Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историческая живопись и скульптура передвижников



Общеевропейское понятие «исторического жанра» и его эволюция в ХIХ в. (Д.В. Сарабъянов). В эпоху классицизма - это мифологическая картина. На стыке классицизма и романтизма родилось понимание единства исторического и современного (Ж.-Л. Давид). Роль романтизма в выработке понятия историзма. В романтическом искусстве сложились представления о судьбе человека в исторической ситуации, о взаимоотношении исторического и современного (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа). Стремление реалистов возвести картины на современные сюжеты в ранг высокого исторического жанра (Г. Курбе, И.Е. Репин). Утрата интереса к искусству исторического жанра в Европе к середине ХIХ в., за исключением борющихся за национальную независимость стран Восточной Европы (Брожик, Матейка, Мункачи).

Причины расцвета исторического жанра в России. Главная проблема - судьбы народа, его прошлого и будущего. Народничество как явление «героического уровня», как форма отклика на народные страдания, попытка отдать долг народу. Практически-революционный характер борьбы (террористические акты и казни, спады и подъемы общественного движения). Неразрешимость многих «проклятых вопросов», например: вопроса о соединении интересов народа и индивидуальности. Этический индивидуализм - основа философской концепции личности (Ф.М. Достоевский). Осознание ненужности подвигов и жертв народников. Страдание, руководимое свободой выбора, как искупительное начало - коренная потребность русского народа. Перечисленные идеи и концепции - ответ на мещанскую идеологию пореформенной России. Христианские представления о предопределенности судеб России и человека. Общие с бытовым жанром задачи: создание образа жизни народа, отражение его связи с деятельностью национального героя, тяготение к достоверности в воссоздании исторического прошлого.

Возведение актуального, современного содержания картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне» в ранг общечеловеческой драмы, «вечного сюжета». Трагически-возвышенная форма осмысления события как урок из творческого опыта А.А. Иванова. Неудавшаяся картина «Хохот» как продолжение и итог темы Христа, предвидение краха идеологии народников, несовместимость символического сюжета и историко-документальной формы его воплощения.

Н.Н. Ге как наследник традиций К.П. Брюллова и А.А. Иванова. Патетика и углубленный психологизм, этические идеи картины «Тайная вечеря». Караваджистская светотень как средство жизнеподобия, эмоциональной и смысловой режиссуры. Иуда - выразитель идеи свободы духа от ига предрассудков. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» в стиле «делового документа» как антипод романтизированной «Тайной вечере». Верность главному принципу сюжетной структуры - моменту предчувствия трагической развязки. Отказ от экспрессивных акцентов. Конфликт двух личностей: средневековой и Нового времени. Картины на темы страстей Христовых «Что есть истина», «Голгофа» - плод крушения просветительских иллюзий, верность мотиву гнетущей паузы перед катастрофой, выраженному предельно экспрессионистичным, новаторским живописным языком. Желание очеловечить Христа, лично прикоснуться к страдающему духу.

Просветительская направленность творчества В.В. Верещагина, протестующего против религиозного фанатизма («Туркестанская серия»), варварства колонизаторов («Индийская серия»), ужасов войны («Апофеоз войны»). Демократическая реформа псевдопатриотичного батального жанра. Главные герои картин «Балканской серии» - простые солдаты, в центре сюжетов будничная, страшная сторона войны, документализм письма усиливает обличительную силу. Психологический драматизм, верность критически-обличительным тенденциям картин И.Е. Репина «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван». Поиски жизнеутверждающего, героизированного идеала в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Смех как выражение свободолюбивого духа, объединяющего коллектив ярких индивидуальностей.

Изображение М.М. Антокольским значительных личностей как средство компенсации утраты скульптурой монументальных средств выразительности, попытка противостоять бытовизму. Исторические и символико-аллегорические обобщения в скульптурах «Иван Грозный», «Петр I», «Христос перед судом народа». Выразительность позы, жеста, мимики.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь