Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство Каролингской империи.



Укрепление государства франков в результате военных побед. Расширение его территории. Коронование Карла Великого в Риме в 800 г. Культура Каролингской империи. Учреждение новых школ, реформа письменности, изучение античных рукописей. Обращение к античной и раннехристианской традиции в области архитектуры и изобразительного искусства. Влияние искусства Востока и Византии. Термин «Каролингский Ренессанс» и его смысл. Придворный характер Каролингского Ренессанса.

Архитектура Каролингской империи. Грандиозный размах строительства. Деревянные жилые и хозяйственные постройки по данным археологических изысканий. Тип «франкского дома». Бурги и укрепленные поселения. Имперские пфальцы. Пфальц Карла Великого в Аахене. Аахенская капелла. Пфальц в Ингельхайме. Резиденция епископа Теодульфа в Жерминьи-де-Прэ и ее капелла.

Типы каролингских базилик. Монастырь в Фульде. Каролингская церковь аббатства Сен-Дени. Старинные изображения плана Сен-Галленского аббатства и церкви монастыря Сен-Рикье. Двойная ориентация некоторых храмов, башни на перекрестье нефа и трансепта и на фасадах, Монастырь и Лорше, ворота с надвратным залом.

Монументальная живопись. Сообщения источников о многочисленных фресках и мозаиках каролингских дворцов и храмов. Скудость сохранившихся памятников. Мозаика апсиды в Жерминьи-де-Прэ, ее символический характер. Изображения из истории св. Стефана и крипте церкви Сен-Жермен в Оксерре, Евангельский цикл и «Страшный суд» в церкви Иоанна в Мюнстере. Литературные источники о росписях дворцов в Ингельхайме и Жерминьи-де-Прэ. Воздействие каролингского искусства на монументальную живопись Италии. Фреска «Вознесение» в подземной церкви Сан Клементе в Риме. «Распятие» в церкви Сан Винченцо ин Вольтурно.

Каролингская миниатюра. Сочетание в ней традиции меровингской книги с влиянием англо-ирландской, византийской и раннехристианской миниатюры. Постепенное распространение повествовательных иллюстративных циклов. Вопрос о главных центрах изготовления книги.

Аахен как наиболее вероятный центр книжного искусства на рубеже VIII и IX вв. Так называемая «Придворная школа» Карла Великого («Школа Годескалька»). Роскошная декорировка рукописей, золотые и серебряные буквы, пурпурная окраска страниц, богатейшие орнаменты. Использование меровингской и англо-ирландской орнаментики. Символические изображения «источника жизни», восточное происхождение мотива. Изображения восседавших на тронах евангелистов в обрамлении арок на фоне фантастической архитектуры. Декоративное оформление таблиц канонов. Почти полное отсутствие повествовательных иллюстраций. Главные памятники школы - «Евангелие Годескалька» (Париж, Национальная Библиотека), «Евангелие Ады» (Трир, Муниципальная Библиотека), «Евангелие» из монастыря св. Медарда в Суассоне (Париж, Национальная Библиотека).

Классицистическое направление в раннекаролингской миниатюре. Так называемая «Дворцовая школа» («школа венского коронационного Евангелия»), также, по-видимому, сложившаяся в Аахене во времена Карла Великого, Возрождение позднеантичных живописных приемов трактовки формы. Изображения евангелистов на фоне пейзажа. «Коронационное Евангелие Карла Великого» (Вена, Национальная Библиотека). «Евангелие Карла Великого» (Аахен, Сокровищница собора).

Возникновение ряда локальных школ миниатюры при преемниках Карла Великого. «Реймсская школа». Ее расцвет в 20 - 30-х гг. IX в. Связь с «Дворцовой школой» и заметное влияние раннехристианского искусства. Высокое качество иллюстраций реймсских рукописей, присущие им черты повышенной экспрессии, динамичности рисунка, «Евангелие Эбо» (Эпернэ, Муниципальная Библиотека). «Утрехтская Псалтирь» (Утрехт, Библиотека Университета) - Выдающийся памятник каролингской миниатюры.

«Турская школа», период ее наибольшей активности - 40-е годы IX в. Изготовление больших иллюстрированных Библий в скриптории монастыря Сен-Мартен в Туре. «Библия Мутье-Гран-валь» (Лондон, Британский музей), «Библия Вивиена» (Париж, Национальная Библиотека), «Евангелие Лотаря» (Париж, Национальная Библиотека). Появление в этих рукописях изображений каролингских монархов. Сцена поднесения книги Карлу Лысому в «Библии Вивиена».

«Придворная школа Карла Лысого». Неясность ее локализации. «Псалтирь Карла Лысого» (Париж, Национальная Библиотека), «Коронационный Сакраментарий Карла Лысого» (Париж, Национальная Библиотека), «Золотой кодекс» из монастыря Эммерама в Регенсбурге (Мюнхен, Баварская Библиотека).

«Позднереймсская школа» - «Библия Карла Лысого» (Рим, Сан Паоло Фуори). «Метцская школа». Введение пышной растительной орнаментики. Украшение инициалов сценками из жизни Христа и легенд о мучениках и святых. «Сакраментарий Дрогона» (Париж, Национальная Библиотека).

Скульптура. Вопрос о существовании монументальной скульптуры в каролингских храмах. Широкое распространение мелкой пластики. Изделия из слоновой кости - складни, ларцы, реликварии, оклады для книг, епископские посохи, литургические гребни и т.п. Так называемая «группа Ады» - придворная школа конца VIII - начала IX в. Ее характерные признаки - крупные фигуры, мягкая округлость линий, орнаментальная обработка поверхности. «Реймсская школа» (группа Лиутара) - середина IX в. Динамичность и экспрессия, резкость линий, светотеневые контрасты - типичные признаки школы. Оклад «Псалтири Карла Лысого» (Париж, Национальная Библиотека) - ее главный памятник. «Метцская школа» середины и второй половины века. Статичность рисунка, широкое использование растительного орнамента. Литургический гребень со сценой «Распятие» (Кельн, Музей). Бронзовая пластика - статуэтка Карла Великого из Метца (Париж, Лувр). Серебряный антепендиум в церкви Сант Амброджо в Милане («Антепедиум Вольвиниуса»). Искусство окраин Каролингской империи. Статуя св. Веры в Конке.

Искусство Европы в Х – начале ХI вв.

Распад Каролингской империи и вторжения норманнов, сарацин и венгров. Угасание Каролингского Ренессанса. Оживление художественной деятельности на окраинах Европы, за пределами границ империи Каролингов.

Искусство Испании.

Испания при арабах. Так называемое мосарабское искусство. Расцвет художественной культуры Астурии в I Х-Х вв. Иллюстрированные рукописи комментариев Беатуса из Лиебаны к «Апокалипсису» и «Книге Даниила». Смещение элементов арабской, вестготской и раннехристианской традиций.

Искусство Англии

Упадок Нортумбрии после вторжения норманнов и датчан и разорение ее культурных центров. Возвышение в I Х в. королевства Уэссекс в южной Англии. Церковная реформа в Уэссекее в X веке. Столица королевства Винчестер - центр реформационного движения. Англо-винчестерская иллюстрированная книга X - начала XI в. Своеобразие ее графической манеры и орнаментики. «Дарственная короля Эдгара Ньюминстерскому аббатству» (Четсворт, Коллекция герцога Девонширского). «Бенедикционал Этевольда» (Лондон, Британский Музей). Влияние каролингского искусства на англо-винчестерскую книгу. «Утрехтская Псалтирь» в Англии и ее копии. Распространение графической иллюстрации, выполненной пером цветными чернилами. «Котонианская Псалтирь» (Лондон, Британский Музей). Разработка новых иконографических мотивов в англо-винчестерской миниатюре.

Искусство Германии

Возвышение Германии на рубеже X - XI вв. во времена Саксонской династии и возникновение империи при Оттоне 1 (962 г.). Идея объединения политической и церковной власти. Восточная экспансия империи и перенесение центра политической и культурной жизни к востоку от Рейна. Художественная культура Германии на рубеже X и XI вв. и понятие «Оттоновского Ренессанса».

Архитектура. Литературные источники и данные археологии о строительстве в Германии в Х-Х I веках. Особое значение Саксонии в связи с восточной экспансией. Возведение укреплений и основание городов в этом районе. Основание Кведлинбурга, Магдебурга, Гослара. Значение инициативы центральной власти в строительстве городов и соборов. Императорский пфальц в Госларе.

Так называемая Саксонская школа архитектуры. Двусторонняя ориентация храмов, тяге к симметрии композиции, массивность строений, пластическая выразительность масс. Крипта Виперта в Кведлинбурге. Сведения о первом имперском соборе Германии - храме св. Маврикия в Магдебурге, построенном по указанию Оттона 1. Церковь Кириака в Гернроде, Археологические данные о раннем архиепископском соборе в Майнце. Проблема «вестверка» в церковном зодчестве оттоновской Германии.

Монументальная живопись Германии. Монастырь на ocтрове Рейхенау на Боденском озере - один из главных культурных центров империи. Роспись церкви св. Георгия в Оберцелле на острове Рейхенау.

Миниатюра. Расцвет книжного искусства в важнейшие его центры. «Трирская школа». Значение традиций раннехристианского и каролингского искусства. Сюжетные иллюстрации «Кодекса Эгберта» (Трир, Муниципальная Библиотека). Фрагменты «Кодекса св. Григория» (Музеи в Шантильи) - шедевр этой группы.

«Школе Рейхенау» - придворная школа Оттоновских императоров. Влияние на нее византийского искусства. Усиление плоскостности и графичности, локальность цвета, введение золотых фонов, преувеличенность экспрессии. Изображение евангелистов в «Кодексе Эгберта» (Трир, Муниципальная Библиотека) как ранний памятник школы. «Евангеларий Оттона III » (Мюнхен, Баварская Библиотека) «Книга евангельских чтений Генриха II » (Мюнхен, Баварская Библиотека), «Апокалипсис» (Бамберг, Государственная Библиотека).

«Кельнская школа». Эскизность живописи, динамичность композиции и рисунка - характерные черты школы. «Евангеларий аббатиссы Хитды из Мешеды» (Дармштадт, Гессенская Библиотека).

«Регенсбургскея школа», ее расцвет во времена франконской династии. Сложность теологической программы, обилие символических мотивов, дробность и- перегруженность композиции - характерные черты иллюстраций этой группы рукописей. «Сакраментарий Генриха II » (Мюнхен, Баварская Библиотека). «Евангеларий аббатиссы Уты иа Нидермюнстера» (Мюнхен, Баварская Библиотека).

Скульптура. Распространение наряду с изделиями из слоновой кости и драгоценных металлов, изготовляемыми для нужд литургии и для частных лиц, произведений из бронзы и, дерева, украшающих храмы и рассчитанных на всеобщее обозрение. Рельефы на стенах капеллы «Гроба господня» в церкви Кириака в Гернроде. Бронзолитейная мастерская в Хильдесхайме. Бронзовые двери Хильдесхаймского собора. Колонна епископа Бернварда. Деревянные резные двери церкви Санта Мариа ин Капитоль.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь