Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Й вопрос  История педагогики как наука



Педагогика Я. А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: античной философии, протестантизма, идей Возрождения. Взгляды Я. А. Коменского представляли собой своеобразноесочетание новых и уходящих идей, но чаша весов неизменно склонялась в сторону прогресса и гуманизма.

Я. А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь Ф. Рабле и М. Монтеня. У Коменского человек предстает как "микрокосм". Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, тесно связанных с глобальными изменениями природы. Природное в человеке, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта идея получила наиболее полное воплощение в работе "Выход из школьных лабиринтов". Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала громадным шагом вперед в педагогике.

Главным методом воспитания в то время было подчинение (безусловное) воспитанника, т.е. решающими в развитии личности оказывались внешние обстоятельства, формирующие личность по своим законам, независимым от потенциала, активности самого ребенка. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.

Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое несомненно принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Провозглашая равенство людей от природы, Коменский отнюдь не отрицал индивидуальности задатков каждой личности.

Считая, что детям присуща склонность к труду, чешский педагог усматривал цель воспитания в удовлетворении этого влечения. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения и навыки.

Принцип природосообразности получил последовательное выражение в дидактике Я. А. Коменского, прежде всего в идее подражания природе (т. п. естественный метод образования). Эта идея предполагает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы. Используя этот принцип, в работе "Выход из школьных лабиринтов" ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая — автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая — автопраксия (практическое осуществление); третья — автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая — авто-лексия (умение самостоятельно рассказать о результатах своего труда).

Фундаментальной идеей педагогики Я. А. Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию — пансофии.

Я. А. Коменский отстаивал гуманистическую программу школьного дела. Он отдал всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний, подавления детей в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения. Чешский педагог видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа должна была стать "лабораторией" подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на "поприще труда". Школа виделась Коменс-кому как заведение непрестанных умственных усилий учащихся, соревнования умов и дарований, борьбы за искоренение нравственных пороков. Разумно организованное обучение, считал ученый, требовало от наставника и воспитанника усилий на пределе их возможностей

Я. А. Коменский удивительно современен. И это видит всякий, кто обращается к его педагогическому наследию. Ему принадлежит заслуга привнесения в педагогическую мысль кардинальных новых идей, оплодотворивших ее развитие на века вперед. Коменский наметил стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, плановости школьногодела, соответствии ступеней образования возрасту человека, обучении на родном языке, сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе.

Жизнестойкость, современность педагогических идей Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолевать косность, догматизм в воспитании, развивать духовные силы ребенка.

Конфуций не занимался специально разработкой общих вопросов бытия и не задавался вопросом о происхождении мира и человека. Он прежде всего известен как автор этико- политического учения, в центре которого стоял человек - член семьи, общества.

Конфуций уделял большое внимание просвещению, подчеркивал важность учебы и осмысления накопленных сведений, призывал людей руководствоваться своими знаниями в практической деятельности. Знаменательно, что первая фраза книги записей изречений Конфуция и его ближайших учеников звучит следующим образом: "Учитель сказал: учиться и постоянно упражняться в выученном - не отрадно ли это?"

В процессе учебы, считал Конфуций, человек становится лучше и нравственнее, стремится к исправлению недостатков и неправильных поступков. Он выступал за просвещение народа с целью заставить его следовать правильным путем, который сам народ выбрать не может, ибо это - высшая мудрость, доступная лишь немногим, призванным править людьми и своим примером вести их за собой. Так Конфуций обосновывал необходимость существования слоя образованных правителей. При этом он ограничивал обучение гуманитарными предметами и совершенно игнорировал приобретение трудовых навыков. Особое внимание он обращал на изучение древности, когда существовало совершенное правление, ее литературно-исторических памятников. Конфуций, его ученики и представители конфуцианской философской школы любовно хранили и пропагандировали памятники древней литературы. Благодаря им эти памятники дошли до наших дней как живые свидетельства о древней китайской культуре и системе воспитания.

Характеризуя учение Конфуция, необходимо подчеркнуть, что он особо выделял две добродетели, которыми должен обладать человек, - долг (или справедливость) и гуманность (или человеколюбие). "Долг - это внутреннее бескорыстное побуждение человека поступать в каждом данном случае нравственно... Долг регулирует отношения между государем и подданными, предписывает людям, чтобы они не нарушали общественного порядка, не выступали против правителей" [5, с. 72-73]. Гуманность - это любовь к людям: "быть в состоянии смотреть на других как на самого себя - вот что можно назвать искусством гуманизма"; "Чего не желаешь себе, не делай и другим", - утверждал он [5, с. 73]. Это качество в понимании Конфуция, сумма всех добродетелей: "Победить себя и возвратиться к "нормам поведения" - значит стать гуманным человеком" [5, с. 73].

Конфуций и его последователи считали, что в первую очередь надо любить своих родственников, а потом уже всех остальных. Поэтому сыновняя почтительность и братская любовь рассматривались ими как важные стороны понятия гуманности. Дети должны быть послушными и уважать родителей; те, в свою очередь, - любить детей и проявлять по отношению к ним снисходительность; младшие братья обязаны служить старшим. Лишь примерный сын и брат могут быть хорошими подданными. В отношениях между друзьями важны прямота и честность, тогда дружба облагораживает их, помогает приобретать знания и нравственно совершенствоваться. Что же касается женщины, то конфуцианство отводило ей незавидную участь. До замужества она должна служить своим родителям, после свадьбы - мужу, после смерти мужа - его родителям и сыну. Согласно конфуцианской морали, женщина должна быть добродетельной, уметь поддерживать разговор, следить за своей внешностью, проявлять искусство в рукоделии. Она не учится в школе и получает воспитание исключительно в семье.

Сходство: 1) борьба двух тенденций - консервативной и прогрессивной; 2) мотив уг­розы с севера - кочевые народы; 3) попытки сформулировать естественный закон; 4) равно­значность объектов: боги, природа, народ; 5) числовая символика; 6) цикличное движение времени; 7) поэзия и музыка - средства обретения духовной мудрости; 8) осуждение всех форм религиозного фанатизма; 9) возраст философии - более 2,5 тысяч лет.

Различия: 1) в древнем Китае не было выраженного кастового деления общества; 2) от­сутствие в Китае богатой мифологической основы, подобной Индии; 3) обращенность китай­ской философии к практической жизни, настоящему; древнеиндийская философия на­правлена на раскрытие духовного мира человека; 4) иероглифический характер китайской письменности - «пластичность» идей; 5) культ предков в Китае развит сильнее, чем в Индии; 6) в Китае на основе стабильности философского мышления сформировалось представление о превосходстве по отношению к другим философским взглядам [2, с.103].

Особенности индийской философии: 1) интерес как к человеку, так и к целостности мира; 2) "Атман есть Брахман" (Атман - это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман - безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Атман и Брахман совпадают. Весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом. Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку следует преодолеть иллюзию земного. Достижение вечного Я - мокша; 3) представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Абсолютное бытие можно постигнуть интуицией (погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим, в результате человек совпадает с Богом, с абсолют­ным бытием); 4) мистичность; 5) сосредоточенность - одно из необходимых достоинств человека; 6) практика медитаций (сосредоточенных размышлений) ведет к состоя­нию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей. Йогами разработан спе­циальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.

Индусы всегда относились к своим философам с почтением (одним из первых прези­дентов независимой Индии стал философ С. Радхакришнан).

Веданта - философская основа индуизма, влиятельная система древнеиндийской философии. Черты: 1) Вера в авторитет Вед; 2) Элитарность брахманов; 3) Идея переселения душ. Направления: Адвайта - веданта. Основатель - Шанкара (8-9 вв.); Вишишта - адвайта. Основатель - Раманунджа (11-12 вв.). Оба направления утверждают тождество Я и Бога; Двайта - веданта. Основатель - Мадхва (12-13 вв). Признают различия: Бога и души, Бога и материи, души и материи, части души, части материи [2, с.104].

Особенности китайской философии. К основным философским течениям древнего Китая относятся: 1) конфуцианство (VΙ-V в. до н.э.), этико - политическое учение. Принципы: 1. взаимность, 2. человеколюбие (культ предков, почитания родителей), 3. сдержанность и осторожность в поступках, 4. идея «мягкой» власти: осуждение экстремизма; 2) даосизм (основатель Лао-цзы). Источник - трак­таты «Даодэцзин». Принципы «Дао» (путь, универсальный мировой закон; первоначало мира) и «Дэ» (благодать свыше). Основные идеи: а) все взаимосвязано, б) материя едина, в) четыре начала: вода, земля, воздух, огонь, г) круговорот материи через противоре­чие, д) законы природы объективны; 3) легизм (ΙV-ΙΙΙ в. до н.э.).

Главный интерес - отношения между обществом и человеком, правителем и его под­чиненными. Первое место в размышлениях занимает этика. Пристальное внимание уде­лено единству мира. Введены представления тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). Тянь - безличная, сознательная, высшая сила. Дао - закон изменения вещей, вызываемого этой силой. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его уни­версальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от лич­ных стремлений, почувствовать дао. Соблюдать дао - это означает, по Конфуцию, быть совершенным мужем, для которого харак­терны пять добродетелей: жэнь - человечность, чжи - мудрость, интеллект; и - следо­вание этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье и на службе; ли - послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо - покорность воле родителей.

Конфуций видел осуществление своей программы в умело организованном процессе образования и воспитания молодых. Он оказал большое влияние на китайскую историю.

Джон Локк (1632-1704)

С актуальной для того времени идеей правового государства связана цель нравственного воспитания. Мораль выводится Локком из принципа пользы и интересов личности. Поведение человека должно быть разумным (регулятором поведения выступает здравый смысл), подчинено общественным интересам, однако во взаимодействии личности и общества приоритетное значение отдается индивидуальному началу. Моральные нормы должны быть не внешними регулятивами, а внутренними качествами личности.

Содержание образования более широкое, чем было до того принято, направлено на то, чтобы готовить к жизни, приносить воспитаннику практическую пользу (утилитаризм).

Роль воспитателя огромна, его задача - правильно регулировать каналы чувственного восприятия и формировать нужные знания, волевые устремления и мотивационные побуждения, развивать любознательность. Искусство воспитания в создании ситуаций, закрепляющих нужные привычки, в наблюдении за ребенком и подборе соответствующих его «страстям и господствующим наклонностям» методов.

Семья — среда, в которой воспитывается ребенок, ограждающая его от дурных внешних влияний. Воспитание дома осуществляется под руководством специально подобранного воспитателя (гувернера), являющегося наставником, примером.

Труд на свежем воздухе, занятия ремеслом полезны для здоровья, отвлекают от вредной праздности, дают закалку. Самостоятельное чтение совершенствует разум. Локк определяет круг самостоятельно изучаемой литературы («Мысли о том, что читать и изучать джентльмену»)

Локк предложил создавать обязательные для детей бедных (3-14 лет) рабочие школы, где дети бы обучались грамоте и основам ремесла, окупая издержки на свое образование («Рабочие школы»).

В теории Д. Локка выражен социоцентристский, формирующий подход к воспитанию. Соблазн создания «нового человека» на основании теории «чистой доски» (дальнейшее развитие теория получила в работах Гельвеция) проявился в социоцентристском подходе советской педагогики.

Краеугольным камнем его социальных и педагогических взглядов является естественное право человека быть свободным. Ж. -Ж. Руссо выдвинул теорию естественного и свободного воспитания. По его мнению, человек рождается справедливым, равноправным.

Воспитание должно следовать индивидуальной природе ребенка. Под природосообразностью воспитания Руссо понимал соответствие воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи.

Свобода - главное средство и условие воспитания. Одновременно и благо, и зло. Руссо требует уважения к личности ребенка, отмены всякого насилия: от телесных наказаний до подчинения воле воспитателя, навязывания готовых знаний.

Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает. Среда, общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе.

Три вида воспитания: воспитание природой, воспитание людьми (развитие и использование способностей человека), воспитание вещами (формируется собственный опыт человека) дол5кны быть гармонично связаны.

Ж. -Ж. Руссо оказал огромное влияние на становление развивающей парадигмы образования, его идеи и, в первую очередь, идея свободного воспитания оказала огромное воздействие на умы современников и последователей (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др. ).

Оппоненты традиционализма выработали развернутые теоретические обоснования формирования целостной личности, выступающей как объект и субъект педагогического процесса. Ими была выдвинута программа человеколюбивого, антиавторитарного воспитания. Представители реформаторской педагогики сыграли заметную роль в обновлении дидактической теории.

9й вопрос Проблемы демократизации и гуманизации школьной образовательной политики .Гуманистическая психология и педагогика А.Маслоу и Р.Роджерса

В трудах крупнейших представителей гуманистической психологии труды Э. Фромма, А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Р. Мэя, Г. Олпорта раскрыты необходимые условия гуманизации культуры как конструктивного изменения любых межличностных отношений: безоценочное позитивное принятие другого человека, его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное (искреннее, полное) самовыражение в общении с ним. Личностная культура, по мнению К. Роджерса, не формируется извне, но выстраивается изнутри, на основе внутреннего опыта самого человека. Выдвигая человекоцентрированный подход к образованию, ученый утверждал, что совокупность ценностей, связанная с личностным способом бытия (достоинство человека, свободный выбор и ответственность за его последствие) - основа гуманистических инноваций в образовании (3). А. Маслоу определяет в качестве главной идеи самореализации личности – развитие, становление личности, раскрытие ее личностных возможностей и способностей, непрерывное стремление к самореализации, к самовыражению, к проявлению экзистенциальных ценностей. Ученый создал иерархию потребностей, которая получила название «пирамиды Маслоу». Исследователь вводит в структуру высших ценностей культуры 15 определений, среди которых важное место занимают: правда, красота, благо, единство и цельность, принятие себя и других, склонность к проблемному мышлению, альтруизм, толерантность, крупномасштабность жизненных целей и др. (4). Важным вкладом в понимание проблемы развития культуры личности являются идеи В. Франкла, определившего, что культура личности формируется на основе внутреннего диалога, голоса совести как «смыслового органа». Ученый выделяет три группы ценностей, являющихся ключевыми для развития культуры личности: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения.

Творческая работа – это то, что мы даем жизни – первая ступень. То, что мы берем от мира с помощью переживания ценностей – вторая ступень. То, как мы относимся к судьбе, т.е. та позиция, которую мы занимаем – третья ступень. Таким образом, развитие культуры личности в гуманистической педагогике тесно взаимосвязано с представлениями о жизненном самоопределении. Это понятие характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья и стоит на первом месте в структуре целей воспитания, выступая как этап самореализации человеком своих сил и способностей.

Государственное воспитание обрело более определенные черты. Оно было направлено на формирование единства русского народа, защиты своего государства и т.д. Самые существенные перемены произошли в семейном воспитании. Православная церковь стала утверждать в русских людях идеал христианской семьи и семейного воспитания, построенного на христианских заповедях. Благодаря христианству стали меняться отношения в семьях. Уже при Ярославе отношения между супругами, между родителями и детьми начинают регулироваться законом.

Принятие христианства имело огромное значение для развития образования. Даже если до официального принятия христианства у славян и существовали школы, то с принятием христианства они кардинально изменились во всех своих компонентах: целях, содержании, методах, отношениях между учителями и учениками.

Образование в это время складывается в определенную систему, которая включает в себя начальные школы («ученье грамоте»); школы, дающие более высокий уровень образования – «ученье книжное» (княжеские и монастырские школы) и высшие школы, «училища».

Не меньшее значение придавалось риторике, поскольку умение правильно и красиво говорить было необходимо и священникам, и государственным деятелям. Кроме того, риторика включала в себя и этические знания. Ее изучали по трактату Георгия Хировску «О образах».

В этих школах учили иностранным языкам – прежде всего древнегреческому, латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский, живые языки соседних народов.

Вполне возможно, что в этих школах учили и арифметике, счету на абаке. В этом отношении большое значение имеет работа Р.А. Симонова, которому удалось, может быть, пока только отчасти, реконструировать общее содержание математической культуры Древней Руси, не уступающей культуре наиболее развитых государств того времени, и методику обучения арифметическим расчетам с помощью абака. Он пишет: «Если допустить, что Кирик использовал абак, то проблема «второй грамотности» на Руси, по крайней мере, персонифицируется. Можно утверждать, что Кирик не только продукт средневековой компьютеризации, но и первый известный по имени педагог, разрабатывавший методические принципы использования вычислительной техники в научных (для своей эпохи) вопросах времясчисления. Можно полагать, что благодаря использованию абака Кирик достиг результатов, которые являются вершиной интеллектуального подъема на Руси XII в.».

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям[7]. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем[8]. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Содержание понятия «семья» трансформируется вслед за социокультурным изменением общества[9]. Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком[10], а также легализованные в ряде стран однополые союзы[11].

17й вопрос Характеристика произведения римского педагога Марка Фабия Квинтилиана Об обучении риторов о подготовке ораторов

Пожалуй, любого человека, связавшего свою жизнь с ораторским искусством, а, тем более, начинающих ораторов, беспокоит вопрос, как можно стать поистине выдающимся и непревзойдённым мастером красноречия. И что же может быть в этом вопросе лучше, чем, рекомендации и советы от настоящего Учителя ораторского искусства?

Да, нет сомнений в том, что и в нашем времени, и в минувших десяти- и столетиях можно найти великих людей, способных взбудоражить своими речами умы миллионов, но, как и во многих вопросах в нашей жизни, чтобы понять суть, нужно вернуться к корням. И если говорить об ораторском мастерстве, то его истоки следует искать в Древнем Риме, а именно – в трудах Марка Фабия Квинтилиана.

Марк Фабий Квинтилиан – римский учитель красноречия (ритор), а также автор самого полного учебника по ораторскому искусству, который дошел до человечества с античных времён, под названием «Наставления оратору». Данный труд был обязателен для изучения во всех школах Рима, как и сочинения Цицерона. Квинтилиана считают не только человеком, выразившим вкусы высшего общества Рима, но ещё и реформатором литературного стиля, первым профессиональным учителем, который основал государственную школу, и первым классиком гуманной педагогики.

Труд Квинтилиана «Наставления оратору» был написан в двенадцати томах. Это очень продуманная работа, в которой систематизирован огромный объём знаний по ораторскому искусству, а также обобщён собственный опыт автора. Собственно, об идеях Квинтилиана мы и поговорим далее.

Для начала отметим, что сам Квинтилиан говорит о труде оратора, что тот очень разнообразен и обширен, и сказать о нём всё просто невозможно. Однако в своей работе он предпринимает попытки изложить всё самое важное из традиционных правил.

Говоря о воспитании будущего оратора, он говорит, что воспитывать его нужно с детских лет, и его учителя – родители, кормилицы и дядьки – должны учить его должным образом. В «Наставлении оратору» содержится огромнейшее количество методических рассуждений на тему обучения в детстве: учение должно представлять собой забаву, материал должен запоминаться учеником сознательно, и заниматься ученик должен обязательно чтением вслух и чистописанием.

Учитывая то, что речь оратора должна быть красивой, ясной и правильной, он должен изучать грамматику и эталонных ораторов, прозаиков и поэтов, а переходить к собственным сочинениям можно лишь после этого. Будущий мастер красноречия должен очень много знать – разбираться в музыке, философии, геометрии, произношении и других областях знаний.

Отдельная глава работы Квинтилиана посвящена и тому, как нужно работать учителю. Автор представляет систему особых упражнений, даёт рекомендации по чтению художественной литературы и речей именитых ораторов.

Квинтилиан считает, что риторические правила необязательно должны почитаться оратором как некие непреложные законы, ведь многое в них может изменяться, исходя из особенностей обстоятельств, ситуаций, времени и дел.

Кроме того, философ в своём труде отступает от уже ставших к его времени устоявшимися регламентов построения речей. Для него они представляют собой только руководство к действию, но не догмы – правила не должны ограничивать оратора в возможности быть самостоятельным. Автор приравнивает строгие ограничения к предписаниям полководцу, как ему располагать войска, но располагать их нужно так, как требует обстановка, а не шаблонно. Точно так же и в речах – оратор должен понимать сам, нужно выступление или нет, должно оно быть пространным, обращённым ко всем или к кому-то лично, требуется употреблять одну фигуру речи или другую, делать выступление длинным или оротким, непрерывным или разделённым на части и т.д.

В качестве альтернативы наказанию В.А. Сухомлинский предлагает методы обучения и воспитания, окрашенные положительными эмоциями ребенка: поощрение желания ребенка «быть хорошим» (получать одобрение воспитателя), стремления быть первым, любознательности. Именно эти качества являются движущими силами обучения и воспитания.

Каждому ребенку присуща жажда заслужить одобрение воспитателя, выглядеть в глазах взрослого в положительном свете. Ради достижения такой цели ребенок готов приложить максимум усилий. В.А. Сухомлинский строит свою воспитательную систему на основании этого позитивного стремления детей: «Гуманное отношение к ребенку означает понимание учителем той простой и мудрой истины, что без внутренних духовных усилий ребенка, без его желания быть хорошим немыслима школа, немыслимо воспитание» [4, стр. 26].

Желания ребенка «быть хорошим» выражается в том числе в его желании быть самым лучшим, стремлении к первенству. На основании многолетнего опыта В.А. Сухомлинский пришел к выводу, что все дети своеобразно талантливы и любой из них способен достичь лучших результатов в том или ином виде деятельности. Поэтому поощрение стремление ребенка к первенству является одним из условий гармоничного воспитания и развития уникальных талантов каждого ребенка: «Желание быть первым в учении, в творческом труде – это благородная человеческая черта, которую воспитателю необходимо всячески развивать у питомцев. Наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы каждый воспитанник на определенном этапе его духовного развития пережил ни с чем не сравнимую радость первенства. Каждому нужна моральная поддержка, а особенно тем, кто в силу самых разнообразных обстоятельств чувствует себя посредственностью. В школе нет ни одной посредственности, а значит, в жизни не будет ни одного несчастливого человека, если мудрость воспитателя «докопается» до «творческой жилки» в каждом воспитаннике и если его умело сказанное слово побудит к соревнованию творческих способностей» [4, стр. 29-30].

Ибрай Алтынсарин (каз. Ыбырай Алтынсарин) (20 октября (1 ноября) 1841, Аракарагайская волость, Николаевский уезд, Тургайская область, Российская империя — 17 июля (29 июля) 1889) — казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, учёный-этнограф. Автор казахских учебников: «Казахская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова.

Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов.

Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Открыл четыре двухклассных центральных русско—казахских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. А также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург.Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу, заботился о создании библиотеки при каждой школе. Около трех лет потратил на разработку казахского алфавита на основе русской графики. Еще до назначения на должность инспектора школ Тургайской области Алтынсарин приступил к составлению учебных пособии для учащихся русско-казахских школ. В 1879 году вышли в свет два учебных пособия «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Обе книги занимают особое место в истории культуры Казахстана как памятники письменной литературы, а также как учебные пособия, построенные по научному принципу. Большую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическое наследие Ибрая Алтынсарина. Основную его часть составляет переписка казахского просветителя с русскими друзьями, учителями и различного ранга представителями народного образования. И. Алтынсарин выступал и как ученый-этнограф. В его очерках вскрывается консервативная сущность патриархально-феодального быта и обычаев казахов. Особого внимания заслуживает труды И. Алтынсарина, посвященные преобразованию социально-экономического строя и хозяйственного быта казахского аула.

Интересны предложения прагматической педагогики в области нравственного и гражданского воспитания. Исследовались характер взаимоотношений в группе школьников, их суждения, оценки, нравственные понятия, применялось тестирование. Но основными критериями нравственности ДЬЮИ и его сторонники считали индивидуальный опыт и личный успех в освоении общественных ценностей, имея в виду прежде всего богатство и социальный престиж. Школа, которая является «обществом в миниатюре», должна максимально содействовать такому успеху и предотвращать социальные конфликты. Как и в обществе, ей нужны «лидеры» - наиболее авторитетные учащиеся. В их число и вообще в элиту попадают ученики, обладающие врожденной высокой одаренностью и «интеллектуальными импульсами» и соответствующей им деятельности - рабочим профессиям.

Прагматическая педагогика ДЬЮИ сыграла положительную роль в преобразовании прежней системы воспитания и образования, приближала школу к жизни, активизировала процесс обучения. Ее недостатки исходят из спорных и ошибочных положений прагматической философии. По мнению специалистов, они привели к некоторому снижению теоретического уровня школьного образования и принятых критериев знаний учащихся. Среди последователей ДЬЮИ немало видных педагогов: Килпатрик, Рогг, Уошберг, Бортон и др. Отдельные идеи педагогики (комплексные программы, метод проектов) в 20-е гг. были восприняты советской школой.

Высоко чтил арабский мир ученого и философа ал-Фара-би (870 - 950). Аль-Фараби глубоко и оригинально видел ряд сущностных педагогических проблем. Противник клерикализма, он утверждал, что лишь безумцы могут полагать, что высшее благо находится вне существующего мира. Цель воспитания, по Фа-раби, - подвести человека к этому благу через поощрение стремления совершать добрые дела. Осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания.

Фараби предложил систему приемов воспитания добродетелей. Приемы делились на "жесткие" и "мягкие". Если воспитанник проявляет желание учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Если же подопечный педагога злобен, нерадив, своенравен, вполне оправданны наказания - "жесткое" воспитание.Аль-Фараби является основоположником арабоязычного перипатетизма[12]. Поэтому его идеи о бытии близки идеям аристотелизма, а также — неоплатонизма.

Начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существования. Для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир.

Остальным причинам присуща множественность. Из первой причины образуются вторые причины —небесные тела. Третьей причиной является космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными предметами.

К философским сочинениям аль-Фараби относятся:

«Слово о субстанции»«Существо вопросов»«Книга о законах»«Книга о постоянстве движения вселенной»«О смысле разума»«Книга о разуме юных»«Большая сокращенная книга по логике»«Книга введения в логику»«Книга доказательства»«Книга об условиях силлогизма»«Трактат о сущности души»«Слово о сновидениях»

В начале 1918 года поэт был арестован представителями партии «Уш жуз» и около 7 месяцев просидел в тюрьме Омска. Здесь им написаны полные грусти и страдания стихотворения: «Жан-жарым-ды бір суйеін тусімде» («Поцелую любимую во сне»), посвященную молодой жене (Магжан перед окончанием семинарии женился на внучатой племяннице Чокана Валиханова красавице Зейнеп, которая умерла при родах).

В 1922 году приглашен председателем Совнаркома Туркестанского края Тураром Рыскуловым преподавать в Казахско-кыргызском институте просвещения в Ташкенте. Активно сотрудничает в газетах и журналах («Акжол», «Сана», «Шолпан» и др.), публикует множество стихов и поэм, а также ряд исследовательских литературных работ. Выпускает второй сборник стихов и поэм в Ташкенте и издаёт в Оренбурге фундаментальный научный труд «Педагогика».

В 1923 году по приглашению наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского преподает восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Одновременно в 1923-26 годах учится в Московском литературно-художественном институте, возглавляемом В. Брюсовым. В Москве переводит на казахский произведения Лермонтова, Кольцова, Бальмонта, Мережковского, Вс. Иванова, Мамина-Сибиряка, Горького, Блока, а также стихи и поэмы Гете, Гейне и др. зарубежных поэтов. «Его называли казахским Пушкиным, сравнивали с Байроном и Шекспиром, говорили, что внешне он чем-то, даже, похож на Сергея Есенина — то ли волнами вьющихся волос, только не русых, а черных, как смоль, то ли открытой, как североказахстанская степь, и распахнутой навстречу самой жизни искренностью в глазах, только не синих и озорных, а темных, как степная ночь, и кажется, чуть подёрнутых дымкой печали, что по утрам таяла над войлоком юрт его родного аула, то ли по-есенински пронзительными до слез, полными глубочайшего лиризма стихами, музыка которых понятна душе» (В. Шестериков).

Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьёй казахского поэта Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауэз был другом и почитателем творчества Абая. Отец Абая Кунанбай был женат на Нурганым, сестре Ауэза. Абай приезжал к Ауэзу на празднества по поводу рождения его внука Мухтара.

Мухтар Ауэзов рано лишился родителей: отец Омархан умер в 1900 году, мать Нуржамал — в 1912. Маленький Мухтар воспитывается у дяди Касымбека, который в 1907 году после года учёбы в медресе устроил мальчика в 5-классное городское русское училище в Семипалатинске на земскую стипендию Чингизской волости. В 1912—1913 году учебном году Мухтар с отличием закончил первый класс учительской семинарии, а завершил обучение в Семипалатинской учительской семинарии в 1919 году.

В 1917 году в юрте жены Абая Айгерим в виде подарка по случаю выдачи замуж и проводов Акыш, внучки Абая, была поставлена первая написанная Мухтаром Ауэзовым пьеса «Енлик-Кебек». Первыми самодеятельными артистами-любителями были внуки Абая и близкие родственники автора пьесы.

Летом 1917 года по старинному обычаю и по воле близких родственников Мухтар женился на 15-летней красавице Райхан. В 1918 году у них родилась дочь Мугамиля (1918—2009), а через год — сын Чокан, рано ушедший из жизни. В 1920 году их брак распался, при разводе Мухтар забрал себе дочь, о которой заботился всю жизнь.

В 1918 году Мухтар Ауэзов и Жусупбек Аймауытов издавали в Семипалатинске журнал «Абай», который после выхода двенадцатого номера был закрыт по идеологическим мотивам. С 1 декабря 1919 года в Семипалатинске окончательно установилась Советская власть. В 1919 году Мухтар Ауэзов вступил в партию большевиков и продвинулся впоследствии по партийной линии до должности председателя Семипалатинского губисполкома и секретаря КазЦИКа в Оренбурге (тогда — столице Киргизской Автономной ССР), одновременно пробуя силы в драматургии и журналистике.

Осенью 1922 года за «нарушение партдисциплины» и «проявления национализма» Ауэзов был исключён из партии большевиков, в которой состоял три с половиной года. Он оставил свой пост в Оренбурге и поступил вольнослушателем в Среднеазиатский Туркестанский университет в Ташкенте, сотрудничая в журнале «Шолпан»

Весной 1923 года Мухтар Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и фольклориста Абубакира Диваева, выпускника Оренбургского кадетского корпуса, принимал участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда «для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера, Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая — философских заметок и стихов. Спутниками Ауэзова были бывшие известные алашординцы Халел Досмухамедов и Магжан Жумабаев, впоследствии это сотрудничество послужило поводом для обвинения Ауэзова в причастности к «Алаш-Орде».

В октябре 1923 году поступил на филологическое отделение Ленинградского государственного университета. Там произошло знакомство Мухтара Ауэзова и Валентины Николаевны Кузьминой, которая стала его третьей супругой. Но после первого курса он вернулся в Казахстан. Осенью 1925 года снова поехал в Ленинград и закончил учёбу в 1928 году. По окончании Ленинградского университета в августе 1928 года молодая семья переехала в Ташкент, здесь он поступил в аспирантуру Среднеазиатского университета, одновременно преподавая. В 1929 году родилась их дочь Лейла, впоследствии доктор исторических наук, директор Дома-Музея Мухтара Ауэзова.

Й вопрос Педагогическое наследие К.Бержанова Вопросы истории становления и развитися казахской нац школы Картбай Бекемович Бержанов (20 декабря 1924, Сайкудук, Акжаикский район Западно-Казахстанской области — 23 февраля 1975, Алматы) — казахский советский ученый, доктор педагогических наук (1965), профессор (1967).

Биография[править | править код]

Й вопрос К Сатпаев первый президент Академии наук Казахской .сСр

Каны́ш Иманта́евич Сатпа́ев, каз. Қаныш Имантайұлы Сәтбаев (31 марта [12 апреля] 1899, аул Аккелинской волости[1], Павлодарский уезд, Российская империя — 31 января 1964, Москва) — советский академик геолог, организатор науки и общественный деятель[2]. Один из основателей советской металлогенической науки, основоположник казахстанской школы металлогении[3][4].

Доктор геолого-минералогических наук (1942), профессор (1950), академик АН Казахской ССР (1946), действительный член АН СССР (1946), первый президент Академии наук Казахской ССР[5]. Получил известность как геолог, открывший Улутау-Джезказганское месторождение меди, бывшее на то время крупнейшим по прогнозируемым запасам[6].Каныш Сатпаев начал задумываться над созданием в Казахстане Академии наук ещё в 1944 году. С августа того года были начаты подготовительные мероприятия. Активно велась переписка с отделом науки ЦК КПСС. К. И. Сатпаев регулярно совершал командировки в Москву, где доказывал необходимость организации Академии наук КазССР в Совете баз и филиалов АН СССР, отделе науки ЦК КПСС и Академии наук СССР. В период с 1944 по 1946 годы было создано 11 новых научно-исследовательских институтов. Также был разработан проект главного здания будущей академии, автором которого был архитектор А. В. Щусев[16].

1 июня 1946 года в здании театра оперы и балета им. Абая состоялась официальная церемония открытия Академии наук КазССР. Два дня спустя, 3 июня, на первом общем собрании Академии, состоявшемся в зале заседаний Президиума Верховного Совета КазССР, Каныш Сатпаев был избран её академиком и президентом. В том же году Сатпаев был избран академиком Академии наук СССР и депутатом Верховного Совета СССР 2 созыва. В 1947 году он был избран членом Президиума комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете министров СССР и оставался им до конца жизни. В 1949 году Каныш Имантаевич был избран членом ЦК КП(б) Казахстана. В 1950 году он был утверждён в учёном звании профессора по специальности «геология» и избран депутатом Верховного Совета СССР 3 созыва. В 1951 году Сатпаев, по поручению Президиума АН СССР, принял участие в организационной сессии Академии наук Таджикской ССР. На данной сессии Каныш Имантаевич был избран почётным членом таджикской академии.

Освобождение от должности[править | править код]

«Сгущение туч» над Академией наук и её руководителем Сатпаевым началось в конце 1946 года, когда была организована комиссия ЦК КП Казахстана для проверки деятельности Института языка и литературы АН КазССР. Комиссией было принято постановление о том, что институтом были допущены грубые политические ошибки в оценке творчества многих деятелей прошлого и извращения националистического характера. Далее постановление гласило:

«…это могло произойти потому, что руководство Академии наук Казахской ССР…нарушило большевистский принцип подбора кадров, в результате чего институт оказался засорённым социально чуждыми и случайными людьми…Президиум Академии наук КазССР не обеспечил должное руководство Отделением общественных наук и, в частности, Институтом языка и литературы…»

В последующие годы Академия наук испытывала большой наплыв комиссий и проверок в научных учреждениях биологического профиля. Также Академия подверглась крупным проверкам в рамках «Дела врачей»[17]. В 1951 году учёные Х. Д. Джумалиев, Е. Исмаилов, писатель М. О. Ауэзов и композитор А. К. Жубанов были обвинены в национализме. Канышу Сатпаеву было сказано о необходимости уволить данных людей. В ответ Сатпаев сказал: «Вот мой ответ: я не дам согласия на такую безосновательную чистку ни в одном из вверенных мне научных учреждений, во всяком случае, пока я руковожу ими»[18]. В том же 1951 году острой критике подвергся и сам Каныш Сатпаев. Его обвинили в сокрытии социального происхождения при вступлении в партию, опеке националистов и сокрытии того, что в 1917 году он был агитатором партии «Алаш-Орда». Затем Бюро ЦК КП Казахстана своим решением от 23 ноября 1951 года сняло его с поста президента и члена президиума Академии наук Казахской ССР[17].

Вскоре после этого вероятным стало и освобождение Сатпаева с поста директора Института геологических наук АН КазССР. Посыпалась критика в адрес стиля его руководства. Недовольные лица писали жалобы в высшие инстанции, вследствие чего институт стали посещать различные комиссии и проверки[18]. Благодаря поддержке руководства АН СССР должность директора удалось сохранить[17].

Деятельность после увольнения[править | править код]

После того, как Сатпаев был уволен с поста главы АН Казахской ССР, президент союзной академии А. Н. Несмеянов предложил ему занять пост председателя Уральского отделения АН СССР. Однако Каныш Имантаевич отказался и предпочёл остаться в Алма-Ате на должности директора Института геологических наук.

Ещё в 1942 году в геологическом институте возникла идея о составлении металлогенических прогнозных карт полезных ископаемых Центрального Казахстана. В 1952 году Сатпаев собрал группу геологов и принялся за осуществление данной идеи. В состав группы вошли Р. А. Борукаев, И. И. Бок, Г. Ц. Медоев, Г. Н. Щерба, Д. Н. Казанли, И. П. Новохатский и Г. Б. Жилинский. Годом раньше, в 1951-м, исследования в этой же области начал коллектив ВСЕГЕИ

В первый год научных исследований группа учёных-геологов под руководством Сатпаева разрабатывает отличный от существовавших прежде «Комплексный метод формационного металлогенического анализа и прогноза месторождений», который впоследствии служил основой для комплексных металлогенических исследований в СССР[19]. В 1953 году они составили рабочие макеты прогнозной карты. Также, параллельно с исследованиями и разработками, в Алма-Ате регулярно проходили научные конференции, на которых обсуждались достигнутые результаты и планы дальнейших действий. В 1954 году состоялась заключительная конференция, по результатам которой прогнозная карта была рекомендована на проверку в производственных условиях. Следом за Институтом геологических наук АН КазССР завершает свою работу по составлению карты коллектив ВСЕГЕИ.

В течение следующих четырёх лет, с 1954 по 1958 годы, карты подвергались проверке на точность и качество, на эту тему велись научные споры. Окончательные итоги были подведены в декабре 1958 года: прогнозная карта, разработанная Институтом геологических наук АН КазССР была признана наиболее точной. В связи с этим группе геологов во главе с Канышем Сатпаевым была присуждена Ленинская премия[20].

71 й вопрос Закон об образовании Рк основные направления Современные концепции образования и воспитания Государственная программа развития образования Рк на 2011-2020годы Программа Болашак

Государственная политика Казахстана в области образования после 1991 года осуществлялась в направлении реформирования законодательной базы, системы управления и финансирования образования в контексте задачи качественного преобразование системы образования. Реформирование высшего образования в республике наиболее интенсивно стало проводиться с 1995 года.

За годы независимости Казахстана этапы реформирования системы высшего образования можно условно подразделить на следующие.

Первый этап (1991-1994гг.). Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.

Государственная политика Казахстана в области образования после 1991 года осуществлялась в направлении реформирования законодательной базы, системы управления и финансирования образования в контексте задачи качественного преобразование системы образования. Реформирование высшего образования в республике наиболее интенсивно стало проводиться с 1995 года.

За годы независимости Казахстана этапы реформирования системы высшего образования можно условно подразделить на следующие.

Первый этап (1991-1994гг.).

Второй этап (1995-1998гг.). Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.

Третий этап (1999-2000гг.). Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.

Четвертый этап (начало 2001-2007гг.). Стратегическое развитие системы высшего и среднего образования.

Согласно проведенным реформам в сфере образования в 90-годы были достигнуты демократический характер управления образованием; расширены полномочия образовательных учреждений; гарантированы государством бесплатность среднего общего и начального профессионального образования в государственных учебных заведениях; внедрены принцип триязычия; узаконены негосударственный сектор образования и право на получение образования в РК наравне с гражданами РК, для лиц казахской национальности, являющихся гражданами других государств; созданы законодательная основа для внедрения системы кредитования в виде образовательного гранта или кредита; проведены реструктуризация сети вузов и научно-исследовательских институтов для повышения маневренности и мобильности; признаны автономия вузов как одного из основных условий социальной эффективности высшего образования.

Новый этап развития Казахстана ориентирован на ускоренное продвижение государства в сообщество 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В связи с этим, политика в области образования направлена на формирование национальной модели образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

Документом, определяющим долгосрочные приоритеты в области образования, является «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года», разработанный в целях реализации долгосрочной стратегии «Казахстан-2030». На основе этого документа были составлены две государственные среднесрочные программы развития образования, первая из которых была утверждена в 2000 году (на период 2000-2005 гг.), вторая – в 2004 году (на период 2005-2010 гг.). Государственная программа развития образования в РК до 2010 года была разработана на базе Концепции развития системы образования РК до 2015 года, одобренной правительством в феврале 2004 года.

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы приоритеты образовательной политики были нацелены на поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики. Программа будет реализовываться в два этапа: первый этап – 2005-2007 годы, второй этап – 2008-2010 годы. Объем расходов государственного бюджета, необходимых для реализации Программы, составит 330 812,0 млн. тенге, в том числе из средств республиканского бюджета 175769,8 млн. тенге, из средств местных бюджетов 155 042,2 млн. тенге.

Программой предусмотрены следующие основные направления развития: переход на 12-летнее среднее общее образование; создание системы технического и профессионального образования; обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров – бакалавриат-магистратура-докторантура (Ph.D), основанной на системе академических кредитов, соответствующей положениям Болонской декларации и международным стандартам; создание национальной системы оценки качества образования.

Основные направления данной программы законодательно закреплены в новом Законе РК «Об образовании», утвержденного 27 июля 2007г. который соответствует потребностям экономической и общественной модернизации и учитывает международные требования к новым образовательным системам. Структура казахстанской системы приведена в соответствие с критериями классификации образовательных программ Международной стандартной классификации образования МСКО-1997, рекомендованной ЮНЕСКО. Так, согласно статье 8 нового закона, образовательная система включает семь уровней. Первый из них — дошкольное воспитание и обучение. Затем следуют начальное, основное среднее, среднее, послесреднее, высшее и, наконец, послевузовское образование.

Интернационализация высшего образования является важным аспектом для достижения намерений Казахстана стать более конкурентоспособной страной, которая заключается во внедрении международных аспектов во все направления обучения и исследовательской работы, как на уровне национальной политики, так и на уровне учебных заведений. Уже предприняты некоторые меры, заслуживающие одобрения, в том числе создание программы «Болашак», принятие Болонского процесса и подготовка к принятию Лиссабонской конвенции по взаимному признанию дипломов и квалификаций в сфере высшего образования.

Финансирование образования в сравнении с прошлым годом увеличилось на 40%, а с 2005г. – в два раза. В 2007 году расходы республиканского бюджета на образование составят 1,1 % к валовому внутреннему продукту. Бюджет Министерства образования и науки составлял в 2004 году 31 миллиард, в 2007 – 131,5 миллиард тенге. Доля в ВВП- 3,5 процентов. Это соответствует уровню таких стран, как Германия, Финляндия, Словакия, Испания, и в ближайшие годы мы достигнем среднемирового уровня финансирования образования. На реализацию социальных программ для студентов и учащихся колледжей из республиканского бюджета предусмотрено выделить около 974 млн. тенге

Системные меры принимаются по повышению качества среднего образования и школ. Проводится укрепление материально-технической базы школ. Осуществляется поставка оборудования для кабинетов физики, химии, современной компьютерной техники. Соотношение обеспеченности компьютерами школьников составит к 2008 году не менее 1 к 20 (сейчас 1:26). По поручению Президента страны с целью ликвидации 3-хсменного обучения и замены аварийных зданий школ в течение трех лет в регионах Казахстана будет построено 100 новых школ. Прорабатывается вопрос строительства частных школ с изучением предметов на трех языках.

Осуществлена подготовительная работа по внедрению в учебный процесс организаций образования Мультисервисной информационно-образовательной системы (МИОС). Проект обеспечит широкополосный нелимитированный доступ школ к Интернету через КазСатНет. Это, в свою очередь, приведет к развитию самостоятельной работы школьника, разгрузки педагогов и, в целом, к повышению качества образования.

Разрабатывается Государственная программа развития технического и профессионального образования на 2008 – 2010 годы. Принятие госпрограммы позволит обеспечить подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда. Будет увеличен госзаказ, расширена сеть профшкол, укреплена материальная база с участием средств бизнеса, расширено социальное партнерство. В перечень прорывных проектов, реализуемых с участием инвесторов, предложено включить строительство 15 профшкол для нефтегазовой, машиностроительной, металлургической, металлообрабатывающей промышленности, строительства и транспорта.

В соответствии с требованиями Болонского процесса Казахстан перешел к трехуровневой модели подготовки кадров: бакалавриат – магистратура – докторантура Ph.D. 42 вуза прошли сертификационный аудит систем менеджмента качества в европейских агентствах. Определен перечень приоритетных специальностей для подготовки кадров по докторским и магистерским программам с учетом кластерных инициатив.

85 й вопрос Современные тенденции развития образования в РК Структура среднего обарзования Сутпени среднего общего образования начальная

Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:

– формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;

– социальная адаптация школьников к жизни в обществе;

– воспитание гражданственности и любви к Родине;

– обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано:

"Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам".Среднее общее образование гарантировано и является обязательным для всех граждан. Помимо этого, приоритетами среднего общего образования являются информатизация и обновление содержания образования.

Перед системой среднего общего образования стоят следующие задачи:

– охват обучением всех школьного возраста

– реализация государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования;

– повышение качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов;

– обеспечение мер по охране здоровья учащихся и педагогов.

Среднее общее образование приобретается поэтапно путем усвоения образовательных программ трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 или 12 классы). Указанные ступени могут функционировать вместе, в одном общеобразовательном учреждении, или раздельно, в начальной или основной общеобразовательной школе.

В республике функционируют 8290 школ, где обучаются 3117,7 тыс. детей, в том числе 8191 общеобразовательная школа с 3097, 0 тыс. учащихся.

Наряду с дневными школами действуют 31 вечерние общеобразовательные школы.

Развивается сеть общеобразовательных учреждений нового типа (гимназии и лицеи), число которых составляет 320, в том числе гимназий – 178, лицеев – 142.

С учетом этнических потребностей населения обучение в школах ведется на 7 языках. Из общего числа школ - 3474 ведут обучение на казахском языке, 2514 — на русском, 2107 — на русском и казахском, 78 школ - на узбекском, 13 — на уйгурском, 3 — на таджикском, 1 школа — на украинском и 1 школа — на немецком языках. В местах компактного проживания малочисленных национальностей организовано изучение 14 родных языков. <

Бай Кунанбаев - великий казахский поэт, просветитель и мыслитель, классик, основоположник казахской национальной письменной литературы. Родился в Чингизских горах Семипалатинской области, в кочевьях рода тобыкты.

Учился в медресе мулы Ахмет Ризы в Семипалатинске, где широко ознакомился с арабской и персидской литературой, с лучшими произведениями классиков Ближнего Востока: Фирдоуси, Низами, Саади, Хафиза и др. В годы своего пребывания в Семипалатинске Абай посещает русскую школу, много занимается в публичной библиотеке, знакомится с русскими политическими ссыльными Е.П. Михаэлисом, М.И. Долгополовым и другими. Все это наложило отпечаток на формирование его прогрессивных взглядов, на творческое мировоззрение поэта.

В творчестве поэта в особом ряду стоят поэмы “Масгуд” (1887), “Искандер” и “Сказание об Азиме”, отражающие своеобразное отношение к старинной культуре. Поэма об Искандере посвящена Александру Македонскому. Абай осуждает алчность завоевателя и противопоставляет ему разум в лице Аристотеля. “Сказание об Азиме” – образец оригинальной переработки сюжетов восточной классической литературы. В поэме “Масгуд” излагается мысль о необходимости приобретения знаний.

Как новатор Абай ввел новые стихотворные формы, ранее неизвестные казахской литературе. Придерживаясь основных принципов казахского стихосложения, Абай сумел открыть новые пути для широкого использования возможностей родного языка. Стихи Абая сделали казахскую поэзию богаче и в жанровом отношении.

Абай был также и композитором, знатоком и ценителем народной музыки. На основе лучших традиций русской классической литературы Абай обогатил свое творчество, выполнив перевод на казахский язык ряда произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова. Абай один из первых выдвинул идею сближения казахского общества с русским народом, призвав казахский народ приобщаться к лучшим образцам русской, а через нее - и мировой культуры.

Поэзия Абая отличается исключительной простотой и изяществом художественных приемов, являя собой пример высокого мастерства и таланта поэта. Лучшие представители казахской культуры – Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов, Жусипбек Аймауытов, Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Таир Жароков и другие – были воспитаны на его литературном наследии.

При жизни лишь несколько стихов Абая увидели свет на страницах газет. Только в 1909 году – через пять лет после его смерти – в Петербурге вышел сборник его произведений под названием “Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева”. Тираж его составил всего 1 тысячу экземпляров. С 1930 года произведения Абая печатаются в Алматы отдельными изданиями на казахском и русском языках. Его бесценное наследие опубликовано на 60 языках народов мира. Именем великого сына казахского народа названы - проспект в Алматы, первое высшее учебное заведение Казахстана – Алматинский Государственный университет, учреждена государственная премия имени Абая в области художественной литературы. Имя Абая носит театр оперы и балета в Алматы, город в Карагандинской области, вершина в Малом Алматинском отроге хребта Заилийский Алатау (высота 4010 метров над уровнем моря).

й вопрос  История педагогики как наука

История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.

Будучи в культурном и историческом плане масштабным явлением, всемирный историко педагогический процесс выступает объектом рассмотрения многих наук, что и определяет межпредметные связи истории педагогики и образования. Ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, теория обучения и воспитания, характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для истории педагогики и образования она является теоретической основой осмысления педагогических явлений и теорий прошлого. История рассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох. Культурология изучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры.

Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. Исходя из данного определения предмета науки в структуре историко-педагогических знаний можно выделить две основные предметные зоны: исследование теории и практики. Каждая из этих зон как область исследования обладает относительной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, поскольку педагогика представляет собой одну из форм духовного и практического освоения мира, а педагогическая практика (от политики государства в области образования до образовательной деятельности семьи, школы и др.) является источником и сферой реализации педагогических идей. Синтез знаний, полученных в каждой из этих предметных зон, позволяет воссоздать целостную картину историко-педагогического процесса и раскрыть закономерности его развития.

История образования как отрасль педагогики выполняет следующие научно-теоретические задачи: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; 2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств, которые разработали поколения педагогов; 3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи; 4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.

К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

Таким образом, изучение истории образования и педагогической мысли помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.165 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь