Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О проявлении чрезмерности или халатности в следовании за ошибками ученых
Чрезмерность в таком случае – это когда человек принимает ошибки ученых и строит на них убеждение. Подобное может произойти по причине слепой фанатичности, либо по причине правила: «Противоречь всем, и станешь известным», по причине любви к известности и т.п., причинам. Упущение в данном случае – это принижение ученого и предостережение от него по причине допущенной им ошибки. Обе эти крайности являются порицаемыми! Для требующих знание является обязательным следовать путем праведных предшественников, как в этом вопросе, так и любом другом. Им следует уважать ученых, почитать их, отдавать им должное, оберегать их почет, который они заслуживают,[6] даже если они в чём-то ошиблись. Но в то же время, пусть опровергают ошибку с доводами из Шариата, без лести и без увиливания, соблюдая мудрость, отдаляясь от ругани, брани, что стало привычкой у некоторых, которые радуются ошибке ученого, или требующего знания, чтобы выместить все зло на нём, или подорвать его авторитет, или принизить его. Учёный может проявить иджтихад в каком-либо вопросе и ошибиться, правильность может обойти его, он может войти в противоречие доказательству. В этом случае, не надо следовать за его ошибкой, и не надо предостерегать от него по причине этой ошибки. Говорит выдающийся учёный Ибн аль-Къаийм (да помилует его Аллах): «Разница между абсолютным следование за тем, кто непогрешим (посланником), и отрицанием слов ученых. Абсолютное следование – это когда ты не противопоставляешь ему слова или мнение кого бы то ни было. Ты должен посмотреть на достоверность хадиса, это во-первых, и если он достоверный, то во-вторых тебе следует посмотреть на его значение, и если вопрос станет ясным для тебя (исходя из доказательств), то не сходи с него, даже если тебе противоречить будут все, от запада до востока. Прибегаем к Аллаху за защитой, ведь вся община не может объединиться на том, что противоречит тому, с чем пришёл пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Обязательно должен быть в общине тот, кто сказал то, с чем пришёл пророк (да благословит его Аллах и приветствует), даже если ты не знаешь этого. Пусть твое невежество в отношении его слов не будет доводом против Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Вернись к тексту и не будь слаб, и знай, что есть тот, кто сказал такое слово без сомнений, однако это просто не дошло до тебя. При этом сохраняй положения ученых и любовь к ним, имея уверенность в их авторитете, надежности и старании в сохранении религии и ее точности. Ученые заслуживают либо одну награду, либо две, а также прощение. Однако это (уважение и почитание ученых) не делает обязательным аннулирование текста (Корана и Сунны), и ставить слово одного из них выше текстов под ошибочным заявлением, как: «Они лучше понимают эти тексты, чем ты!» Если это так, то любой опирающийся на текст является более знающим, чем ты, так почему бы тебе не согласиться с ним, если ты правдив?! Те, кто, взвесив слова учёных весами текстов (Корана и Сунны), пошли в противоречие словам ученых, которые пошли в противоречие текстам (Корана и Сунны), то этим самым их слова и они сами не отбрасываются. Наоборот, следует следовать за ними, ведь все они (ученые) приказали поступать так. По-настоящему следует за ними тот, кто следует за их завещаниями, а не тот, кто противоречит этим завещаниям. Если ученые имеют разногласия в вопросе, в котором пришёл прямой текст, и кто-то высказал мнение, противоречащее ему, то это намного легче чем то, когда следующий за ними пошёл в противоречие общему правилу ученых, согласно которому никто не должен ставить выше текстов (Корана и Сунны) чьи-либо слова! Здесь становится ясной разница между слепым следованием за ученым во всем, что он говорит, и между обращением к нему за помощью и его знаниями. Первый следует словам ученого без требования доказательств из Корана и Сунны, напротив, он делает его слово подобно веревке, которая накидывается ему на шею, за которую его тянут. Поэтому это названо «слепым следованием» (такълид). Отличается от этого второй, который обратился за помощью к словам ученого, за светом его знания для того, чтобы познать Сунну посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он использует ученых в качестве довода, чтобы добраться до основного довода, и если он доходит до первоисточника, то уже не нуждается в качестве доказательства в других словах. Ведь тот, кто использовал звезду в качестве обнаружения стороны Киблы, после того, как обнаружит направление, уже не нуждается в звезде. Сказал имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах: «Ученые единогласны в том, что тот, кому стала известна Сунна посланника (да благословит его Аллах и приветствует), не имеет он права оставлять эту Сунну по причине слов кого-либо». (См. «ар-Рух» стр. 264). Посмотри же, да хранит тебя Аллах, как ученые ахлю-Сунна обращаются с такими имамами, как: ан-Науауи, Ибн Хаджар, или Ибн Хузайма, которого прозвали «имамом всех имамов», другими учеными, которые допустили ошибки и неверные толкования даже в убеждении (аль-‘акъида), но у которых было усердие в знании, в служении Сунне, в которых – мы надеемся - потонут их ошибки, которые могли быть лишь передачей. Наши ученые не перестают брать пользу из их книг, получают у них знания, побуждают студентов черпать пользу из их книг, в то же время, указывая на их ошибки и разъясняя истину с доказательствами. Они находят им оправдания, не выискивают их ошибки. Вернись к примечаниям уважаемого шейха ‘Абдуль-‘Азиза Ибн База (да помилует его Аллах) в начале книги «Фатх аль-Бари». Также здесь можно привести то, что передал шейхуль-Ислям Ибн Теймия (да помилует его Аллах) от Абу Мусы аль-Мадини, который сказал: «Я слышал, как Опора Сунны[7] аль-Асбахани говорил: «Ошибся Мухаммад Ибн Хузайма относительно хадиса про образ Аллаха. Однако по причине этого нельзя порочить его. Просто следует не принимать эту ошибку от него и всё». Сказал Абу Муса: «Здесь он хочет указать на то, если оставить этого имама по причине его ошибки, то следует тогда оставить многих имамов. А этого не следует делать». (См. «Баян тальбис аль-джахмия» 410-411) Сказал шейх Ибн ‘Усаймин (да помилует его Аллах): «Воистину, молодёжь должна относить разногласия, которые происходят между учеными к их благому намерению и следствию их иджтихада. Им следует находить оправдание ученым, которые допустили ошибку. Нет проблем, если они станут обсуждать с ними то, в отношении чего они убеждены, что это ошибка, для того, чтобы выяснить – ошибка допущена ими самими, или же теми, кого они считают ошибающимися? Ведь человек иногда считает, что слова такого-то ученого являются ошибкой, а потом, после обсуждения с ним этого вопроса, ему становится ясным, что правда на стороне ученого. Ведь человек остается человеком, а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый из сынов Адама часто ошибается. А лучшие ошибающиеся – это кающиеся». (ат-Тирмизи 2499, Ибн Маджах 4251. Хадис назвал хорошим аль-Альбани. См. «Сахих аль-джами’» 4515). Что же касается того, чтобы человек радовался ошибке ученого, а потом распространял это среди людей, вследствие чего происходит раскол, то это не из пути праведных предшественников!» (См. «Маджму’ Фатауа уа Расаиль аш-Шейх» 26/91). Также сказал шейх (да помилует его Аллах): «Требующий знание имеет две позиции в отношении ошибки ученого: 1. Исправить ошибку, и это является обязательным. Тот, кто увидел ошибку у человека, даже если он самый большой учёный – должен указать на эту ошибку. Так как разъяснение истины является обязательным условием. Истина может погибнуть по причине молчания из-за уважения к тому, кто сказал что-то неправильное. Уважение истины имеет больше прав! 2. Если преследуется цель выявить недостатки, слабое мнение или ошибку, а затем распространять это среди людей, а не с целью разъяснения истины, то это происходит от завистливого человека, да упасёт нас Аллах! Я хочу сказать, что целью разъяснения должно быть выявление истины. У кого будет такое намерение, то от него будет принято. Если же целью является выявление недостатков людей, то в хадисе сказано: «Аллах будет следить за недостатками того, кто следит за недостатками своего брата. А если Аллах будет следить за его недостатками, то Он опозорит его, даже если он будет пребывать внутри своего дома». ат-Тирмизи 2032, Ибн Хиббан 5763. Хадис назвал достоверным аль-Альбани. См. «Сахих ат-таргъиб» 2339. Если ты увидишь ошибку ученого, то старайся не допускать в отношении него порицания, защити его, особенно, если он из числа тех ученых, в отношении которых засвидетельствовано их праведность, благо и искреннее наставление общине». (См. «Маджму’ Фатауа уа Расаиль аш-Шейх» 26/219-221). Эти слова не нуждаются в дополнении. Они являются одними из жемчужин этого выдающегося ученого, над которыми следует призадуматься. Не пришло ли время устрашиться перед Аллахом каждому, кого его собственная душа наущала посягать на честь ученых и сеять смуту между шейхами и требующими знания, пользуясь при этом некоторыми их ошибками, или тем, что показалось ошибкой?! Будь, о, требующий знание ключом открытия блага и закрытия зла. Не будь ключом открытия зла и закрытия блага. Не будь тем, кто посягает на честь ученых и требующих знание, который переходит все границы в отношении них со своими искажениями, преувеличением, обязыванием тем, что не обязывает, вырванными словами и т.д. Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, среди людей есть такие, кто являются ключами к добру и замками от зла. И среди людей есть такие, кто являются ключами ко злу и замками от добра. Да будет Туба (дерево в Раю) для тех, кого Аллах сделал ключами к добру, и горе тем, кого Аллах сделал ключами к злу!» (Ибн Маджах 237, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 687, Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 968. Хадис назвал хорошим аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 1332). Хафиз аз-Захаби (да помилует его Аллах) в биографии великого толкователя Корана – Къатады ибн Ди’ама ас-Садуси (да помилует его Аллах) сказал, после того, как нашел ему оправдание, касающееся его ошибки: «Один из имамов с обширными знаниями! Если правильность человека преобладает, и известно его стремление к истине, и широки его знания, очевиден его ум, и известна его праведность, набожность и следование, то его ошибка прощается. Не следует нам обвинять его в заблуждении и забывать его благие стороны. Да, мы не будем следовать за его нововведением и ошибкой, и надеемся, что это будет ему прощено». (См. «ас-Сияр» 14/40). Также он сказал, устраняя порицание от имама Мухаммада ибн Насра аль-Маруази (да помилует его Аллах): «Если бы каждый раз, как ошибется имам в вопросах иджтихада по отдельной теме, мы восставали бы против него, обвиняли в нововведении, бойкотировали его, то никто не уцелел бы для нас, ни Ибн Наср, ни Ибн Мандах, ни тот, кто выше них! Аллах – Тот, кто ведёт людей к истине, и самый Милосердный, и мы прибегаем к Аллаху от страстей и жесткости». (См. «ас-Сияр» 5/271). Также он сказал в биографии имама имамов – Ибн Хузаймы (да помилует его Аллах): “Его «Книга Единобожия» состоит из одного большого тома. В этой книге он истолковал хадис про образ Аллаха. Следует находить оправдания тому, кто истолковал некоторые атрибуты. Что касается праведных предшественников, то они не истолковывали, напротив, они верили и удерживались (от истолковывания), оставляя знания этого Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Если каждого, кто ошибся по иджтихаду, с его верой и стремлением к истине, мы станет отбрасывать и обвинять в нововведении, то мало кто из имамов уцелеет для нас. Да окажет Аллах всем Свою милость!” (См. «ас-Сияр» 14/376)
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы