Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сделайте сравнительный анализ концепциям игры Д.Б.Эльконина и Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко.



 Игра -ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональнотехническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д. Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой-настоящей творческой мысли будущего человека". При анализе игровой деятельности мы использовали следующие положения концепции игровой деятельности Д.Б.Эльконина: • Об игровой роли как единице сюжетно-ролевой игры. • О различении сюжета и содержания игры. • О развитии содержания игры в дошкольном возрасте, которое было показано в ряде психологических и педагогических исследований (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Л.С.Славина, Ф.И.Фрадкина и др.) Одним из главных методологических положений отечественной концепции детского развития является утверждение о социальной природе детства вообще и игровой деятельности в частности. Д.Б.Эльконин многократно подчёркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Игра возникает на основе определённых условий жизни ребёнка в обществе и отражает эти условия. В концепции игры Д.Б. Эльконина (1966, 1978, 1989) в качестве основных характеристик игровой деятельности выделяются сюжет и содержание. Д.Б.Эльконин определяет сюжет игры как «...область действительности, которая воспроизводится детьми в игре» (1999, с.34). Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и его знакомством с окружающим. В разные исторические эпохи, в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий, дети играют в разные по тематике сюжеты игр. Именно наличие сюжета отличает сюжетно-ролевую игру от других видов игр (подвижных, дидактических и др.). Сюжет определяют события, которые изображаются в игре в определенной последовательностиОсновной ее особенностью является наличие формализованных, конвенциональных (безличных,договорных, обязательных для всех) правил и состязательных отношений с установлением первенства (выигрыша) одной из сторон.

 Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова, раскрывая специфические характеристики дидактических игр, проводят их сравнение с сюжетно-ролевой игрой. Дидактические игры по их мнению отличаются тем, что они по сути всегда являются деятельностью совместной при условии, что их не смешивают с дидактическим упражнением. Как деятельность, требующая группового объединения (число играющих может варьироваться), они изначально предполагают взаимодействие детей разного пола. И если другие виды игр более жестко регламентируют участие игроков по половым признакам (к примеру, есть подвижные игры, где чаще задействованы мальчики), то в играх с правилами ограничений по гендерным основаниям практически не существует. Хотя следует признать, что игры разной тематики больше могут интересовать мальчиков или девочек. Возможность участия в игре представителей разного пола изначально ориентирует на проявление гендерной толерантности, принятие другого вне зависимости от полученного результата. В процессе развертывания игр с правилами изначально возникает необходимость занять равные исходные позиции, то есть справедливо (с равной для всех возможностью) распределить функциональные места (по признаку пола, преимущественной активности, порядка вступления в игру и т.д.). Уже здесь, на этапе организации игрового взаимодействия, ярко обнаруживаются проявления культуры межполовых отношений: с маскулинной позиции – великодушие, справедливость, решительность; с фемининной – миротворчество, забота, милосердие. В исследованиях, проведенных под руководством Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой отмечено, что игровые правила задают весьма типичные схемы взаимодействия играющих внутри игрового цикла. Во-первых, функции участников могут быть одинаковы. Они последовательно реализуют игровые действия, состязаясь, друг с другом. Во-вторых, игра может включать две основные антагонистические функции и соответственно - две состязающиеся стороны (независимо от того, представлены они отдельными играющими или командами). В-третьих, в игре может быть выделена отдельная функция, отличающаяся от остальных преимущественной активностью (функция ведущего, например), от которой зависят действия остальных играющих. Изучая процесс становления игр с правилами, Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова выделяют три основных пути, способствующих этому процессу в онтогенезе: – естественное развитие в игре «правила» как обобщенного задания, стихийно складывающегося совместного ритуала; – приобщение к культуре игрового взаимодействия через наблюдение действий старших, задающих сложный комплекс готовых правил в традиционных играх; – целенаправленная педагогическая организация условий для освоения детьми игр с правилами как специфической деятельности

Сюжеты (предпосылочные, «усеченные»), включающие в себя одного персонажа, одно действие в одной предметной ситуации (шофер едет на машине, мама варит кашу и т. п.). Усложненным вариантом этой структуры будет сюжет, включающий не одно, а несколько действий — 2—3-й более (мама варит кашу, моет посуду, накрывает на стол). Связь элементов в этой структуре определяется одной предметной ситуацией. 2. Сюжеты, включающие в себя несколько персонажей (действующих лиц) с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации (два солдата маршируют, ползут, стреляют; три поросенка строят себе дом; две мамы варят обед и т. п.). Связь персонажей и их действий также определяется общей предметной ситуацией. Усложнение этой структуры может быть связано с увеличением количества персонажей. 3. Сюжеты, включающие два взаимодополнительных персонажа (мама— дочка, врач— больной), взаимодействующих в одной предметной ситуации. Усложнение структуры может быть представлено как увеличение количества предметных ситуаций (мама кормит дочку дома, потом идет с ней гулять на улицу), а также как увеличение количества дополнительных ролей (не одна дочка, а две, не один больной, а три и т. п.). Связь между отдельными элементами сюжета задается как бы через функциональное взаимодействие персонажей. 4. Сюжеты, где наряду с функциональным взаимодействием персонажей заданы отношения между ними (дети должны подчиняться требованиям воспитателя, медсестра—требованиям врача и т. п.).

2.Опишите методику ознакомления дошкольников ориентировки во времени (возраст на выбор)старший возраст. Ориентировка во времени

В предыдущих группах дети знакомились с частями суток и их сменой, учились различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера. Эти временные представления закрепляются и углубляются в течение учебного года.

Новым для детей является усвоение последовательности дней недели. Детей знакомят с тем, что семь дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресение. Такая последовательность дней недели неизменна. На каждом занятии по математике нужно повторять с детьми временных отрезков и дней недели. Для этого к детям обращаются с вопросами: какой сегодня день недели, какой день будет завтра и какой был вчера.

Такие вопросы можно задавать и вне занятий по математике, но и в повседневной жизни.

Дети этой группы также должны постепенно запоминать, в какой день недели проходит то или иное занятие. Дети старшей группы должны знать и называть последовательность времен года. (1.с.29)

В старшей группе происходит знакомство детей с календарем, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. (2.с.269)

Также важно сформировать у ребенка чувство времени. У воспитанников старшей группы можно развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3,5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей: 1 минута - та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складывается 3, 5 и 10 минут.

Эта мера времени наиболее распространена в речи окружающих. «Через минуту», «сию минуту», «подождите минуту» - подобные выражения дети часто слышат, но представления о данном временном интервале у них далеко не адекватны. (2.с.272)

В методику работы с детьми могут быть включены следующие моменты:

1) Ознакомление детей с временными интервалами в 1, 3,5 и 10 минут, при этом следует использовать секундомер, песочные часы для восприятия детьми длительности указанных интервалов.

2) Обеспечение переживания длительности этих интервалов в различных видах деятельности.

3) Обучение умению выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего следует учить измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее выполнения.

В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5-30 минут. В таких условиях дети более организованно работают, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и больше успевают. У них не пропадает время на ожидание отстающих, все стремятся заканчивать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе. (2.с.275)

 

3.Продемонстрируйте образцы описательных рассказов (по предмету, картине, игрушек) для детей дошкольного возраста (выбор возраста на усмотрение студента)

Продемонстрируйте образцы описательных рассказов (по предмету, картине, игрушек) для детей дошкольного возраста (выбор возраста на усмотрение студента)

В младшем дошкольном возрасте для описания используются игрушки, овощи, фрукты, одежда детей, предметы быта. Проводится рассматривание и исследование предметов. Беседа с детьми и затем совместное рассказывание. Отвечая на вопросы педагога, (с помощью педагога).дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т.д.), подбирают сравнения, определения

В среднем дошкольном возрасте детей подводят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец (рассказ воспитателя), а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему).

В старшем дошкольном возрасте учат составлять описательный рассказ разных предметов быта, природы, игрушек, людей по плану и схеме. Описание с опорой на восприятие и по памяти.

Структура занятия:

1. Вводная.

2. Показ игрушки (вспоминаем старое, придумываем новое).

3. Вопросы к детям.

4. Образец рассказа педагога или план. Если план – повторение плана детьми.

5. Указания детям.

6. Составление рассказов детьми.

7. Сюрпризные моменты, другая игрушка (или другая часть) или педагог, или родитель.

8. Оценка самим педагогом: удалось с детьми, не удалось у детей, в чем трудность, в чем успешность?

9. Анализ (дальнейшее планирование по исправлению трудностей и перехода к успешности по обучению рассказыванию по игрушке).

Виды занятий:

Дети 1-3 лет:

- Составление описательного рассказа по одной игрушке. В конце года другая игрушка, но есть те же части или особенности (например, щенок, котенок). Приемы те же, как по картине.

Дети 1-4 лет:

- Составление описательного рассказа по набору игрушек.

- Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. Приемы те же, как по картине.

Дети 1-4 + дети 4-6 лет:

- Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет).

- Составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием.

Дети 5-6-7 лет:

Спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».

Пример занятия: Составление описательного рассказа по игрушкам кошка, собачка (для детей 2,5-5 лет).

Цель: учить детей описывать игрушку, называя ее характерные признаки. Учить четко и внятно произносить отдельные слова, выразительно повторять загадки (громко, тихо, шепотом). Обогащать словарь детей простыми названиями окружающих игрушек. Учить описывать их внешний вид (цвет, форму), подбирать определение. Воспитывать интерес к игрушкам.

Словарная работа: серая, ласковая, пушистая, лакать.

Ход занятия:

- Загадывание загадки ребенком или воспитателем.

- Показ игрушки «кошка», рассматривание ее.

- Вопросы к детям: Кто это? Какие у кошки по цвету глаза? (зеленые), какая шерстка на ощупь? (мягкая, серая), какими словами можно сказать какая кошка? (пушистая, ловкая), как зовут детенышей кошки? Кошка большая, а котенок? Придумайте кошке кличку. Что она умеет делать. После вопросов:

- Образец педагога: «Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка. Мурка ловкая, ласковая, она любит молоко. У кошки есть маленькие котята, они любят играть».

- Составление рассказов детьми.

- Оценка.

- Показ игрушки «собачка».

- Вопросы (образца нет)

- Составление рассказов детьми.

- Оценка детьми.

- Загадывание загадок.

Итак, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий педагог создает такие учебные ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями.

"Кошка с котятами"

Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

Цель: Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детёнышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.

Материал: Карточки с изображением животных и их детёнышей, картина "Кошка с котятами", мяч, кукла Незнайка.

 Ход занятия.

1. Д/и "Исправь ошибку".

Ребята, посмотрите, кто-то разложил карточки с животными и детёнышами неправильно: перепутал пары. Нужно найти взрослому животному его детёныша и назвать кто у кого, например, "У кошки котёнок".

Рассматривание картины "Кошка с котятами".

Сейчас мы рассмотрим картину "Кошка с котятами", а потом придумаем рассказ про них.

Посмотрите и скажите, кто изображён на картине? Кошка, какая? (Большая, пушистая, красивая). Котята, какие? (Маленькие, пушистые, смешные). Что делает кошка? (Лежит, отдыхает). Какое имя можно дать кошке? (Мурка, Василиса, Муся). Что делает этот котёнок? (Играет с клубками). Какое имя можно ему дать? (Игрунчик, Васька). Что делает этот котёнок? (Просто смотрит.). Какое имя ему дадим? (Мурзик, Пушок, Боря). Как можно назвать всех, кто изображён на картине? (Кошачья семья). А где же папа-кот? Давайте подумаем, где бы он мог быть? (Ушёл на охоту, спрятался в другой комнате). А теперь подумайте, где котята могли взять клубок? (У бабушки из корзинки). Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся? ("Какие баловные котята!", "Вот я вас накажу - не дам молока!")

( "При рассматривании картины важно добиваться от детей разнообразных ответов на один и тот же вопрос (там, где это возможно) с той целью, чтобы обогатить, расширить, активизировать словарный запас детей и, одновременно, помочь развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания..." )

3. Словесная игра с мячом "Что умеет делать кошка?"

Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос: "Что умеет делать кошка?". Тот, кто его поймает, даёт ответ, например: "Царапаться". Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

4."Составление рассказов по картине".

Мы будем учиться составлять рассказы по картине. Дома расскажете маме про кошку и котят. Ей будет интересно. Я буду помогать вам.

На картине изображена ... (кошка с котятами). Кошка большая ... (пушистая, красивая). Рядом с ней ... (два котёнка). Они ... (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут... (Игрунчик). Он ...играет с клубками). Другого ... (котёнка зовут Мурзик). Он ... (просто смотрит вперёд). Папа-кот ушёл ... (гулять). Клубок взяли из корзинки... (у бабушки). Сейчас она вернётся и скажет ... ("Какие баловные котята!") Мне понравилась картина, потому что котята получились ... (смешные).

(Воспитатель выслушивает несколько рассказов детей, поощряя их попытки к рассказыванию).

( "На начальном этапе обучения составлению рассказов по картине, во-первых, важно, чтобы воспитатель принимал активное участие в составлении рассказов. Воспитатель начинает фразу, ребёнок продолжает. Воспитатель задаёт схему рассказа так, что она наталкивает ребёнка на описание и повествование. Смысл этого продолжения в том, чтобы дети почувствовали смысловую соотнесённость предложений и усвоили способы внутритекстовой связи; Во вторых, полного образца рассказа давать не целесообразно. Когда сразу после рассматривания детям даётся образец, им ничего не остаётся делать, как повторить и смысловое, и грамматическое построение предложений..."

Составление описательного рассказа о предметах посуды

Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления. К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики, особое внимание следует уделять качественной стороне словаря:увеличению лексического запаса за счет слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, а также многозначных. Поэтому на занятии по составлению описательного рассказа о посуде дети старшей группы учатся составлять небольшие описательные рассказы.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление описательного рассказа о предметах посуды».

Задачи:

1. Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.

2. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов, многозначных слов.

3. Закреплять умение классифицировать предметы по качеству.

Материал: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложки (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы, две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды.

Ход занятия:

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:

Никому отказа нет,

Подан каждому обед.

Собачке - в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке – несушке-

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

В чем подают обед собачке? (в миске) а киске? (в блюдечке) а курочке? (в черепушке) .А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? Что это? (посуда) .

(Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.)

-Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (дети называют) как одним словом можно назвать эти предметы?

Дети: посуда.

Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи?

Дети: Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки) .

Дети: одна тарелка глубокая, а другая мелкая.

Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (дети отвечают) А мелкая тарелка для чего нужна (ответы детей) .Что бывает мелким и глубоким?

Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину, глубокое чувство (сильное, мелкая река (имеет небольшую глубину, мелкий дождь (несильный, мелкий песок (некрупный).

Воспитатель: а теперь давайте мы с вами немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которая называется «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник

(«надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)

Очень важный, как начальник,

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие бедняжки

(приседать, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни разобьются

 (кружиться, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

(потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принес.

(сделать большой круг)

Воспитатель: А когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?

Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.

Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они?

Дети: Металлические.

Воспитатель:(берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета? Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?

Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная.

Воспитатель: А какие еще стеклянные предметы вы видите на столе?

Дети: Стаканы.

Воспитатель: Чем похожи эти стаканы? Чем отличаются? Для чего они нужны (дети отвечают) .

Воспитатель: сейчас я буду показывать вам посуду и говорить какая она, а вы должны подобрать противоположное слово: эта тарелка глубокая, а эта (мелкая) .Эта ложка столовая, а эта (чайная) .Один стакан высокий, а другой (низкий) .

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (выставить на доску картинки с изображением посуды). Ребята, посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна?

Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он рассмотрел картинки. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы. Другим детям воспитатель предлагает отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на доске описанный предмет. Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

Итог занятия:

Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Отвечай быстро». Вы все встаете в круг, а я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я брошу мяч Уле и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. (в этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный и т. д).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

1.Раскройте виды и классификацию игр, характерных для детей дошкольного возраста.
Детские игры - явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи пер­вым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классифика­ции положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры)
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени са­мостоятельности и творчества детей в игре. Первоначаль­но к классификации детских игр по такому принципу подо­шел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в ра­ботах Н.К.Крупской.
П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные {подражательные) и подвиж­ные (игры с правилами). В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы:игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохра­нилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.
Традиционная педагогическая наука предлагает классический вариант видовой градации детских игр:
– Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры драматизации) – игры, которые создаются самими детьми
– Игры с правилами (подвижные, дидактические, музыкальные, хороводные, игры-забавы, игры-развлечения) – игры, имеющие готовое содержание и установленную последовательность действий.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюже­та и содержания игры, поиска путей реа­лизации замысла до перевоплощения в ролях, заданных ли­тературным произведением.
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.
Игры с правилами - особая группа игр, специально со­зданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы -дидакти­ческие и подвижные игры. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолько-печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжет­ные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палоч­ка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).
В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде пра­вил. Как справедливо отмечал А. Н.Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять сво­им поведением, определяет их воспитательное значение.
Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается са­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Таким образом, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождает стремление к самосовершенство­ванию. Также и успех в игре (был ловким, сообразитель­ным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собствен­ных глазах и глазах других детей, побуждает к новым уси­лиям и достижениям.
Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. В играх с фиксированными правилами (подвижные, ди­дактические) дети проявляют творчество, придумывая но­вые варианты, используя новый игровой материал, соеди­няя несколько игр в одну и т.п. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.
Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классифи­кация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представле­на в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М , 1997). В основе классификации лежит представ­ление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - само­стоятельные игры:
- игра-экспериментирование;
- самостоятельные сюжетные игры:
- сюжетно-отобразительные,
- сюжетно-ролевые.
- режиссерские,
- театрализованные;
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который вне­дряет их с образовательной и воспитательной целями:
- игры обучающие:
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные;
- досуговые игры:
- игры-забавы,
- игры-развлечения
- интеллектуальные,
- празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно­са (народные), которые могут возникать по инициативе как взрос­лого, так и более старших детей:
- традиционные или народные (исторически они лежат в ос­нове многих игр, относящихся к обучающим и досуговым)

2.Опишите методы развития элементарных математических представлении (возраст на выбор) Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти. Для реализации цели и задач выбрана педагогическая технология «Я считаю до пяти», разработанная Е.В. Колесниковой. Выбор данной технологии неслучаен, поскольку:
во-первых, педагогическая технология имеет своё продолжение в работе с детьми старшего дошкольного возраста
во-вторых, данная технология может быть адаптирована в соответствии с интересами, потребностями и способностями детей, следовательно, даёт возможность педагогу реализовать творческий потенциал;
в-третьих, содержание математического материала имеет развивающий характер.
Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно.
Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.
Интерес-это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон).
Интерес детей 5-го года жизни проявляется к игровым персонажам. С этой целью введены знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.
Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:
- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей 5-го года жизни, вызывает живой интерес к заданию;
-во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.
Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета.
Наглядный материал эстетично и красочно оформлен, поэтому вызывает у детей желание работать.
^ Рассмотрим методические основы организации занятий по ФЭМП:
Построение занятий по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем; личностно-ориентированном.
Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий:
1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей 5-го года жизни (на занятии использую большое количество разной наглядности, материала для практических работ);
2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);
3. широкое использование игровой мотивации;
4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
6.развивающий характер заданий;
Внедряю методы и приёмы активного обучения, где ребёнок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности. На занятиях применяю:
игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.
Например: ^ Лепка цифр
Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.
^ Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников.
Кроме того, практикую задание «дополни картинку треугольниками, чтобы получилась конфетка, рыбка и др».
^ Пальчиковые игры обычно находят применение после заданий на карточках. Подбираю игры с математическим содержанием.
Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д.
^ Количественный счет. Здесь использую прием счета предметов на картине.
Порядковый счет
В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру. Например, такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на физкультурных занятиях)
Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного).
Эффективность данного метода.Познание происходит через физическое тело ребенка, в ходе игровой деятельности.
Игра «Прятки»
Этот прием способствует обучению понимать речевую инструкцию, опираясь на смысл предлогов за, на, под и других. Это игра в прятки. Персонажи мультфильмов спрятали в нашей группе коробочки с цифрами. Давайте их найдем. Я буду вам подсказывать. Я даю словесную инструкцию, а дети находят и обязательно проговаривают, где нашли предметы.
Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.
Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления предлогов, формирования ориентировки в пространстве использую игру «Ручки у тучки». С помощью этой игры можно упражнять детей в формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах, упражнений детей в правильном конструировании из геометрических фигур
Пользуется интересом у детей игра «Окошечко». Использую в индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности. С помощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и различия.
Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в конструировании предложений.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

3.Спроектируйте образовательную ситуацию воспитания эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства

1. Музыкальное лото

Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).

Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»

Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.

2. «Танцующая кисточка» (беспредметное рисование)

Цель. Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).

Оборудование. Листы бумаги формата А4; акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8,10.

Музыкальный репертуар. Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» первая часть.

Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три повтора).

3. «Полянка»

Цель. Передавать характер звучания музыки в цветовых ассоциациях.

Оборудование. Два больших листа ватмана, тонированные в зеленый цвет, с прорезями для цветов. Насекомые разного цвета по два набора для мальчиков и девочек (бабочки, муравьи, стрекозы и др.).

Музыкальный репертуар. Э. Григ «Утро»

Методические приемы. Обратить внимание детей на летние полянки, которые нужно оживить с помощью насекомых. Насекомые разложены на столе.

4. Двигательная импровизация под музыку

Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.

Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.

Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано» «Гармония».

Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.

5. Оркестровка

Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Камаринская»

Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.

6. Автопортрет

Цель. Выражать эмоциональную отзывчивость на музыку через рисование своих эмоций.

Оборудование. Листы бумаги формата А4, цветные карандаши.

Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Подснежник»

Методические приемы. Детям предлагают послушать музыкальное произведение и нарисовать себя так, чтобы было понятно настроение, появившееся после прослушанной музыки. После работы мальчики и девочки поясняют свои рисунки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 1407; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь