Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯТИТЕЛЬ СОФРОНИЙ ЕПИСКОП ВРАЧАНСКИЙ



Память 11 / 24 марта (Болг.) и в Соборе Болгарских святых

В миру Стойко Владиславов, родился в 1739 году в городе Котел (Казан), Болгария, в Османской империи, в православном семействе зажиточного торговца скотом. Учился в монастырской школе родного города по славянским и греческим церковным книгам.

Роботал портным, но проявлял склонность к духовным занятиям.

В 1762 году был выбран чорбаджиями города и принял рукоположение во священника. Стал учителем и книжником Котла.

Свт. Софроний Врачанский. Автопортрет.

В 1765 году встретился со святым Паисием Хилендарским, который показал ему свою «Историю славяноболгарскую», с которой Софроний снял первый список – «Софрониеву перепись». Софроний, став учеником Паисия, в 1770-1775 годах предпринял путешествие на Святую Гору Афон.

В 1792 году покинул Котел. Служил приходским настоятелем в городе Карнобат.

Свт. Софроний Врачанский

В 1794 году отбыл в монастырь в селе Арбанаси и 17 / 30 сентября того года был рукоположен во епископа во Враце (северо-запад нынешней Болгарии) под именем Софрония. Там развил широкую общественную деятельность и по некоторым сведениям инициировал отправку посольства в Москву от имени врачанцев. Поддерживал связи с фанариотами. Посещал находившийся в его епархии Седмипрестольный монастырь в Старой планине. Усердно проходил свое епископское служение.

В это время глава восстания кирджалиев, Осман Пасван-Оглу, утвердился независимым пашой в Видине[332], и Софроний очутился между двух огней. В его крае хозяйничали и кирджалии, и турецкие войска; епископу приходилось спасаться от тех и других. Вслед за волнениями во Враце с участием войск видинского паши Османа Пазвантоглу в 1797 году, покинул свой кафедральный город и скитался на Северо-западе Болгарии. Три года он провел пленником в Видине. Эта пора была важным временем его самоопределения как писателя.

Только в 1803 году получил возможность бежать и отбыл в Бухарест, где также служил клириком. По своему настоянию был освобожден от епископского сана, но продолжал подписываться как «Софроний Врачанский». В свой Бухарестский период Софроний посвятил себя книжной деятельности и составил свои лучшие творения.

С 1806 по 1812 год стал одним из виднейших представителей болгарского народа в отношениях с русским командованием в течении очередной Русско-Турецкой войны, призывая болгар содействовать русским.

В последние годы жизни удалился в монастырь на окраине Бухареста. Последний известный подписанный им документ датируется 2 / 15 августа 1813 года. В том же году Димитрий Попский написал о нем оду. К концу жизни он стал виднейшим представителем болгарской литературы своего времени.

Святитель Софроний скончался 22 или 23 сентября ( 5 и 6 октября) 1813 года.

31 декабря 1964 года Болгарская Православная Церковь причла его к лику святых.

Труды

  • Кириакодромион, сиречь Недельник (Рымник, 1806; Новый Сад, 1856; Бухарест, 1865) - сборник поучений и слов на все недели и праздники года, составленный по славянским и греческим источникам. Единственное напечатанное при жизни сочинение свт. Софрония, этот сборник положил начало новоболгарской печатной книге, использовав современную устную речь в печати. Был широко известен в народе под названием Софроние.
  • Записки (написаны в 1804; изд. Радовским в "Дунавском Лебеде" 1861 и в "Период. Списанiи на Българско-то Книжовно Дружество" того же года) — книга страданий болгарского народа за время жизни Софрония.
  • Недельное евангельское толкование (1805, Археологически музей, Шумен).
  • Воззвание к болгарскому народу.
  • Житие и страдания грешного Софрония:
    • http://www.slovo.bg/showwork.php3?AuID=167&WorkID=4641&Level=1 - полный текст
  • Исповедание трех вер - труд в основном посвящен опровержению ошибок мусульманства.
    • http://www.slovo.bg/showwork.php3?AuID=167&WorkID=11148&Level=1 - полный текст

Молитва

Тропарь

Щитом веры вооружився, / мечем словесе безбожныя агаряны посекая, / стадо твое упасл еси на земли. / В Небесней же обители вселився, / Христа моли даровати народу нашему / мир и велию милость.

Ин тропарь, глас 3

Бо́жиим изволе́нием архипа́стырь и учи́тель бы́л еси́/ утружде́нному ага́рянами наро́ду твоему́/ и неусы́пен о не́м к Бо́гу моли́твенник./ За ве́ру Христо́ву ревнова́вый, / мно́жество страда́ний терпе́л еси́,/ па́ству же твою́ от нече́стия охраня́л еси́,/ в благоче́стии и чистоте́ ве́ры наставля́л еси́,/ просвеща́я ю́ словесы́ и списа́ньми твои́ми,/ те́мже вопие́м ти́, святи́телю о́тче на́ш Софро́ние:/ Христу́ Бо́гу моли́ся/ дарова́ти наро́ду ми́р// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь