Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие и структура юридической науки.



Понятие и структура юридической науки.

Предмет и объект

Юридическая наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о праве (т.е. теоретическое отражение правовой действительности). Это одна из форм общественного сознания, которая включает в себя:

1. Процесс получения знаний о праве, как вид деятельности. Он представляет собой творческие усилия исследователей (индивидуальные и коллективные), направленные на получение новых знаний о праве.

2. Результат этого процесса, т.е. совокупность знаний о праве. Она может внешне выражаться в научных публикациях, диссертациях (магистерских, кандидатских, докторских), текстах выступлений, экспертных заключениях, проектах нормативных правовых актов и др.

Структура юридической науки включает в себя:

1. Субъект, в роли которого выступают конкретный исследователь или научный коллектив. Исследователь должен обладать необходимым уровнем профессиональных знаний, общей и правовой культурой, владеть методами познания и иметь желание и возможность заниматься научным поиском.

2. Объект юридической науки, составляет вся совокупность правовых явлений. Он включает в себя совокупность идей о праве, совокупность норм права, урегулированные нормами права общественные отношения, правотворчество и др.

Отметим, что сходный объект могут иметь и другие смежные с правовыми гуманитарные науки, в том числе философия, история, социологии, политология, экономическая теория. В этой связи выделяются т.н. пограничные юридические науки, такие как философия права, социология права, история права и др.

3. Предмет юридической науки - это та составляющая объекта, которая изучается именно этой наукой. Для юридической науки:

· - это закономерности и тенденции возникновения, функционирования и развития, а также современное состояние права в целом и его отдельных составляющих,

· - наиболее важные проблемы касающиеся всего правоведения или его составных частей и имеющие специфически правовое наполнение (юридическая практика, правонарушение и юридическая ответственность и др.). Сюда же относится правовая терминология (язык права).

· - иные закономерности развития (экономические, политические, культурные и др.), которые влияют на право.

4. Методы и средства познания. О методах будет сказано отдельно. Здесь же отметим, что методология юридических наук является предметом философии и особенно философии права.

Под средствами пронимаются, прежде всего, технические средства, позволяющие получать конкретный результат (вычислительная и компьютерная техника, фото- и видио –техника и др.).

5. Новизна результатов исследования, о чем будет сказано ниже.

 

Функции правовой науки.

Метод юриспруденции представляет собой способ юридического познания, создания и организации юридического знания. С помощью юридического метода предмет юриспруденции конкретизир>ется и оформляется в соответствующую юридическую теорию (юридическую науку) как единую систему знаний о государстве и праве, выраженную в понятиях.

Основной метод юридической науки — философская диалектика (материалистическая и идеалистическая).

Функции юридической науки — основные направления постижения и выражения юридического знания:

— онтологическая (познавательная) — изучение фундаментальных качеств материи права, наиболее общих сущностных явлений и процессов в государственной жизни, открытие ранее неизвестных закономерностей бытия государства и права;

— эвристическая — познание нового в государственно-правовой жизни, открытие ранее неизвестных закономерностей бытия государства и права;

— прогностическая — предвидение развития государственно-правовых процессов;

— практически-организационная — обслуживание практики;

— методологическая — исследование и разработка способов изучения правовой действительности;

— идеологическая — влияние на развитие правовой культуры общества и личности;

— политическая — помощь в формировании государственно-правовой политики, разъяснении политических и законодательных решений

 

7. Понятие и виды методов познания юридической науки ( объекта субъекта)

Методы юридической науки - применимые в юридических исследованиях средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверенных знаний о гос-правовых явлениях

Методы познания

· Общефилософские(мировоззр)

· Общенаучные

· Частные.

Философские:

1. Метафизический( исходят из высших, постигаемых начал всего существование в мире)

2. Диалектно-материалистический( отр. истор путь по которому произошло гос и пр)

3. Идеалистический( обхъективный и субъективный идеологизм)

Общенаучный:

1. исторический

2. Логический

3. Системный

4. Функциональный

Частнонаучный:

1. Статический

2. Математич

3. Синергитический

4. Моделирование

5. Кибернетич

6. Соц-прав экспиримент

Специальные:

1. сравнительно-правовой (сопоставление различных гос и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними)

2. формально-юридический (основан на различных классификациях, формулировании юридич понятий и категорий, установлении приемов толкования норм права. Предполагает исследование догмы права, означающ нормы права действующего права, рассматриваемые изолированно.)

 

Выбор метода юридического исследования во многом зависит от философских воззрений конкретного исследователя.

К числу философских (общих) методов можно отнести:

1. Диалектико-материалистический методстроится на признании материальности мира, взаимосвязи всех окружающих явлений и их взаимообусловленности. Все государственно-правовые явления рассматриваются в развитии: через переходит количества в качество, единства и борьбу противоположностей, отрицание отрицания. Признается первичность базиса (экономики), вторичность надстройки (в т.ч. государства и права), а ведущим является классовой подход (классовая борьба, как движущая сила развития). Следовательно, изучению подлежат, прежде всего, внешне выраженные, объективированные правовые явления, а при типологии правовых систем основным основанием разграничения служит тип экономики.

Формационный (лат. - образование) подход изложен в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина (1870- 1924) и их последователей. Под формацией подразумевается определенный тип общества, основанные на том или ином способе производства. Этот тип общества определяется производственными отношениями (базисом). Надстройка (в т.ч. право) является вторичной, производной от базиса. Следовательно, каков тип экономики, таково и право. При этом право является важнейшей частью надстройки, но его тип всецело определяется базисом. В соответствии с общественно-экономическими формациями выделяют следующие типы права (с учетом того, что при первобытно-общинной формации права, как и государства еще не существовало):

1) рабовладельческие право (с древнейших времен до Vв. н.э.); 2) феодальное право; 3) капиталистическое (буржуазное) право; 4) социалистическое право.

Таким образом, все типы права, кроме социалистического, выражали волю правящего класса. Это соответственно, рабовладельцы, феодалы и капиталисты. Следовательно, в рамках формационного подхода они являлись «эксплуататорскими». Социалистическое право должно было отражать волю большинства трудового народа (диктатура пролетариата), а затем и всего народа (общенародное государство и право).

Это одна из типологий, в основе которой лежит экономический признак. В этом и ее сила и ее слабость. Очевидно, что тип права, как и государства, зависит от типа производственных отношений, но также очевидно, что на типологию права оказывает влияние еще целый ряд факторов (культура, религия, национальный состав населения, геополитические и природно-климатические факторы и др.). Они находятся между собой в сложном взаимодействии. Соответственно, об их преобладающем влиянии можно говорить только условно с привязкой конкретному историческому периоду. К тому же само учение о формациях представляет собой прекрасную социологическую схему, но слишком упрощенную и линейную. Она не отражает всего многообразия развития общества и права, а деление только на классы эксплуататоров и эксплуатируемых не отражает всей сложности социальной стратификации.

2. Позитивистский метод (от лат. - положительный) исходит из возможности признания только внешне выраженных явлений через эмпирические исследования (прежде всего, действующих нормативных правовых актов, правоприменительных актов, памятников права и др.), которые изучаются в системности и взаимосвязи. Полученные в ходе исследования факты должны подлежать проверке и подтверждению (верификации). Признается сложное взаимодействие духовных и материальных факторов, а акцент делается на общие интересы. Отсюда трактовка научных (позитивных) знаний, как совокупности исследований в рамках специальных наук и отрицание значимости философских исследований. Такой подход полностью оправдывает себя при догматических исследованиях, однако не всегда эффективен при изучении проблем социологии права, философии права, истории права (суждения о них не отрицаются, но относятся к оценочным). Узкий, плоский позитивизм превращается в такой подход, согласно которому изучается только то, что можно измерить, взвесить, «потрогать руками», прочитать и др., а остальные явления игнорируются или выводятся за пределы исследования. Очевидно, что это явная крайность. В то же время, профессиональный юрист, занимающийся правореализационной практикой, должен быть до известной степени позитивистом, т.к. имеет дело с внешне выраженными и формально определенными источниками права. В конце концов, нельзя применить то, что не имеет позитивного выражения, если речь идет об анализе правоприменения. Это не исключает одновременное использование философских, социологических и др. подходов. Отметим, что от классического позитивизма начала ХIХ в. это учение трансформировалось в неопозитивизм, логический позитивизм, а затем и пост позитивизм. Позитивизм связан с материализмом, однако многие позитивисты признают религию, но познание божественного считаю глубоко личным делом.

Прагматизм(от греч.- дело) часто именуют «сугубо американской формой развития позитивизма» (практика, как критерий истины и смысловой значимости, трактовка истины, как практической полезности). Следовательно, исследованию подлежат только те элементы правовой реальности, которые представляют практическую пользу, позволяют решить практические задачи. Это отказ от «первопричин, принципов и категорий в пользу результатов: плодов, последствий и фактов» (американский философ У. Джеймс (1842-1910)). На этом основано, в частности учение «правового реализма», а также отчасти американский вариант социологического позитивизма. Прагматизм имеет обоснование при анализе существующих общественных отношений и особенности их правового регулирования, однако его даже относительная универсальность крайне проблематична. В настоящее время выделяют аналитическое и релятивистское направление в прагматизме.

К позитивизму и прагматизму примыкает и утилитаризм, ставящий целью достижение наибольшего счастья или блага для максимального числа людей. Не случайно одним из его первых идеологов был позитивист И. Бентам.

3. Цивилизационный метод (подход) в качестве центральной категории выделяет цивилизацию. Цивилизационный подход (от лат. «цивилис» - гражданский) изложен в работах российских исследователей Н.Я. Данилевского, П. А. Сорокина, немцев М. Вебера (1864-1920), О. Шпенглера (1880-1936), британца А. Тойнби (1889-1975) и др. Его истоки прослеживаются еще в трудах арабского ученого Абд ар- Рахман Ибн Халдуна (1332-1406), который ввел понятие «цивилизация» в научный оборот.

При этом подходе в изучение права акцент делается на идеологию, духовный и культурный уровень народа, а экономика и политика играют подчиненную роль. Каждой цивилизации соответствует своя неповторимая форма права (напр. античная цивилизация – античное право, китайская цивилизация - китайское право, восточно-славянской (православной) цивилизации - российское право и др.). Следовательно, цивилизация первична и определяет тип права (и государства). Сложность заключается в том, что нет единого подхода к определению цивилизации и, соответствен, к выделению права. Так, английский исследователь А. Тойнби выделил сначала 100 цивилизаций, затем 36, а потом 21 и, наконец, 13.

Цивилизационный подход рассматривает право в полноте своего проявления, не предполагает формального, общепризнанного определения цивилизации. Отсюда размытость временных и пространственных границ цивилизаций, признаки которых, как правило, связываются с относительно замкнутого и локального состояния общества. Оно характеризующегося наличием общей территории проживания, языка, письменности, развитого религиозного культа (обычно единобожия), существованием городов (архитектуры), обычаев, относительно развитой материальной и духовной культуры, общими психологическими проявлениями и др. Очевидно, что это в значительной части оценочные признаки, открывающие простор для усмотрения исследователей. В самом общем смысле цивилизацию можно определить как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень идентичности людей, локализованный во временных и пространственных пределах. В философском смысле это следующая за варварством (дикостью) стадия развития общества, которая приспосабливает человека к совместным, упорядоченным, плановым действиям с себе подобными, что, в свою очередь, является предпосылкой дальнейшего развития государства и права.

4. Экзистенциализм делает основной акцент в исследованиях на вопросах человеческого бытия, свободы и выбора (право, как мерило свободы; право, как вариант выбора; правовые идеалы и их воплощение и др.). Однако бесконечная свобода выбора, на основе которой индивид усилием воли выбирает курс своей жизни, не всегда согласуется с правом. Исходным является положение о том, что человеческое существование не имеет предопределенной цели или причины (в крайнем варианте - бессмысленно), но человек сам должен создать свою жизнь. Во многом он основан на идеализме, на конструирование правовых явлений через абстрактные схемы.

5. Аксиологический метод выводит на первый план учение о ценностях правовых явлений. Правовая аксиология является частью общей теории ценностей, общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. При этом выделяют: 1) инструментальную ценность права (как средство выстраивания поведения людей); 2) социальную ценность права (как способность разрешать возникшие в обществе проблемы); 3) личную ценность права (как способ защиты субъективных прав, как источник свободы и стабильности поведения). Такой подход может быть плодотворен, но он достаточно односторонний.

6. Герменевтический (от греч.- истолкование) метод (подход) (юридическая герменевтика), основан на правилах толкования, необходимых для понимания всего массива юридических текстов и символов. Основан данный метод на интерпретации, толковании и понимании юридических текстов. Он связан с выявлением не только «буквы», но и «духа» правовых явлений (подтекст, контекст и др.). Отметим, что толкование входит в любой правовой инструментарий научного исследования, однако наиболее важно оно для историко-правового и догматического исследований. Претензии на некий универсализм такого метода не обоснованны.

7. Антропологический подход(юридическая антропология), основан на изучение процессов юридизации человеческого сообщества и бытия людей, которые зависят от конкретно-исторических условий. Это ставит в центр исследования человека (как биосоциального индивида, «социального животного») во всей полноте его юридических проявлений, все правовые формы его жизнедеятельности. Этот метод эффективен при изучение архаичного права, субъективных аспектов правовых явлений.

В настоящее время выводят и иные всеобщие методы (феноменологический, синергетическийи др.), которые получили распространение в достаточно узком кругу исследователей.

В отношении права малопродуктивны постмодернизмипостструктурализм.

Применение всеобщих методов в значительной степени зависит не только от научной позиции исследователя, но от его идейной ориентации, религиозных и политических взглядов. В этой связи их можно именовать, как уже указывалось выше, философскими методами.

При этом современную науку, в том числе юридическую, нельзя рассматривать как «поле битвы» философских методов познания, в которой должен «победить» только один из них. Каждый из этих методов имеет свое место в непрерывной и изменчивой системе научного познания, а их взаимное противоборство со временем только способствует постепенному раскрытию истины. Изменение общих методов исследования может осуществляться при смене парадигмы(мировоззрения, системы ценностей), о которых писал американец Т.Кун (1922-1996), причем парадигмы, как и методы, не могут быть плохими или хорошими: это только своеобразные «линзы», через которые мы смотрим на мир.

Понятие и структура юридической науки.

Предмет и объект

Юридическая наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о праве (т.е. теоретическое отражение правовой действительности). Это одна из форм общественного сознания, которая включает в себя:

1. Процесс получения знаний о праве, как вид деятельности. Он представляет собой творческие усилия исследователей (индивидуальные и коллективные), направленные на получение новых знаний о праве.

2. Результат этого процесса, т.е. совокупность знаний о праве. Она может внешне выражаться в научных публикациях, диссертациях (магистерских, кандидатских, докторских), текстах выступлений, экспертных заключениях, проектах нормативных правовых актов и др.

Структура юридической науки включает в себя:

1. Субъект, в роли которого выступают конкретный исследователь или научный коллектив. Исследователь должен обладать необходимым уровнем профессиональных знаний, общей и правовой культурой, владеть методами познания и иметь желание и возможность заниматься научным поиском.

2. Объект юридической науки, составляет вся совокупность правовых явлений. Он включает в себя совокупность идей о праве, совокупность норм права, урегулированные нормами права общественные отношения, правотворчество и др.

Отметим, что сходный объект могут иметь и другие смежные с правовыми гуманитарные науки, в том числе философия, история, социологии, политология, экономическая теория. В этой связи выделяются т.н. пограничные юридические науки, такие как философия права, социология права, история права и др.

3. Предмет юридической науки - это та составляющая объекта, которая изучается именно этой наукой. Для юридической науки:

· - это закономерности и тенденции возникновения, функционирования и развития, а также современное состояние права в целом и его отдельных составляющих,

· - наиболее важные проблемы касающиеся всего правоведения или его составных частей и имеющие специфически правовое наполнение (юридическая практика, правонарушение и юридическая ответственность и др.). Сюда же относится правовая терминология (язык права).

· - иные закономерности развития (экономические, политические, культурные и др.), которые влияют на право.

4. Методы и средства познания. О методах будет сказано отдельно. Здесь же отметим, что методология юридических наук является предметом философии и особенно философии права.

Под средствами пронимаются, прежде всего, технические средства, позволяющие получать конкретный результат (вычислительная и компьютерная техника, фото- и видио –техника и др.).

5. Новизна результатов исследования, о чем будет сказано ниже.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь