Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дни памяти: 1 / 14 марта, Собор Новомучеников и исповедников Российских.



Священномученик Василий (Константинов-Гришин), родился 23 декабря 1874 (это было бы 5 января 1875) года в селе Выползово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкого района Чувашии) в семье крестьянина Матвея Гришина.

Священномученик Василий (Константинов-Гришин)

С 1908 года Василий служил псаломщиком в селе Чаадаевка Ардатовского уезда Симбирской губернии, в 1911 году был перемещен в село Мариополь Карсунского уезда, в 1916 году – в село Сыреси Алатырского уезда. Духовное образование Василий получил окончив пастырские курсы. В 1919 году был рукоположен в сан диакона, а в 1923 – в сан священника. В 1926 году отец Василий был лишен избирательных прав как служитель культа. К 1933 году служил отец Василий в родном селе Выползово.

2 января 1933 года председатель Антипинского сельсовета выступил в качестве свидетеля и показал следующее: «В Антипинском сельсовете существует кулацкая группировка, ставящая целью развал

колхозов изнутри во всех селениях Антипинского сельсовета и занимающаяся активной антисоветской деятельностью. Во всех 3-х селениях имеются колхозы, но ввиду того, что кулаки пролезли и в колхоз, колхозы не растут, а наоборот есть тенденция к выходу из колхозов. Всей этой кулацкой группировкой руководит поп села Выползова Гришин Василий Матвеевич через близко к нему стоящих женщин». Нашлись и другие лжесвидетели из односельчан, давшие следствию «правдивые показания».

16 января 1933 года священник Василий был арестован и заключен под стражу в тюрьму города Алатырь. В тот же день состоялся допрос, на котором священник отвечал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и по существу дела показываю: антисоветской агитацией я не занимался и ни с кем ни в какие разговоры не вдавался, а наоборот как церковник всегда держался аполитично. Кулацкой группировкой я не руководил. Больше показать не имею, показания мои с моих слов записаны верно и мне прочитаны, об окончании следствия мне объявлено, в чем и расписуюсь».

31 января тюремный врач после осмотра составил медсправку на заключенного священника где отметил: «Слабость сердечной мышцы, склероз сосудов, незначительный отек ног, хронический ревматизм. Заключение: инвалидность 3 группы с утратой трудоспособности. Пешком следовать на большое расстояние не может (на небольшое – 5 км может)».

Было предъявлено обвинительное заключение по статьям 58-10 и 58-11 УК, составленное на основании показаний лжесвидетелей. В нем говорилось: «Начиная с 1930 года в районе Антипинского сельсовета Порецкого района ЧАССР существовала организованная кулацкая группировка, ставящая своей целью развал колхозов изнутри в селениях дер. Антипинка, Бредовка и Выползово Антипинского сельсовета и срыва проводимых правительством хозяйственно-политических кампаний на селе, в особенности: хлебозаготовок, заготовок технических культур и мобилизации средств.

Гришин Василий Матвеевич, поп, являясь руководителем этой кулацкой группировки, через близко стоящих к нему женщин Агафонову Пелагею, Гришину Любовь и др. распространял а/с агитацию. Все члены группировки часто собирались у снохи попа Гришиной Любови и последняя, получая известные задания от попа Гришина Василия, агитировала среди населения против проводимых мероприятий. Кроме того, сам Гришин Василий проводил открытую а/с агитацию, говоря: «Скоро власть перевернется. Советской власти не будет. Поэтому в колхоз не надо вступать».

Поп Гришин Василий, будучи в доме у члена этой группы Агафоновой Татьяны говорил: «Все государства обрушились против коммунистов. Скоро советскую власть сшибут. Тогда коммунисты все разбегутся и не будет колхозов».

После допроса поп Гришин, приходя в арпомещение среди арестованных начал агитировать следующими словами: «Сейчас что бы ни творилось в СССР, истина возьмет свое. Так пишет Евангелие. Тиранство это ненадолго. Какой меркой они нас мерят, такой и им отмерится Святой церковью никогда непоколебимой».

В мае месяце 1932 года поп Гришин около кузницы в присутствии гражданина Козлова Петра и других говорил: «Колхоз есть барщина. В колхозе у крестьянина отнимают волю и собственность. Но это еще ладно. Но плохо то, что работай день и ночь, а больше куска хлеба не получишь».

Один колхозник-коммунист показал: «…в силу этих лиц ведущие антиколхозную агитацию граждане с. Выползово и боятся идти в колхоз указанных лиц я прошу органы О.Г.П.У. удалить из пределов нашей Республики и тогда граждане все как один войдут в колхоз».

25 марта того же года следственное дело «за недостаточностью данных для привлечения к ответсвенности» было прекращено и отец Василий и другие арестованные по данному делу были освобождены.

Священник Василий продолжил служение у престола Господня. Некоторое время священник служил в селе Напольном Порецкого района. Новая волна репрессий застала отца Василия в селе Кудеиха того же района. 22 октября 1937 года отец Василий был подвергнут обыску и аресту.

На допросе состоявшемся 22 октября 1937 года священник показал:

Вопрос - Вы состояли в контрреволюционной организации и занимались распространением контрреволюционной агитации среди населения, направленной против существующего советского строя. Следствие предлагает Вам рассказать, конкретно кто состоял в Вашей контрреволюционной организации, назовите их фамилии и имена и расскажите об ихних связях и агитации?

Ответ - В контрреволюционной организации я ни в какой не состоял и не состою, не знаю и понятия не имею что за организация, антисоветской агитацией не занимался и не занимаюсь и говорить мне не о чем.

- Следствие Вам напоминает, что Вы имели тесную связь с кулаками Гамаюновым Василием Ивановичем, Агафоновым Иваном Семеновичем, священниками: Храмцовым, Воскресенским, Покровским, Вели совместно антисоветскую агитацию, скажите признаете ли Вы это?

- Не признаю и признать не могу.

- Вы говорите, что не занимались антисоветской агитацией тогда как следствием установлено, что Вы 27/XII-1933 года в доме церковного старосты распространяли антисоветскую агитацию против соввласти, признаете ли Вы это?

- В дому церковного старосты я совершенно не был и агитации против соввласти никогда не вел.

- Также следствию известно, что Вы служа в церкви перед народом говорили проповедь про князей Бориса и Глеба, выставляли их за истинных защитников народа и добавили, «мы должны их помнить и стоять за религию, а не за безбожников» За что Вас хвалили верующие, скажите, признаете ли Вы это?

- Проповедь в церкви про Бориса и Глеба я никогда не говорил.

- Вы служа в Напольновской церкви и когда Вас Ардатовский РИК обложил налогом в 1000 рублей, Вы объявили верующим, а когда верующие Вам собрали указанную сумму то Вы присвоили себе и уехали, признаете ли Вы это?

- В Напольном я служил 22 дня, меня действительно Ардатовский Рик облагал подоходным налогом, точно на какую цифру не помню, на девятьсот с чем-то рублей, денег у верующих для уплаты налога не брал и не просил, а уплатил свои, после уплаты налога я сразу заявил в сельсовет что служить не буду и ушел, но не убег самовольно, потому такой вопрос признать не могу.

- Скажите следствию сколько раз и когда Вы бывали у Алатырского епископа и зачем к епископу ездили?

- У Алатырского епископа я был всего как я помню два раза всего. Первый раз у епископа я был в 1933 году ездил за получением благословения выйти из его епархии и поступить в другую Мордовской области. Второй раз у епископа я был в марте месяце 1937 года ездил за разрешением, чтобы снова поступить в Напольное.

- Будучи Вы у архиерея в городе Алатыре в 1933 году и по приезду в Порецкий район кулаку Гамаюнову Василию Ивановичу Вы говорили: «мне передал архиерей, что служи и помни, что гонения на церковь продлятся не более 2-3-х лет, народ скажет, так существовать нельзя, Россия вымирает от голода, колхозники скажут, довольно нас тиранить иностранные государства и те, хотят взяться за большевиков», признаете ли Вы это?

- Это я не признаю.

Обвинялся священник Василий Константинов-Гришин по одному следственному делу со священномучеником Димитрием (Воскресенским) и священником Михаилом Храмцовым. Этих священников связывали узы духовного родства и близость проживания давала возможность часто встречаться и поддерживать отношения.

30 декабря 1937 года тройкой НКВД ЧАССР все трое были приговорены к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отбывал срок наказания отец Василий в Алатырской ИТК до 1941 года, когда был этапирован по наряду ГУЛАГа. Находясь в заключении в Темниковском лагере в Мордовии, священник Василий Константинов-Гришин умер 14 марта 1943 года и был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.

Канонизирован на Юбилейном Архиерейском Соборе 13 / 16 августа 2000 года.

О дне сем.

Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Главы 26 и 27): 1В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала.

2Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину.

3Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он.

4Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная: 5Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах.

6Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих.

7Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника.

8И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша.

9Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде.

10Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде,- будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.

11Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих.

12Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.

13Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое.

14Мертвые не оживут; рефаимы[80] не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них.

15Ты умножил народ, Господи, умножил народ,- прославил Себя, распространил все пределы земли.

16Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его.

17Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи.

18Были беременны, мучились,- и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали.

19Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряни́те и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов.

20Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; 21ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.

Глава 27.

1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.

2 В тот день воспойте о нем - о возлюбленном винограднике: 3Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него.

4 Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.

5 Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною.

6 В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная.

7 Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?

8 Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.

9 И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.

10Ибо укрепленный город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок, и там он будет покоиться и объедать ветви его.

11Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его.

12Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; 13и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.

Тексты глав в целом изобилуют указаниями на события, ближайшие ко времени, как избавление евреев из ассирийского или иного плена. Однако же слова о наказании не одних ассирийцев и вавилонян, а «обитателей земли» за грехи их, противоречат этому. Да и указание на победу над «змеем» и «левиафаном» прямо указывает на последние времена мира, когда сатана будет ввергнут в «озеро огненное». Так что здесь есть и указание на события Нового Завета (слова о том, что плодами расцвета Израиля наполнится вся Вселенная, что может указывать на проповедь Евангелия, продолжающегося и доныне) и будущего века.

Паремии на Великой вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Главы 9 и 10): 1И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

8И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

12И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.

14И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; 15и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

16И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

17И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет[81]. Хам же был отец Ханаана.

19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.

20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.

22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; 27да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.

29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Глава 10.

1 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.

2Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас.

3Сыны Гомера: Аскеназ[82], Рифат и Фогарма.

4Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим.

5От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих.

6Сыны Хама: Хуш[83], Мицраим[84], Фут и Ханаан.

7Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан.

8Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; 9он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом].

10Царство его вначале составляли: Вавилон[85], Эрех[86], Аккад[87] и Халне в земле Сеннаар[88].

11Из сей земли вышел Ассур[89] и построил Ниневию[90], Реховоф-ир, Калах[91] 12и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий.

13От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, 14Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне[92], и Кафторим.

15От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, 16Иевусей, Аморрей, Гергесей, 17Евей, Аркей, Синей, 18Арвадей, Цемарей и Химафей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись, 19и были пределы Хананеев[93] от Сидона[94] к Герару[95] до Газы[96], отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши.

20Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их.

21Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова.

22Сыны Сима: Елам[97], Ассур, Арфаксад, Луд, Арам [и Каинан].

23Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш.

24Арфаксад родил [Каинана, Каинан родил] Салу, Сала родил Евера.

25У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его: Иоктан.

26Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа, Иераха, 27Гадорама, Узала, Диклу, 28Овала, Авимаила, Шеву, 29Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана.

30Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной.

31Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их.

32Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа.

Семья Ноя начинает осваиваться на земле, освобожденного от закоснелых грешников и…. один из сыновей Ноя согрешает, посмеявшись над отцом, опьяневшим от вина. Вероятнее всего, опьянение получилось случайно (ковчег остановился в горах, где атмосферное давление ниже, чем в низине и часто человек с низин, попав в высокогорье, пьянеет намного быстрее, чем это могло произойти в месте его проживания). Так или иначе, один из его сыновей, человек уже взрослый и имеющий своих детей, видя пьяного отца, начинает смеяться над ним, во всяком случае, рассказывает об увиденном братьям. Те накрыли отца, уснувшего нагим. Ной, проснувшись, проклинает сына и его потомства. Увы, осуждать мы с вами тоже любим и разглашать грехи ближних, смеясь над ними. Так, «не судите, и не будете судимы» говорится нам этим примером из Ветхого Завета. Далее приводится родословная потомков Ноя – то, как от его детей пошло все человечество. Сегодня генетики торжественно вещают, что нашли «первобытного Адама», но слова о том, что современное этому «Адаму» человечество оказалось на грани гибели, но благодаря ему, его племя выжило и дало жизнь новому человечеству – это напоминает, скорей, о Ное. чем об Адаме. Да и число генетических ветвей «Адама» тоже напоминает именно о Ное. В читаемой на богослужении паремии перечисление имен потомков Ноя, по понятным причинам, опущено, но читать их чрезвычайно интересно, что имена конкретных потомков совпадают с названиями стран и именами мифологических основателей городов или даже божеств (возможно, обожествленных предков), что делает несерьезными слова мирских ученых о том, что «легенда о потопе явилась фольклорным переложением сведений о реально произошедшем потопе, поразившем Ближний Восток». Впрочем, эти рассуждения наши о потопе – мелочь в сравнении с назиданием, которому может послужить текст Писания, так что ими можно пренебречь.

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Главы 12 и 13): 22Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.

24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.

25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.

26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.

27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.

28 На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти.

Глава 13.

1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло.

3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.

5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. 6Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.

8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.

9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.] 10От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость.

Начиная с этой службы, на литургиях Преждеосвященных Даров начинает возглашаться, помимо ектении об оглашенных (проходящих процедуру оглашения, то есть, обучения и подготовки перед крещением, которая в древности была обязательной и подчас длительной, длящейся по нескольку лет), ектения о готовящихся к крещению…

Четверг 15 марта.

На этот день приходится полиелейный праздник в честь Державной иконы Божией Матери. Об истории этой иконы речь пойдет ниже. Здесь стоит заметить, что этот праздник в наших храмах всегда отмечался особо, и если даже полиелей иной раз мог опускаться, то уж Литургия Преждеосвященных Даров служилась всегда, даже если праздник этот не выпадал на среду и пятницу. Теперь же все изменилось, и на этот день намечены просто… утреня часы и вечерня.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ДЕРЖАВНАЯ"

Марта

Икона Божией Матери "Державная". Москва.

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».
Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая Александровича. Жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой были два сновидения: первое 13-го (26) февраля и второе 26-го февраля (11 марта).13-го февраля во сне был голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся". Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь[98].

Святая преподобномученица, Великая княгиня Елисавета Феодоровна
Святитель Тихон

Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках - откуда и произошло название “Державная”.

Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной, и Она, Заступница усердная, изливает неоскудно от этого образа милость Свою всем страждущим  и с верою приходящим к Ней, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную небесную помощь. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители[99] в Замоскворечье, где ее торжественно встречала

настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон.

Часовня Державной иконы Божией Матери при Храме Христа Спасителя.

После революции, в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший “Державную” и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь[100] в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского (ныне факт наличия этой иконы в данном монастыре в прошлом отрицается, поскольку «в сохранившихся архивных записях монастыря сведений об иконе не обнаружено»).
В 1928 году, после закрытия храма, попала в Государственный исторический музей, оказавшись в запасниках. В 1988 году она была передана на выставку в Издательский Отдел Московской патриархии, где хранилась в храме преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где Она год простояла в алтаре после передачи ее Историческим музеем. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на голую древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала и икона нуждается в реставрации.
В 1995 г. возрождение взорванного 5 декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь