Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вторая ссылка и мученическая кончина



Из Усвят священник с супругой довольно часто ездили в Москву, останавливаясь у родственников. Бывая в Москве, иногда заходил в храм святых мучеников Адриана и Наталии, где настоятелем служил священник, знакомый ему по Волынской духовной семинарии, у него он по благословению Патриархии брал святое миро, чтобы совершать таинство крещения.

8 февраля 1936 года отец Василий также зашел в этот храм, где встретил диакона Михаила Толузакова, который был секретным сотрудником НКВД. Отец Василий немного побеседовал с ним и ушел, но уже на следующий день он и его супруга были арестованы и после первого же допроса заключены в Бутырскую тюрьму в Москве.

Какую цель вы преследовали, храня у себя антиминс? – спросил у священника следователь.

В случае закрытия всех храмов или невозможности совершать богослужение в храме, я имел в виду совершать богослужение у себя на квартире.

Совершали ли вы богослужения у себя на квартире и на квартирах верующих?

– Проживая в местечке Усвяты, я действительно совершал богослужения... у себя на квартире. В квартирах верующих я богослужений не совершал, причем обязанности певчей выполняла моя жена.

– Ваше отношение к советской власти и ее мероприятиям?

– Советскую власть я признаю и подчиняюсь ей, но, как христианин, очень сокрушаюсь, что при советской власти закрываются храмы и постепенно уничтожаются христианские святыни, ввиду общего оскудения веры.

– Чем вы занимались в настоящее время и на какие средства существовали до ареста?

– Я в настоящее время проживал без определенных занятий. Живя в местечке Усвяты Западной области[363] и посещая своих родных... по дороге совершал те или иные требы по просьбе местных граждан. Существовал я на средства, присылаемые мне родными, отчасти знакомыми, и на те материальные приношения, которые время от

времени доставляли мне мои бывшие прихожане.

– Что вы рассказывали о своей деятельности духовенству церкви Адриана и Наталии в Москве при беседе с ними в храме 8 февраля 1936 года?

– Изложенное в предыдущем ответе я рассказывал обратившимся ко мне с вопросами священнику и диакону, называя это свое дело апостольским делом.

– Говорили ли вы тогда, что имеете в разных местностях СССР многочисленных духовных детей, периодически навещаете их и совершаете в их домах тайные богослужения?

– О том, что я имею духовных детей в разных местах СССР, я не говорил, но говорил, что в Горьковском крае, в том селе, в котором я отбывал минус 12, я имел порядочное количество добрых знакомых, которые в свое время меня материально поддерживали с одной стороны как ссыльного, с другой стороны, как нештатного священника, часто совершавшего богослужения в их храме. Эти лица моими духовными детьми никогда не были.

– Следствию известно, что вы, находясь без определенных занятий, ездили и ходили к своим многочисленным почитателям и на их квартирах совершали тайные богослужения. Почему вы скрываете это от следствия?

– За истекшие два года я всего два раза ездил в Москву... в город Арзамас, в село Абрамово... в село Андосово Пильненского района... В предъявленном мне обвинении... виновным себя не признаю. Сторонником ИПЦ никогда не был, что удостоверяется официальными документами Московской Патриархии и другими, находящимися в руках следствия.

В те же дни была допрошена супруга отца Василия Мария, которая показала, что, действительно, ее муж совершал в их квартире богослужения, в которых она принимала участие в качестве псаломщицы; на богослужениях присутствовали духовные дети отца Василия, верующие из бывших его прихожан, а также крестьянки из деревень, отстоящих от их местечка на 15-20 верст (16,002 - 21,336 км.). Однако, участвуя с мужем и его духовными детьми в богослужениях, антисоветской агитации и разговоров против советской власти они не вели.

Затем были допрошены свидетели - священники храма святых мучеников Адриана и Наталии и диакон Михаил Толузаков, который закончил свои обширные показания словами, будто бы сказанными ему отцом Василием, что он служит там, "где совершенно нет священников, где закрыты православные храмы, где больше страждущих по православной вере... Я готов в любое время пострадать за веру православную, но, как пастырь, буду говорить правду народу о том, что советская власть поставила своей задачей уничтожение православия в России"[364].

25 марта следствие было закончено. Священник и его супруга были обвинены в том, что, будучи враждебно настроены против советской власти, систематически проводили антисоветскую агитацию, организовывали тайные моления и распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР.

16 апреля 1936 года Особое Совещание при НКВД приговорило их к пяти годам ссылки в Северный край[365],, и они были отправлены сначала в Архангельск, а затем в город Каргополь Архангельской области, где, предполагалось, они пробудут все время ссылки.

Скончался 24 марта 1937 года в городе Каргополе. Погребен в безвестной могиле.

Архиепископ Аверкий (Кедров) писал в 1937 году из Бирской ссылки: "Вчера получил письмо с известием о смерти Малахова Василия Яковлевича, бывшего сослуживца по Семинарии, а затем и у Престола Божия. Умер в Каргополе - было что-то подобное тифу."

Реабилитирован 7 мая 1992 года прокуратурой Витебской области на основании постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 6 июня 1991 года.

Причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских определением Священного Синода от 27 декабря 2005 года для общецерковного почитания.

Труды

  • Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии, опуб.: Богословский вестник, 1898, т. 2, № 6, 298-320 (http://www.bogoslov.ru/bv/text/165724/index.html) и т. 3, № 8, 113-140 (http://www.bogoslov.ru/bv/text/165810/index.html), переизд.: 2007.

Литература и архивные материалы

  • ЦИАМ, ф. 229, оп. 4, д. 2255, л. 1-14.
  • РГИА, ф. 796, оп. 441, д. 177, л. 22-26; ф. 802, оп. 10, 1911 г., д. 136, 1-6.
  • УКГБ Республики Беларусь по Витебской обл., д. 21759-П.
  • ГАРФ, ф. 10035, д. П-44893.
  • ИЦ УВД Архангельской обл., ф. 7, оп. 3, д. 562, д. 563.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI), М., 1994 [репр. изд. 1918], т. 1, 77.
  • Польский М. А., протопресв., Новые мученики Российские, М., 1994 [репр. изд. Джорданвилль, 1949-1957], ч. 2, 164-165.

Использованные материалы

  • "Василий Яковлевич Малахов," Православная энциклопедия, интернет-версия, публикация от 28 января 2011:
    • http://www.pravenc.ru/text/520429.html
  • Дамаскин (Орловский), игум., "Священноисповедник Василий (Малахов)" (Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март, Тверь, 2006, 128-143), официальный сайт Котовского благочиния Балтской епархии:
    • http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/mart/397-24-mart...t=0
  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке:
    • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHox...C**
  • Горидовец Владимир, свящ., "Жизнеописание священномученика Василия Малахова," Духовенство и приходы Полоцко-Витебской епархии:
    • http://www.witebsk.orthodoxy.ru/saint/vasilij.shtml
  • "Малахов Василий Яковлевич. Краткая биографическая справка," Богослов.ру:
    • http://www.bogoslov.ru/bv/text/41740/index.html

События дня.

Утреня.

Владыка Феогност в конце утрени.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где утреню совершал о.Евгений Кузнецов при пении обоих штатных хоров храма. При этом поставленный в центре архиерейский амвон показывал, что сегодня на службе должен быть правящий архиерей. Служба эта совершенно особая, очень торжественная, даже несмотря на то, что полиелей на ней не положен ( возможен только в случае престольного праздника). Начинается утреня, как обычно. После «Бог Господь….» поется тропарь праздника особым, очень красивым распевом, который в сам день праздника, на литургии, уже не будет звучать. Эта служба единственная в наших храмах, на которой совершается больше одной кафизмы. Если на великопостных службах три кафизмы читаются, то в прочих случаях на практике читается только одна, хоть в книгах могут быть записаны и две и три кафизмы (в отличие от великопостных служб, в этом случае они перемежаются с ектениями), даже если это вовсе и не великопостная служба. Заканчивается чтение первой кафизмы, диакон в малой ектении призывает всех к молитве, а затем начинается пение кондака акафиста «Взбранной Воеводе….». На амвон выходят иподиаконы с подсвечников и архиерейским жезлом, а затем в храме зажигается весь свет и в центр храма выходят правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством. В числе сослужащих присутствуют: о.Сергий Брижан, о.Алексий Ковалев из храма Новомучеников, о.Антоний Новицкий, о.Евгений Кузнецов, о.Алексий Смирнов и о.Димитрий Осипов. Перед началом чтения Владыка кадит весь храм и лишь потом начинается чтение. Когда-то акафист у нас полностью читался, так что хор лишь повторял последние слова икосов и кондаков: «Радуйся[366] Невесто неневестная» и «Аллилуиа». Теперь у нас уже несколько лет, как действует обычная для всей Церкви практика не чтения, а пения акафиста: на икосе священник прочитывает лишь первые слова, славословия, входящие в состав икоса же поет хор. Впрочем, на сей раз хор все «радуйся» пел только один раз – все остальное время их пело само духовенство. «Аллилуиа» также пело само духовенство. А за ними все это пели и многие верующие (желающим раздавались брошюрки с текстом акафиста). Итак, начинается чтение акафиста. После прочтения первой его части духовенство уходит в алтарь и начинается чтение второй кафизмы. После окончания ее чтения снова ектения - снова духовенство выходит в центр. Прочитывается вторая часть акафиста, а священство снова уходит в алтарь. Читается 50 псалом и канон праздника. Оставшиеся части акафиста читались после 3 и 6 песни канона.

Канон сперва читал чтец, но потом его начали читать о.Алексий Смирнов и о.Димитрий Осипов. По окончании чтения последней части акафиста Владыка обратился к верующим с проповедью. Сегодня мы с вами читали акафист Божией Матери. По уставу, в этой части службы полагается читать синаксарь с кратким изложением истории праздника. Поэтому я кратко расскажу о ней (Далее он кратко рассказывал об истории праздника, но выше приведен русский перевод текста синаксаря праздника, где история эта приведена более полно и подробно)… И в благодарность за милость Божию к ним и заступничество Божией Матери, был составлен первый акафист. Составил его преподобный Роман Сладкопевец. И поныне этот акафист поет вся Церковь. Многие прибегают к нему, молясь Божией Матери о заступничестве. И хоть наши города не осаждают враги, но наши души осаждают враги невидимые, которые воюют с нами, порабощают нас. Многих враги эти порабощают через всевозможные, как сейчас говорится, «гаджеты», мобильные устройства, от которых люди приобретают зависимость. Если же кто не зависит от этих устройств, то он зависит от чего-то другого: от пьянства, от наркотиков или от еще многого – всего не пречислить. Брань идет непрестанно, и стоит человеку расслабиться, и он становится рабом какой-то из страстей. Особенно много бед приносит пьянство, зависимые от которого приносят много неприятности своим семьям (далее Владыка говорил о том, как навещал некоего человека, который был хорошим работником, но при этом много пил, так что почти всегда, когда тот к нему приходил, пребывал в неадекватном состоянии). Очень бы хотелось встряхнуть этих людей, дабы вразумить, открыть им глаза. Н, увы, те же алкоголики не признают себя больными. Потому если скажешь человеку, что он алкоголик, то он обидится, дескать, какой же я алкоголик – я нормальный хороший человек. Все это является следствием духовной слепоты человека. Человек не видит своих пороков, а потому Благодать Божия не посещает его. Человеческие усилия бессильны преодолеть эту слепоту. Встряхнуть такого человека может лишь рука Божия. Однако не всегда человек на действие руки Божией реагирует адекватно. Часто бывает, что на человека находят скорби – Бог вразумляет его, но тот не реагирует. Здесь вспоминаются слова из книги пророка Исаии: «…Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем…..». Так Бог устами пророка обличает народ еврейский, упорствующий во зле своем. Всегда, разумеется, хочется, чтобы человек адекватно прореагировал на вразумление от Бога, как прогреагировал царь Езекия, которому Бог предрек, что он умрет. Тот горько плакал, каясь в грехах своих, а потому Бог велел пророку Исаии прийти к нему и сказать, что ради покаяния его Господь прибавляет к его жизни еще 15 лет. Можно вспомнить и слезную молитву царя Иоакима, когда ассирийский царь Сеннахерим пришел с огромным войском, осадив Иерусалим, послав своего военачальника Рабсака с ультиматумом о сдаче. Но царь возопил ко Господу, после чего войско ассирийское было истреблено невидимым мечом, а сам царь вскоре был убит собственными сыновьями во время жертвоприношения. В обоих случаях Бог отвел от них наказание. Но так бывает не всегда. И именно поэтому мы молимся о наших родных и знакомых, дабы Господь по молитвам Божией Матери обратил их на путь спасения. Также мы молимся о том, дабы и нам освободиться от рабства страстей. Матерь Божия претерпела страшные страдания, когда ее Сына предавали на мучения, издевались, пытали, били, заставлял нести Крест. Он сам по себе тяжел, но его еще сделали из лежащих на дне Силоамской купели сросшихся некогда стволов кедра и кипариса, а эти стволы, побывавшие в воде, были еще тяжелее. Это было частью издевательств. Потому Божия Матерь всегда сострадает нашим скорбям, и подражая любви Божией, всегда внимает нашим молитвам и ходатайствует о нас. Отсюда – многие славословия с воторженными эпитетами в ЕЕ адрес. Все они прочувствованы, связаны с жизнью, ведь она всегда молится о нас, многие по ЕЕ молитвам получали помощь… Итак. да прибегаем к ЕЕ помощи….

Закончив проповедь, он ушел в алтарь. Служба продолжилась. Далее она неоличалась от обычной. Стихиры в конце утрени были сокращены до всенго двух. После Великого славословия Владыка снова возглавлял службу. В начале пения славословия он, как обычно, благословлял народ дикирием и трикирием на три стороны. По окончании службы проповедей он не произносил.

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора.

Чтения литургии. Сначала – чтения 5 субботы поста и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.

3За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

6При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

8Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.

9Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

11Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

15И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

16Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, 17потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

18Почему и первый завет был утвержден не без крови.

19Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.

21Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

22Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Апостол объясняет своим соплеменникам суть Крестной жертвы Христа, принесенной ради нашего спасения. Это не значит, что уже вследствие принесенных Христом страданий мы автоматически очизены от греха. Нет, ибо мы согрешаем непрестанно. Однако, Христом нам дано средство очищение греха – покаяние и таинство исповеди, в которос грех прощается и очищается….

Евангелие (от Марка): 22Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой[367]. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков.

29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

32И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

33Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Господь спрашивает – за кого Его почитает народи они сами. На последний вопрос Петр отвечает за всех. Ответ Христа здесь опущен: «Блажен ты Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь тебе открыли это, но Отец Мой, который на небесах, и потому Я говорю тебе – ты Камень и на камне этом Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее…..». Благодать Божия открыла ему эту тайну. Однако служение Христа они все еще понимали так, как понимали все иудеи, считая Его лишь земным царем, который придет и построит вечное царство Израильское, данниками которого будут все окрестные нарда. Потому они не понимали, когда Господь говорил о своих будущих страданиях, при этом продолжая делить места в будущем правительстве, которое, как они считали, вскоре будет создано. Потому и здесь Петр отговаривает Христа, дескать, не надо такого желать. Но Господь именно ради этого и пришел, а потому и призывает отвергнуть свои плотские желания и земные пристрастия, а идти вслед за Ним. дабы земные пристрастия не отдалили их от Него, ведь им предстоит отправиться в мир с проповедью, а ведь не все встретят их с распростертыми объятиями. Потому полагающий высшей ценностью отношения с людьми и положение в обществе, отдалится от Бога, отступит, когда возникнут нестроения. Произойдет это и с апостолами, когда Христа схватят иудеи. Их вера была еще слаба и обретет силу, придав им мужество, только с Сошествием на них Духа Божия. Но да не будет этого с нами….. Наша вера тоже слаба, но мы имеем пред собой множество примеров твердости в вере и мужества, а значит, можем прибегать к помощи Божией, дабы Он укрепил нас, ибо нам не приходится рисковать жизнью ради веры, но приходится терпеть насмешки над верой нашей. Мы можем прибегать к помощи Божией, дабы нам не проявлять обычного нашего малодушия пред смеющимися над нашей верой, но твердо следовать за Христом.

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.

3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

8Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.

9Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

11Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

15И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

И снова отрывок из той же главы, говорящей о страданиях Христа. На сей раз нам приводится описание ветхозаветной скинии. Делается это потому что скиния эта считается прообразом Божией Матери, вместившей в себя Бога….

Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа,

приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

И снова нам предлагается традиционный для Богородичных праздников текст о Марфе и Марии. Речь идет о тех самых сестрах праведного Лазаря. Одна из них слушает проповедь Христа. Другая же занята заботой о столе и настолько увлечена этим, что, кажется, не слышит того, что Господь говорит. Зато она отлично видит, что ее сестра ей не помогает и укоряет Христа за то, что Он не препятствует ее сестре «бездельничать». Однако Господь ублажает именно Мария, поскольку она не просто слушает, как это часто бывает у нас, но внимает слову Христа, несомненно, чтобы воплощать их (иначе бы Господь, видящий состояние душ людей, не стал бы говорить такие слова, особенно делая акцент на том, что Мария «благую часть избрала, которая не отымется от нее»). Увы, часто можно услышать от людей мира сего, которые говорят о человеке молящемся или слушающем или читающем Слово Божие, что он «бездельничает». Нет слов, трудиться надо и труд способен принести большую пользу, притом человек, мотивами веры оправдывающий собственную лень, весьма тяжко согрешает. Но и труд труду рознь. Часто человек трудолюбивый поражен страсти многозаботливости, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), он носится от дела к делу, от заботы к заботе, пока не валится без сил глубокой ночью. В этой суете и беготне у него нет времени ни помолиться как следует, ни почитать что полезное, ни даже подумать о Боге или о своей посмертной участи. Сатана же, видя эти страсти человека, носит его туда и сюда, держа в настоящем рабстве у своих дел и забот. которые кажутся ему насущными и срочными. Но на деле 90% из них – пусты. Многие «срочные» дела вполне могут быть совершены и в другое время… И таким образом диавол отвлекает человека от мыслей о собственной душе, от молитве и прочего, что могло бы направить его пути к Богу. Так что, всему свое время – труду физическому и труду духовному, под которым следует понимать молитву и чтение духовной литературы, в первую очередь, Священного Писания. В Богородичные праздники этот текст

читается, так как считается, что Божия Матерь наиболее оптимально все это сочетала в своей жизни….

По окончании службы о.Димитрий говорил на тему нынешнего праздника. Сегодня мы отмечаем праздник, известный, как Похвала Пресвятой Богородицы. Вчера Владыка кратко рассказал об истории этого праздника… Казалось бы, отмечаемое событие произошло давно. Казалось бы, мы просто вспоминаем то, как Константинополь был спасен от нашествия врагов. Однако, они получили защиту, но этот праздник отмечаем и мы, находящиеся далеко от тех мест, и вся Церковь…Казалось бы, праздники в честь Пресвятой Богородицы просты тем, что о них легко рассказывать: можно рассказать о земной жизни Пресвятой Богородицы, можно сказать о том, почему мы называем ЕЕ Богородицей, почему мы называем ЕЕ Приснодевой. Можно порассуждать о том, почему ЕЕ мы называем Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Это просто, но одновременно и сложно, ведь в Евангелии о НЕЙ сказано очень мало. Большую часть того, что о НЕЙ мы знаем, мы знаем из Священного Предания. Но и здесь имеются сложности, поскольку она в своей жизни была руководима Духом Божиим больше, чем кто-то другой. Известно, что она претерпела страдания, когда мучили и распинали ЕЕ Сына. Иная мать бы в такой ситуации билась бы и изрыгала проклятия в адрес мучителей. Но Она была не такова. Она со смирением принимала все это, зная, что так надлежит быть, хоть ЕЕ сердце и обливалось кровью. И все, что ОНА видела и слышала, она слагала в сердце своем. взирая же на ЕЕ жизнь, мы задаемся вопросом – можем ли мы подражать жизни святых. В сущности, это невозможно, поскольку человек непрестанно согрешает. Мы не можем не грешить. Божия Матерь же в полноте стяжала Дух Господень, всегда стремясь угождать Богу. Потому ОНА и стала вместилищем Божества. И потому, как это бы ни звучало парадоксально, но взирая на примеры жизни святых, мы отвечаем на вопрос утвердительно, поскольку невозможное у человека, возможно у Бога. Благодать Божия восполняет то, что не может сделать человек… Одни, приходя на исповедь, называют больше грехов, другие – меньше. Одни при этом четко знают, как с тем или иным грехом бороться, другие – не очень четко. Однако во всех людях имеется стремление к добру. Это стремление и подобает возгревать в себе, побуждая себя к исправлении жизни…. Также мы обращаем внимание на то, что в наших храмах очень мало мужчин. Мы можем говорить о том, что в этом повинна советская власть, можем называть другие причины. Однако можно вспомнить то, что родители Пресвятой Богородицы воспитывали ЕЕ в вере, несмотря ни на что, да и сама Пресвятая Богородица жила очень далеко от храма Иерусалимского, однако старалась там бывать, да и ревностно исполнять обязанности по воспитания Сына (хоть и Бога) в вере и благочестии. Кто-то может сказать, дескать, это же Пресвятая Богородица! Ведь и условия сегодня другие! Условия, конечно, другие, но однако и нас Господь спросит за то, как мы воспитывали детей своих. Когда мы предстанем пред Богом, то скажем о том, как мы жили на земле. Однако Он нас спросит – почему мы не привели к Нему детей своих, почему они не веруют в Него…. Мы можем сказать, что у нас не было времени, что мы работали и т.д. Но это нас не спасет от суда. Далее о.Димитрий обратился ко всем матерям с призывом всегда молиться о своих заблудших детях, заботиться об их обращении к Богу….


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь