Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопр. Сущность нигилизма и противоречия мировоззрения Базарова.



В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных знаниях. Художественное произведение описывает события, происходящие в 1857 году, незадолго до отмены крепостного права. Правящие классы России отрицательно воспринимали нигилизм, считая, что он представляет опасность в социальном и культурном отношении.

Автор романа без субъективизма показывает, что нигилизм Базарова представлен и сильными и слабыми сторонами. В своей статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев открыто заявляет, что ему не чужды убеждения главного героя, он принимает и разделяет их почти все, за исключением взглядов на художества».

Нигилизм критикует прогнившую и отжившую самодержавно-крепостническую систему. В этом его прогрессивная роль. Не случайно в романе описано насколько запущенным является все хозяйство в имении Кирсановых. Этим автор указывает на социальные и экономические неблагополучия в обществе.

Автору неприятен стиль жизни старшего Кирсанова, ведущего аристократический образ жизни. У этого человека нет никакой благородной цели: он проживает свою жизнь без созидания, живет для себя, ничего не приумножая. Нигилист Базаров в разговоре с Павлом Петровичем говорит ему об этом, указывая на его бездействие, паразитическое существование. После выхода романа в свет, Тургенев напишет в одном из писем К. К. Случевскому о том, что его произведение – это отрицание дворянского сословия, как передового класса.

Базаров считает аморальным желание обогащаться. Сам герой показывает это всем своим образом жизни. Он считает своим долгом бескорыстно трудиться ради науки, тем самым, подтверждая, что он – трудолюбивая личность. Своим нигилизмом Базаров утверждает верховенство материалистического мировоззрения, доминирующее развитие естественных наук. Позитивной стороной этой теории можно считать плодотворное стремление не доверять словам, вере, а поддавать все проверке, исследованию, находить истину в результате размышлений и упорного труда. Нельзя отрицать утверждение исследователей о том, что борьба с невежеством и суеверием – одна из самых сильных сторон базаровской позиции. Герою тяжело наблюдать за забитостью и невежеством простых людей. Он, как демократ, гневно говорит о кротости и долготерпении крестьянина, считая, что основная задача – это помощь в пробуждении самосознания простого русского человека.

Слабыми в нигилистической теории Базарова являются его эстетические взгляды. Герой отрекается от таких понятий, как «искусство», «любовь», «природа». Исходя из его теории, нужно быть потребителем природных богатств. ПО его словам, природа – это всего лишь мастерская, а не храм.

Базаров едко критикует пристрастие Николая Петровича к игре на виолончели. А автору приятны звуки прелестной музыки, он называет ее « сладостной». В строках романа звучит и очарование красотой русской природы. Его привлекает все: осиновый лесок в лучах заходящего солнца, неподвижное поле, небо в бледно – голубых тонах.

Насмешке поддает Базаров и творчество Пушкина, критикуя поэзию и скептически оценивая то, в чем досконально не разбирается. В разговоре выясняется, что Пушкин, по мнению героя, был военным. По мнению ярого нигилиста, книги должны приносить практическую пользу. Занятия химика он считает полезными и нужными в сравнении с деятельностью поэтов.

Но развитие сюжета ведет Базарова к внутреннему конфликту, возникающему в нем под влиянием той самоей «метафизики», которую он игнорирует. На первых страницах романа герой предстает абсолютно цельным: в идеологических «схватках» с защитником авторитетов и принципов, Павлом Петровичем, он выходит победителем, его взгляды остаются непоколебимыми. Но уже на этапе, когда между ними происходит дуэль, заметно, что базаровский нигилизм оспаривается не только в открытых столкновениях с «отцами». Жизнь старшего поколения позволяет читателю почувствовать, что в их мироощущении и в их жизненных историях заключена своя правда. И хотя Базаров ее всецело отрицает, она в дальнейшем предъявит права и на него самого. Все меняется, когда на балу у губернатора он встречает Анну Сергеевну Одинцову. Чувство к ней поселяется в нем как нечто постороннее, противоречащее его взглядам, ведь любовь для него – «романтизм, чепуха, гниль, художество», а здесь ему приходится с негодованием осознавать «романтика в себе». До сих пор им отрицалась тайна индивидуальности, всех людей можно было считать одинаковыми, «люди, что деревья в лесу». Влюбившись, Базаров готов усомниться в своих убеждениях: «может быть, точно всякий человек загадка». В Анне Сергеевне его притягивает то, что противоположно его «дикарству» - аристократически совершенная красота,

 

безмятежное спокойство, тайну которого он пытается разгадать. Чувствует он и другое – силу этой независимой, умной женщины, которую надо завоевать. Хотя Базаров волнует воображение Одинцовой, его необузданная натура внушает ей страх, и, в конце концов, искушению страсти она предпочитает спокойствие, которое «все-таки лучше всего на свете». Так Базаров оказывается обречен на борьбу с самим собой, ведь страдания безответной любви несовместимы с его убеждениями. Таким образом, Базар вступает в конфликт с самим собой.

Роман Тургенева — это роман о противоречивости нигилизма как убеждения. Прогрессом можно назвать осуждение героем состояния в обществе, нищеты, бесправия, невежества народного, никчемности дворянского сословия. Но все же многие позиции Базарова вызывают возражение. Он много отрицает, но при этом ничего и не предлагает взамен. Он пытается разрушить устоявшееся положение вещей и только.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь