Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Базисные педагогические традиции западной цивилизации.
При рассмотрении педагогических традиций западной цивилизации начать следует с античности. Основа - уже в античности определяются проблемы личности, сочетание в воспитании интересов личности, общества и государства. Именно там берет начало целерациональное направление базисных педагогических традиций. 2 школы: афинская и спартанская. Афинская: развитие индивидуума, воспитание индивидуальности. Каждый учитель должен воспитать одного ученика. Целерациональный характер воспитания, идеал человека как всесторонне развитой личности. Гармония развития (только для свободных людей). Само понимание идеала остается и в европейских традициях. Спартанская: очень жесткая, жестокая, с развитой системой наказания, воспитание воина. Римская: практическая направленность, общекультурные нормы, гражданская значимость. Воспитание гражданина. Целерациональное направление- первое в развитии западной цивилизации. Следующее напрвление-духовно-нравственное. Христианская традиция: первостепенное значение педагогики, самое значимое -религиозное воспитание. Внимание на эмоциональную сферу. В христианстве- иная система воспитания. Основной интерес человека- на религиозно-нравственной сфере. Затрагиваются проблемы эмоционально-нравственной сферы жизни человека. 4-6в. Альтернатива античной традиции. Августин, предлагал воспитание путем веры и дела. Сакральное воспитание стремящегося к богу человека, обладающего смиренной душой. Рыцарская система- особая воспитательная школа, по сути- продолжение спартанской традиции.Средние века, 5-17в. Феодализм как особый этап исторического развития. Господство религии, религиозная картина мира, религиозные установки определяли образ жизни людей. Главный источник- священное писание и сочинения отцов церкви, единая цель- познание Бога. Все знания основой своей имеют Библию. Эпоха возрожнения: воспитание активной, стремящейся личности. Развитие разума при помощи рационального обоснования веры. Возврат к античной школе, синтез средних веков и античности. Следующий этап-формирование научной картины мира нового времени. Я.Коменский. «Дидактика», «Всеобщий совет»- об исправлении дел человеческих.Анализ основных методов по исправлению людей.Предложил введение системы всеобщего образования, создание универсального языка, идея всеобщего исправления ( человека и социума) Цель воспитания - подготовка к вечной жизни. 3 части воспитания: научное, нравственное, религиозное. Задача воспитания- всестороннее развитие личности. Дж.Локк, воспитание джентльмена, теория чистой доски. Человек- чистая доска, все создается воспитателем. Во многом спартанская система воспитания, но она работает. Ж.-Ж. Руссо, школа свободного образования и воспитания, свободное развитие личности. И. Пистолоцци. Основоположник дидактики, разрабатывал теорию начального образования, работал с детьми. Соединение образов с трудовым обучением, обучение-на родном языке. Герберт, впервые поставил вопрос о самостоятельном существовании педагогики как науки. Обуздание природного эгоизма, дисциплина, ведущая роль учителя, жертвенность. В основе педагогики - этика и психология. Поиск целей воспитания, природа человека- из природы воспитания. Рубеж 19-20 вв. Дюркгейм, впервые связал педагогику и социологию. Вундт. Экспериментальная педагогика, педология как наука. Дьюи ( американская школа)- педагогика на эксперименте и философских методах. Индустриальное общество изменило человечество, педагогические традиции стали детерминироваться городскими ценностями: утилитаризм, индивидуализм, распространение гербертерианской педагогики.( Этого требовало время) Модель- «школа учебы». Механистичность, уход от природы человека.Но параллельно- школа гуманистического видения человека, педоцентризм, устремление к гражданскому обществу и демократии. Модель- «школа труда» Как вариант- симбиоз «школы учебы» и «школы труда» Еще одно направление - сторонники культа ребенка, «модель свободного воспитания». ( Монтесори)
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы