Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как нам лечить это явление?
Лечение проблемы бойкотирования, взаимной вражды, прерывания отношений и т.д., и метод лечения раскола среди тех, кто придерживается одного манхаджа, является лёгким по милости Аллаха, если мы всецело отдадимся истине, избавимся от следования за страстями души, если наши намерения будут искренними, ради Аллаха. В качестве примера можно упомянуть некоторые методы лечения, но не ограничиваться ими:
Первое: Необходимо поддерживать отношения между верующими в целом, и требующими знания в частности Это явление можно вылечить путем сохранения связей, проявления взаимной милости и оказания помощи между приверженцами Сунны – саляфитами, которые придерживаются одного манхаджа. Наш шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-Бадр (да хранит его Аллах) написал послание под названием: «Проявляйте мягкость, о приверженцы Сунны, к приверженцам Сунны!» Спустя какое-то время он написал другое послание: «И снова: мягкость, о приверженцы Сунны, к приверженцам Сунны!» Наш шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах) так же написал прекрасное послание, в котором он дал наставление призывающим саляфитам, имеющим правильные убеждения, идущим путём праведных предшественников. Исходя из руководства Кораном и Сунной, и той пользой, что я извлёк из наставлений наших уважаемых шейхов, проявляя искреннее отношение к Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, всем мусульманам и их правителям, из-за сострадания к студентам и призывающим, я предлагаю некоторым шейхам и требующим знание пересмотреть метод лечения ошибок, которые допускаются некоторыми. (Это необходимо) для того, чтобы отказаться от делений и раскола и в целях излечения от этого, а также для недопущения представления возможности для тех, кто как говорится «ловит рыбу в мутной воде». Необходимо поддерживать связь, и идти путём наших ученых и шейхов, как ранних, так и современных, и проявлять усердие в этом, давать наставления прежде, чем делать опровержения, если есть такая необходимость, проявляя при этом мягкость и мудрость. Давайте внимательно прочитаем книгу хафиза Ибн Раджаба (да помилует его Аллах): «Разница между наставлением и упреком». Эта книга содержит очень важные вопросы, и требующий знание должен учесть их, при наставлении своих братьев. Два уважаемых шейха – Мухаммад Насыруддин аль-Альбани и Хамуд ат-Туейджири дали нам прекрасный пример взаимоуважения и взаимопрощения между учеными, несмотря на сильные взаимоопровержения, которые были между ними в различных религиозных вопросах. Однако, при встрече, если им задавали вопросы, то каждый из них ссылался на другого, проявляя братство и искреннюю любовь, которые объединяют их. Подобный пример повторился между шейхами ‘Абдуль-Азизом ибн Базом и аль-Альбани, когда они выразили разное мнение в научных вопросах. «Это – те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем» (аль-Ан’ам 6: 90). Следуйте за ними, держитесь их манхаджа, проявляйте друг другу милость, старайтесь примириться и вылечить раскол, следуя манхаджу праведных предшественников.
Второе: Следует возвращаться при разногласии к Книге Аллаха и Сунне И я уже разъяснил этот пункт выше.
Третье: Опираться на путь праведных предшественников в призыве к Аллаху Это может быть осуществлено путём изучения их жизнеописания, их методов в призыве к Аллаху, и как они проявляли друг к другу уважение и любили друг друга. Мы не слышали, чтобы кто-либо из них защищал только свою позицию; или пытался подорвать репутацию своего брата; или вырывать его слова, дабы выместить на нём зло; или предостеречь от него, если он ошибся прежде, чем дать ему наставление; либо наговаривать на него из-за того, что между ними возникли различные мнения, или в вопросе иджтихада, в котором есть широта для разногласия, как это было у тех, кто был до нас. Это и есть путь настоящих верующих, искренних призывающих, которые призывают к Аллаху на основе знаний. Воистину, следование по их пути – это единственная дорога к согласию, единению слова и рядов мусульман, а также к счастью в обоих мирах.
Четвёртое: Следует возвращаться к учёным-воспитателям, которые судят истиной и справедливостью Воистину, учёные – это выдающиеся люди верного руководства и освещения темноты. Тот, кто обходит их стороной, не возвращается к ним в новоявленных проблемах (науазиль), заблудится и введёт в заблуждение остальных. Сказал Всевышний Аллах: «Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его бы узнали те, которые могут исследовать его» (ан-Ниса 4: 83). Также Всевышний Аллах сказал: «Спрашивайте обладателей знания, если вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43).
Пятое: Следует проявлять скромность Воистину: «кто проявит скромность ради Аллаха, того возвысит Аллах». ат-Табарани в «аль-Аусат» 8307, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 8/64. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2328. Что же касается проявления гордости перед людьми и выдача себя за знающего, то это – следствие высокомерия. А если призывающий или требующий знание будет проявлять высокомерие, то он заблудится и введет в заблуждение остальных. Это портит искренность. Поэтому, пришло достоверно от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что первый, кто будет спрошен в Судный день: «Это человек, который приобретал знание, обучал ему других и читал Коран, которому Аллах напомнит о Своих благодеяниях и он признает их, а потом Аллах спросит: “И что же ты сделал в благодарность за них?” Он ответит: “Я приобретал знание, и обучал ему других и читал Коран ради Тебя!” Аллах скажет: “Ты лжёшь, ибо учился ты только ради того, чтобы люди говорили: “Знающий!”, - и читал Коран только ради того, чтобы люди говорили: “Он чтец!”, - и они говорили так!” После чего относительно этого человека будет отдано веление, и его поволокут лицом вниз, чтобы ввергнуть в Ад». (Муслим 1905).
Шестое: Следует сеять узы братства и любви между шейхами и требующими знания При этом следует исходить из основы, как «любовь ради Аллаха и ненависти ради Аллаха, проявления лояльности и предпочтения ради Аллаха, и проявления вражды ради Аллаха». Ведь связь веры между людьми – самая великая связь. Сказал Всевышний Аллах: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (ат-Тауба 9: 71). Также Всевышний Аллах сказал: «Воистину, верующие – братья» (аль-Худжурат 49: 10). Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Мусульманин является братом мусульманину, он не поступает с ним несправедливо, не оставляет его без помощи и не презирает его». (Муслим 2564). Также сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Верующий является зеркалом для своего брата, и верующий – брат верующему! Он не даст ему погибнуть (сбиться с пути) и прикрывает его сзади». (аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 239, Абу Дауд 4918. Достоверность подтвердил аль-Альбани. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 926). Верующий – это тот, который чувствует боль своих братьев, делит с ними надежды, отдает им предпочтение перед собой, даже если у самого есть нужда. Призадумайтесь вместе со мной, об эпизоде из битвы при Ярмуке: Сказал Хузейфа аль-‘Адауи (да будет доволен им Аллах): «В день битвы при Ярмуке я отправился искать двоюродного брата, и со мной было немного воды. Я говорил себе, что если обнаружу его истощённым, то напою его. Найдя его, я спросил: «Напоить тебя?», на что он указал головой: «Да». Тогда я увидел другого человека, который стонал, и мой двоюродный брат указал мне, чтобы я направился к нему. Им оказался Хишам ибн аль-‘Ас. Я спросил его: «Напоить тебя?» Он сказал мне: «Да». Тогда он услышал другого стонущего, и Хишам указал мне, чтобы я отправился к нему. Когда я подошёл к нему, то обнаружил его мертвым. Тогда я вернулся к Хишаму, и он тоже уже умер. Тогда я вернулся к двоюродному брату, и он тоже уже умер». (См. «Тафсир аль-Къуртуби» 18/28). Все это построено на словах посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Пример верующих в любви, милости и сочувствии друг к другу, подобен примеру одного тела, когда заболит один орган, то все тело отзывается на это жаром и бессонницей». (Муслим 2586) Также на словах посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Верующий по отношению к верующему подобен строению, одни части которого укрепляют другие», а затем он сплел свои пальцы. (аль-Бухари 481, Муслим 2585). Заклинаю вас Аллахом, о призывающие к Сунне, воплощайте это между собой и среди ваших братьев, ибо упомянутое является самым великим методом лечения вражды, единения слова, и единство в усердии в призыве к Аллаху! Шейхуль-Ислям Ибн Таймия (да помилует его Аллах) сказал: «Всевышний Аллах сделал Своих верующих рабов покровителями друг другу, сделал их братьями, помогающими друг другу, проявляющими друг другу милость и сочувствие. Аллах приказал им быть сплоченными и запретил делиться и вносить разногласия, сказав: «Держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (Али ‘Имран 3: 103). Также Аллах сказал: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха» (аль-Ан’ам 6: 159). Как же после такого общине Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) можно раскалываться и препираться так, что человек даже начинает любить одну партию и ненавидеть другую на основании предположений и страстей, без доказательства от Аллаха?!» (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 3/419-420). Также пришло в послании шейхуль-Исляма ибн Таймии (да помилует его Аллах) к жителям Бахрейна, когда они бойкотировали друг друга, прерывали отношения друг с другом, и дело чуть не дошло до войны, из-за вопроса – увидят ли неверные Аллаха после смерти? Шейхуль-Ислям упомянул пять мнений ученых по этому вопросу, после чего, упомянул этикет, который следует соблюдать: 1. Не разрешается бойкотировать того, кто молчит относительно этого вопроса, не призывает ни к чему, даже если он имеет убеждение одной из сторон. Воистину, даже за худшее, чем это нововведение бойкотируют именно того, кто является призывающим к этому, а не молчащего. А в этом вопросе тем более. 2. Не следует обладателям знания делать этот вопрос предметом экзаменации и лозунгом, посредством которого они начинают отдавать предпочтение между братьями и противоречащими. Воистину, подобное относится к тому, что ненавидят Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует). 3. Не следует поднимать эти разговоры среди общей массы мусульман, которые находятся в благополучии и здравии от этих смут. Однако, если спросят кого-то об этом, или он посчитает нужным объяснить кому-то, то пусть предоставит ему то, что имеет из знаний, посредством которого желает пользы. 4. Если дело будет не ясным – является ли это слово и действие тем, за что человек заслуживает наказание или нет, - то обязательным является не применять наказание. Так как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Устраняйте наказания при наличии сомнения. Ошибиться в прощении лучше, чем ошибиться в наказании». Хадис передал Абу Дауд.[10] В частности, если все это приведёт к большому злу и расколу среди ахлю-Сунна уаль-джама’а. Ведь нечестие, исходящее от такого раскола, больше злом, чем то, которое исходит от ошибки небольшого количества людей во второстепенном вопросе.[11] 5. Если человеку стал непонятен вопрос, то пусть взывает к Аллаху тем, что передал имам Муслим (770) в своем достоверном сборнике, со слов ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах), которая сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда вставал на молитву, говорил: «О Аллах, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Творец небес и земли, Ведающий о сокровенном и явном. Ты рассудишь рабов Своих в том, относительно чего они разошлись во мнениях. Приведи меня с соизволения Твоего к истине, относительно которой они разошлись во мнениях. Поистине, Ты ведешь по прямому пути, кого пожелаешь». (См. «Маджму’ аль-фатауа» 6/503) Тот, кто посмотрит на цели Шариата, поймет, что многие законоположения заставляют верующего чувствовать важность объединения и сплоченности, и отдаления от раскола и разобщенности. Сколько же из договоров и взаимоотношений запретил Шариат ради этого, из-за опасения появления препирательств?! Пятикратная молитва, её выполнение совместно с общиной мусульман, выравнивание рядов, пост, хадж – всё это совершается всеми в одно время. Всё это заставляет бесстрастного и обладающего разумом мусульманина стремиться к усилению этой взаимной любви и братства, стремиться к единству слова, и не давать никаких шансов врагам Ислама и Сунны, дабы они «не ловили рыбу в мутной воде».[12]
Седьмое: Обязательность взаимопомощи в распространении блага, даже если будут разногласия в каких-то вопросах Однако порицаемым является разделение, хизбистское нововведенное разногласие, которые приводят людей к отделению от аль-джама’а и любви приверженцам нововведений. Сказал Всевышний Аллах: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения» (Али ‘Имран 3: 105). Также сказал Аллах: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты» (аль-Ан’ам 6: 159). Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, моя община разделится на семьдесят три течения, и все они окажутся в Огне, кроме одной, и это – аль-джама’а». (Ахмад 16973, Ибн Маджах 3993, Ибн Аби ‘Асым 64. Достоверность хадисов подтвердил аль-Альбани. См «Сахих аль-джами’» 2042). В другой версии хадиса сообщается, что когда его спросили: «А кто они (спасшиеся)?» Он ответил: «Те, которые следуют тому, на чем сегодня я и мои сподвижники». (ат-Табарани в «аль-Аусат» 4886, аль-Аджури в «аш-Шари’а» 111. Достоверность хадисов подтвердил аль-Альбани. См «Сахих аль-джами’» 2641). Сказал шейхуль-Ислям Ибн Таймия (да помилует его Аллах): «Это разделение, которое произошло в общине со стороны ученых, шейхов, правителей и обладателей влияния, именно это стало причиной того, что враги взяли верх над этой общиной! И произошло это по причине того, что община не подчинилась Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), как сказал Аллах: «Мы также взяли завет с тех, которые сказали: «Мы – христиане». Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть» (аль-Маида 5: 14). Когда люди оставляют то, что приказал им Аллах, то между ними возникает вражда и ненависть, а когда люди впадают в раскол, то портятся и гибнут. А если они объединятся, то окажутся в благополучии и появится у них власть. Воистину, аль-джама’а – это милость, а раскол –наказание».[13] (См. «Маджму’ аль-фатауа» 3/421). Сказал Ибн аль-Къайим (да помилует его Аллах): «Разногласие среди людей – это неизбежная вещь, поскольку их желания, понимания и сила постижения различаются. Однако, порицаемым является переход границ по отношению к другим и вражда с ними. Если же разногласие не приводит к расколу и партийности, и цель каждого из спорящих – это подчинение Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), тогда такое разногласие не навредит. Ведь подобное – является неизбежным явлением у человечества. Однако, если основа одна, преследуемая цель одна, и проложенная дорога одна, то можно сказать, что разногласия почти не произошло. Но даже если и произошло разногласие, то оно из того вида, который не вредит, как было сказано о разногласиях среди сподвижников. Ведь основа, от которой все отталкиваются одна, а это – Книга Аллаха и Сунна Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Цель одна, а это – подчинение Аллаху и Его посланнику. Путь один, а это – смотреть на доказательства Корана и Сунны, и ставить их выше любого слова, мнения, аналогии, или политики». (См. «ас-Сауа’икъ аль-мурсаля» 2/519). Итак, извлекаем пользы из слов Ибн Таймии и его ученика Ибн аль-Къайима: 1. Разногласие неизбежно среди сторонников нашей общины. Как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто проживёт (долго), увидит множество разногласий». Абу Дауд 4607, Ибн Маджах 43. Достоверность подтвердил аль-Альбани. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 937. 2. Порицаемое разногласие – это разногласие в основах религии и в тех вопросах, в которых ученые–саляфы были единогласны, и относительно которых нет места иджтихаду. 3. Разногласие бывает двух видов: Разногласие в разновидности и противоположное разногласие. Разногласие в разновидности бывает в вопросах, в которых имеются разные образы и описания от Мудрого Законодателя, как разновидность мольбы в начале молитвы, или разновидность ташаххуда, разновидность азана, икъамата, разновидность молитвы во время опасности и т.п. Также к этому относятся разногласия по вопросам фикъха, в которых каждый высказал своё мнение исходя из доказательства, которое имеет вероятность. Что же касается противоположного разногласия, то это имеет место в вопросах, в которых есть прямые тексты, но которые внешне противоречат друг другу. В этом случае необходимо возвращаться к методам выявления наиболее правильного мнения, к объединению этих текстов, через методы, которые были известны среди саляфов. Если вопрос, имеет ясный текст (мухкам), то обязательным является следовать ему и оставлять то, что противоречит ему. Как говорится: «Не каждое разногласие приемлемое, кроме тех разногласий, которые имеют удел того, чтобы рассмотреть их». 4. Не разрешается порицать того, кто ошибся в вопросах иджтихада, или того, у кого есть приемлемое толкование. Такой заслуживает награду за свой иджтихад, даже если ошибся. Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда судья делает иджтихад и его суждение оказывается истиной, то ему две награды, а если он вынесет решение и ошибётся, то ему одна награда». (аль-Бухари 7352; Муслим 1716). У меня убедительная просьба к моим братьям, в частности к саляфитам: чтобы сердца их были более широкими для брата, который противоречит им в каком-то вопросе иджтихада из-за довода, который показался ему верным. Также они должны знать, что все люди не смогут согласиться с одним мнением по одному вопросу, в котором есть место иджтихаду и касательно которых есть вероятности и суждения. Все они должны стремиться сузить круг разногласий, по мере возможности. Особенно те разногласия, причиной которых является преувеличение, утрирование и раздувание.
Восьмое: Проявление мягкости (доброты) Воистину, проявление мягкости во взаимоотношениях, во всех вопросах – это великое качество! Ведь Аллах: «Мягок и любит мягкость во всех делах». (аль-Бухари 6927, Муслим 2593). «Доброта всегда украшает собой то, в чём она присутствует, а когда что-то лишается доброты, это неизбежно приводит к унижению». (Муслим 2594). «Аллах даёт посредством мягкости то, что не даёт посредством жесткости и чего-то другого». (Муслим 2593) Мягкость (доброта) – это великое нравственное качество, которое следует использовать в отношениях с людьми и даже с неверными. Как-то иудеи сказали посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Смерть тебе! (ас-саму ‘алейка). И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил им: «И вам». Тогда ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «И вам смерть и проклятие! О посланник Аллаха, разве ты не слышал, что они сказали?!» Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «И я сказал им: “И вам!”» (аль-Бухари 6024, Муслим 2165). Если посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждает к мягкости даже в отношении с иудеями, братьями обезьян и свиней, то разве мы – следующие одному манхаджу – не больше достойны того, чтобы следовать этому пути, и проявлять друг другу мягкость, проявлять друг другу милосердие?!
Девятое: Отдаление от несправедливости и страстей, и соблюдение справедливости с противоречащим Справедливый требующий знание по отношению к себе и к своим братьям – это тот, кто отдаляется от следования за страстями, эгоизма, самолюбия, не переходит границ в отношении своих братьев, не поступает с ними несправедливо, ни словом, ни делом, ни искажением их слов. Разногласие во мнениях не должно портить любовь, однако нечестие в разногласии будет иметь место тогда, когда вместе с разногласием будет иметь место несправедливость и нечестность. Сказал Всевышний Аллах: «Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу» (Али ‘Имран 3: 19). Аллах приказал соблюдать справедливость и честность даже в отношении неверных. Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности» (аль-Маида 5: 8). Шейхуль-Ислям Ибн Таймия (да помилует его Аллах) сказал: «Этот аят был ниспослал по причине ненависти сподвижников к неверным, несмотря на то, что ненависть к ним – требуемая вещь. И если ненависть, которую повелел Аллах, не дозволяет проявлять несправедливость к тому, кого повелел ненавидеть Аллах, то что можно сказать о ненависти к мусульманину по причине истолковывания (таъуиль) или неясности (шубха) или страсти души? Он больше достоин того, чтобы не поступать с ним несправедливо!» (См. «Минхадж ас-Сунна» 5/127). Справедливый требующий знание дает соразмерную оценку. Он не оценивает вещь больше, чем она есть на самом деле. Он не преувеличивает ошибки людей. Он упоминает ошибку такой, какая она есть, если была нужда в ее упоминании, соблюдая при этом уважение к ошибающемуся брату. При этом он не дискредитирует (таджрих) его необоснованно, принимая в расчёт обстоятельства, которые привели его к этой ошибке. Посмотри, да хранит тебя Аллах, на историю благородного сподвижника – Хатыба ибн Аби Бальт’а (да будет доволен им Аллах). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принял его оправдание и описал его правдивостью! Аллах простил ему ошибку за его правдивость и за участие в битвы при Бадре. Однако он (да будет доволен им Аллах) сделал неправильное толкование своим действиям, и ни в коем случае не желал проявления лояльности к неверным. Аллах обратился к нему по вере, сказав: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником» (аль-Мумтахана 60: 1), хотя допущенная им ошибка на самом деле была очень опасной. Так опирайся же на подобные примеры. Сказал Ибн аль-Къаийм (да помилует его Аллах): «Из числа правил Шариата и мудрости то, что к тому, у кого много благих дел и они велики, и у кого есть явное влияние в Исламе, следует применить оправдание так, как этого не стоит делать в отношении другого. И следует прощать его так, как этого не стоить делать в отношении другого. Ведь грех – это скверна, а «вода, если её количество достигнет двух сосудов, не будет нечистой». (См «Мифтах ад-дар ас-са’ада» 1/176). Это дело хорошо известно среди людей и установлено их естеством (фитра), что если у человека тысячи благих дел, то его следует простить за один или два греха, как было сказано: «Если любимый нами допустил грех, то придут его благие дела с тысячей заступников».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы