Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские категории в познании права



Среди разнообразных познавательных средств видное место занимают фундаментальные понятия науки - категории ( от греч. - высказывание), образующие ее логический «каркас», вокруг которого группируются понятия, не являющиеся категориями, законы и принципы науки.

В научном познании используются фундаментальные понятия разной степени общности. Это — частнонаучные категории, область применения которых ограничена, как правило, предметом частной (специальной) науки; например, «организм», «обмен веществ», «наследственность» - в биологии, «преступление» «наказание», «вина» — в уголовном праве и т.п.; общенаучные категории (симметрия, асимметрия, модель, информация). Они используются многими науками. Особое место занимают всеобщие, философские категории, на которые опираются все науки, поскольку ни одна из них не может обойтись без философии и ее категориального аппарата. Используя его, частные науки проникают в сущность явлений, устанавливают их причины, законы функционирования и развития. Философские категории помогают частным наукам делать теоретические обобщения, определять перспективы исследования.

Философские категории — это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности.

Категории философии разрабатывались на протяжении всей ее истории. Менялось их количество, пересматривалось и уточнялось содержание, предлагались разные системы. По-разному трактовалась сущность категорий. Но несмотря на все различия, они почти всегда интерпретировались как формы рационального познания, с помощью которых создавалась общая картина мира.

В догегелевской философии категории рассматривались вне их связи и взаимообусловленности. Гегель впервые разработал развернутую систему взаимосвязанных категорий, представив их как ступени развития абсолютной идеи, а следовательно — всего материального и духовного мира. В материалистической диалектике категории рассматриваются как отражение, обобщение и преобразование в сознании человека свойств и связей объективного мира.

В гносеологическом аспекте гегелевская система категорий быть представлена как процесс познания. Познание движется от явления к сущности, последовательно раскрывая противоположные стороны объекта, выражая их в парных категориях. Разумеется, это движение специфически проявляется в каждом отдельном познавательном процессе. Вместе с тем оно выражает общую закономерность познания, его «общий ход». Нельзя познать качество вещи, не зная ее свойств; мера вещей познается на основе познания их количественной и качественной определенности; сущность явления раскрывается на основе знания общего, содержания, необходимого и т.д. В этом процессе категории выступают как формы и ступени познания.

Из всех философских категорий, а к ним относятся все фундаментальные понятия этой области знания, важнейшую гносеологическую функцию выполняет группа категорий, выражающая движение мышления от незнания к знанию, от менее глубоких к более глубоким знаниям, от явления к сущности.

В начале познания действительность представляет собой чувственно воспринимаемое нерасчлененное целое, некую неопределенность. Познающий субъект выделяет часть этого целого, познания — некоторую определенность, нечто. Объективной основой этого выделения является относительная изолированность отдельных вещей и процессов, благодаря которой каждый из них может рассматриваться как относительно самостоятельная часть единого целого.

Познание объекта начинается с познания его свойств.

 

Философские основания науки – это совокупность философских понятий, идей, принципов и утверждений, которые используются учеными при создании или обосновании какой-либо научной теории.

Философские основания науки выполняют функцию аргументации добытых знаний. Рассматриваемая функция призвана обеспечить объективную истинность, проверяемость, точность и доказательность результатов исследований.. Являясь средством приращения новых знаний, они способствуют формированию эффективных методов научного исследования.

Мировоззренческая философия предоставляет ученым- правоведам целостное описание картины мира, природы, общества и мышления, определяет место че­ловека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с др. членами общества, а также с природной и социальной средой.

Онтологическая (учение о бытии ) выражается в применении в правовой науке, универсальной характеристики орга­низации общества и философских законов и катего­рий.

логико-методологическую функцию тем, что: 1) формулируют достаточно развитую совокупность принципов познания, нормативов, следование которым явл. не­обходимым условием получения достоверных, рациональных на­учных знаний; 2) раскрывают и развивают систему общих (логи­ческих) методов научного познания; 3) формулируют законы ло­гически последовательного мышления;

Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, – теория познания. Рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту).

Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

Гносеология - 3. Изучение того, как в процессе познания происходит движение от незнания - знанию. 4. Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе, соотношение этих знаний с предметами и явлениями, которые познаются.

 

Философские категории в познании права.

Философские категории - это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности.

 «Сущность» – это философская категория. Напомним, что под ней в философии понимается то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой, то есть тем, что оно есть. При изменении сущности явление перестает быть самим собой и становится другим явлением. Сущность у явления, предмета одна: одно и то же явление не может иметь несколько сущностей.

Сущность нужно отличать от содержания явления. Сущность – это стержень явления. А содержание образуют все те элементы и связи между элементами, которыми обрастает сущность. Содержание всегда есть результат развития сущности. Сущность явления определяет его содержание. Можно сказать, что содержание – это развитая или развившаяся сущность явления. В отличие от сущности содержание может меняться: могут исчезать одни его элементы и связи и появляться другие и т. д.

Сущность и содержание права. Нахождение и характеристика сущности права - это теоретическая проблема, относящаяся к особой области - философских проблем права. И уже одно это делает ее достаточно сложной. Не говоря уже о том, что право само по себе представляет весьма сложное социальное явление, что хорошо видно при попытках найти ему более или менее точное определение.

Форма - понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность содержания — его внутренняя связь и порядок. В соотношении с материей, форма понимается как сущность, содержание знания о сущем, которое есть единство формы и материи. При этом, пространственная форма вещи — есть частный случай формы как сущности вещи.

Материя - философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к ценностному социальному явлению.

Закономерным образом юридическая наука в своем познании права стремится отразить в научном сознании существенные характеристики правовых явлений и процессов. Одной из таких важных характеристик является адекватность получаемых в процессе интеллектуально-волевой деятельности реальных свойств и качеств исследуемых объектов. Это и называется истинностью, что напрямую связано с точностью наших представлений о праве и его разнообразных проявлениях. Другими словами, истина – это правильное отражение в нашем сознании представлений о праве и правовых явлениях, которые выражаются через систему научных категорий.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 2873; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь