Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Судьбы героев в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» -- это отражение современной поэту эпохи. Подобных произведений не знала русская литература. Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развитие в русском обществе: одиночество в нём каждого, кто так или иначе возвышается над средним уровнем. Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов. Две фигуры на протяжении всего действия полностью занимают поле читательского внимания: Онегин и Татьяна. Но есть ещё одно действующее лицо, без которого Пушкин не смог бы нарисовать полную картину происходящего. Это Ленский. Переплетение судеб этих героев составляет сюжет романа. Образ Онегина открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской литературе. Следом за Онегиным явились Печорин, Рудин. Эта вереница героев названа впоследствии «лишними людьми». И в то же время Пушкин разглядел недюженность своего героя: Неподражательная странность И резкий, охлаждённый ум. Это лестная характеристика, казалось бы, многое обещает. Но при первом же испытании Онегин пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком он явится «мячиком предрассуждений», рабом светской условности: И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! Так и случилось, что хотя и невольный, Онегин всё же убийца. И это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром Онегин признаётся в письме Татьяне: Ещё одно нас разлучило: Несчастной жертвой Ленский пал. Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и всё растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности: Зачем я пулей в грудь не ранен? Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!.. В восьмой главе романа перед нами предстаёт другой Онегин. Он повзрослел, стал богаче духовно, глубже, искреннее. И письмо к Татьяне тому подтверждение. Ленский в романе представляет собой антипод Онегина. Во-первых, ему восемнадцать лет (Онегину - двадцать шесть); во-вторых, он мечтателен и пока ещё искренен в проявлении своих чувств: Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри чёрные до плеч. Но Ленский всё же дитя своего времени, и кто знает, что было бы с ним через несколько лет жизни в Петербурге. Ведь Онегин тоже был когда-то восторженным. Любовь Ленского к сестре Татьяны Ольге искренна и романтична. Он ещё совсем неопытен в этих делах. Но Онегин понимает больше, поэтому его оценка Ольги довольно сурова. Вообще появление на страницах романа Ленского, и то, что он стал другом Евгения, - важный приём. С помощью Владимира, его открытого взгляда на жизнь, все образы романа становятся ярче и драматичнее. С образом Татьяны автор связал своё представление о народности. Даже имя героини - Татьяна - указывает на это. Так обычно называли дворовых девок, а не барышень. На всю деревенскую природу, на русскую весну, на русскую осень, зиму Пушкин смотрит широко открытыми глазами героини. Благодаря ей в романе появляются святочные гадания при луне, сказочные мотивы (сон). Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он?.. В романе Пушкин отождествляет Татьяну со своей музой. Действительно, столь сильный и, в то же время, покорный характер не мог не стать символом великого и русского. И новый портрет Татьяны в восьмой главе продиктован полным одобрением со стороны поэта. В самом деле, героиня в новом обличие прекрасна. Её манеры, одежда безупречны, следов былой Татьяны не найти. Но в её глазах «печальная дума», что означает, что жизнь её несчастна, несмотря на признание в высшем свете. В своём романе Пушкин вывел перед читателем типичные русские образы. И в этом состоит настоящее искусство художника слова - показать перед читателем не статичного героя, не застывший отпечаток жизни, а живое человеческое лицо. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы