Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роман Тургенева «Накануне». Проблематика и поэтика. Добролюбов о романе.



Экспозиция: действие происходит под Москвой. Приятели Шубин и Берсенев, которые ведут разговор, наслаждаются теплым летним днем на природе. У Т. Главный герой никогда не появляется с первых страниц романа (это особенность построения). Герои, предстающие в экспозиции, сперва кажутся главными. Ш. и Б. в своей беседе намечают вопросы романа:

Влияние среды на человека и его личный потенциал. Речь идет не просто об общей знакомой, которая не похожа не только на родителей, но и вообще на усадебных девушек. Она своеобразный, глубокий человек. Еще один прием: кажущееся и реальное. Внешне Елена Стахова ничем не выделяется среди воспитанниц дворянской усадьбы. Нет красоты, талантов. Но заурядна она только внешне. Ее глубокий внутренний мир открывается через дневники и через рассказ о детстве (прием ретроспективы: действие началось, но, чтобы пояснить ситуацию, автор обращается к прошлому). Именно характер героини определяет ее дальнейший выбор и судьбу.

Тема человека и природы. Возникает спор, в котором каждый по-своему прав. Шубин считает природу идеалом гармонии. Берсенев говорит, что природа не будет до конца познана человеком, говорит о нераскрытых тайнах мироздания, ставит роковые вопросы, проблемы.

Вопрос о счастье и смысле жизни. Шубин: высшее счастье – любовь. Но в то же время она разрывает связь человека с обществом, он замыкается на частном. Вопрос: есть ли на земле такое счастье, которое не разрывает человека с обществом. Этот вопрос развивается в романе.

Появление Инсарова – прием кажущегося и реального. Он непривлекателен внешне, немногословен, не стремится поделиться с окружающими идеями, весь поглощен своими занятиями, но именно его отмечает Елена, а до этого его отметил Берсенев. Елена показана в момент, когда начинается путь ее исканий. Среди занкомых она стремится найти человека, который расскажет ей о смысле жизни. Любовный треугольник: Шубин-Елена-Берсенев.

Она предвзята, считает Шубина недалеким, ищет не только любовь.берсенев – молодой ученый, его перспектива – общественное служение (то,чего ищет Елена).

Однако Берсенев понимает, что в судьбе Елены он будет номером 2. Первый – Инсаров. Тургенев показывает разные психологические типы Инс. И Берс. Интересна сцена прогулки в Царицыно. Показана красота природы, всем хочется выразить чувства. Кто-то предложил спеть народную песню.здесь конфликт: русские баре не знают русских народных песен. Выручает девочка Зоя, воспитанница Стаховых, она исполняет немецкий романс, который вызвал восхищение у компании пьяных немцев.

Русские дворяне не помнят корней, далеки от народа и его культуры. Инсаров же знает фольклорный мир своего народа.

Среди российских болгар Инсаров – признанный лидер, вожак.

Важен дневник Елены, воспоминание о ее детстве, где она знакомится с нищей девочкой Катей, которая заболела и умерла. Елена увлечена мыслью о том, что спасать нужно весь крестьянский мир. Отсюда ее увлечение идеями Инсарова. Они не размышляют, а просто борются за интересы народа, забыв о личных чувствах. ДвойственностьШубина: Сперва мы смотрим на него глазами Елены (нелюдимый, легкомысленный, стремится жить за чужой счет). Здесь – вновь тема кажущегося и реального. Автор показывает, что Шубин гораздо глубже, чем он видится Елене. Он художник, что сродни философу. Становится комментатором событий от лица автора. Он первый заметил, что привлекло Елену в Берсеневе и сказал ему, что она почти влюбилась. Понял также, что у него самого шансов нет. Сам Шубин был скульптором,но не желал копировать античные образцы. Он ищет другое искусство. Этот период – накануне нового движения, которое только созревает. Шубин пытается делать портреты крестьян, мещан. То есть учится у реальной жизни, а ни у античных канонов. У него есть собственные искания: скульптурно-сатирический портрет. Начинает с себя. Два портрета в мастерской Шубина раскрывают сущность Инсарова. Один портрет показывает его общественную значимость. Второй (сатирический) изображает силу, напор, но еще и отсутствие глубоких чувств( «в нем много ума, таланта, но нет поэзии»).

Чувству красоты и поэзии Инсарова учит природа. Помимо своей воли он влюбился в Елену, хотя и знал, что любовь будет несчастна.

Кульминация: Инсарову пора возвращаться в Болгарию и решает не видеться с Еленой. Она обеспокоена его отсутствием, боится его потерять и уходит из дома, чтобы объясниться. Начинается дождь, Елена прячется в придорожной часовне. Там она встретила нищенку, дала ей кружевной платок. После ухода нищенки в этой часовне оказывается Инсаров. Душа взяла верх над рассудком. Происходит объяснение, Елена и Инс. уезжают в Болгарию. В семье скандал. На помощь приходит Шубин, который находит подход к отцу Елены.

Елена и Инсаров едут в Венецию, где он заболевает чахоткой. В театре в Италии они смотрит оперу по роману Дюма «Дама с каменьями». Там рассказывается, что на пороге счастья влюбленных ждала трагедия: заболевает и умирает героиня. Инс. и Елене стало страшно, они бояться, что такая ситуация произойдет и с ними.

 

Сидя у постели Инс., Елена видит в окно летящую чайку. Загадывает: если полетит прямо, Инс. выздоровеет, свернет – обречен. Чайка, до этого летевшая прямо, резко сворачивает.

В конце Елена начинает ощущать свою вину перед Шубиным, который посвятил ей душу, перед родителями, которых она оставила. Болезнью Инсарова расплатилась за свое высокомерие.

Играет важную роль сон. Ей снится, что она в разлуке с Инсаровым, а он вдалеке в маленькой тесной кельею она едет к нему по бесконечному белому снегу. С ней вместе в повозке Катя (умершая в детстве нищая девочка). Она указывает Елене путь. По народным преданиям – они едут в царство мертвых. Далее – океан, буря, из глубины слышится голос Инсарова, зовущий ее. Елена в ужасе просыпается. Инсаров в самом деле зовет ее. Утром они едут в Болгарию.

Финал: корабль, на котором они плыли, утонул в бурю, сведений о погибших нет.

Роман «Накануне» вызвал бурную полемику. Одна из статей принадлежит Добролюбову («Когда-то придет настоящий день»). Автор говорит, что Тургенев чутко улавливает общественные настроения, все интересные черты массовой психологии. Добролюбов говорит, что если в России появятся Инсаровы, то их отношения с другими сословиями будут сложнее, чем с болгарами. Сила Инсарова в поддержке соотечественников. В России все иначе: одна часть поднимается, другая ей противостоит. Болгары же едины.русским Инсаровым будет трудно, они встретят противостояние, имеющие влияние будут дискредитировать их. Поэтому даже героям, подобным Елене, будет трудно. В романе Тургенева увиден призыв к революции. а пародией на Добролюбова станет образ Базарова.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь