Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (материал взят из книги Г.Е. Муравьевой «Проектирование технологий обучения»)
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта. В отечественной психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева и другие. Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. В теоретической литературе игра рассматривается как: · особое отношение личности к окружающему миру, · социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру), · деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребенка, · социально-педагогическая форма организации детской жизни. Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным играм. Другие особенности игры: активность участников, занимательность, коллективность, моделирование, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность. Функции игры (В.В.Петрусинский): 1. обучающая – закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления; 2. развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии; 3. коммуникативная – объединение коллектива учащихся, установ-ление эмоциональных контактов; 4. релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении; 5. психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности. Классификации игр. Группы игр, используемых в учебно-воспитательном процессе (О.С.Газман): 1. сюжетно-ролевые, 2. подвижные, 3. дидактические. Дидактическая игра – разновидность игры с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую задачи, правил действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила. Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на: 1. предметные (с дидактическими игрушками и материалами), 2. настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или по принципу сложения целого из частей (типа разрезных картинок), 3. словесные. К дидактическим играм относят: игры на внимание, развитие чувства времени, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей. Дидактические игры по способу организации деятельности делятся на (А.И.Сорокина): · игры-путешествия, · игры-поручения, · игры-предположения (что было бы, если... ?), · игры-загадки, · игры-беседы. В.В.Петрусинский предложил классификацию игр, используемых в учебно-воспитательном процессе: 1. обучающие игры – это игры, способствующие усвоению текстовой информации, развитию умений и навыков, обходимых для оптимального обучения, развивающие восприятие, внимание, память; 2. игры подвижные в помещении и на воздухе – это игры для психофизиологической разгрузки, стимулирующие творческую активность, коллективную деятельность; 3. социально-психологический ролевой тренинг – игры, направленные на отработку навыков выполнения тех или иных социальных функций, социокультурных норм; 4. психотехнические игры – процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций: внимания, памяти, воображения, эмпатии. Имитационная игра – это активная самостоятельная деятельность по имитационному моделированию конкретных систем и игровому моделированию профессиональной деятельности человека в этих системах. Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Структурными компонентами деловой игры являются (А.А.Вербицкий): 1. Имитационная модель: педагогические цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. 2. Игровая модель: игровые цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры. 3. Методическое обеспечение: исходная информация об игре, методика подготовки и проведения игры (рекомендации преподавателям), набор различных форм бланковой и другой документации, необходимой участникам. 4. Техническое обеспечение: технические средства, компьютерные программы. Ролевая игра – имитация типичных и существенных черт профессиональной деятельности или социальных функций (продавец – покупатель, родители – дети, хозяин – гости и т.п.). Собственно имитационная игра – имитация деятельности или отношений исторических личностей, литературных героев, зверей, предметов и т.п. (например, театральная постановка). К имитационным играм относятся и игровые ситуации, например: «Вы – на необитаемом острове», «Вы – один в лесу», «Вы – на незнакомой планете», «Вы – президент России». Символическая игра – это искусственная результативна интеллектуальная игра, в которой основным средством игры являются знаки, символы и числа. Учебная символическая игра – это игра, основные средства которой – конкретные знания в виде знаков, символов и чисел, а основные правила игры выполняются в строгом соответствии с законами и правилами конкретной научной дисциплины. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы