Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историческая характеристика искусства 2-й половины ХIХ в. Товарищество передвижных художественных выставок. Жанровая и портретная живопись



Основные исторические события: кризис крепостнической системы, поражение в Крымской войне, отмена крепостного права, реакционный характер реформы и политики царизма. Разночинно-демократический этап народно-освободительного движения: развитие идей крестьянской революции, хождение в народ.

Главная тенденция в культуре: борьба за освобождение личности от феодально-крепостнической зависимости. Искусство - главная и единственная общественная трибуна в период реакции. Сближение эстетической мысли с политической. Первенство публицистики. Прогрессивная роль литературы, театра. Влияние их на изобразительное искусство. Идеи эстетики Н.Г. Чернышевского: требование современности, демократизма, гражданственности и идейности искусства.

Предпосылки передвижничества. Борьба за партикулярное (независимое от опеки государства, Академии художеств) искусство. «Народо-просветительная» и «народо-возбудительная» идеи, лежащие в основе деятельности народничества. Задачи объединения по программным убеждениям. Программа передвижничества: просветительство (социальные и нравственные вопросы – («проклятые вопросы» по Ф.М. Достоевскому), реалистическое познание мира, национальные формы творчества. Потребности разрешения проблемы выставок и реализации художественной продукции. Идея общинности - утопия коммунистического образа жизни и устройства труда.

Предшественники передвижничества. Обращение к жизни крестьянского сословия художниками круга А.Г. Венецианова, но преобладание у них бытийного, поэтического аспекта отражения действительности, отсутствие социальной программы. Идея просветительской и реформаторской миссии художника у А.А. Иванова, попытка разрешения им задач создания народно-исторической картины, освоения пленэра и монументальной формы. Синкретизм положительно-поэтического понимания жизни с ее критическим анализом у П.А. Федотова. Проекты устройства общедоступных галерей (А.А. Иванов, А.С. Добровольский). Организация и деятельность Московского училища живописи ваяния и зодчества, больший, чем в Академии, демократизм и свобода, поощрение реалистических тенденций.

Жанровая направленность московских живописцев 60-х гг. Публицистический пафос, острый критический анализ, в основе которого либеральная иллюзия народников – «искоренение зла, силою его разоблачения». Дифференциация и противопоставление положительного и отрицательного. «Метод описательной критики» (М.М. Алленов). Задача показа всех видов зла, отсюда склонность к натуральности, бытописательности, резонерству, утрата пафоса в мелочах описательной фактологии. «Сельский крестный ход на Пасхе» В.Г. Перова - количественная гипербола безобразного, образ беспросветной жизни, где попраны святыни. «Неравный брак» В.В. Пукирева - главные лица - персонификация добродетели, порока, резонерства. Возвращение к картинности через театральность, преобладание в сюжетах зрелищно-театральных форм: свадеб, шествий, трапез и чаепитий. И.М. Прянишников «Шутники», Л. Соломаткин «Славильщики-городовые», «Свадьба».

Перелом в умонастроениях художников в середине 60-х гг. Переход от констатации к размышлению и подведению итогов. Изменение сюжета от повествовательно-дидактического к эмоционально-лирическому. «Проводы покойника», «Утопленница» В.Г.Перова - пафос не в уличении зла, а в сострадании, личностная оценка. «Последний кабак у заставы», «Портрет Ф.М. Достоевского» - скорбное раздумье о судьбах Родины, драма личности под грузом «проклятых вопросов».

«Бунт 14» (1863) - отказ конкурентов на медали, выпускников Академии художеств писать на заданную тему. Главные задачи выступления: добиться свободы от академической опеки, осуществление антиакадемической демократической программы. Создание Артели петербургских художников (идеолог И.Н. Крамской) как трудового коллектива с уравнительной системой распределения доходов, как центра прогрессивного искусства. Слабость Артели: случайные художники, не выработаны принципы объединения, коммерческая задача - минимум для существования.

Объединение московских «шестидесятников» и «артельщиков» в «Товарищество передвижных художественных выставок». Задачи Товарищества, закрепленные в уставе (1870): успешный сбыт картин, дающий условия для дальнейшей работы, пропаганда достижений демократического искусства, воспитание своего заказчика.

Главные вопросы, решавшиеся в живописи 70-80-х гг.: кто, за что, с какими мыслями вступает на поприще искусства, поиски положительных ценностей жизни в современном мире. Портрет как «зеркало эпохи». Наджанровая, интегрирующая роль портрета. Способ восхождения от человека к миру. «Христос в пустыне» И.Н. Крамского - перекличка с поздними картинами В.Г. Перова, идея пути, одиночества, искушения мыслью. Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Н.А. Некрасов в период создания последних песен» - жрецы общественного ареопага («идеологический портрет»). Портрет Л.Н. Толстого - сверхчеловеческая проницательность творца. Взаимопроникновение жанровой и портретной живописи. «Кочегар», «Курсистка», портрет Стрепетовой Н. А. Ярошенко - типизированные образы. «Протодьякон», портрет М.П. Мусоргского И.Е. Репина - динамический психологизм диалектика души. Создание хоровой монументальной картины в конце 70-х гг. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В.В. Максимова - панорамность события, красота народного быта. К.А. Савицкий «Встреча иконы», И.Е. Репин «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» - ценностные качества образа народа, России и конкретной индивидуальности. Активизация евангельской образности и отражение настроений российской интеллигенции в народовольческой серии И.Е. Репина («Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди»). «Всюду жизнь» Н.А. Ярошенко - иконографичность образов старика, матери с ребенком.

Главная проблема «демократического реализма» (Д.В. Сарабъянов): соотношение положительного и отрицательного. Три этапа его развития: «поэтический реализм» (только положительное), «обличительный реализм» (дифференциация положительного и отрицательного), «объективный реализм» (аналитическое изучение и отражение сплава положительного и отрицательного).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь