Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Свобода передвижений по классу.



Специально подготовленный Монтессори-педагог.|.С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.В начале XX в. на Западе была выработана новая теоретическая парадигма воспитания и обучения – так называемая реформаторская педагогика или новое воспитание. Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике образования, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Антитрадиционализм искал иные пути формирования личности на протяжении всего детства, чтобы, по словам швейцарского педагога Адольфа Феръера (1879–1960), готовить "не сухих интеллектуалов, а живых людей, успешно действующих во всякой социальной среде".

Многие ведущие теоретики реформаторской педагогики были не кабинетными учеными, а практическими учителями и наставниками. Так, основавший в 1907 г. в Брюсселе нетрадиционное учебное заведение "Эрмитаж" бельгийский педагог Овид Декроли (1871 – 1932), который высказал и осуществил идею метода центров интересов в виде группировки учебного материала в соответствии с детскими потребностями, писал, что педагогическая деятельность должна способствовать осознанию ребенком своего "Я", познанию среды обитания, где предстоит осуществить свои идеалы, цели и желания. Польский педагог Януш Корчах (1878–1942) считал в воспитании исходным пунктом личность и благо ребенка. Он призывал не забывать, что дети не только обладают особыми свойствами, но и равны взрослым в своем праве на уважение: "Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке". Корчак предостерегал от "однополярного" воспитания, напоминая, что следует посвятить ребенка нс только в добрые идеалы, но и привить сопротивляемость злу и конформизму: "Теоретизируя, мы забываем, что обязаны учить ребенка не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать". Сам педагог показал пример гуманного бунтарства, пойдя со своими воспитанниками на смерть, в газовые камеры фашистского концлагеря.

Оппоненты традиционализма выработали развернутые теоретические обоснования формирования целостной личности, выступающей как объект и субъект педагогического процесса. Ими была выдвинута программа человеколюбивого, антиавторитарного воспитания. Представители реформаторской педагогики сыграли заметную роль в обновлении дидактической теории.

9й вопрос Проблемы демократизации и гуманизации школьной образовательной политики .Гуманистическая психология и педагогика А.Маслоу и Р.Роджерса

В трудах крупнейших представителей гуманистической психологии труды Э. Фромма, А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Р. Мэя, Г. Олпорта раскрыты необходимые условия гуманизации культуры как конструктивного изменения любых межличностных отношений: безоценочное позитивное принятие другого человека, его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное (искреннее, полное) самовыражение в общении с ним. Личностная культура, по мнению К. Роджерса, не формируется извне, но выстраивается изнутри, на основе внутреннего опыта самого человека. Выдвигая человекоцентрированный подход к образованию, ученый утверждал, что совокупность ценностей, связанная с личностным способом бытия (достоинство человека, свободный выбор и ответственность за его последствие) - основа гуманистических инноваций в образовании (3). А. Маслоу определяет в качестве главной идеи самореализации личности – развитие, становление личности, раскрытие ее личностных возможностей и способностей, непрерывное стремление к самореализации, к самовыражению, к проявлению экзистенциальных ценностей. Ученый создал иерархию потребностей, которая получила название «пирамиды Маслоу». Исследователь вводит в структуру высших ценностей культуры 15 определений, среди которых важное место занимают: правда, красота, благо, единство и цельность, принятие себя и других, склонность к проблемному мышлению, альтруизм, толерантность, крупномасштабность жизненных целей и др. (4). Важным вкладом в понимание проблемы развития культуры личности являются идеи В. Франкла, определившего, что культура личности формируется на основе внутреннего диалога, голоса совести как «смыслового органа». Ученый выделяет три группы ценностей, являющихся ключевыми для развития культуры личности: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения.

Творческая работа – это то, что мы даем жизни – первая ступень. То, что мы берем от мира с помощью переживания ценностей – вторая ступень. То, как мы относимся к судьбе, т.е. та позиция, которую мы занимаем – третья ступень. Таким образом, развитие культуры личности в гуманистической педагогике тесно взаимосвязано с представлениями о жизненном самоопределении. Это понятие характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья и стоит на первом месте в структуре целей воспитания, выступая как этап самореализации человеком своих сил и способностей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь