Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 1 / 14 марта, в Соборе Московских святых, Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Дьячкова Александра Ивановна, родилась в 1893 году в селе Черноголовка Ивановской волости Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина. Окончила сельскую школу и жила вместе с родителями, помогая им по хозяйству. В 1914 года она поступила послушницей в Троице-Александровский монастырь в Клинском уезде Московской губернии неподалеку от села Акатово. Когда советская власть потребовала закрытия монастыря, сестры преобразовали его в сельскохозяйственную артель, которой по-прежнему руководила игумения. Но в 1927 году власть стала закрывать и все артели, где подвизались монахини. Монашеская трудовая община в селе Акатове была разогнана, а игумения арестована. Послушница Александра вернулась на родину в село Черноголовку и поселилась в родительском доме. Однако любовь к обители, где было положено начало спасению, была столь велика, что Александра вновь уехала в Акатово и поселилась в одной из деревень вблизи монастырских стен. С 1930 года надзор за монахинями, жившими вблизи закрытых обителей, усилился, ужесточились направленные против них репрессии, и Александра снова возвратилась в родительский дом. Сельская их церковь к этому времени лишилась пастыря, и Александра активно начала хлопотать о назначении к ним священника. В конце концов ей это удалось, и она взялась обустроить жизнь священника на новом месте. 21 мая 1931 года в числе других монашествующих была арестована и заключена в тюрьму в городе Ногинске. Были допрошены свидетели, один из которых показал, что «Дьячкова распространяет нелепые слухи о нашем колхозе, говоря, что у нас колхозники голодные, скот дохнет, молоко сдают, а дети умирают с голоду... Дьячкова активный организатор оформления религиозных праздников». Послушнице предъявили обвинение в агитации против колхозного строительства, в том, что "в 1930 году в момент перевыборов сельсоветов она говорила: "Все равно в колхоз никто из честных крестьян не пойдет, там собираются одни лодыри, которые не хотят работать, пусть коммунисты с ними работают". Вызванная на допрос послушница Александра сказала, что она действительно в течение многих лет подвизалась в монастыре и ушла из него только после того, как он был закрыт и в качестве сельскохозяйственной артели, а игумения была заключена в тюрьму. А что касается предъявленного ей обвинения, то «агитации против колхозов я не вела».
29 мая 1931 года тройкой ОГПУ приговорена к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена на строительство Беломорско-Балтийского канала. В 1934 году была освобождена и поселилась в родном селе. В том же году скончалась ее мать. Прожив около полутора месяцев дома, она уехала в Волоколамский район, где меньше была вероятность подвергнуться аресту как отбывшей лагерный срок и поселившейся вблизи Москвы. Александра Ивановна жила у своих знакомых в разных деревнях, занимаясь той или иной поденной работой. В октябре 1937 года устроилась работать сторожем и уборщицей в храм Рождества Богородицы в селе Шестаково Волоколамского района и поселилась в церковной сторожке. В той же сторожке жил и священник. Вскоре священника арестовали, и хотя храм не закрыли, но службу вести стало некому. 28 февраля 1938 года была арестована и заключена в тюрьму в Волоколамске. Из показаний свидетелей: "Дьячкова недовольна Советской властью... Ведет среди колхозников а/с и антиколхозную агитацию. Ходит по вечерам по домам колхозников и говорит им, что Советская власть незаконно арестовала местного хорошего и ни в чем не виновного священника, что в церквях нет службы, а между тем, когда организовывали колхозы, то власти обещали не закрывать храмы, обещали, что священники будут служить, а как организовали колхозы, то урожая не стало, и хлеба нет, а Советская власть стала снимать с церкви колокола, а все равно ничего нет: придешь в магазин и все пусто... ". Из обвинений: "В декабре 1937г., будучи в магазине Теряевского сельсовета в селе Шестаково, высказывала недовольство Советской властью и партией, в частности, относительно ареста попов... ". Из протокола допроса: – В декабре 1937 года, будучи в магазине Теряевского сельпо в селе Шестаково, вы высказывали недовольство советской властью и партией, в частности относительно ареста попов. Дайте показание по этому вопросу, – потребовал от Александры Ивановны следователь. – Да, действительно, в магазине я была, но контрреволюционных и антисоветских выступлений с моей стороны не было, за исключением того, что я говорила, что священника в нашей церкви еще нет, и то я это говорила, отвечая на вопросы колхозников. – Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной и антисоветской деятельности, которые достаточно уличают вас в этом. Следствие требует дать по этому вопросу правдивые показания. – Контрреволюционной и антисоветской деятельности я не вела, но колхозников я призывала, чтобы они посещали церковь и молились Богу. 4 марта 1938 года тройкой НКВД по Московской области приговорена к расстрелу, после чего она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. 14 марта 1938 года была расстреляна и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 18 августа 2004 года для общецерковного почитания. Использованные материалы
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ДАРИЯ (ЗАЙЦЕВА) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы