Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие история развития и принципы международного права прав человека.



Современный каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, – результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, которые стали нормой современного демократического общества. Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII–XVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства, ставшие основой универсальности прав человека, придавшие им подлинно демократическое звучание. Права человека, определяющие сферу его свободы и основанные на формальном равенстве, стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития. Формирование правового государства было бы невозможно без утверждения в общественном сознании и практике свободы и прав человека.

Права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов.

Однако само зарождение идеи прав человека в VI–V вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая по ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило но в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.

Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

МППЧ - совокупность принципов и норм, направленных на провозглашение и обеспечение международных стандартов прав и свобод человека и гражданина.

В отношении МППЧ, как и любой отрасли международного права, действуют все его основные принципы. Среди них первостепенное значение имеет принцип соблюдения прав и свобод человека. Согласно данному принципу, каждое государство обязано провозгласить и гарантировать у себя международные стандарты прав и свобод человека. Большинство государств мира, включая РФ, действуют именно таким образом. Еще одним принципом современного МП, имеющим прямое отношение к отрасли МППЧ, являетсяпринцип равноправия народов и право распоряжаться своей судьбой.

В МППЧ есть несколько специальных принципов, которые закреплены в большинстве международных соглашений указанной отрасли. К их числу относятся:

1) принцип наибольшего благоприятствования индивиду. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться так, чтобы преимущество имела та норма, которая гарантирует индивиду наиболее широкую и эффективную защиту;

2) принцип неделимости гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом взаимозависимости и взаимообусловленности всех основных прав человека;

3) принцип неотъемлемости прав человека. Согласно этому принципу, нормы, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом неотъемлемой природы прав и свобод индивида. Возможность отступлений от положений, гарантирующих абсолютный характер прав и свобод человека, строго ограничена в объеме и во времени действия и должна быть указана в конституции страны;

4) принцип равноправия и запрещения дискриминации. В соответствии с этим принципом, положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться таким образом, чтобы не допускать проведения каких бы то ни было различий, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Одним из оснований классификации может быть время признания прав человека обществом. Именно это лежит в основе понятия «поколения прав человека».

К первому поколению прав человека относят права и свободы, в основном сформулированные в эпоху Просвещения и окончательно сформировавшиеся в начале ХХ века. В основном это гражданские свободы, устанавливающие пределы вмешательства государства в личную жизнь человека, включая ряд процедурных прав, а также политические права, обеспечивающие соблюдение личных прав. К ним относят свободы от унижения человеческого достоинства, пыток и жестокого обращения, неправомерного ареста и заключения, несправедливого суда, мысли и убеждений, передвижения и вторжения в личную жизнь, слова и собраний, участия в управлении государством и т.д. Их часто называют фундаментальными правами человека.

К середине XX столетия постепенно оформились представления о социальных, экономических и культурных правах, которые часто называют правами человека второго поколения. В сущности это — обязательства, которые берет на себя государство для обеспечения достойной жизни человека. К ним относят право на достойный уровень жизни, на образование, на труд, на охрану здоровья, на социальное обеспечение и т.д. Появлению этого поколения прав, а затем и закреплению их в различных международных документах, человечество обязано развитию социалистического и социал-демократического движений, ориентированных на достижение социальной справедливости и социального равенства, а также деятельности коммунистических режимов на международной арене.

Заметим, что права человека первого и второго поколений имеют концептуально разное происхождение. Если первое поколения прав базируется на фундаменте естественного характера прав человека, то второе – на концепции общественного договора. В связи с этим очевидно, что права человека первого поколения не зависят от благосостояния государства. Обеспечение этих прав, в основном, не требует особых затрат со стороны государства; власть безусловно должна это сделать. Права человека второго поколения серьезно зависят от степени благосостояния государства. Чем богаче общество, тем больше средств может быть потрачено на обеспечение достойного уровня жизни граждан, охрану их здоровья, пособия по безработице и т.п. Обязательства государства по соблюдению этих прав есть предмет так называемого общественного договора.

К концу ХХ века стало очевидно, что современное общество не может обойтись без прав человека второго поколения. Однако в странах не очень богатых, особенно в странах на переходе от тоталитаризма к демократии, от тотального планирования к рынку, большинством населения не осознана прямая зависимость обеспечения прав второго поколения от неукоснительного соблюдения основных гражданских и политических прав.

В настоящее время права человека первого и второго поколения являются общепризнанными. Поэтому их часто называют основными правами человека.

В середине прошлого столетия заговорили о правах третьего поколения, под которыми обычно подразумеваются права различных особенно уязвимых или неблагополучных групп населения. Некоторые из этих прав, вроде права народов на самоопределение, были закреплены в международных документах. Случилось это во многом благодаря усилиям социалистических государств, стремившихся к расширению «антиимпериалистического фронта» за счет поддержки национально-освободительных движений в колониальных странах.

Права человека третьего поколения являются коллективными, принадлежат группам лиц, в то время как первые два поколения прав человека являются индивидуальными правами, иначе говоря, обязательствами государства по отношению к конкретному человеку. Многие теоретики прав человека и правозащитники считают неоправданным говорить о коллективных правах человека, поскольку они имеют лишь косвенное отношение к человеческому достоинству, в большей степени связаны с групповыми интересами. Исходя из этого, правильнее говорить о нарушении прав конкретного индивидуума в связи с его принадлежностью к определенной этнической или социальной группе.

С другой стороны, признание прав меньшинств правами человека дает широкие возможности для реализации политических и иных интересов каких-либо корпоративных групп под прикрытием лозунгов о защите прав человека. Так, признаваемое международным сообществом право народов на самоопределение может служить инструментов в руках сепаратистов, стремящихся к власти. Право народов на развитие становится аргументом в политике диктаторских клик ряда бедных государств в обосновании требования постоянного получения средств от бывших колонизаторов. При этом поступающая помощь, как правило, используется для укрепления режимов, а не для поддержания жизни нищенствующих подданных.

В конце ХХ века заговорили и о правах четвертого поколения (экологические и прочие), которые также являются коллективными и связаны с человеческим достоинством лишь косвенно. Поэтому большинство теоретиков также не спешит причислять их к правам человека.

1 поколение(конец 18 века)- гражданские и политические

2 поколение(конец19- нач. 20)- экономические, культурные, социальные или права равенства

3 поколение (70е годы 20 в)- права солидарности

4 поколение (конец 20)-духовно-нравственные права

5 поколение (начало 21 века)- божественные права и свободы человека, его Души и Духа

Под воздействием научно- технического прогресса в медицине и биологии некоторые ученые стали выделять новую категорию прав человека: соматические.Соматические права напрямую связаны с телом человека (от греч. soma — тело) и их иногда называют также личностными правами человека. Как отмечает О.Э.Старовойтова, право на тело и его юридическая регламентация как центральная проблема исследования охватывает целый комплекс соматических прав, которые основываются на мировоззренческой уверенности в «праве» человека распоряжаться своим телом и его органами .Соматические права являются современной порослью западного гуманизма, базируемого на первом-третьем поколениях прав человека (конец XVIII-XX вв.), которые породили секулятивного человека, безразличного к нормам морали и религии

В соответствии с существующей классификацией к соматическим правам человека и гражданина относят следующие права:

1.Право на смерть (включая эвтаназию);

2.Права человека относительно его органов и тканей. Это так называемые права человека на свободное распоряжение своим телом и телами близких людей, на клонирование, как всего организма, так и отдельных органов и трансплантацию органов;

3.Репродуктивные права человека (позитивного характера: искусственное оплодотворение и негативного характера: аборт, стерилизация, контрацепция);

4.Право на смену пола и выбор пола ребёнка;

5.Право на употребление наркотиков и психотропных веществ и другие права, которые, по мнению некоторых учёных, претендуют на закрепление в законодательстве с дальнейшим развитием генетики и медицины.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь