Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогические идеи Платона.



Трактаты “Государство” , “Диалоги” и “Законы”.подразумеваем под воспитанием... то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим согласно справедливости подчиняться или же властвовать; - выделил социальные функции воспитания.

Совершенное государство Платона зиждется на разделении труда между четырьмя разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это зависит от того, среди каких идей обитала душа. Люди, имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями— философами, волевой — воинами, чувственной — ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда — привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев — материальное обеспечение привилегированных. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов — физический труд.

В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания.

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение” он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения—это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.

Платон считал, что “все науки надо преподавать детям не насильно, играючи”, ибо “свободный человек никакой науке не должен учиться рабски”. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии (Обязательная военная служба юношей в возрасте 18—20 лет, установленная в Др. Афинах предположительно в V в. до н. э. школа. Включала военные упражнения, спорт, а также изучение поэзии, музыки и пение.) получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.

Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте (Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие , военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Дети рабов к образованию не допускаются.

Как видим, Платон заботился прежде всего о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.

Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Платон провозглашает принцип обязательного образования (для детей свободных граждан). Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности (дифференциация образования сообразно призвания человека). Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

Аристотель (384-322 до н.э.)

Аристотель считал мир постоянно развивающимся, и не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Исходя из своей теории развития, Аристотель говорил о трех сторонах души:

растительной, которая проявляется в питании и размножении;

животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях;

разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.

Соответственно трем сторонам души, Аристотель выделил три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое.

Цель воспитания – в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода:

Период возрастного развития Содержание воспитания Задачи воспитания
Детство (до 7 лет) Физическое воспитание Забота о здоровье ребенка (движение, игры, закалка холодом)

Отрочество (от 7 до 14 лет)

Умственное воспитание Познание окружающего мира, навыки письма, чтения, счета
Физическое воспитание Гимнастические упражнения, борьба, бег, прыжки

Юность (от 14 до 21 года)

Умственное воспитание   Овладение знаниями о природе и обществе (история, философия, риторика, математика, грамматика)
Эстетическое воспитание Развитие чувства прекрасного
Нравственное воспитание Выработка привычек и навыков нравственного поведения

 

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье.

До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. С 5 лет родители должны готовить их к школе.

В 7 лет мальчики переходят в государственные (воспитание граждан — забота государственная) школы (женщинам не нужно). В школах дети занимаются гимнастикой, обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке.. В более старшем возрасте изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию. Аристотель очень большое значение придавал музыке как средству эстетического и нравственного воспитания.

эстетическое воспитание – развивает чувство прекрасного, способствует формированию нравственных качеств – умеренности, благоразумия.

нравственное воспитание – вырабатывает привычки и навыки, помогает находить во всем золотую середину.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь