применением специального каркаса. В средние века одежда, прически строго регламентировались церковью, всякое желание женщины выгодно показать свою внешность объяснялось "кознями дьявола" и объявлялось греховным. Естественно, это не благоприятствовало развитию парикмахерского искусства. Наоборот, церковь предписывала женщинам закрывать волосы вуалями, чепцами и прочими головными уборами. Эпоха Возрождения характеризовалась возросшим интересом к человеческой личности. Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к античному наследию. Парикмахеры в этот период копировали античные образцы, и только позднее прически приобрели особые черты стиля, называемого ренессансом. С конца XVI до середины XVIII в. в искусстве процветает новый стиль барокко. Ему свойственны были грандиозность, пышность, безудержные гиперболы. Людовика XIV придворные льстецы называли "король-солнце". В это время символом мужественности становится лев - и мужчины щеголяют в огромных рыжих париках, имитирующих львиную гриву, прежде всего, конечно, Людовик XIV. Поскольку стиль барокко находит выражение в преувеличенных формах, появление в моде шиньонов и париков вполне естественно. Прически раннего рококо, сменившие во второй половине XVIII в. прически стиля барокко, стали значительно меньше. Помпезность и монументальность в прическе сменились прихотливостью и целостностью. Образ, выражению которого служила рокайльная женская прическа, должен был вызывать ощущение фривольной грации, некоторого легкомыслия (например, образ пастушки), поэтому вся голова по окружности обрамлялась легкими локонами (затылочно-теменная часть прически оставалась гладкой), два спускных локона небрежно падали на грудь и на спину. Во второй половине XVIII в. парикмахерское искусство достигает наивысшего расцвета. В это же время мы наблюдаем, пожалуй, уникальный случай в истории: прически строились сюжетно, т. е. прямо выражали (изображали) конкретный идейный замысел (корабль, борющийся с бурей, в прическах разбивались целые огороды с овощами и цветами, возводились башни, укреплялись колыбели с младенцами - словом, все, что приходило в голову, можно было воссоздать в прическе средствами парикмахерской техники с использованием различных предметов украшений, вплоть до чучел птиц. Простое перечисление названий рассказывает о многом: "голубиное гнездо", прическа "зодиак", т. е. "звериный круг", "сети любви" и т. п. Идеал мужчины в период господства стиля рококо - это чисто выбритый, подкрашенный, обильно напудренный, благоухающий парфюмерией франт, голову которого украшают накладные локоны и косица с бантом. Конечно же, задавал тон, подавая пример таким декорированным мужчинам, очередной французский король Людовик XV. Новое время порождает новые идеалы. Возникший в Англии второй половины XVIII в. романтизм придает мужчине совершенно новый облик. Волосы, как бы растрепанные ветром, ниспадают на лоб мыслителя, человека тонко и глубоко чувствующего. Все мужчины выглядели теперь благородными, духовно богатыми и опять-таки красивыми. Молодой Шиллер, например, человек, как мы знаем, болезненный и хрупкий, на портретах выглядит так, будто готов взвалить на свои плечи бремя всех мирских забот и печалей. После французской революции 1789 г. общественно-политические условия вызвали к жизни новые культурные течения. Опять появляются прически относительно простых греческих форм, правда, в несколько ином плане, чем в эпоху Возрождения. С этим явлением периодического возврата старых форм нам приходится постоянно встречаться. Например, стиль ампир возник с приходом к власти Наполеона Бонапарта, объявившего себя императором и мечтавшего о великолепии Римской империи. В это время всему, и прическам тоже, стал придаваться древнеримский отпечаток. Отличительной особенностью этого стиля была исключительно сложная техника выполнения различных локонов - спиральных, круглых, плоских и т. д. Нужно отметить, что временные циклы мод начинают сокращаться. В годы бурных революционных потрясений во Франции моды на те или иные прически мелькают, как в калейдоскопе, и отражают часто не столько эстетические, сколько политические идеалы. Нередко они возникают как отклик на повседневные события. К власти постепенно приходит новый класс - буржуазия. Наиболее полно буржуазные вкусы выражают прически стиля "бидермейер", характерные далеко выступающими пышными боковыми локонами, стоячими петлями и косами. В мужской прическе и одежде XIX в. не дал ярких декоративных форм. Девиз капитализма "время-деньги" нашел своеобразное отражение во внешности мужчины конца XIX в.: короткая стрижка, темный лаконичный костюм, небольшой с небольшим узлом галстук. Лишь некоторые любимцы общества (актеры, художники) позволяли себе в одежде и прическе несколько отклоняться от принятого стереотипа. Женские же прически сохраняют пышную декоративность и оказываются одним из наиболее сменяемых элементов модного убранства. Смена мод XIX - начала XX в. полностью обусловлена новым историческим этапом. Формально костюм перестает быть сословной привилегией, но тем не менее одежда и прическа очень четко подчеркивают материальное неравенство классов и различных социальных прослоек. Новые отношения складываются в обществе, отражают появление различных модных течений. Например, о стремлениях романтической молодежи Г. В. Плеханов говорил, что фантастические костюмы, как и длинные волосы, служили для них средством противопоставить себя ненавистным буржуа, что бледность лица также была как бы протестом против буржуазной сытости, т. е. на стараниях людей придать себе ту или иную внешность всегда отражаются общественные отношения данной эпохи. Частая сменяемость причесок и костюмов диктуется и самим характером текстильной и художественной промышленности, развитие и само существование которых целиком зависит от спроса населения. Если раньше мода на прическу удерживалась 30-40 лет, то в XX в. модные циклы значительно сокращаются. Наряду с помпезными куафюрами, украшенными драгоценностями и страусиными перьями, были и простые модели, напоминающие прически сегодняшнего дня, что можно видеть в книге И. А. Андреева, изданной в 1910 г. Мода становится достоянием масс. В период кризиса буржуазной культуры появляются такие демократические направления в искусстве, как кубизм (преимущественно в живописи) и позднее конструктивизм (в архитектуре, оформительском и театрально-декоративном искусстве, в плакате и искусстве книги, художественном конструировании, а также в литературе). И со страниц журналов того времени, и с кинолент немых фильмов на нас смотрит совершенно новое женское лицо, обрамленное геометрически смоделированной короткой стрижкой-прической, прекрасно гармонирующей с кубистскими рисунками тканей и модным простым кроем платья-рубашки. Не только платья, но и танцы того времени полностью отвергали прически прошедших лет. В прическе главенствует линия - четкие линии окантовки, конструктивные линии прилегающих к голове волн, резкие линии вошедших в моду челок. Модный цвет волос - темный, призванный в контрасте с лицом подчеркивать резкие границы причесок. Далее мода делает поворот. Как это часто бывает в других областях, какое-либо изобретение, случается, несколько десятилетий ждет своего промышленного внедрения, и в нашем деле разработанный Карлом Несслером в Германии еще в 1906 г. метод термической завивки (перманент) начинает использоваться только в 30-е годы и сразу же захватывает весь мир. После скромных, прямо-таки спартанских причесок завивка перманент позволяла получить целую охапку кудрей и локонов, да еще за один прием и сразу на шесть месяцев! Мода вернула женщинам мягкость, естественную волнистость линий и яркую цветность тканей. Распространились также жидкости, осветляющие волосы, и тогда после периода модной темной гладкой головки "а ля гарсон" воцарилась мода пушистых белокурых волос. Сначала волосы, хотя и старательно завитые, были еще короткими, с течением времени они стали более длинными и более пушистыми. Пряди исчезли со щек, их начали откидывать назад. Говоря о 40-х годах, отметим, что как во время первой, так и во время второй мировой войны в женской моде усиливалось влияние форм мужской одежды. В прическах самым модным было зачесывание всех волос вверх и закручивание их в волны надо лбом. Эта прическа стала появляться еще в 1938 г. и продержалась вплоть до 1946 г. Длинные волосы укладывались и в другой тип прически, когда волосы ниспадали до плеч. Локоны надо лбом чаще всего укладывались в длинные трубочки. Украшениями служили искусственные цветы или бархотка: Распространились также сетки. Сеткой прикрывали все свисающие сзади волосы, оставляя открытыми локоны, уложенные надо лбом. После второй мировой войны бурному развитию промышленности соответствовали быстрые ритмы современных танцев. Негритянские буги-вуги, самба, не говоря уже о рок-н-ролле, были выражением темпа и ритма. Они гармонировали с удобным, легким костюмом, определенные элементы которого утверждались именно благодаря воздействию современного танца. Что касается женских причесок, то после прекращения геометризации силуэта женской одежды и возвращения в 1947 г. к естественности прически стали скромнее. Силуэт прически постепенно уменьшался. В 1949 г. появились совсем короткие волосы, немного выстриженные по бокам наподобие непослушных мальчишеских вихров, а также прическа "маленькая мама", когда волосы зачесывались от макушки вперед, в направлении их естественного роста. Прически приобрели наименьшие размеры. Затем мода на удлинившиеся гладкие волосы и зачесывание их кверху привела к появлению в 1954-1956 гг. новой прически, названной "конский хвост". Параллельно с этим полудлинные волосы (завитые перманентом) на протяжении всех этих лет накручивали на бигуди, формируя "венчик", обрамляющий голову. С 1958 г. вновь возникла тенденция к увеличению прически. Волосы, поднятые кверху и опущенные с боков, имели среднюю точку надо лбом, рассыпаясь вокруг головы. Такая прическа называлась "хризантема". Дальнейшим развитием "хризантемы" были прически из тупированных волос. Говоря о дальнейшей эволюции причесок, отметим, что сейчас эталон красоты понимается не только как соотношение (соразмерность) форм, но и как выражение модного характера. Смене мод подвергаются не только одежда, но и бытовые танцы, массовые песни, обстановка жилища, манера поведения, лексикон, увлечения. (Это четко прослеживает В. А. Крючкова в работе "Люди как форма потребления"*.) Например, модная девушка 60-х годов преподносит себя как яркое ослепительное зрелище. Она красит губы так, что размер их увеличивается чуть ли не вдвое, подводит глаза, придавая взгляду таинственность и демонизм, покрывает все лицо интенсивным гримом. Контрастные сопоставления объемов (облегченный лиф и широкая юбка) при насыщенном цвете делают ее внешность броской. Кроме того, вся ее фигура достаточно статична: статичны плотно прилегающий лиф и юбка, насаженная на нижнюю жесткую юбку, статична прическа из взбитых и покрытых лаком волос, малоподвижно лицо, скрытое под слоем грима, и даже сама походка лишена стремительности: высокий каблук заставляет фиксировать устойчивое положение ноги. Позднее, ближе к 70-м годам, появилась мода на инженю с полудетской прической "гаврош" и "паж" , с круглым отложным воротничком. Макияж стал более спокойным (многие вообще отказались от него) - появились легкие, пастельные тона (они же преобладали в одежде). Ткани стали более мягкими, силуэт одежды приблизился к фигуре. Однако по контрасту с этой внешностью манера поведения стала более развязной. Появились два новых танца, отвечающих духу времени, - твист и шейк, абсолютно произвольные, состоящие из капризно меняющихся гротескных поз, в которых окончательно утверждался образ новой моды - характер неожиданный и странный, с внезапной сменой порывов и настроений. Мода с середины 60-х и в 70-х годах была модой на молодость во всех ее проявлениях. Длина волос и юбок, песни и танцы, модели одежды и причесок - все это прямо или косвенно несло печать молодости. Даже вычурные вечерние прически были олицетворением все тех же "молодежных тенденций": девушке хотелось быть обладательницей "самой красивой", "наикрасивейшей" прически, чтобы все вокруг на сотню метров видели, какая она красивая, поэтому прическа превращалась в самостоятельную ценность. Со временем образ задиристой, независимой девочки вышел из моды. С изменением модного образа меняется и весь строй моды: предметная среда, окружающая человека, внешнее оформление образа - одежда, прическа, грим, интересы. Новая мода ориентируется в основном на взрослую "интеллектуалку". Она требует от женщины спокойного размеренного шага и сдержанных манер, безукоризненно продуманного туалета, а также простой гладкой прически. У каждого возраста свои преимущества, есть они и у женщин, возраст которых называют элегантным. К этому времени женщина обычно имеет определенное, вполне сложившееся отношение ко всему окружающему миру. Одежду себе она подбирает не по последнему крику моды, а соответственно своему типу, комплекции и тому положению, которое она занимает в семье и обществе. Простота и практичность в сочетании с элегантностью являются наиболее типичными чертами характера, которые очень отчетливо проявляются в манере одеваться. О такой женщине можно сказать, что она нашла свой стиль. Французская пословица гласит: "Стиль - это сам человек". На формирование индивидуального стиля человека могут оказывать влияние литературные образы, произведения живописи, образы киногероев, понятия из мира музыки, в частности танцевальной, и т. п., которые в настоящее время, по существу, часто сами по себе порождают целые стилевые направления. Порой эти стилевые направления приобретают очень конкретные наименования: "тургеневская женщина", "колдунья", "диско", "сафари" и т. д., и характерные особенности (приметы) этих стилевых направлений проявляются в индивидуальных стилях различных людей. В своей работе парикмахер-модельер это непременно учитывает, причем в большинстве случаев при индивидуальном моделировании берет за основу. Например, с понятием "тургеневская женщина" связываются представления о высоких гражданственно-нравственных качествах, высоких морально-этических нормах. Эта женщина в высшей степени добродетельна, чиста в помыслах, скромна, поэтому ее прическа (чаще всего пучок, обрамленный тупированным валиком вверх) также должна отличаться скромностью, подчеркнутой аккуратностью, отсутствием вычурных декоративных элементов.[9] Во время действия каждой моды для выражения эстетического идеала использовались различные художественные средства, технические приемы, в своем чистом виде напрямую выражавшие определенные идеи. По мере старения моды все эти приемы остаются в техническом арсенале парикмахера и, используемые в разнообразных сочетаниях, дают возможность модельеру выражать в форме прически порой очень тонкие художественно-смысловые оттенки, что просто необходимо в настоящее время, особенно в работе с бытовыми моделями (индивидуальное моделирование). Модельер всегда должен знать (или ощущать), какая идея имеется в подтексте той или иной детали или технического приема, и каждый раз решать, насколько правомерно использование его в современной работе, насколько правомерно соединение в одной модели деталей, характеризующих различные модные направления. И здесь парикмахеру-модельеру могут помочь не только его специальные знания, технические навыки, но и художественное чутье. В развитии эстетического вкуса огромную роль играет искусство. Оно формирует и развивает человека всесторонне: развивает глаз, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор. Владение профессиональными знаниями и способность мыслить художественными образами позволяют парихмахеру-модельеру создавать новые формы, новые образы, т. е. искать новые пути в перспективном моделировании, и выбирать для выражения образности прически необходимые художественно-технические средства. Образ Шакиры Шакира стала мгновенной сенсацией после того, как выпустила в 2001 году свой дебютной англоязычный альбом. Безусловно, она является самой востребованной и известной колумбийской певицей. Девушка в своем творчестве сочетает множество стилей и направлений, и нельзя сказать точно, в каком жанре она работает. Это можно сказать и о стиле Шакиры. Ей хотят подражать многие девушки, особенно это касается прически певицы, пожалуй, такой сексуальной гривы нет ни одной известной персоны. Давайте же и мы попробуем создать этот великолепный образ. Шакира безумно талантлива, пластична, у нее великолепный голос и неповторимый естественный стиль. Для многих девушек она эталон природной красоты, а для мужчин колумбийская красавица действительно богиня. Потрясающие золотистые локоны певицы всегда вызывали зависть. Прическа как у Шакиры – это великолепная царская грива струящихся волос! Такой образ всегда был визитной карточкой Шакиры, который и должен быть присущ настоящей богине света.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы