Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социобиология. Экономическая антропология



Жители Таити ловят рыбу в лагунах, где им ничто не угрожает. Жители Трука вынуждены ловить рыбу в открытом море, полном опасностей. Поэтому у них формируется «стиль мачо».

Фернандо Ортис - Кубинский контрапункт табака и сахара:

Табак самороден, сахар производен. Табак рождается чистым, словно уже обработанным, и курение табака очищает; а чтобы добыть сахар, то есть очищенный сахар, нужно проделать массу сложных физико-химических процедур, чтобы в результате получилась некая жидкость, лишенная примесей. В любом случае, что касается табака, то все в процессе его выращивания, выделки и продажи отмечено тщательностью, чистотой и благородством, дабы ублажить тонкие вкусы множества ценителей; производство же сахара – это грубость, мешанина, давильня, перемалывание, смешение; биологическая масса просто преобразуется в химически однородную ботаническую массу с тем, чтобы удовлетворить запросы человеческих масс.

Табак и сахарный тростник являют собой контраст. Можно сказать, что с самого начала они соперничают между собой. Уже по форме это два совершенно разных растения. Тростник может похвастаться стройностью, листы же его опадают; табак богат именно листьями, но никак не стволом. Сахарный тростник – многолетнее растение, а вот табаку природа отвела всего несколько месяцев жизни. Первый жаждет света, второй – темени; это солнце и луна. Тростнику для жизни нужна влага небесная, табаку – жар земли. Из тростниковых стволов выжимают сок, листья табака высушивают, потому что сок тут не нужен. Сахар достается человеку в жидком виде, табак ценен своим дымом, добываемым огнем. Две натуры: одна – белая, другая – черная. Сахар сладок и лишен запаха, табак горек и ароматен. Контраст во всем!

Сахар – нечто обыденное, у него нет ни формы, ни индивидуальности. Табак же всегда своеобразен, он разнится качеством, формой и обладает достоинством. Табак может быть хорошим или плохим, но он всегда различен. Сахар существует вначале в виде бесформенной массы, как любой другой продукт, потом ему придают ту или иную форму или, наоборот, превращают в песок, который можно насыпать в мешок, а уж затем он идет для услащения в качестве составной части в пирожные, джемы, варенье, конфеты, мороженое и прочие кондитерские изделия.

Употребление табака, то есть собственно курение, предполагает акт индивидуализации. Потребление же сахара не имеет названия, это просто потребление сладости. Поэтому слово «курильщик» фигурирует в словарях, а слова «сахарильщик» – нет. Сахару место на кухне, в детской карамели и на обеденном столе; табак царит в салонах, у супружеской постели и за письменным столом. Табак взывает к работе и к творческой фантазии; сахар служит для отдыха и расслабления. Сладкая белянка – хозяйка дома; галантный табак – ее спутник и воздыхатель. Белый сладкий сахар – символ поглощения, табак ему служит подспорьем и дополнением; сахар употребляется как лекарство и участвует во внутренних процессах организма; табак же возвышает дух, словно катарсис. Конечно, сахар добродетелен и полезен; в то время как табак жаждет красоты и индивидуальности.

Поэтому нетрудно понять величайшее значение для всей культуры Кубы табака и сахара, различия между которыми начинаются с самого процесса взращивания. Велико различие между табачной плантацией и производством сахара, особенно в современных условиях. Табак принес Кубе совершенно особый образ сельской жизни. Табачные плантации не требуют участия большого числа людей, как это происходит даже при рубке сахарного тростника. Табак не нуждается в какой-либо технике производства – не то что сахар, требующий механической переработки, химической очистки и перевозки. Одно дело – табачная долина, vega, и совсем другое – сахарный завод, недаром именуемый ingenio.

Эрик Райнерт - Как богатые страны стали богатыми, и бедные страны остаются бедными:

У Кубы было абсолютное преимущество в двух тропических культурах – сахаре и табаке. Для кубинского общества табак был благом, а сахар – злом. Табак, который в основном выращивали на западе, создал в стране средний класс, свободную буржуазию. Сахар, выращиваемый на остальной территории Кубы, делил общество на два класса – господ и рабов. Выращивание табака требовало умения: собирать табачные листья нужно было по одному, поэтому цена продукта зависела от искусства сборщика. Выращивание табака способствовало развитию мастерства, индивидуальности и умеренного богатства. Сахар был анонимным производством, толпы рабов или наемных работников трудились под присмотром блюстителей капитала. Табак поддерживал в стране частную собственность, а сахар – зависимость от многонациональных корпораций. Для производства сахара требовалась только грубая сила, необходимая чтобы резать сахарный тростник. Кубинский табак появлялся на свет вместе с несовершенной конкуренцией и носил имя своего производителя – «Партагас» или «Апманн», а сахар, по выражению Ортиса, был товаром, который «приходит в мир без фамилии, словно раб». Цены на табак были стабильными, на сахар сильно колебались. Искусный сборщик табака различает 80 оттенков табачных листьев в зависимости от их возраста, для сбора сахарного тростника выбор времени не имеет значения. Табак аккуратно срезают листик за листиком маленьким острым ножом, чтобы не повредить основное растение; сахарный тростник срубается под корень большим мачете. Работа с сахаром – это ремесло, работа с табаком – мастерство. Богатство западной части Кубы и бедность остальной ее части были следствиями избранного жителями вида деятельности: сама сельскохозяйственная культура несла в себе определенные экономические и социальные последствия. Как утверждали ученые, исследовавшие во времена Возрождения и Просвещения феномен Голландии и Венеции (сегодня мы расширили бы этот список Японией и Швейцарией), в лотерее ресурсов везет тем, у кого нет ресурсов. Страна вынуждена искать искусственное, созданное человеком сравнительное преимущество, не давая ему пользоваться преимуществом природного происхождения, которое, как правило, несет убывающую отдачу. Великий Монтескье (1689–1755) писал: «Бесплодие земли делает людей изобретательными, воздержанными, закаленными в труде, мужественными, способными к войне; ведь они должны сами добывать себе то, в чем им отказывает почва».

Вацудзи, Тэцуро. В работе «Фудо» (1935) развил свои наиболее оригинальные мысли, в частности, утверждение о существенной связи между климатом и другими факторами окружающей среды и природы человеческих культур. Выделял три типа культур: пастбищные, пустынные и муссонные. Вацудзи Тэцуро ставит задачу «выяснения функции климата как фактора в структуре человека». Исходя из своей концепции, автор относит Японию к стране с муссонным типом климата, а проживающих на территории с данным типом климата людей к «муссонному» типу характеров, для которого характерны восприимчивость и смирение.

Журнал «Вопросы философии», «Человек и общество в воззрениях японского философа Вацудзи Тэцуро»: В «Климате» Вацудзи продемонстрировал культурологическое понимание сущности человека: она не сводится ни к личностным характеристикам человека, ни к характеристикам того общества, в котором он проживает свою жизнь. Кроме того, Вацудзи показал принципиальную зависимость форм культуры – как материальной, так и отчасти духовной – от среды обитания, прежде всего от климата.

А.А. Михалев ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ В ЯПОНСКОЙ ФИЛОСОФИИ К. НИСИДА и Т. ВАЦУДЗИ ( Содержание - Институт философии РАН):

Ключевое значение для понимания концепции культуры у Вацудзи имеет реакция человека на климат: «Так, в нашем отношении к холоду мы оказываемся вовлеченными, индивидуально и социально, в различные мероприятия по защите себя от холода... То же самое предпринимается и в отношении к летней жаре или таким бедствиям, как штормы и наводнения. Именно в нашем отношении к так называемому “господству природы” люди изначально оказываются вовлеченными в совместные меры по предупреждению и защите самих себя от этого господства. Оценка самих себя в климате раскрывается путем отыскания таких средств...». Климат у Вацудзи становится основным условием самораскрытия человека, и именно в этом смысле он определяет, по убеждению философа, все сферы человеческой деятельности и духовное творчество человека. Последствия влияния климата на жизнедеятельность человека представлены Вацудзи следующим образом. «Различные средства... как одежда, жаровня, приспособления для выжигания древесного угля, дома, плотины, дренажные системы, антитайфунные сооружения и т. д. являются, естественно, тем, что мы изобрели, руководствуясь собственным благоразумием. Эти средства не находятся вне связи с такими климатическими явлениями, как холод, жара, влажность... Мы открываем самих себя в климате и в этом самопонимании мы обращаемся к нашему свободному созиданию. Далее, это касается не только нас самих, что сегодня объединяются для защиты себя или предпринимают усилия, чтобы уберечься от холода, жары, штормов и наводнений. Мы обладаем наследством, накопленным за многие годы со времен наших предков. Стиль домов есть отработанный вид конструкций, и он не мог бы быть “реализован” вне определенной связи с климатом. Архитектурный стиль должен определяться главным образом степенью защиты от холода или жары. Более того, дома должны быть построены таким образом, чтобы противостоять штормам, наводнениям, землетрясениям, пожарам и т. д. Тяжелая крыша необходима с расчетом на штормы и наводнения, хотя она может быть и непригодной в случае землетрясения. Дом должен быть приспособлен к этим различным услови- ям. Далее, влажность накладывает определенные требования на стиль домов. Там, где высока влажность, необходима вентиляция. Дерево, бумага, глина являются строительными материалами, которые обеспечивают лучшую защиту от влажности, но они не способны за- щитить от огня»... Для «муссонного» типа характерно соединение сильной жары и высокой влажности, приносимых муссонными ветрами. Эту влажность человеку трудно переносить, но в то же время ему сложно ей противостоять. У человека в муссонном климате, как считает Вацудзи, не появляется желания бороться с природой, что он объясняет двумя причинами. Во-первых, сильная влажность воспринимается как суровый, но благодатный дар, поскольку природа прежде всего несет жизнь, а не смерть. Во влажный период все наполнено жизнью и в растительном, и в животном мире. Отношение человека с природой, по утверждению философа, носит характер смирения и покорности. Во-вторых, в муссонном климате природа, с другой стороны, обилием влаги, внезапными штормовыми ветрами, наводнениями и засухами грозит человеку и его жизни. Но муссонный климат, в представлении Вацудзи, не требует мобилизации всех сил и способностей человека для противостояния природе и сохранения своей жизни. Он дает возможность покорно и смиренно переждать угрозы природы, ибо в них присутствует одновременно и огромная жизнедарующая сила. Та же самая природа, что несет жизнь, давит на человека с такой большой силой, что сокрушает всякое его сопротивление. Отличительными чертами характера человека в муссонной зоне Индии Т.Вацудзи считает восприимчивость и смирение как выражение субъективного опыта существования человека в этом климате. К зоне муссонного климата Вацудзи относит также значительную часть центрального и южного Китая, непосредственно находящихся под влиянием тихоокеанских муссонов: «Долина Янцзы – это континентальное и конкретное воплощение муссона». Кроме того, считает Вацудзи, важную роль в формировании этнопсихологического склада китайцев сыграли и природные условия долины реки Хуанхэ, относящиеся по своим характеристикам к «пустынному» типу. Поэтому в характере китайцев присутствуют черты, порожденные влиянием пустынного климата. К их числу Вацудзи относит сильное волевое напряжение, способствующее развитию скрытого под внешним смирением боевого духа. Однако этот дух не свидетельствует о присутствии в китайском характере типичного для пустынного климата чувства сопротивления; скорее можно говорить о некотором отклонении от полного смирения как основной психологической черты людей, проживающих в муссонной зоне. Отсутствие этого полного смирения подтверждается, по мысли Вацудзи, анархическими наклонностями китайцев; китаец пренебрегает законом, уклоняется от контроля государства и ведет себя своевольно: «...Он молча принимает всякую власть, которую трудно игнорировать, но это... только формальная покорность»... Для муссонного климата Японии, как и для индийского, свойственно большое количество солнечного света, тепла, влаги и богатство флоры. Но в отличие от регулярности муссонов в Индии японские тайфуны в силу особенностей географического положения страны крайне непостоянны, свирепы и неожиданны. Столь же неожиданны и обильны бывают в Японии и снегопады. «Благодаря такому обилию дождя и снега климат Японии весьма отличен от климата всей муссонной зоны. Можно сказать, что природа Японии двойственна: она представляет комбинацию климатов тропического пояса и холодной зоны». Эта двойственность отразилась и на растительном мире, сочетающем флору тропиков и более холодных областей. Символом этой двойственности может служить типичная для Японии и неоднократно запечатленная на гравюрах картина: бамбук, изогнувшийся под тяжестью снега. Восприимчивость, свойственная японцам, приобретает, согласно Вацудзи, уникальную форму именно в силу влияния тропического и холодного климата: «Это не постоянная эмоциональная наполненность тропического пояса и не однообразная эмоциональная стойкость холодных зон». Как бы в такт с резкой сменой времен года восприимчивость японцев требует внезапного переключения ритма. При наполненности эмоциональной жизни чувственностью и энергией японцы почти полностью лишены континентальной флегматичности. «Муссонное смирение» также приобретает свою окраску, отличающую его от «тропического непротивления и покорности» и «северной стойкости и терпеливого упорства». Оно переменчиво и может переходить в раздражительную выносливость, отмечает Вацудзи... Он приписывает психологии японцев насыщенный и постоянно меняющийся поток эмоций, под покровом которого скрывается устойчивость: «Во всякий момент чередование изменчивости и устойчивости происходит резко и внезапно. Эта эмоциональная активность погружена в мирную, но неуступчивую покорность, а под подъемом активности покоится мирное и неожиданно проявляющееся самозабвение. Это тихая ярость, боевитое безразличие. В этом мы находим национальный дух Японии». К основной черте «пустынного» климата Вацудзи относит «сухость как основную характеристику пустыни; все остальное – отсутствие населения, жизни, мягкости и т. д. – является производным от этой сухости». Жизнь в условиях такого климата связана с вечной жаждой, вечными поисками воды. Кажется, что природа ставит человека перед угрозой смерти и отказывает в воде тому, кто просто нуждается в ней. Наиболее ярким примером жизни людей в пустыне Вацудзи считает способ их существования в виде номадизма. Люди, приспосабливаясь к природе, вынуждены кочевать по пустыне в поисках корма для скота и воды. У них формируются особые, характерные для пустынного климата черты. В первую очередь чувство сопротивления и борьбы. Оазисы и колодцы становятся очагами раздора между кочевниками. Чтобы жить, человек должен вести борьбу и с угрозами со стороны своих конкурентов, поскольку захват единственного колодца каким-либо племенем подвергает опасности других. «...Человек не может вообразить себе благостных объятий природы; он снова и снова ощущает контроль природы как её раб. Его цели – реализация самого себя или своего труда – находятся в оппозиции к природе». Другая характерная психологическая черта людей, живущих в пустынном климате, заключается в их склонности к сотрудничеству; люди объединяются, чтобы совместно противостоять природе. «Человек не мог существовать индивидуально, поскольку лишь единство группы гарантировало жизнь индивиду. Индивид не существовал без группы, поэтому неизбежны были его преданность и покорность группе... Каждый член общности должен был напрягать все свои силы и быть мужественным». Именно объединение людей позволило им отвоевать себе оазисы и источники воды у пустыни.

Кошелев А. М. Внутренние факторы формирования японского социума. По мнению Араки Хироюки, японский группизм (коллективизм), подчиняющийся групповому шаблону стиль поведения – следствие того, что в основе японской культуры лежит земледельческая рисоводческая община. По мнению Накамура Хадзимэ, в рисоводческом обществе индивиды тесно связаны друг с другом и само общество принимает вид единой семьи. Японцы научились придавать чрезмерно большое значение человеческому звену за счет игнорирования интересов индивида. Основной акцент при анализе истоков своеобразия японских межличностных отношений приходится на организационные принципы японской семьи «иэ» и господствовавших в ней отношений. Эта была в большей степени производственная единица в японской деревне; структура «иэ» строилась на основе вертикальных отношений главы семьи с ее членами. В традиционной японской деревне (общине) существовала еще система отношений «оябун-кобун» (патрон-клиент; мастер-подмастерье). Эта система взаимоотношений явилась определяющей во всем последующем развитии Японии вплоть до наших дней. Поэтому американский астролог Френсис Сю вводит такой термин, как «иэмото» («вторичная семья», то есть «на основе иэ»). «Иэмото» является непрерывной иерархической организацией, сформированных по моделям японских родственных отношений. Модель «иэмото» пронизывает современную жизнь японцев вне их семей. Это, например, организация на предприятии, где работает японец и служащие которого составляют для него «вторую семью»; для этой модели тоже характерно восприятие окружающих как «учи-сото» («свои-чужие»). По мнению В. Цветова, труднопроходимый рельеф местности повлиял на то, что основным принципом общения стал следующий: «близкий сосед лучше далекого родственника». Интересно, что другой исследователь, И. Бен-Дассан, тоже большое внимание уделяет соседским отношениям. Модель «подражания соседям» стала той поведенческой основой, которая позволила японцам быстро усвоить уроки и опыт Запада. Н.С. Николаева считает, что любые инновации могли исходить либо от соседей, либо от другого источника вне общины. Внутри общины они подавлялись. Этим объясняется более поздняя тенденция в поведении японцев на внешние заимствования. С другой стороны, общая характерологическая установка японцев может быть выявлена, например, в «Сказке о зайце и черепахе», в которой черепаха победила зайца в соревнованиях по бегу благодаря настойчивости труду.

Путешествие во времени: ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ :

Природные условия Мезоамерики. Автор – А.Ю.Бутовский

Особая культурно-географическая область – Мезоамерика – включает Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса. Мезоамерику отличает необычайное разнообразие природных условий. Большую часть Мексики занимает Мексиканское нагорье с окраинными хребтами Сьерра-Мадры. На северо-западе расположен гористый полуостров Калифорния, на юге – горная область Чьяпас и южная Сьерра-Мадре, на юго-востоке низменный полуостров Юкатан. Климат на большей части Мексики тропический, на севере субтропический, сильно меняется от характера рельефа. Более половины территории Мексики занимают аридные районы. Наиболее крупная река (на границе с США) – Рио-Браво-Дель-Норте. На юге Мексике много озер. Рельеф Гватемалы преимущественно гористый, преобладают нагорья с возвышающими над ними действующими и потухшими вулканами. На севере – плато Петен с карстовыми формами рельефа, на юге – узкая полоса прибрежной низменности. Климат субэкваториальный. Осадков от 500-1000 мм в год на низменностях юга страны и плато Петен и до 2000-2500 мм на нагорьях. Наиболее крупные реки Мотагуа и Полочик. Юго-восточная часть полуострова Юкатан (современный Белиз) представляет собой низменную заболоченную равнину. Лишь на юго-западе возвышаются горы Майя. Климат здесь тропический. Осадков около 2000 мм в год. Главные реки – Рио-Ондо, Белиз. Север Сальвадора занимает продольная тектоническая впадина, по которой течет река Лемпа. Вдоль побережья Тихого океана узкая приморская низменность. В центральной части Сальвадора вулканическое нагорье с двумя краевыми цепями вулканов. Климат тропический. Осадков от 600-700 мм в год во впадине Лемпы до 1500-2500 мм нагорье. Территория Гондураса преимущественно гористая. Большую часть занимают нагорья высотой до 2865 м. Вдоль побережий (на юге – Тихий океан, на севере – Карибское море) – низменная равнина, на северо-востоке заболоченная низменность (москитовый берег). Климат тропический. Осадков до 3000 мм в год. Наиболее крупные реки впадают в Карибское море.

Растительный мир Мезоамерики соответствуют климатическим условиям и ландшафтным особенностям. Большая часть территории покрыта лесами. В жарком и влажном поясе это вечнозеленые тропические леса с ценными породами деревьев. На горных склонах растут смешанные, преимущественно дубово-сосновые леса. Тихоокеанское побережье Гватемалы, север Белиза и некоторые другие районы занимают саванны и кустарниковые заросли. В засушливых районах Мексики растительность пустынная и полупустынная. Южные районы Мезоамерики расположены в сейсмически активной зоне. Здесь часты землетрясения.

Природная среда Мезоамерики была сравнительно неблагоприятная для развития производящих форм хозяйства. Здесь отсутствовали поддающиеся приручению животные и многие полезные растения, известные в Старом Свете. Это явилось одной из причин значительного отставания в развитии американских индейцев. Основой развитого земледелия в Мезоамерике послужила кукуруза, прародиной которой являются северные области зоны древних цивилизаций. Кроме кукурузы полезные растения Мезоамерики представлены отдельными видами тыквы и бобовыми культурами (Гватемала), которые так же подверглись доместикации.

Успешное развитие земледелия не сопровождалось развитием скотоводства. Местная порода лошадей, которая могла бы в дальнейшем оказаться столь же полезной, как и в старом Свете, вымерла в Америке очень рано (около 10 тысяч лет назад). Коровы и овцы были неизвестны, а карибу (олень) и бизон, которые могли бы занять из место, если бы их приручили, водились главным образом в местностях, населенных первобытными племенами, довольствовавшимися охотой на них. Отсутствие надежных источников белковой пищи стало большим тормозом в развитии Мезоамерики. Употребление в пищу богатых белком водорослей или птицеводство не могли решительно поправить дело.

На территории Мезоамерики имеются запасы металлических руд: меди, золота, серебра, железа. Однако металлургия здесь начинается не раньше IX-X вв. н.э. По-видимому, применение медных и бронзовых орудий в сельском хозяйстве Мезоамерики не было особенно выгодно. Это подтверждается и тем обстоятельством, что вплоть до испанского завоевания в металлических изделиях украшения преобладают над предметами утилитарного назначения. Что касается железа, то его обитатели Нового Света в доколумбовый период своей истории не умели ни добывать, ни обрабатывать.

Далеко не вся территория Мезоамерики была благоприятна для жизни людей. Продвижению человека мешали плотные лесные массивы, опутанные лианами и прикрытые снизу колючим кустарником. Ядовитые змеи, скорпионы, москиты и летучие мыши-вампиры представлены здесь более чем в избытке. Тропические ливни смывали и уносили прочь тонкий слой плодородной почвы, а дождевую воду тут же впитывал пористый известняк. Однако, несмотря на действие этих неблагоприятных факторов, люди освоили эти территории и сумели создать высокие цивилизации, сравнимые по уровню своего развития с древневосточными.

Новые медиатеории: Маршалл По – Psyfactor.org ( http://psyfactor.org/lib/newmedia2.htm ):

Маршалл По сформулировал переходы между обществом и медиа ( Poe M . T . A history of communications . – Cambridge , 2011). Например, письмо возникает в ответ на потребности общества, а впервые это произошло у шумеров почти 5 тысяч лет назад.

Умение читать и писать было недоступным для широких масс. Это было выгодно князьям и священнослужителям, которые смогли приватизировать политическое и сакральное. Они концептуализировали социальные практики в виде текстов закона и сакральных текстов.

Эра манускрипта превращала диалог в монолог. Профессор По связывает это также с замедленным характером письменной коммуникации. На написание, доставку, прочтение, написание и доставку ответа необходимо время. Это сложный вид связности, о которой на постсоветской территории часто размышляют Ефим Островский и Сергей Переслегин.

По с настоящей живой теплотой говорил о клинописных табличках шумеров, которые видел в Британском музее. Но он забывает сказать, что там же представлены в большом объеме и такие же глиняные печати, которыми закрывались склады, что позволяло не пересчитывать содержимое. Мне тоже довелось увидеть таблички из коллекции Британского музея. Очень удивительны такие же глиняные конверты для такого рода текстов. Шумеры оказались создателями всего, что имеет сегодня человечество: от магии до юриспруденции.

В отношении чтения и письма По подчеркивает, что люди избегали его. Овладение ими требует определенных усилий. Вспомним, сколько времени тратит современный младший школьник, чтобы выучиться читать и писать. Это связано с отсутствием специальных механизмов у человека для этого. В то время как смотреть, слушать или говорить мы учимся автоматически.

Печать была создана в ответ на другие потребности. Ее следствием было не только возникновение национальных государств, о чем писал Бенедикт Андерсон, но и современная научная практика. Изобретение печати в Европе, в отличие от Азии, ведет к увеличению текстов, росту скорости их циркуляции, возрастанию пропорции населения, умеющего читать.

Печать создали потребности торгового капитализма, бюрократии и священников. Аудиовизуальные средства создал уже другой капитализм – индустриальный. Если торговый капитализм направлен на удовлетворение потребностей, то индустриальный капитализм не только делает то же, он оказался в состоянии и сам первоначально создавать потребности, чтобы потом их удовлетворять.

Когда на смену торговому капитализму пришел индустриальный, изменились и две другие составляющие социосистемы: бюрократическое государство стало государством благосостояния, а место книжной религии занял культурный либерализм.

Интернет в его концепции является результатом очередной смены – на арену вышел информационный капитализм. Изменились и две другие составляющие: государство стало государством наблюдения, что, кстати, четко подтверждает тот вал информации, который возник сегодня в результате разоблачений Сноудена, а культурный либерализм сменился культурным приватизмом.

Новые медиатеории: Гарольд Иннис – Psyfactor.org ( http://psyfactor.org/lib/newmedia3.htm ):

Гарольда Инниса заинтересовал аспект важности коммуникации для развития цивилизации. Его взгляд на коммуникацию был широким, выходящим за рамки чисто лингвистического. Он относил сюда и дороги, и каналы, и деньги, и электричество, и рыбу. Медиа становится то, что существует между людьми и влияет на их взаимодействие.

Выделяют также следующие аспекты, которые объединяют подходы Маклюэна и Инниса (Katz E. The Toronto school and communication research // The Toronto School of Communication Theory. Interpretations, extensions, applications. Ed. by R. Watson, M. Blondheim, R.P. M. Watson. – Jerusalem, 2007):

· интерес не к структуре коммуникации, а к процессу,

· внимание к последствиям коммуникации,

· акцент на технологии коммуникации, то есть на медиа.

Акцент на материале (камень, пергамент, бумага) позволяет Иннису делать совершенно иные выводы, чем мы привыкли. Обычно речь шла только о долговечности/недолговечности материала. Примеры – камень и бумага. Иннис же говорит о том, что христианство с помощью монастырей создало монополию на знания (Innis H. Empire and communications. – Toronto, 2007, р. 158). Это связано не только с тем, что пергамент был дорогим материалом, а и с избирательностью перевода старых текстов на новый материал – пергамент. Нужные тексты переводились, ненужные исчезали.

Монополия знаний еще раньше базировалась на папирусах и иероглифах, как это было в Египте. Приход нового медиа в виде папируса составил конкуренцию этой системе. В свою очередь, гибель Древнего Рима связывают с прекращением поставок папируса из Египта.

Но всё начинается с устной традиции, которая требовала использовать память и обучение (Innis H.A. The bias of communication. – Toronto etc., 2003). В контексте подхода к устности наиболее близким к Иннису исследователи называют Эрика Хевлока, еще одного представителя канадской школы (Heyer P., Crawley D. Introduction // Innis H.A. The bias of communication. – Toronto etc., 2003).

Иннис считал, что радио и массовые газеты порождают стереотипное мышление. Приход нацистов, по его мнению, опирался на использование громкоговорителей.

Устная традиция сменяется письменной, поскольку она нужна для бюрократов и жрецов. Иннис считал, что свобода коренится в остатках устной традиции, которые сохранились в привязанных к пространству культурах Запада (Noble R. Innis's conception of freedom // Harold Innis in the new century. Reflections and refractions. Ed. by W. Buxton, C. R. Acland. – Montreal, 1999). По его мнению, современные общества слишком заняты настоящим, их интересует расширение своего контроля в пространстве, что ведет к централизации бюрократической власти.

Возникает также проблема взаимодействия разных социальных институтов, которые базируются на разных типах материальных носителей. Например, бюрократия Древнего Рима освоила папирус, в то же время религия базируется на пергаменте (Innis H. Empire and communications. – Toronto, 2007, p. 159). Иннис подчеркивает, что взрыв поэзии в Греции седьмого века связан с появлением дешевого папируса (Innis H.A. The bias of communication. – Toronto etc., 2003, р. 7). Кстати, Иннис также попытался увидеть причины конфликтности в столкновении разных медиа. Так, революцию американских колоний он объясняет влиянием индустрии печати. Первую мировую войну – столкновением цивилизаций печати и радио.

Если подытожить, можно выделить следующие составляющие теории Инниса:

· смена материальных носителей коммуникации ведет к существенным изменениям, например, папирус или бумага облегчают транспортировку и работают на связь в пространстве,

· коммуникация обеспечивает как связь в пространстве, так и связь во времени,

· бюрократия ориентирована на связь в пространстве, религия – на связь во времени,

· цивилизации различаются и вариантами монополии на знания, для средневековой Европы в роли монополистов знаний выступали монастыри.

Иннис приходит к коммуникационным исследованиям, отталкиваясь от изучения канадской торговли древесной массой и бумагой (Heyer P. Harold Innis. – Lanham, 2003). Он рассматривает культурную индустрию, которая держится на бумаге: газеты и журналистику, книги, рекламу. И пишет, что понять канадскую экономическую историю невозможно без изучения транспортировки, осюда на следующем шаге и возник интерес к коммуникациям.

В архивах сохранилась рукопись Инниса по истории коммуникации (Buxton W.J. Harold Innis's "History of communications" document // Heyer P. Harold Innis. – Lanham, 2003). Это 1400 страниц от древней Индии до Китая. Кстати, Иннис считал, что западная цивилизация начинала с акцента на времени, а закончила в современном состоянии акцентом на пространстве (Stamps J. Innis in the Canadian dialectical tradition // Harold Innis in the new century. Reflections and refractions. Ed. by W. Buxton, C. R. Acland. – Montreal, 1999).

Мастерская устной истории Андского региона. THOA: 30 YEARS OF POPULAR ORAL HISTORY . Sites about Oral History ( некоторые из них ):

Asocación de Historia Oral de la República Argentina (AHORA) www.ahoargentina.com.ar . Associaçao Brasileira de História Oral http://www.cpdoc.fgv.br/abho/ . Canadian Oral History Association http://www.canoha.ca . Colectivo de Historia Oral (Colombia) http://colectivohistoriaoral.spaces.live.com/ . Czech Oral History Association http://www.oralhistory.cz/ http://www.coh.usd.cas.cz . International Oral History Association http://www.iohanet.org . Iranian Oral History www.oral-history.ir . Japan Oral History Association http://joha.jp . National Oral History Association of New Zealand http://www.nohanz.org.nz/ . Oral History Association (USA) http://www.oralhistory.org/ . Oral History Association of Australia http://www.ohaa.net.au/ . Oral History Association of South Africa http://www.ohasa.org.za/ . Oral History Society (UK) http://www.oralhistory.org.uk .

Africa. Centre for Popular Memory (CPM), University of Cape Town www.popularmemory.org.za . The Sinomlando Centre for Oral History and Memory-Work, University of Kwa-Zulu Natal http://www.ukzn.ac.za/sorat/sinomlando/ . SA History On-Line http://www.sahistory.org.za/ . International Society for Oral Literature in Africa (ISOLA) http://isola.binghamton.edu/ . South African Archives http://www.national.archives.gov.za/ .

United Kingdom. British Library http://www.bl.uk . British Library Sound Archive http://www.bl.uk/collections/sound-archive/history.html . School of Scottish Studies, University of Edinburgh http://www.sss.ed.ac.uk . International Association of Sound and Audiovisual Archives http://www.llgc.org.uk/iasa . University of London Institute of Historical Research http://www.ihr.sas.ac.uk .

United States. Oral History Research Office Columbia University, New York http://www.columbia.edu/cu/libraries/indiv/oral . Regional Oral History Office, Bancroft Library, Berkeley University http://www.lib.berkeley.edu/BANC/ROHO . H-Oralhist – a network for scholars and professionals active in studies related to oral history http://www.h-net.msu.edu/~oralhist . Smithsonian Institution Archives http://www.siris.si.edu . Presidential Oral History Program, Miller Center of Public Affairs, University of Virginia http://www.millercenter.virginia.edu . John F Kennedy Library Oral History Project http://www.cs.umb.edu/~serl/jfk/oralhist.htm . Southern Oral History Program, University of North Carolina at Chapel Hill http://www.unc.edu/sohp . Survivors of the Shoah Visual History Foundation http://www.vhf.org . United States Holocaust Memorial Museum, Washington http://www.ushmm.org . University of Alaska Fairbanks Oral History Program http://library.uaf.edu/oral-history . University of Connecticut Center for Oral History http://www.oralhistory.uconn.edu . University of Hawai’i Center for Oral History http://www2.soc.hawaii.edu/css/oral_hist/index.htm . University of Louisville Oral History Center http://www.louisville.edu/library/uarc/ohc.htm . California State University Monterey Bay. Oral History and Community Memory Institute and Archive http://hcom.csumb.edu/oralhistory . 1968: The Whole World Was Watching http://www.stg.brown.edu/projects/1968 . New Jersey Council for History Education http://www.njche.com/index.htm . Audio Engineering Society http://www.aes.org . National Media Laboratory http://www.nml.org . The History Channel http://www.historychannel.com .

Стефаненко Т. Этнопсихология - Библиотека Гумер:

В фокусе интереса западных культурантропологов русский национальный характер оказался в первые послевоенные годы (в период «холодной войны»). Его особенности – по гипотезе свивания британского исследователя Дж. Горера – они связывали с сохранившимся в России вплоть до XX в. обычаем тугого пеленания младенцев – до года и более – с помощью специального свивальника. В популяризации этой идеи большую роль сыграли М. Мид и Э. Эриксон, использовавший ее в работе «Легенда о юности Максима Горького», где он попытался ответить на вопрос: «действительно ли русская душа – спеленутая душа?» Из чередования почти постоянной неподвижности младенца и его кратковременного освобождения из свивальника для купания и двигательной активности пытались вывести раскачивание русских «между длительными периодами депрессии и самокопания и короткими периодами бешеной социальной активности» и даже «между длительными периодами подчинения сильной внешней власти и короткими периодами интенсивной революционной деятельности» [Bock, 1988, р. 85].

Явно неправомерно придавать столь глобальное значение «пеленочному детерминизму» (одному из «ничтожных аспектов дела», по П. Сорокину), но не следует и отбрасывать его возможное влияние на развитие личности. Сторонники гипотезы вовсе не утверждали, что практика тугого пеленания детей является основной причиной автократических политических институтов царизма и сталинизма или что она привела к формированию маниакально-депрессивной базовой личности русского народа. Напротив, они подчеркивали, что не стоит ограничиваться единственной однонаправленной цепью причинности. Сам Горер скорее довольствовался тем, что рассматривал свивание младенцев как один из способов, которым русские «…информируют своих детей о необходимости сильной внешней власти. Как ни вспомнить отрывок из автобиографии Л.Н. Толстого о его первом детском воспоминании – попытках высвободиться из свивальника:

«Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться. <…> Мне хочется свободы; она никому не мешает, и меня мучают. Им [взрослым] меня жалко, и они завязывают меня, и я, кому все нужно, я слаб, а они сильны».

Эриксон, осознавая, что тугое пеленание является почти универсальным в мировых культурах обычаем, утверждал, что он сохранился [с. 137]столь долго и «получил усиление» именно в России из-за синхронизации особенностей ранней социализации детей с другими элементами культуры. В русской культуре он выделял несколько образцов, имеющих одинаковую форму – чередования полной пассивности и бурной эмоциональной разрядки. Так, на формирование личности русского человека, по его мнению, оказал влияние ритм крестьянской жизни в холодном климате – смена относительной бездеятельности и пассивности в долгие зимние месяцы и «периодическое освобождение… после весенней оттепели. Интересно, что схожие черты – черты «культурного эпилептоида», который долго задерживает эмоциональные реакции, а затем сокрушительно и бурно взрывается, были выявлены К. Касьяновой у русских в 70-е годы XX в. Использование ею клинического теста ММРI (Миннесотского многофакторного личностного опросника) не может не вызвать критических замечаний, ибо он был сконструирован не для этнопсихологических исследований здоровых людей, и тем не менее автору с помощью междисциплинарных интерпретаций удалось «нащупать» некоторые особенности, присущие русскому человеку.

См . Economic anthropology .

Economics in Anthropology . Agriculture in Southern Mali • Children help farm when they are very young, thus tend to have many children • Large families can cultivate more land and therefore, are generally more wealthy than small families • Leaders acquire political and social prestige that is derived from having wealth and many relatives. Marriage Celebration • Marriage celebration connects two families and builds networks of relations • Marriage is also a time for the exchange of culturally appropriate gifts. It is a form of balanced reciprocity.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь