Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественная культура Европы периода готики.



Европа в Х III -Х IV вв. Крестовые походы. Расцвет средневековых городов. Их борьба с феодалами. Городские коммуны. Возникновение городских школ и скрипториев. Университеты. Борьба церкви против ересей и вольнодумства. «Нищенствующие» монашеские ордена - доминиканский и францисканский. Учреждение инквизиции. Схоластика и учения, оппозиционные ортодоксальные церкви.

Развитие светской литературы на национальных языках. Куртуазная повесть и роман. Лирическая поэзия. Сборники дидактических притч. Аллегорическая поэзия - «Роман о Розе». Городская литература - фаблио, зачатки светской драмы, фарсы, сатирическая литература.

Искусство готики. Происхождение термина и его условность. Готика как искусство, отвечающее потребностям средневекового города. Ведущая роль архитектуры и ее влияние на развитие форм изобразительного искусства. Районы формирования и наибольшего pacпространения готического искусства.

Подъем городского строительства в эпоху готики. Городской собор Х III – Х IV вв. Его культовое и общественное назначение, его роль в жизни города и в формировании его облика. Грандиозные размеры готических соборов. Развитие строительной техники. Готическая система конструкций. Нервюрный свод. Сосредоточение нагрузки свопов на опорных столбах и контрфорсах я предельное облечение стены. Огромные окна, застекленные цветными витражами. Причудливая игра окрашенных световых лучей в интерьере храма и учение Псевдо - Дионисия Ареопагита о божественном свете. Воплощение в облике и интерьере собора идеи «Небесного Иерусалима». Наружная декорировка собора, ее тесная связь с конструкцией. Второстепенная роль монастырского зодчества в готический период,

Типы планировки городов. Здание ратуши и городская дозорная башня. Дома купеческих гильдий. Здания городского суда, крытого рынка, биржи, таможни, складов, больниц. Жилые дома горожан. Феодальный замок в Х III -Х IV вв.

Изобразительное искусство готики. Изобилие скульптуры на фасадах готических соборов, в особенности, во Франции и в Англии, Появление круглой пластики. Подчинение скульптуры архитектурным формам. Иконографическая программа скульптуры готического храма, отражение представлений о мироздании и судьбах человечества. Значение символики и аллегории. Включение в программу наряду с религиозными многочисленных светских изображений. Возрастающий интерес к реальности - изображение современных костюмов, оружия, индивидуализация лиц. Сохранение условности в постановке фигуры и трактовке одежд. Вытеснение стенной живописи витражом. Проблема синтеза архитектуры, скульптуры и витража в готическом соборе.

Готическая книга. Ведущая роль городских скрипториев по сравнению с монастырскими. Уменьшение размеров книги, изящество декорировки. Возрастающий спрос на книгу со стороны мирян. Иллюстрированные псалтири, часословы; светская книга - романы, хроники, басни, притчи, трактаты об охоте и т.п. Расширение тематики иллюстраций и быстрое развитие реалистических элементов в миниатюре.

Искусство Франции.

Франция в Х III -Х IV вв. Объединение страны и укрепление королевской власти. Борьба французских королей с папством и «Авиньонское пленение пап» (1309-1377). Участие в крестовых походах. Начало Столетней войны в 1337 году. Победы англичан в битвах при Креси (1346 г.) и при Пуатье (1356 г.) и оттеснение их во времена Карла V (1346-1380).

Архитектура. Городской собор. Сложение основных конструктивных приемов и рождение форм готической архитектуры. Иль-Де-Франс в первой половине Х II в. Строительство аббатства Сен-Дени. Восточный хор церкви как прообраз готической конструкции. Рассказ аббата Сугерия о строительстве и украшении Сен-Дени. Ранний собор в Шартре, собор в Сансе, их связь с мастерской Сен-Дени, Бурное строительство городских соборов во Франции в конце Х II - 1-й половине Х III вв. Ранняя готика - соборы в Лане и Париже. Шестичастные своды в центральном нефе, наличие эмпор, массивные круглые опоры. Фасад собора Парижской Богоматери, его композиция, архитектоническое и символическое значение розы, вертикальные и горизонтальные членения. Строгая локализация скульптуры и значение гладкой поверхности стены. Зрелая готика во Франции. Собор в Шартре. Система свопов, организация внутреннего пространства, вертикальные членения стен центрального нефа, огромные окна с витражами. Исчезновение эмпор и замена их трифориями. Соборы в Реймсе и Амьене. Сент-Шапелль в Париже, Окончание строительства больших городских соборов во второй половине Х III в. Развитие декоративных форм поздней (пламенеющей) готики. Запоздалое развитие готики в архитектуре Нормандии. Собор в Кутансе. Руанский собор и преобладание в нем форм пламенеющей готики. Слабое развитие готического стиля в южной Франции. Собор в Альби.

Замки и крепости готического периода. Строительство укреплений в Нормандии при Филиппе-Августе, Дополнительные башни в Жизоре, Фалезе, Шиноне, Замок в Руане, Дурден. Упрощение плана замка и появление рядом с донжоном жилого здания. Использование античной теории фортификации, Куси - замок могущественного феодала, построенный в период ослабления королевской власти (регенства Бланки Кастильской в годы малолетства Людовика IX), Феодальный замок того же времени - Булонь-сюр-мер. Замок Бланки Кастильской в Анжере. Папский дворец в Авиньоне и его укрепления. Сент-Андре в Вилльнев-лез-Авиньон крепость, построенная Филиппом Красивым напротив папского дворца. Интенсивное строительство замков в период Столетней войны. Королевские замки - Лувр, Бастилия, Венсан. Замки Людовика Орлеанского - Пьерфон, Ла-Ферте-Милон. Замки герцога Беррийского - Сомюр, замок и дворец в Пуатье. Изображения позднеготичесхих французских замков в «Богатейшем Часослове» герцога Баррийского (Шантильи, Музей Кондэ).

Французский город Х III -Х IV вв. Планировка города и городские укрепления. Готические укрепления Керкассона (наружный пояс стен), Эг-Морт - город-крепость, возведенный при Людовике XI у средиземноморского побережья близ устья Роны. Укрепленные мосты - мост Валентен в Кагоре. Ратуши, их основной тип. Ратуши в Сент-Антонэн, Компьене, Аррасе. Дворец Юстиции в Руане. Городские жилые дома. Тип укрепленного особняка - дом Жака Кера в Бурже.

Скульптура, Рождение статуарной пластики во Франции в первой половине Х II в. Портал аббатства Сен-Дени. «Королевский портал» собора в Шартре. Разработка системы скульптурной декорировки готического собора в первой половине Х III в. Этапы развития готической скульптуры в Х III -Х IV вв. Простота силуэта, плавность линий, сдержанность движений и мимики в статуях и в фигурах рельефов первой трети Х III в. Акцентировка опоры на одну ногу, изгиб фигуры, изрезанность поверхности, живописная игра светотени, манерность движений и оживленность лица - черты пластики второй половины столетия. Измельченность форм, детализация костюма, индивидуальная характеристика лиц в скульптуре Х IV в.

Скульптура собора Парижской Богоматери. Рельеф «Успение и коронование Марии» на северном портале западного фасада собора. Композиционная схема готического тимпана. Поздняя скульптура собора. «История св. Стефана» (южный портал трансепта). Тимпан портала северного фасада трансепта - «Рождество», «Принесение во храм» и «Избиение младенцев» (в нижнем ярусе), история монаха Теофила (во втором ярусе). Статуя Богоматери на северном фасаде трансепта - единственная подлинная статуя собора. Фрагменты статуарной скульптуры собора Парижской Богоматери, найденные в апреле 1977 г. Скульптура фасадов трансепта собора в Шартре. Ветхозаветные пророки и цари, группа «Посещение Марией Елизаветы» (северный фасад), «Рыцарь» (св. Теодор?), «Св. Мартин, Иероним и Григорий», «Благословляющий Христос» (южный фасад). Статуи и рельефы собора в Амьене. «Св. Фирмен» (левый портал западного фасада). Попарная группировка статуй в сцене «священной беседы». «Благовещенье», «Посещение», «Принесение во храм» (правый портал). «Благословляющий Христос», живописная игра светотени и изрезанность силуэта. Стремление к воплощению возвышенного идеала. Рельефы цоколей - календарные изображения, ветхозаветные сцены. Поздняя скульптура собора - «Золоченая Богоматерь» (южный фасад трансепта). Изогнутость; фигуры, манерность жеста; улыбка. Собор в Реймсе. Группа «Посещения» на центральном портале западного фасада собора и вопрос об использовании античных традиций мастерами французской готики. «Архангел Гавриил» из группы «Благовещенья» - образец работы другой мастерской. Статуи «Церкви» и «Синагоги», галерея королей. Рельефы конца Х III века на внутренней стороне стены западного фасада. Измельченность форм, детализация, утрата монументальности. Скульптура собора в Бурже. Развернутое изображение «Страшного суда» в центральном тимпане западного фасада. Статуи апостолов в Сент-Шапелль в Париже. Появление светской монументальной скульптуры. Сидящие фигуры на фасаде дома музыкантов в Реймсе. Скульптура Х IV века. Развитие интереса к портрету. Статуи Карла V и Жанны Бурбонской (Париж, Лувр). Статуя Жанны Булонской в парадном зале дворца герцога Беррийского в Пуатье.

Витраж. Расцвет готического витража в Х III в. Значение витража в готическом храме. Композиция сцен в медальонах. Витражи в розах. Собор в Шартре: «История Карла Великого», «История Богоматери», изображения ремесленников. Витражи Буржа, Анжера, Ле-Мана, Оксерра, Тура, Труа. Сент-Шапелль, прекрасная сохранность витражей. Дублирование стекол и изменение колорита окон. Распространение техники наружной окраски стекол, использование светлых тонов, витражи в манере гризайль, характерные для Х IV в. Витражи в Эвре, Страсбурге, Каркассоне. Изменение композиции - крупные фигуры под архитектурными балдахинами.

Миниатюра. Париж - центр европейской книжной продукции в Х III и Х IV вв. Расширение спроса на книгу со стороны светских заказчиков. Миниатюра первой половины Х III в. - влияние витража на композицию иллюстраций и их колорит, «Псалтирь королевы Ингеборг» (Шантийи, Музей Кондэ), «Псалтирь Бланки Кастильской» (Париж, Библиотека Арсенала), «морализованные Библии». Изменение характера композиции иллюстраций в середине Х III века, исчезновение медальонов, появление архитектурных пинаклей и роз, обрамляющих сцену. Светский характер изображений, точное воспроизведение современных костюмов, причесок, оружия. «Псалтирь Людовика Святого» (Париж, Национальная Библиотека). Широкое использование накладного золота в миниатюре ХШ в. Миниатюра на рубеже Х III - Х IV вв. Рукопись дидактического трактата «Сомм ле Руа» («Королевский сборник», составлен для Филиппа III Смелого в 1279 году, Лондон, Британский Музей), ее близость к английской миниатюре. Работы мастера Онорэ для Филиппа IV Красивого, «Бревиарий Филиппа Красивого» (Париж, Национальная Библиотека). Миниатюра первой половины Х IV века. Декорировка полей побегами с листвой, распространение изображений так называемых «дролери» - забавных фигурок, обезьян, карликов, птиц, улиток и т.п. на полях рукописей. Жан Пюселль, глава большой мастерской. «Белльвилльский Бревиарий» (Париж, Национальная Библиотека), живость и изящество миниатюр. Влияние школы Жана Пюселля. Иллюстрации «Больших французских хроник» (Париж, Национальная Библиотека) и распространение рукописей светского содержания. Миниатюра конца Х IV - начала Х V вв. Светские князья - библиофилы. Библиотеки Карла V , Филиппа Бургундского и герцога Жана де Берри. Соприкосновение французской миниатюры этого времени с искусством, итальянского Проторенессанса. Работы Жакмара де Эсден - «Большой Часослов» (Париж, Национальная Библиотека), «Прекраснейший Часослов герцога Беррийского» (Париж, Национальная Библиотека). Андрэ Боневэ, архитектор, живописец и скульптор. Его работа для герцога Веррийского - «Псалтирь герцога Беррийского» (Париж, Национальная Библиотека). Парижская школа на рубеже Х IV -Х V вв, «Часослов маршала Бусико» (Париж, Музей Жакмар-Андре), пространственное построение его миниатюр. Попытки отождествить его автора с живописцем и архитектором Жаном Коэном. «Книга чудес» (Париж, Национальная Библиотека) с миниатюрами работы того же художника и так называемого «Бэдфордского мастера», иллюстрировавшего также «бэдфордский часослов» (Лондон, Британский Музей) и «Книгу об охоте» Гастона де Фуа (Париж, Национальная Библиотека}. «Часослов герцога Беррийского» (Шантийи, Музей Кондэ) с миниатюрами работы братьев Лимбург. Изображения современной архитектуры (замки Франции), пейзажи и портреты в календарных миниатюрах этой книги. «Часослов Рогана» (Париж, Национальная Библиотека) и его иллюстратор.

Ткани. Серия ковров с изображением «Апокалипсиса», выполненных Никола Батайлем из Парижа для герцога Людовика Анжуйского (Анжер, замок).

Искусство Англии.

Англия в Х III - Х IV вв. Владения Плантагенетов на континенте и территориальные споры с Францией, Столетняя война (1337-1453). Ранне-реформационное н антифеодальное движение в Англии в Х IV века. Джон Уиклиф (1321-1384), лолларды, восстание крестьян.

Тесные культурные связи Англии и Франции в Х III в. Раннее проникновение в Англию готических форм. Стойкость готики и ее длительная эволюция в английской архитектуре.

Архитектура. Прочные традиции монастырской церкви в Англии и слияние собора с монастырским храмом. Своеобразна английского готического храма - удлиненность плана, часто встречающееся прямоугольное завершение хора, небольшая высота сводов и ограниченное применение аркбутанов, акцентировка средокрестья высокой башней, пристрастие к сложным плетениям нервюр, приобретающим в поздний период чисто декоративный характер. Основные этапы развития английской готики. Длительность строительства больших английских соборов и их стилистическая неоднородность,

Кентерберийский собор, его ранняя и поздние части. Собор в Солсбери как характерный памятник ранней английской готики. Собор в Линкольне, Разнообразие композиции фасада в английских соборах. Собор в Уэльсе. Вестминстерское аббатство в Лондоне, этапы его строительства. Соборы в Личфилде, Эксетере, Или, развитие форм так называемого «украшенного стиля». Поздняя готика в Англии, так называемый «перпендикулярный стиль». Капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, капелла Кэмбриджского колледжа, монастырский дворик в Глостере.

Гражданская архитектура Англии. Запрещение строительства феодальных замков и крепостей. Государственные оборонительные сооружения. Совершенствование системы обороны и развитие дворцового комплекса в королевских замках. Замки Виндзор, Пемброк, Карнарвон. Жилое строительстве в городах. Амбар и кухня в Гластонбери - пример хозяйственных городских построек. Общественные сооружения - госпиталь св. Марии в Чичестере, колледжи в Оксфорде в Кембридже.

Скульптура. Широкое распространение скульптурной декорировки на фасадах готических храмов Англии, Скульптурные украшения консолей, замковых камней, капителей. Декоративный характер скульптуры, отсутствие единой иконографической программы, преобладание отдельных фигур над изображением сюжетных сцен. Скульптура соборов в Солсбери, Эксетере, Иорке, Уэльсе. Английские надгробия, стремление к портретности и индивидуализации. Епископские надгробия в Солсбери, надгробие Иоанна Безземельного в Рочестерском соборе, надгробие Эдуарда Ш в Вестминстерском аббатстве.

Живопись. Высокий уровень английской миниатюры готического периода. Главные центры изготовления рукописей - графства Норфолк и Суффолк в восточной Англии, Изящество орнаментики, инициалы, бордюры, «дролери». Близость к французской миниатюре на рубеже Х III -Х IV вв. «Псалтирь Робера де Лилль» (Лондон, Британский Музей), ее орнаментика и миниатюры. Много лопастные обрамления миниатюр, орнаментированные фоны, «Псалтирь королевы Мэри» (Лондон, Британский Музей), необычайная насыщенность книги иллюстрациями, рисунками на полях, орнаментами, фигурными инициалами. Светские изображения в календарном цикле и в рисунках на полях. Английские иллюстрированные «Апокалипсисы». «Апокалипсис» Библиотеки Колледжа в Кэмбридже.

Искусство Нидерландов.

Значение Фландрии как важнейшего торгово-промышленного центра Западной Европы. Могущество городских коммун.

Архитектура. Своеобразие нидерландской готики и особенное значение гражданской архитектуры. Ратуши и дома купеческих гильдий и цехов. Большие размеры зданий, огромные башни, богатая декорировка фасадов. Ратуша в Брюсселе, Лувене, ратуша и торговые ряды в Брюгге, суконная биржа в Ипре. Культовое зодчество Нидерландов, влияние на него французской готики. Пристрастие к большим размерам храмов и очень высоким башням. Церковь св. Гудулы в Брюсселе, собор в Антверпене, доминиканская церковь и собор в Лувене, соборы в Мехельне, Утрехте. Жилые дома в Брюсселе, Ипре, Турнэ.

Изобразительное искусство. Плохая сохранность нидерландской готической скульптуры, пострадавшей во времена Реформации. Литейные мастерские в районе Мааса. Расцвет живописи во Фландрии на рубеже Х IV и Х V веков, работы выходцев из Фландрии во Франции, Становление искусства Ренессанса.

Искусство Германии.

Борьба феодалов и усобицы в Германии после падения династии Штауфенов. Ослабление императорской власти, укрепление суверенитета князей, фактическая самостоятельность территориальных княжеств. Неравномерность экономического развития Германии. Развитие торговли и рост городов на побережье Балтийского моря, на Рейне в южных районах. Возникновение союзов городов. Позднее развитие готического искусства в Германии. Разнообразие местных вариантов готики.

Архитектура. Культовое зодчество. Участие немецких мастеров в строительстве соборов во Франции в начале Х III в. Проникновение влияния французской конструктивной системы с 30-х годов Х III в. Элементы готической конструкции в архитектуре Бамбергского собора. Раннеготический хор собора в Магдебурге. Церковь Елизаветы в Марбурге. Влияние французских образцов и местные черты - массивность стен, зальный тип здания, трехлепестковый хор. Кельнский собор, сходство его плана с французским прототипом, длительность строительства храма и соединение в нем форм ранней и поздней готики. Гигантские размеры здания. Собор в Страсбурге (Франция), сохранившиеся известия об участии в его строительстве немецких зодчих. Сочетание в архитектуре собора французских и немецких черт. Собор и церковь св. Северина в Эрфурте. Распространение типа собора с одной высокой башней на фасаде. Собор во Фрейбурге. Ульмский собор, его огромные размеры, длительность строительства. Декоративные плетения нервюр. Зальные церкви поздней готики. Церковь св. Креста в Швабском Гмюнде, церковь св. Духа в Ландсгуте, церковь св. Анны в Аннаберге. Немецкая «кирпичная готика» Северная Германия - главная область ее распространения. Церковь Марии в Любеке, монастырские церкви в Доберане, Хорине.

Гражданская архитектура Германии. Ратуши, дома купеческих гильдий. Ратуши в Любеке, Брауншвейге, Типы жилых домов, широкое применение фахверковых конструкций. Феодальные замки - Эльтц, Марбург. Замки тевтонского военно-рыцарского ордена на балтийском побережье, отражение в их планировке и оборонительных сооружениях влияния крепостной архитектуры крестоносцев. Крепость Мариенбург (теперь Мальборк, Польша),

Скульптура. Характер скульптурной декорировки готического собора в Германии. Отсутствие единой программы, изолированность отдельных скульптурных групп, скромность скульптурного убранства фасадов и наличие рельефов и статуй в интерьере. Появление наряду с религиозными значительного числа светских изображений.

Скульптура «Золотого портала» во Фрейберге - ранний памятник немецкой готики. Влияние иконографической программы французских соборов. Стилистическое родство с романскими формами. Ранняя скульптура Страсбургского собора, работы так называемого «мастера Церкви и Синагоги». Рельефы тимпанов двойного портала южного фасада трансепта «Коронование» и «Успение Марии», Статуи «Церкви» и «Синагоги». Изображение «Страшного суда» на столбе в южном рукаве трансепта. Скульптура собора в Бамберге, Статуи «портала Адама», изображения императорской четы, обваленные фигуры Адама и Евы. Группа «Посещения» в интерьере собора и вопрос о связях немецкой готической скульптуры с французской. Бамбергский всадник. Скульптура Магдебургекого собора – «Мудрые и неразумные девы» на северном портале трансепта. Драматизация, преувеличенность мимики. Памятник императору Оттону на площади перед зданием ратуши. Скульптура Наумбургского собора - вершина немецкой готики. Рельефы ограды западного хора с изображением «Страстей». Свобода интерпретации сюжетов, необычайная выразительность лиц, многоплановое построение рельефов. Статуи основателей церкви в западном хоре. Вопрос об источниках замысла, яркость индивидуальной характеристики. Другие работы Наумбургского мастера — рельефы разрушенной ограды хора в Майнце, статуи в Мейссенском соборе. Поздняя готическая скульптура Германии. Статуи западного фасада собора в Страсбурге, статуя Кельнского собора. Скульптура X IV в. «Прекрасный колодец» в Нюрнберге.

Витраж. Техника немецкого витража, ее отличие от французской. Литературные источники о первых витражах Германии. Старейшие памятники: голова Христа из Вейссенбурга, фигуры пророков собора в Аугсбурге. Витражи церкви Елизаветы в Марбурге, соборов в Мерзебурге, Наумбурге, Эрфурте, Стендале.

Миниатюра. Распространение наряду с религиозной книгой рукописей светского содержания. Так называемая «Рукопись Манессе» (Гейдельберг, Библиотека Университета) - сборник песен миннезингеров. Иллюстрации с изображениями турниров, состязаний певцов, сцен охоты, прославленных миннезингеров. Высокое качество исполнения. Обилие реальных мотивов.

Искусство Италии.

Разобщенность отдельных районов Италии, самостоятельность городов, пестрота культуры. Романо-византийские основы итальянского искусства и готическое влияние.

Архитектура. Культовая архитектура. Сохранение романского типа здания и включение декоративных элементов готики. Небольшая высота сводов, отсутствие башен на фасадах, небольшие оконные проемы, отсутствие аркбутанов. Церковь Сан Франческе в Ассизи, Санта Мариа Новелла во Флоренции, Постройки Арнольфо ди Камбио - церковь Сайта Кроче и собор Санта Мариа дель Фьоре во Флоренции. Проторенессансные черты в архитектуре собора Санта Марка дель Фьоре. Соборы в Сиене и Орвието, щипцовые завершения фасадов, полихромная декорировка стен. Миланский собор, влияние северной готики, участие в его строительстве немецких и французских мастеров. Местные черты в архитектуре Миланского собора.

Обилие памятников гражданской архитектуры в Италии. Палаццо Веккио - флорентийская ратуша, построенная Арнольфо ди Камбио. Крепостной характер здания. Хлебный рынок во Флоренции, переделанный в конце Х IV в. в церковь Ор Сан Микеле. Архитектура Венеции. Палаццо дожей.

Скульптура. Скудость монументальной скульптуры на фасадах храмов. Распространение церковных кафедр, украшенных рельефами. Кафедры Николло Пизано и проблема возникновения итальянского Проторенессанса. Работы Джованни Пизано, влияние французской готики. Скульптурные работы Арнольфо ди Камбио. Андрее Пизано и его работы во Флоренции. Надгробие Кан Гранде делла Скала в Вероне.

Живопись. Сохранение больших поверхностей стен в итальянских готических храмах как основа для развития монументальной живописи. Ранний расцвет Проторенессанса в Италии. Живопись Пьетро Каваллини. Росписи Джотто в Ассизи, Падуе и Флоренции. Сиенская живопись Х IV века - Дуччо, Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти. (Произведения мастеров итальянского Проторенессанса характеризуются в курсе очень бегло, так как будут рассмотрены детально в курсе «Искусство Возрождения»)

Искусство Испании.

Успехи реконкисты. Вытеснение арабов с Пиренейского полуострова к середине Х III в. за исключением района Гренадского эмирата. Борьба между феодалами за распределение отвоеванных земель. Экономическое укрепление городов.

Архитектура. Отсутствие стилистического единства в культовой архитектуре испанской готики. Влияние Франции и местные черты. Небольшая высота храмов, стремление уменьшить оконные проемы и сохранить нерасчлененную плоскость стены. Неразвитость каркасной системы. Пышно декорированные башни средокрестья. Памятники готики в Кастилии - соборы в Леоне, Бургосе и Толедо. Их родство с французской готикой. Романские черты приходских храмов Кастилии. Собор в Севилье - смешение мавританских и готических черт. Ведущая роль духовенства в строительстве Кастильских храмов. Культовая архитектура Каталонии, приспособление храма к нуждам больших городов. Увеличение размеров знаний, единство пространственного построения. Однонефные церкви. Большая ширина вентрального пролета в трехнефных храмах. Собор и церковь Санта Мария дель Map в Барселоне. Собор в Пальме на острове Мальорка.

Городские общественные здания. Биржи в Барселоне и Валенсии. Городские укрепления - ворота Серрандос в Валенсии. Замки Х III -Х V вв. Постепенное превращение их в дворцовые комплексы. Замки Полан, Сотомайор, круглый замок Бельвер на острове Мальорка.

Скульптура. Распространение монументальной скульптуры преимущественно в кастильских храмах. Влияние французской иконографической программы. Скульптура церкви Квидад Родриго в западной Испании - изображение коронования Марии и история Христа в тимпане. Декоративный характер испанской скульптуры.

Искусство Чехии.

Расширение границ Чехии в Х III -Х IV вв. Подъем городов. Тесные культурные связи с Германией, Францией и Италией во второй половине Х IV в., когда Прага становится столицей Германской империи.

Архитектура. Проникновение готики в Чехию в Х III в. Культовое зодчество. Собор св. Вита в Праге, его строители - Матьяш Аррассккй и Петер Парлерж, Всесвятская капелла в Праге, Церковь Марии перед тыном. Церковь Варвары в Кутна Гора. Развитие городского строительства, Карлов мост в Праге, Пороховая башня. Замок Карлштейн.

Скульптура. Работы Петера Парлержа и его мастерской. Портретные бюсты в трифории собора св. Вита в Праге. «Прекрасные мадонны» начала Х V в.

Живопись и ее связи с искусством Проторенессанса в Италии. Раннее развитие станковой живописи в Чехии. Вышебродский алтарь. Смешение в нем старых традиций с новыми элементами. Заимствование композиционного мотива из фрески Джотто в композиции «Рождество». Мастер Теодорих и его работы в Карлштейне. Вопрос о происхождении стиля живописи мастера Теодориха. Тржебоньский алтарь. Высокие колористические, достоинства живописи, экспрессия, одухотворенность лиц. Высокий уровень книжного искусства Чехии. «Пассиональ аббатиссы Кунигунды» (Прага, Библиотека Университета), Молитвенник» епископа Иоганна фок Неймарк (так называемая «дорожная книга» - «Либер виатикус»; Прага, Библиотека Национального Музея), шеститомная иллюстрированная Библия короля Вен-делн (Вена, Национальная Библиотека).

Искусство Польши.

Борьба Польши с тевтонским орденом и Литвой. Объединение страны в Х IV в.

Архитектура. Развитие городского строительства. Городские укрепления Кракова, Ратуши в Познани, Гданьске, Торуни. Широкое использование кирпича в польском гражданском и церковном зодчестве. Культовая архитектура. Строгость польской готики, простота форм, сохранение массивной стены. Костел Марии в Познани. Его конструктивная система. Зальные церкви, Мариацкий костел в Кракове. Двухнефная церковь в Вислице. Соборы в Гнезно, Познани, Гданьске.

Скульптура. Слабое развитие монументальной пластики. Скульптурные надгробия - королевские гробницы в Вавельеком соборе в Кракове. Резные деревянные мадонны.

Искусство Венгрии.

Венгрия в Х III -Х IV вв. Усобицы, борьба за престол. Вторжение татар.

Архитектура. Плохая сохранность памятников. Церковь Матьяша в Буле, церкви в Шопроне.

Скульптура, Фрагменты монументальной скульптуры в музеях Венгрии. Известия о бронзолитейной мастерской братьев Коложвари. Статуя св. Георгия в Праге (Градчаны). Резные деревянные алтари.

Живопись. Развитие алтарной живописи в Х IV в.

Искусство Скандинавских стран.

Замедленное развитие феодализма в Скандинавии. Походы датчан против поморских славян, завоевание Норвегией Исландии, походы шведов в Финляндию и Россию.

Проникновение готических архитектурных форм в Скандинавию в Х III в. Близость к немецкой прибалтийской готике и влияние французского зодчества, сказывающееся в отдельных памятниках. Дания - собор св. Кнуда в Оденсе, Швеция - собор в Упсале, церковь в Стокгольме, монастырь св. Бригитты в Вадстене. Архитектура острова Готланд, преобладание церквей зального типа - церкви Николая и Екатерины в Висби. Норвегия — собор в Тронхейме. Финляндия - собор в Турку. Скульптурные мастерские Готланда, изготовление каменных купелей, деталей порталов и т.п., вывозившихся во многие страны Европы.

 

Обязательные вопросы к семинару (по каждому текстовая подготовка и иллюстрации):

1. Архитектура раннего средневековья Западной Европы (Мавзолей Теодориха (Равенна),

2. Каролингское возрождение (Архитектура эпохи каролингов, Ахенская капелла, книжная миниатюра).

3. Архитектура романского периода (храмовая архитектура, оборонительная (замковая) архитектура).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь