Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Педагогика великих восточных цивилизаций: общая и особенная.
История педагогики великих восточных цивилизаций: - Дальневосточная цивилизация - Ближневосточная цивилизация - Южно-азиатская цивилизация
Общее: ü Признание важнейшего места в развитии человека за воспитанием и образованием. ü Тяготение к практической реализации целостности человеческой личности. ü Базисный тип воспитания - ограниченная индивидуальная свобода. Равные самоограничения человека. ü Определяющее влияние со стороны религии, семьи. ü Склонность к консервативной стабильности. ü Приверженность традиции (все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности) ü Связь с природой (цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом).
Дальневосточная цивилизация (Китай) Даосизм, синтоизм, буддизм, дзенбуддизм, конфуцианство. Конфуций, 551-470гг.до н.э. (ничего не написал, остались лишь записи разговоров с учениками). Государь д.б. государем, отец отцом, сын сыном. Высшей мудростью обладали люди, достигшие знания благодаря учению («благородные мужи»). Качества идеального человека: - Благородство - Стремление к истине - Почтительность к старшим. (сословный характер воспитания) Программа нравственного и умственного развития. 6 видов искусств, которыми должны обладать благородные мужи: мораль; письмо; счет; музыка; стрельба из лука; управление лошадью. «Если не можешь совершенствоваться сам, то, как ты можешь совершенствовать других?» «Питай почтение к последовательности». «Думай о том, чтобы пребывать в учении». «Учиться и не размышлять – напрасно проводить время».
Южноазиатская цивилизация Индуизм (община и каста → относительная слабость государства), буддийские страны (отсутствие каст и сильной общины → сильное государство), мусульманство. Ориентация на обеспечение человеку возможности «укутаться», поиск спасения в небытии. Идеал: самообузданность, скромность. Южноазиатская педагогическая мысль опиралась на единство 3-х обязанностей человека: - Перед богом нужно изучить обряды - Перед мудрецами прошлого - Перед предками – обучить детей 4 этапа жизненного цикла человека (рассчитано на 100 лет): 1. От рождения до 25 лет – «ученик». Профессиональные навыки, умения; цель – стать цельной личностью, поймать быка, обуздать характер, владеть влечениями. 2. С 25 до 50 лет – «дома – хозяин, глава семьи». Должен жениться, вырастить потомство, построить дом. 3. С 50 до 75 лет – «отшельник». Дети выросли – не быть уже хозяином в семье, не мешать. 4. После 75 лет – «аскет». Переходный этап, ритуал, человек считается официально мертвым. Человек свободен ото всего, он уже – только для себя одного. Занимается приобщением к богу. В этих 4-х этапах выражен принцип нравственного совершенствования. Вся система воспитания должна быть построена для того, чтобы человек развивался.
Ближневосточная цивилизация (Египет, Месопотамия и т.п.) Стержень – ислам. Самая молодая из мировых религий, самая энергичная, базируется на традициях. К XIII веку распространилась уже от Франции до Индии. Смысл жизни – послушание, исполнение предписаний Аллаха. Вера в Аллаха – приобретенное качество (вера, добрые поступки). Воспитанию и обучению уделялось важное место. Обучение – способ формирования теоретических добродетелей при помощи слова. Воспитание – способ формирования этических добродетелей через практики. Знание – долг каждого мусульманина. Воспитание лежит в основе шариата. В семье: руководитель – отец; раздельное питание мальчиков и девочек. Изучение Корана и других священных текстов. Практика воспитательной работы. Воспитание – процесс культивирования благоденствия.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы