Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Молитва об императоре Траяне



В житии Григория Двоеслова встречается интересный факт, когда по молитве Святителя было даровано спасение от адских мук душе римского императора Траяна (53 г. – 117 г.), одного из жестоких, по закону, гонителей христиан, и в то же время – лучших по своей справедливости и заботе о бедных правителей Римской империи.

Вот как повествуется об этом в одном из ранних житий святого:

«Некоторые наши люди также рассказывают историю, поведанную римлянами, о том, как душа императора Трояна была освежена и даже крещена слезами св. Григория, историю дивную и для рассказчика и для слушателей. Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами. Однажды, пересекая Форум, великолепное творение, которое, как говорят, было воздвигнуто Траяном, он обнаружил, тщательно изучая его, что, будучи язычником, Траян все же сотворил дело столь великого милосердия, что оно казалось делом больше христианина, а не язычника. Ибо рассказывают, что когда он во главе армии поспешно выступал против врага, его разжалобили слова одной вдовы и император всего мира остановился. Она сказала: „Господин Траян, вот люди, которые убили моего сына и не хотят платить мне возмещение“. Он ответил: „Скажи мне об этом, когда я вернусь, и я заставлю их дать тебе возмещение“. Но она ответила: „Господин, если ты никогда не вернешься, мне не будет помощи“. Тогда, стоя во всем своем вооружении, он заставил ответчиков тотчас в его присутствии заплатить возмещение, которое они были должны. Когда Григорий узнал об этой истории, он познал, что это то, о чем читаем в Писании: „Защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда приидите, и рассудим, говорит Господь…“ (Ис. 1, 17,18). Поскольку Григорий не знал, что делать, чтобы утешить душу этого человека, который напомнил ему эти слова, он пошел в церковь св. Петра и проливал потоки слез, как было у него в обычае, пока, наконец, не получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны, видя, что он никогда не брался просить это ни за какого другого язычника»[417]

На примере данного случая из жития Григория Двоеслова, а также некоторых иных эпизодов из житий христиан первых веков идея о возможности избавления по молитвам святых душ умерших людей, проводивших праведный образ жизни, но не принявших по различным причинам крещение, от вечных мучений в аду становится частью святоотеческого учения[418].

Комментируя эпизод об изменении посмертной участи императора Траяна по молитве папы Григория, иеромонах Серафим (Роуз) пишет: «Поскольку Церковь не приносит общественных молитв за умерших неверующих, ясно, что это избавление от ада было плодом личной молитвы св. Григория. Хотя это и редкий случай, но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры»[419].

Источники жизнеописания

Источниками жизнеописания Григория Великого являются:

1. Сочинения самого святителя, в частности «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души»[420], «40 Бесед на Евангелия» (In Evang. 38. 15), многочисленные письма.

2. Сочинения церковных писателей. Самые древние свидетельства о Григории Великом приводятся его современником св. Григорием Турским в «Истории франков»[421], завершенной в 594 г., св. Исидором, еп. Севильским, в сочинениях «О знаменитых мужах»[422], написанном около 610 г., а также в Liber pontificalis[423]. Святой Беда Достопочтенный посвятил Григорию Великому несколько глав в «Церковной истории англов»[424], законченной в 731 г. Во 2-й пол. VIII в. Павел Диакон (Варнефрид) упоминает о святителе в «Истории лангобардов»[425].

3. Древние латинские жития Григория Великого: 1-е написано ок. 700 г. в Англии неизвестным монахом монастыря Уитби[426], 2-е – Павлом Диаконом во 2-й пол. VIII в., известно в 2 редакциях, краткой[427] и расширенной (с позднейшими интерполяциями)[428], 3-е, пространное, составлено в Риме по указанию папы Иоанна VIII в 872–873 гг. Иоанном Диаконом (в 4 кн.)[429]. Существуют неск. греч. анонимных житий Григория Великого[430].

4. В Новое время сведения о Григории Великом приводят Цезарь Бароний[431], бенедиктинец Дени де Сент-Март[432], пытавшийся доказать, что Григория Великого в монашеской жизни был последователем прп. Венедикта Нурсийского, монашеский устав которого он вводил в монастырях. Вместе с жизнеописанием Григория Великого подробные сведения о его лит. деятельности содержатся в «Новой библиотеке церковных писателей»[433], а также у У. Кейва[434], К. Удина[435]. В XIX в. основное исследование о жизни Григория Великого содержится в работе нем. церковного историка И. А. В. Неандера[436].

Труды

Сочинения Григорий Великий был одним из немногих Римских пап, оставивших обширное литературное наследие. «Экзегет, проповедник и моралист», он «в своих творениях явил то единство «теории» и «практики», которое вообще представляет отличительную особенность лучших произведений святоотеческой письменности»[437].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь