Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глубинная и вершинная психология личности: историко-психологический аспект
Глубинную психологию олицетворяет фрейдизм, кот. понимает личность как невротическую, находящуюся в противоречии с собой. Это индивид, погруженный в решение своих проблем. Фехнер: об-раз айсберга. Сознание (верхушка айсберга) находится на неопределенном неосознанном фунда-менте – неосознаваемые процессы, которые очень обширны и велики (подводная часть айсберга). Глубинная психология выдвинула идею о независимости психики от сознания: психика существует вне и независимо от сознания, а бессознательная психика (глубинная) составляет ее предмет и общую проблему. Сознание не отрицается: оно – свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Индивидуальная психология Адлера: чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект - факторы развития человека. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая вырабатывается индивидуально. Она задает целостную индивидуальную личностную структуру - «стиль жизни» - продукт творчества индивида, отражает его уникальность, неповторимость. Индивидуум рассматривается в обществе. Основные жизненные сферы: 1) проф. д-ть, 2) соц. контакты с др., 3) любовь, брак. Условия, появления у р-ка чувства неполноценности: 1) наличие физич. недостатков, 2) неправильное воспитание (изнеженность или бессердечность) Аналитическая психология К. Юнга: содержание - учение о бессзн-ом и о процессе развития личности. Учение о двух системах бессзн-го – личной (поверхностный слой психики, зависит от личного опыта) и коллективной (глубинный слой, независимая от развития индивида, недоступный психоанализу). Инстинкты (определяют специфическое поведение человека) и архетипы (обуславливают конкретное формирование сознательных психических содержаний) - регуляторы душевной жизни. К. Хорни. Проблема социальной (культурной) обусловленности формирования характера человека и неврозов. Считала, что все человеческие отношения имеют характер соперничества (необходимость сравнения себя с другими). Подчеркивает роль культуры (с одной стороны, культура стимулирует наши потребности, а с другой – налагает большие ограничения). Э. Фромм: концепция «радикально-гуманистического психоанализа». Главная идея - об общественной обусловленности человеческой (в т.ч. бессознательной) психики. Пытается понять человека в зависимости от социальных условий его существования. Исходный тезис - положение об особенностях человеческого существования, кот. заключает в себе экзистенциальное противоречие (причина: разрыв связи человека с природой). Вершинная психология (психология ВПФ). Отечественная психология: А.Н. Леонтьев: личность – иерархия мотивов, а мотив в отличие от драйвов находится вне личности. Мотив – предмет, который задан социальной ситуацией. Ориентируясь на значимость этих предметов, и выстраивается личность. Направленность личности характеризуется интересом. С.Л.Рубинштейн: внутренние условия (формы человеческого опыта, которые являются частью индивидуальной жизни; которые человек взял от общества и сделал своими) опосредуют внешние воздействия. Зарубежная психология: противопоставление психоанализа гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Олпорт), экзистенциональной психологии (Виктор Франкл). Гуманистическая психология исходила из идеи права личности быть самой собой. Олпорт: идея функциональной независимости (пример: семечко росток детерминирован семеч-ком дерево уже детерминировано не семечком, а условиями окружающей среды). Маслоу: субъект преодолевает ограниченность бытия. Человек переходит с уровня на уровень (по-требности). Самоактуализующаяся личность – сама зафиксировала для себя высший уровень. Она выстраивает в себе крепость из идеалов, образа жизни и т.д. Энштейн – тип самоактуализующейся лично-сти по Маслоу. Пирамида потребностей: (физилологич, безопасность, любовь, уважение и высшая – по-знание). Роджерс: личность – не раб своему поведению. Активно противопоставил гуманистическую психологию психоанализу. Человек – не раб своему бессознательному, он тот, кем он желает быть. Человек обращен в будущее, он реализует проект собственного бытия. Франкл: человек – конструктор смыслов, которые он определяет сам. Логотерапия – учение Франкла. Очень важно найти смысл в ситуации. Экзистенциональный вакуум – ощущение пустоты, утрата смысла. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы